Теоретические основы конфликтов и их конструктивного разрешения в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 22:17, курсовая работа

Краткое описание

Конфликт является неотъемлемым элементом функционирования любого общества. В современном обществе, в условиях когда ежедневно увеличивается «скорость жизни», когда стрессы знакомы почти любому не понаслышке, когда каждый к чему-то стремится и чего-то боится, проблемы, поставленные конфликтологией – предотвращение, анализ, прекращение конфликтов – стали особенно актуальны. Эти проблемы актуальны, прежде всего, потому, что конфликты могут присутствовать в любой сфере жизнедеятельности общества, а конфликт, пущенный на самотек, может привести к нежелательным последствия как для отдельных индивидов, так и для общества.
Сейчас, как никогда, важно с детских лет воспитывать у детей внимательное отношение к окружающим, подготавливать их к доброжелательному отношению к людям, учить к сотрудничеству.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Теоретические основы конфликтов и их конструктивного разрешения в подростковом возрасте…………………………………………...6
1.1. Проблема конфликтов в философских, психолого-педагогических и социологических исследованиях………………………………………………...6
1.2 Психологические особенности подросткового возраста…………………18
1.3. Механизм разрешения конфликтов в подростковой среде...…………….30
Выводы по первой главе………………………………………………………...45
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по изучению подростковых конфликтов……………………………………………………………………….48
2. 1. Диагностика уровня конфликтности учащихся подросткового возраста……………………………………………………………..…………….48
2.2. Пути решения конфликтных ситуаций…………………………………….61
Выводы по второй главе…………………………………………………………73
Заключение ……………………………………………………………………….76
Список источников и литературы………………………...………………………80

Файлы: 1 файл

диплом Психолого-педагогическиу условия снижения уровня конфликтности на уроках ф.к..doc

— 612.00 Кб (Скачать)

Успешность разрешения конфликта зависит как от уровня развития сознания конфликтующих сторон, характера и условий его развития, так и от правильной оценки и выбора путей разрешения.

Следовательно, нам необходимо не только научиться распознавать сущность каждого конкретного конфликта, выявлять и нейтрализовать деструктивную сторону конфликтного взаимодействия и разрешать противоречия, но и научить этому подростков, т. е. сформировать у них опыт конструктивного разрешения конфликтов.

Одним из основных условий этого процесса является знание структурных, функциональных и сущностных характеристик конфликта.

 

 

 

 

 

 

                 1.2 Психологические особенности  подросткового возраста

 

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке,  возникают и формируются новые психологические образования. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста [12; 429].

Подростковый возраст - это период развития детей от 11-12 до 14-15 лет, (что соответственно приблизительно, среднему школьному возрасту, учащимся 5-7 классов), отличающийся мощным подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой организма. В это время происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, энергичный рост моральных и интеллектуальных сил. Подростковый возраст называется иначе переходным возрастом, так как он характеризуется переходом от детского состояния к взрослому, от незрелости к зрелости. Подросток - уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Это развитие завершается примерно к 15-16 годам превращением подростка в юношу или девушку [18; 291].

Важно отметить, что к этим годам подросток становится зрелым в половом отношении, но его физическое духовное развитие еще далеко не завершено, физическая и духовная зрелость наступает примерно, на 3-4 года позже.

Стремление ко всему новому, необычному, интерес к технике                   и  к  технической  новинке,  желание  быть  на  «равной  ноге»  с  взрослыми, стремление к активной деятельности,- созерцание не удовлетворяет подростка [4; 61].

Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст исканий, особенно, если это имеет общественное значение, возраст кипучей деятельности, энергичных движений. Эти качества часто находят свое проявление в весьма неорганизованной форме. Соответствующих указаний и внушение со стороны  взрослых и в школе и дома более чем достаточно [12; 301].

В подростковом возрасте начинают складываться и закрепляться черты характера. Разумеется, формирование характера не начинается и не заканчивается в этом возрасте. Известно, что характер формируется и изменяется в течение жизни человека. Еще в дошкольном возрасте намечаются первые контуры будущего характера человека, складываются те или иные привычные способы и формы поведения. С другой стороны, и в старшем школьном возрасте, возрасте ранней юности, продолжается весьма интенсивное формирование характера. Тем не менее, подростковый возраст в отличие от дошкольного и младшего школьного возрастов – это возраст, когда формирование характера приобретает заметное место в общем процессе развития [11; 391].

Одной из наиболее характерных особенностей подростка, связанных              с ростом его самосознание, как уже указывалось, является ярко              выраженное стремление к самостоятельности, стремление показать свою «взрослость».

