Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:17, реферат
Целью данного исследования является изучение особенностей самооценки в подростковом возрасте.
Исходя из поставленной цели были сформулированы следующие задачи работы:
-изучить понятие самооценка, виды и её формирование.
Введение
3
Понятие, виды, формирование самооценки
4
Психологическая характеристика подросткового возраста
9
Особенности формирования и проявления самооценки в подростковом возрасте
15
Заключение
20
Библиографический список
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение |
3 |
|
4 |
|
9 |
|
15 |
Заключение |
20 |
Библиографический список |
21 |
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время исследования
самооценки человека в процессе его
жизнедеятельности имеют
Актуальность данной темы обусловлена тем, что процесс развития самооценки личности по сравнению с другими психологическими образованиями изучен довольно мало. Интерес к этим исследованием на материале психологии развития быстро возрастает. В возрастной психологии изучаются возрастные периоды. Одним из важный возрастов является – подростковый. В подростковом возрасте происходят серьёзные изменения, в том числе и в поведении. Одним из важнейших факторов, влияющих на поведение личности подростка, является его самооценка. Именно поэтому, исследование особенностей самооценки подростка является на сегодняшний день актуальным.
Объектом исследования является самооценка подростков.
Предмет исследования – особенности самооценки в подростковом возрасте.
Целью данного исследования является изучение особенностей самооценки в подростковом возрасте.
Исходя из поставленной цели были сформулированы следующие задачи работы:
-изучить понятие самооценка, виды и её формирование.
-рассмотреть психологическую
-выявить особенности
Структура, методы
1 ПОНЯТИЕ,
ВИДЫ И ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ
Интерес человека к себе, к своему внутреннему миру издавна являлся предметом особого внимания. Первоначально вопрос о «Я» соотносился главным образом с познанием человеком самого себя как существа мыслящего. Но потом стало очевидно, что человеческое «Я» гораздо глубже и не исчерпывается только мыслительными свойствами. В состав «Я» входит все то самое дорогое для человека, расставаясь с которым он как бы утрачивает частицу самого себя.
Известно, что самооценка является тем компонентом самосознания, который включает в себя и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка.
Самооценку рассматривают как
эмоциональный компонент
Рассмотрим некоторые из них.
Самооценка - это оценивание личностью своих возможностей, качеств и места среди людей. Она является осознанием собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды, проявлением самосознания индивидуума. [11]
Самооценка – суждение человека о наличии, отсутствии или слабости тех или иных качеств, свойств в сравнении их с определенным образом, эталоном. Самооценка выявляет оценочное отношение человека к себе, к своему характеру, внешнему виду, речи ит.д.[10]
Самооценка – компонент
Возникает представление о том, что каждый человек имеет своего рода “внутренний манометр”, показания которого свидетельствуют о том, как он себя оценивает, каково его самочувствие, доволен ли он собой или нет. Значение этой суммарной оценки удовлетворения своими качествами очень велико. Слишком высокая и слишком низкая самооценки могут стать внутренним источником конфликтов личности. Разумеется эта конфликтность может проявляться по-разному.
Самооценка может быть оптимальной и неоптимальной.
При оптимальной, адекватной самооценке личность правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. И к оценке достигнутого он подходит не только со своими мерами, но и старается предвидеть, как этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т. е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций. К оптимальной относятся самооценки “высокий уровень” и “выше среднего уровня” (человек заслуженно ценит, уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию). Но самооценка может быть и неоптимальной - чрезмерно завышенной или слишком заниженной.
На основе неадекватно завышенной
самооценки у человека возникает
неправильное представление о себе,
идеализированный образ своей личности
и возможностей, своей ценности для
окружающих, для общего дела. В таких
случаях человек идет на игнорирование
неудач ради сохранения привычной высокой
оценки самого себя, своих поступков
и дел. Завышенная самооценка приведет
и к тому, что человек склонен
переоценивать себя в ситуациях,
которые не дают для этого повода.
В результате он не редко сталкивался
с противодействиями
Самооценка может быть и заниженной,
т. е. ниже реальных возможностей личности.
Обычно это приводит к неуверенности
в себе, робости и отсутствию дерзаний,
невозможности реализовать свои
способности. Чрезмерно низкая самооценка
может свидетельствовать о
Поскольку самооценка складывается под влиянием оценки окружающих и, став устойчивой, меняется с большим трудом, то на формирование самооценки большое влияние оказывают положительная (отрицательная) оценка своего внешнего облика в сознании ребенка, а также в суждениях окружающих людей, своеобразие взаимоотношений родителей с ребенком, оценки учебных способностей ребенка значимыми другими.
Развитие самооценки проходит 4 этапа.
1 этап - от рождения до 18 месяцев.
Основа формирования
2 этап - от 1,5 до 3-4 лет. Ребенок осознает
свое индивидуальное начало и
самого себя как активно
3 этап - от 4 до 6 лет. У ребенка
появляются первые
4 этап - школьные годы от 6 до 14 лет.
Развитие чувства трудолюбия, способности
к самовыражению в
Становление самооценки в возрастном
аспекте связано с овладением
ребенком более совершенствованными
способами самооценивания, с расширением,
углублением знаний о себе, их обобщением
и накоплением, наполнением их «личностными
смыслами», с умением усилить
их побудительно-мотивациоиную
Рассмотрев этот параграф, можно сделать вывод, что нет единого подхода к определению понятия. Каждый человек оценивает самого себя, свои возможности и качества. Виды. Слишком высокая и слишком низкая самооценки могут стать внутренним источником конфликтов личности. Но поскольку самооценка складывается под влиянием оценки окружающих, формирование оптимальной самооценки сильно зависит от справедливости оценки всех этих людей. Особенно важно помочь человеку поднять неадекватно заниженную самооценку, поверить в себя, в свои возможности, в свою ценность.
Факторы или условия формирования самооценки
Сноски
2 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Подростковый возраст
Этот возраст считается
Подростковый кризис замыкает череду кризисов в развитии ребенка. Он самый продолжительный и зачастую самый сложный для родителей, ведь подростка тяжелее контролировать, чем годовалого малыша, трехлетку или первоклассника.
Подростковый кризис может начинаться
в разном возрасте. Хотя его иногда
и называют "кризис 14 лет", он не
обязательно начнется, когда вашему
ребенку исполнится 14. У девочек
подростковый кризис обычно приходится
на 11-16 лет, у мальчиков - чуть позже,
12-17. Рамки подросткового кризиса
индивидуальны для каждого
Подростковый кризис - это переходный этап между детством и взрослой жизнью, поэтому стремление к самостоятельности в это время выражается особенно ярко. Всю жизнь ребенок был связан с родителями, зависел от них и слушался их. Теперь он старается эту связь оборвать, чтобы доказать свою взрослость. Нежелание рвать эту связь со стороны родителей может привести к конфликтам.
Подростковый кризис, помимо прочих
факторов, усугубляется половым созреванием
ребенка. Помимо психологических механизмов
в дело вступают физиологические. Как
говорится - "гормоны бушуют". Подросток
может стать как