Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:17, реферат
Целью данного исследования является изучение особенностей самооценки в подростковом возрасте.
Исходя из поставленной цели были сформулированы следующие задачи работы:
-изучить понятие самооценка, виды и её формирование.
Введение
3
Понятие, виды, формирование самооценки
4
Психологическая характеристика подросткового возраста
9
Особенности формирования и проявления самооценки в подростковом возрасте
15
Заключение
20
Библиографический список
Подростковый кризис обычно проявляется
более бурно, чем остальные кризисы.
Возможности маленького ребенка
в плане самовыражения и
Конечно, далеко не всегда проявления переходного возраста настолько критичны, но повышенная конфликтность, перепады настроения, утомляемость, депрессия, ложь, немотивированная агрессия, часто сопровождающие подростковый кризис, могут стать проблемой для родителей.
Подростковый кризис состоит из
трех основных стадий. Во время предкритическо
стадии ребенок пытается отказываться
от старых привычек и разрушать общепринятые
стереотипы - пока что несмело и
осторожно. Кульминационная стадия
подросткового кризиса
Кризис подросткового возраста связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности.
Своеобразие социальной ситуации развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции.
По сравнению с младшим
Важное изменение в социальной ситуации развития подростка связано с той ролью, которую выполняет в этот период коллектив учащихся. Они включаются в разные виды общественно полезной деятельности, что существенно расширяет сферу социального общения подростка, возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности. Именно в коллективе формируются такие важнейшие мотивы поведения и деятельности подростков, как чувство долга, коллективизма, товарищества.
Существенное значение для развития
подростка имеет то место, которое
он занимает в семье. Если родители
и старшие члены семьи
Подросток продолжает оставаться школьником;
учебная деятельность сохраняет
свою актуальность, но в психологическом
отношении отступает на задний план.
Основное противоречие подросткового
периода — настойчивое
Д.Б. Эльконин считал, что ведущей
деятельностью детей этого
У подростков возможность широкого общения со сверстниками определяет привлекательность занятий и интересов. Если подросток не может занять удовлетворяющего его места в системе общения в классе, он «уходит» из школы и психологически, и даже буквально. Динамика мотивов общения со сверстниками на протяжении подросткового возраста: желание быть в среде сверстников, что-то делать вместе (10—11 лет); мотив занять определенное место в коллективе сверстников (12—13 лет); стремление к автономии и поиск признания ценности собственной личности (14—15 лет).
В общении со сверстниками происходит проигрывание самых разных сторон человеческих отношений, построение взаимоотношений, основанных на «кодексе товарищества», реализуется стремление к глубокому взаимопониманию. Интимно-личное общение со сверстниками — это деятельность, в которой происходит практическое освоение моральных норм и ценностей. В ней формируется самосознание как основное новообразование психики.
По мнению Фельдштейна Д. И., интимно-личностный
и стихийно-групповой характер общения
преобладает в том случае, если
отсутствуют возможности
В начале подросткового возраста новая социальная ситуация развития стимулирует возникновение одного из новообразования чувство взрослости.
Новообразованием критической
фазы подросткового возраста, ярким
свидетельством того, что отрочество
началось, является так называемое
"чувство взрослости" - особая
форма отроческого
Однако к концу подросткового возраста на основе этого чувства взрослости формируется психологическое новообразование возраста самооценка и самосознание.
В это время у человека резко
повышается интерес к своей внешности.
Формируется новый образ
Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости, возникает и отношение подростка к себе, как взрослому, ощущение себя в практически взрослым человеком. Это главное новообразование подросткового возраста. [6]
Рассмотрев этот параграф, можно
сделать вывод, что границы подросткового
периода значительно
Сноски
3 ОСОБЕННОСТИ
ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ САМООЦЕНКИ
В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям.
Самооценка подростка
По мере того, как формируются
такие оценки самого себя, они становятся
все более независимыми от реакций
окружающих и даже реальных результатов
деятельности. Как только сформировалась
устойчивая самооценка, она имеет
тенденцию к самоподкреплению. Причем,
это относится как к высокой,
так и к низкой самооценке. Например,
унижающее отношение со стороны
родителей или одного из них, может
формировать стойкий страх
Характер самооценки подростков определяет формирование тех или иных качеств личности. Например, адекватный ее уровень способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости или излишней самоуверенности, некритичности. Обнаруживается также определенная связь характера самооценки с учебной и общественной активностью. Подростки с адекватной самооценкой имеют более высокий уровень успеваемости, у них нет резких скачков успеваемости и наблюдается более высокий общественный и личный статус.
Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а также на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.
Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.
Агрессивные подростки характеризуются крайней самооценкой (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной), повышенной тревожностью, страхом перед широкими социальными контактами, эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций.
Данные многочисленных исследований показывают, что подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям. Причем одни исследования выявили, что низкая самооценка предшествует депрессивным реакциям или является их причиной, а другие — что депрессивный аффект проявляется сначала, а затем инкорпорируется в низкую самооценку.
Известно, что начиная примерно с 8 лет дети активно проявляют способность к оценке своей успешности в разных областях. Наиболее значимыми из них оказались пять: школьная успеваемость, внешность, физические способности, поведение и социальное принятие. Однако в подростковом возрасте школьная успеваемость и поведение становятся важны для оценки родителей, а три другие для сверстников. [8, с.352-353]
Самооценка подростка во многом зависит от понимания родителями его достоинств. Когда родители поддерживают его, внимательны и добры к нему, выражают свое одобрение, подросток утверждается в мысли, что он многое значит для них и для себя самого. Самооценка растет за счет собственных достижений и успехов, похвал взрослых.
Подростки с низкой самооценкой застенчивы и чрезмерно уязвимы. Обнаружено, что низкая самооценка способствует расстройствам аппетита, состоянию подавленности, формированию вредных для здоровья привычек. Когда над подростком смеются, в чем либо обвиняют, когда у других людей складывается о нем плохое мнение, он глубоко страдает. Чем более он уязвим, тем выше уровень его тревожности.
В результате такие подростки стесняются, испытывают чувство неловкости в обществе и всеми силами стараются не оконфузиться.
Они стремятся быть как можно более незаметными. Их не «видят» и не выбирают в лидеры, они редко участвуют в школьной или общественной деятельности.
Они не умеют постоять за себя и не высказывают своего мнения по волнующим их вопросам. У таких подростков чаще обычного развивается чувство одиночества. Застенчивые люди в обществе часто испытывают неловкость и напряжение, что затрудняет их общение с окружающими. Поскольку они хотят нравиться другим, на них легче оказывать влияние и управлять ими, они позволяют другим принимать за себя решения.