Сомооценка в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:17, реферат

Краткое описание

Целью данного исследования является изучение особенностей самооценки в подростковом возрасте.
Исходя из поставленной цели были сформулированы следующие задачи работы:
-изучить понятие самооценка, виды и её формирование.

Оглавление

Введение
3
Понятие, виды, формирование самооценки
4
Психологическая характеристика подросткового возраста
9
Особенности формирования и проявления самооценки в подростковом возрасте
15
Заключение
20
Библиографический список

Файлы: 1 файл

самооценка в подростковом возрасте..docx

— 39.06 Кб (Скачать)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение

3

  1. Понятие, виды, формирование самооценки

4

  1. Психологическая характеристика подросткового возраста

9

  1. Особенности формирования и проявления самооценки в подростковом возрасте

15

Заключение

20

Библиографический список

21


 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время исследования самооценки человека в процессе его  жизнедеятельности имеют большое  значение в психологической теории и практике. Прежде всего, изучаются  сдвиги в содержании уровня самооценки и ее компонентов – какие качества осознаются лучше, как меняется с  возрастом уровень и критерии самооценок, какое значение придается  внешности, а какое умственным и  моральным качествам.

Актуальность данной темы обусловлена  тем, что процесс развития самооценки личности по сравнению с другими  психологическими образованиями изучен довольно мало. Интерес к этим исследованием  на материале психологии развития быстро возрастает. В возрастной психологии изучаются возрастные периоды. Одним из важный возрастов является – подростковый. В подростковом возрасте происходят серьёзные изменения, в том числе и в поведении. Одним из важнейших факторов, влияющих на поведение личности подростка, является его самооценка. Именно поэтому, исследование особенностей самооценки подростка является на сегодняшний день актуальным.

Объектом исследования является самооценка подростков.

Предмет исследования – особенности  самооценки в подростковом возрасте.

Целью данного исследования является изучение особенностей самооценки в  подростковом возрасте.

Исходя из поставленной цели были сформулированы следующие задачи работы:

-изучить понятие самооценка, виды  и её формирование.

-рассмотреть психологическую характеристику  подросткового возраста.

-выявить особенности формирования  и проявления самооценки в  подростковом возрасте.

Структура, методы 
1 ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ

Интерес человека к себе, к своему внутреннему миру издавна являлся  предметом особого внимания. Первоначально  вопрос о «Я» соотносился главным  образом с познанием человеком  самого себя как существа мыслящего. Но потом стало очевидно, что человеческое «Я» гораздо глубже и не исчерпывается  только мыслительными свойствами. В  состав «Я» входит все то самое  дорогое для человека, расставаясь  с которым он как бы утрачивает частицу самого себя.

Известно, что самооценка является тем компонентом самосознания, который  включает в себя и оценку человеком  самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка.

Самооценку рассматривают как  эмоциональный компонент самосознания, соотносят ее с Образом-Я или  Я-концепцией, исследуют ее вместе с  уровнем притязаний. В исследованиях  решаются вопросы, с одной стороны, связи личности и самооценки, с  другой, - самосознания и самооценки. Анализ литературных источников показывает сходство и некоторую рассогласованность взглядов в понимании понятий  самосознания и Я-концепции, и вместе с тем появляются трудности в  определении сущности самооценки, ее содержательных сторон, а также ее места в структуре данных дефиниций. Существование разных подходов к  определению понятия самооценки вскрывают ее сложность и многозначность как психологического феномена, её включенность в развитие и функционирование различных психологических проявлений личности.

Рассмотрим некоторые из них.

Самооценка - это оценивание личностью  своих возможностей, качеств и  места среди людей. Она является осознанием собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды, проявлением самосознания индивидуума. [11]

Самооценка – суждение человека о наличии, отсутствии или слабости тех или иных качеств, свойств  в сравнении их с определенным образом, эталоном. Самооценка выявляет оценочное отношение человека к  себе, к своему характеру, внешнему виду, речи ит.д.[10]

Самооценка – компонент самосознания, включающий наравне со знаниями о  себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков. [9]

Возникает представление о том, что каждый человек имеет своего рода “внутренний манометр”, показания  которого свидетельствуют о том, как он себя оценивает, каково его  самочувствие, доволен ли он собой  или нет. Значение этой суммарной  оценки удовлетворения своими качествами очень велико. Слишком высокая  и слишком низкая самооценки могут  стать внутренним источником конфликтов личности. Разумеется эта конфликтность  может проявляться по-разному.

Самооценка может быть оптимальной  и неоптимальной.

При оптимальной, адекватной самооценке личность правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится  реально смотреть на свои неудачи  и успехи, старается ставить перед  собой достижимые цели, которые можно  осуществить на деле. И к оценке достигнутого он подходит не только со своими мерами, но и старается предвидеть, как этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т. е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций. К оптимальной относятся самооценки “высокий уровень” и “выше среднего уровня” (человек заслуженно ценит, уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию). Но самооценка может быть и неоптимальной - чрезмерно завышенной или слишком заниженной.