Подросток отстаивает свои взгляды и суждения, добиваясь того,            чтобы взрослые считались с его мнением. Он считает себя достаточно взрослым, хочет иметь одинаковые с ним права, претендует на то, чтобы окружающие относились к нему как к равному, причем не только на словах, но и на деле.

Подросток имеет некоторые основания считать, что он уже не маленький  ребенок. Он  чувствует  общее  нарастание  своих  сил  и  энергии, видит, как быстро увеличивается его рост, выносливость               замечает появление у себя вторичных половых признаков, словом                чувствует себя физически зрелым. Далее подросток отдает себе отчет                      в том, что его знания, навыки и умения становятся значительно                        более обширным, кое в чем в этом отношении он начинает превосходить взрослых, в частичности своих родителей. Его технические знания                           и навыки позволяют ему справляться с теми задачами, которые               затрудняют некоторых взрослых (менять электропробки, чинить электроприборы, водопроводные краны и т.д.). Его познания в              иностранном языке, а часто и в других науках, также нередко превосходит познания взрослых, во многих вещах и явлениях он может                     разбираться самостоятельно. Наконец, подросток чувствует, что его             участие в жизни взрослых людей становится значительно большим,                    чем в младшем школьном возрасте – он оказывает значительную                помощь родителям, например, пилит и колет дрова, зачастую несет               весьма ответственные обязанности в семье (например, по уходу за     младшими братьями и сестрами). Значительно повышается участие подростка в общественной жизни – часто он уже комсомолец, староста класса, редактор стенгазеты, активный помощник учителя физики, химии  или биологии по подготовке лабораторных опытов, на пришкольном участке [6; 119].

Переоценивая значение своих возросших возможностей, подростки приходят к убеждению, что они в сущности уже ничем (или почти ничем) не отличаются от взрослых людей.

Отсюда стремление подростков к самостоятельности и известной «независимости», отсюда -  их болезненное самолюбие и обидчивость,  острая реакция на попытки взрослых недооценивать их права и                интересы. Полезное и хорошее, вообще говоря, стремление к самостоятельности часто осложняется у подростков в силу повышенной чувствительности к оценке личности и поведения взрослыми и может принять, если это взрослыми не учитывается, отрицательные формы сопротивления чужому влиянию, непризнание авторитета взрослых, игнорирование предъявляемых к ним требований [21; 291].

Как уже указывалось, определенного и устойчивого представления                о себе подростки часто еще не имеют. Этим и объясняется повышенная чувствительность оценке их поступков и результатов деятельности                      со стороны старших, к своим успехам и неудачам. Они склонны преувеличивать значение временных неудач и случайных успехов, отдельных похвал или отрицательных отзывов, расценивая их как веские показатели, своего рода «индикаторы» положительных или отрицательных  качеств          своей личности. Поэтому даже отдельные неудачи или отрицательных оценки со стороны окружающих могут вызвать у подростка неуверенность            в своих силах, робость и застенчивость, представление о собственной неполноценности.

Равным образом и случайный успех, отдельная удача, похвала, одобрение, положительный отзыв могут привести к переоценке своих сил и возможностей, сомнению и самонадеянности и наоборот [19; 189].

Подростков, как уже учитывалось, характеризует общий                     подъем жизнедеятельности, значительный рост жизненных сил. Для подростков характерна  неисчерпаемая жажда деятельности, большая подвижность, стремление активно учувствовать в окружающей жизни, интерес ко всему происходящему вокруг. Подросток не может сидеть                без дела, не любит «просто отдыхать». Он постоянно занят чем-то,                хочет, что-то узнать, изучить, познать, овладеть тем или иным умением.   Если его энергия, активность не находит правильного выхода, то она проявляется в озорстве, шалостях, лихачестве, возня, беготне,                                 а  нередко приводит к более  тяжелым случаям нарушения дисциплины.              Далее следует отметить характерную для подросткового возраста повышенную возбудимость, некоторую неуравновешенность характера, сравнительно частые, быстрые и резкие смены настроений, форм поведения [13; 72].

Смелость и решительность может быстро сменится у подростка робостью, застенчивостью, даже конфузливостью, которые, часто маскируются у него напускной грубостью (резкостью); неуверенность                   в себе, в своих силах периодически сменяется переоценкой своих сил                    и наоборот.  Подросток то весел, подвижен и жаждет общения, то задумчив   и замкнут (что, впрочем, случается реже), то мягок, приветлив, ласков                      и нежен, то резок непочтителен. Без какой либо серьезной причины он может «сорваться», нагрубить, проявить придирчивость, заносчивость, нетерпимость, без каких – либо внешних поводов, глубокий,                       активный, действенный интерес к чему либо может временно уступить  место вялости, апатии, равнодушию [8; 138].

По – видимому, эти особенности характера подростка во многом определяются той «внутренней ломкой», теми изменениями в его организме и, в частности, в нервной системе, которые связаны с половым               созреванием. Например, у подростков часто усиливается деятельность щитовидной железы, гормоны которой повышают возбудимость                 нервной системы, чем от части можно объяснить повышенную раздражительность, несдержанность подростка. Имеет значение неравномерное кровоснабжения мозга, следствием чего является возбудимость и раздражительность.

Разумеется, большая возбудимость, грубость, упрямство, раздражительность не являются неизбежными спутниками подросткового возраста. В хорошо организованных коллективах, в том числе в               семейных, с правильным режимом труда и отдыха, доброжелательными отношениями и твёрдыми требованиями, период полового созревания и связанных с ним изменений в организме подростков проходит безболезненно. Неизбежная внутренняя перестройка организма в этих условиях происходит спокойнее, а её внешние изменения мало заметны и несущественны [22; 58].

Всё сказанное, конечно, не противоречит тому, что для подростка характерна жизнерадостность, бодрость, оптимизм – качества, которые в сочетании с активностью и энергией делают этот возраст столь привлекательным.

Значительное развитие в подростковом возрасте приобретают              волевые черты характера. В процессе всё более усложняющейся учебной, трудовой деятельности, под влиянием повышенных требований, предъявляемых подростку, у него развивается способность длительно преследовать сознательно поставленные цели, умение преодолевать препятствия и трудности на этом пути. По сравнению с младшим школьником в регуляции поведения подростка большая роль                принадлежит сознанию, большие значения приобретают сознательные волевые усилия, сознательное управление своим поведением,                       своими эмоциями. Подросток способен не только к отдельным волевым актам, что характеризует младшего школьника, но и к осуществлению связанных единой целью цепи волевых действий, иначе говоря, к                 волевой деятельности. Младший школьник сравнительно редко ставит             перед собой цели и задачи, требующие воли для их осуществления;              обычно они ставятся перед ним другими людьми – учителями,                 родителями. Подросток значительно чаще сам ставит перед собой определенные цели, сам планирует свою деятельность и нередко проявляет значительную настойчивость, выдержку, решительность и даже мужество              в процессе достижения этих целей [3; 71].

У подростков нередко можно наблюдать противоречия между высокой и благородной целью и недостойным способом её реализации. В большинстве случаев настойчивость подростков является ещё незрелой, что выражается в неумении достигать поставленной цели, во всех её видах деятельности.

Обобщив изложенный материал можно выделить следующие проблемы подросткового возраста:

    • Физиологическая перестройка организма;
    • Интенсивное формирование личности;
    • Переоценка своих возможностей;
    • Рост самосознания;
    • Формирование характера;
    • Повышенное стремление к самостоятельности и независимости;
    • Повышенная чувствительность к оценке личности;
    • Преувеличение значения временных неудач и случайных успехов;
    • Неисчерпаемая жажда деятельности;
    • Повышенная возбудимость, неуравновешенность характера;
    • Непостоянство во всех сферах деятельности и т.д.

Важнейшей психолого-педагогической характеристикой подросткового возраста является интенсивное нравственное формирование личности и формирование нравственного сознания.

Подростковый возраст считается более трудным для обучения и воспитания, чем младший и старший возрасты. По-видимому, сам процесс превращения ребенка во взрослого труден, так как связан с овладением морально-этическими нормами поведения. В подростковом возрасте происходит не только физическое созревание, но и заметное созревание личности, которое осуществляется под влиянием окружающей действительности, в процессе учебно-воспитательной работы школы. Кроме того, в этот период формируется мировоззрение, нравственные убеждения, принципы и идеалы, система оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в своем поведении, одним из самых важных моментов в развитии личности подростка является формирование у него самосознания, потребности осознавать себя как личность.

Эмоционально окрашенное стремление подростка принимать активное участие в жизни коллектива имеет для него огромное значение. Приобретаемый опыт коллективных взаимоотношений прямо сказывается на развитии его личности. Для подростка очень важно мнение коллектива сверстников, оценка коллективом его поведения [9, 135].

Следует отметить, что личность развивается, параллельно в разных референтных группах, конкурирующих по своей значимости для него. Успешная интеграция в одной из них (например, в школьном драматическом кружке или в гетерогенной по признаку пола диаде на стадии первой влюбленности) может сопровождаться дезинтеграцией в другой, в которой подросток до этого без затруднений прошел фазу адаптации. Индивидуально-психологические качества, ценимые в одной группе, отвергаются в другой, где доминируют иная деятельность и иные ценностные ориентации, блокирующие возможность успешного интегрирования в ней.

Информация о работе Теоретические основы конфликтов и их конструктивного разрешения в подростковом возрасте