На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает  неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для  окружающих, для общего дела. В таких  случаях человек идет на игнорирование  неудач ради сохранения привычной высокой  оценки самого себя, своих поступков  и дел. Завышенная самооценка приведет и к тому, что человек склонен  переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он не редко сталкивался  с противодействиями окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность или нарочитое высокомерие, агрессию и в конце концов может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться. Происходит острое эмоциональное  “отталкивание” всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным - чисто эмоциональным. Рациональное звено оценки выпадает полностью. Поэтому  справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы - как несправедливо  заниженная. Неуспех предстает как  следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в  коей мере не зависящих от действий самой личности. Человек с завышенной неадекватной самооценкой не желает признавать, что все это - следствие  собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного  поведения. Возникает тяжелое эмоциональное  состояние - аффект неадекватности, главной  причиной которого является стойкость  сложившегося стереотипа завышенной оценки самой личности. Если же высокая  самооценка пластична, меняется в соответствии с реальным положением дел - увеличивается  при успехе и снижается при  неудачах, то это может способствовать развитию личности, т. к. ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю.

Самооценка может быть и заниженной, т. е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности  в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, устойчивости, неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения  и тревожности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных  задач, слишком критичны к себе. [7]

Поскольку самооценка складывается под  влиянием оценки окружающих и, став устойчивой, меняется с большим трудом, то на формирование самооценки большое влияние  оказывают положительная (отрицательная) оценка своего внешнего облика в сознании ребенка, а также в суждениях  окружающих людей, своеобразие взаимоотношений  родителей с ребенком, оценки учебных  способностей ребенка значимыми  другими.

Развитие самооценки проходит 4 этапа.

1 этап - от рождения до 18 месяцев.  Основа формирования позитивного  самоощущения, приобретение чувства  доверия к окружающему миру, формирования  позитивного отношения к самому  себе.

2 этап - от 1,5 до 3-4 лет. Ребенок осознает  свое индивидуальное начало и  самого себя как активно действующее  существо. В это время у детей  развивается чувство автономности  или чувство зависимости от  того, как взрослые реагируют  на первые попытки ребенка  добиться самостоятельности. 

3 этап - от 4 до 6 лет. У ребенка  появляются первые представления  о том, каким он может стать  человеком. В это время развивается  либо чувство вины, либо чувство  инициативы, в зависимости от  того, насколько благополучно протекает  процесс социализации ребенка,  насколько строгие правила поведения  ему предлагаются и насколько  жестко взрослые контролируют  их соблюдение.

4 этап - школьные годы от 6 до 14 лет.  Развитие чувства трудолюбия, способности  к самовыражению в продуктивной  работе. Опасность данного этапа:  неумение выполнять определенные  действия, низкий статус в ситуации  совместной деятельности ведут  к появлению чувства собственной  неадекватности. Ребенок может разувериться  в своей способности участвовать  в каком либо труде. Таким  образом, развитие, происходящее  в школьные годы, существенно  влияет на представление человека  о себе как о компетентном, творческом и способном работнике.

Становление самооценки в возрастном аспекте связано с овладением ребенком более совершенствованными  способами самооценивания, с расширением, углублением знаний о себе, их обобщением и накоплением, наполнением их «личностными смыслами», с умением усилить  их побудительно-мотивациоиную роль. [13]

Рассмотрев этот параграф, можно  сделать вывод, что нет единого  подхода к определению понятия. Каждый человек оценивает самого себя, свои возможности и качества. Виды. Слишком высокая и слишком низкая самооценки могут стать внутренним источником конфликтов личности. Но поскольку самооценка складывается под влиянием оценки окружающих, формирование оптимальной самооценки сильно зависит от справедливости оценки всех этих людей. Особенно важно помочь человеку поднять неадекватно заниженную самооценку, поверить в себя, в свои возможности, в свою ценность.

Факторы или условия формирования самооценки

Сноски 

2 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Подростковый возраст охватывает период от 10-11 лет до 13-14 лет и является одним из самых сложных и ответственных  в жизни ребенка и его родителей. Переходный возраст у подростков начинается по-разному. Это связано  различными темпами физического  и психологического развития.

 Этот возраст считается кризисным,  поскольку происходят резкие  качественные изменения, затрагивающие  все стороны развития и жизни. 

Подростковый кризис замыкает череду кризисов в развитии ребенка. Он самый  продолжительный и зачастую самый  сложный для родителей, ведь подростка  тяжелее контролировать, чем годовалого малыша, трехлетку или первоклассника.

Подростковый кризис может начинаться в разном возрасте. Хотя его иногда и называют "кризис 14 лет", он не обязательно начнется, когда вашему ребенку исполнится 14. У девочек  подростковый кризис обычно приходится на 11-16 лет, у мальчиков - чуть позже, 12-17. Рамки подросткового кризиса  индивидуальны для каждого ребенка, поэтому точно предсказать его  начало и конец невозможно.

Подростковый кризис - это переходный этап между детством и взрослой жизнью, поэтому стремление к самостоятельности  в это время выражается особенно ярко. Всю жизнь ребенок был  связан с родителями, зависел от них и слушался их. Теперь он старается  эту связь оборвать, чтобы доказать свою взрослость. Нежелание рвать  эту связь со стороны родителей  может привести к конфликтам.

Подростковый кризис, помимо прочих факторов, усугубляется половым созреванием  ребенка. Помимо психологических механизмов в дело вступают физиологические. Как  говорится - "гормоны бушуют". Подросток  может стать как неуравновешенным и импульсивным, так и апатичным  и быстро устающим. Происходящие с  подростком перемены (как внутренние, так и внешние), первое не совсем осознанное половое влечение - все  это тревожит ребенка, заставляет его  переживать и может стать причиной подростковых комплексов.

Информация о работе Сомооценка в подростковом возрасте