Сомооценка в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:17, реферат

Краткое описание

Целью данного исследования является изучение особенностей самооценки в подростковом возрасте.
Исходя из поставленной цели были сформулированы следующие задачи работы:
-изучить понятие самооценка, виды и её формирование.

Оглавление

Введение
3
Понятие, виды, формирование самооценки
4
Психологическая характеристика подросткового возраста
9
Особенности формирования и проявления самооценки в подростковом возрасте
15
Заключение
20
Библиографический список

Файлы: 1 файл

самооценка в подростковом возрасте..docx

— 39.06 Кб (Скачать)

Подростковый кризис обычно проявляется  более бурно, чем остальные кризисы. Возможности маленького ребенка  в плане самовыражения и самоутверждения  более ограничены - да, он будет капризничать, но по крайней мере - у вас на виду. Подросток может замкнуться в  себе или напротив - конфликтовать  с вами в открытую, а в более  тяжелых случаях подростковый кризис может сопровождаться курением, употреблением  алкоголя, демонстративным уходом из дома или даже попыткой суицида.

Конечно, далеко не всегда проявления переходного возраста настолько  критичны, но повышенная конфликтность, перепады настроения, утомляемость, депрессия, ложь, немотивированная агрессия, часто  сопровождающие подростковый кризис, могут стать проблемой для  родителей.

Подростковый кризис состоит из трех основных стадий. Во время предкритическо стадии ребенок пытается отказываться от старых привычек и разрушать общепринятые стереотипы - пока что несмело и  осторожно. Кульминационная стадия подросткового кризиса протекает  более бурно - ребенок подросток  может "выкинуть" что угодно, причем его поведение предугадать бывает тяжело. Течение этого этапа зависит  от атмосферы в семье - чем она  здоровее, тем меньше будет подобных "фокусов". Во время посткритической  стадии у ребенка формируются  новые жизненные ценности и устойчивая жизненная позиция, он начинает строить  новые отношения с людьми. [5]

Кризис подросткового возраста связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности.

Своеобразие социальной ситуации развития подростка состоит в том, что  он включается в новую систему  отношений и общения со взрослыми  и товарищами, занимая среди них  новое место, выполняя новые функции.

По сравнению с младшим школьником подросток должен устанавливать  отношения не с одним, а со многими  учителями, учитывать особенности  их личности и требований (порой  противоречивых). Все это определяет совсем иную их позицию по отношению  к учителям и воспитателям, как  бы эмансипирует подростков от непосредственного  влияния взрослых, делая их значительно  более самостоятельными.

Важное изменение в социальной ситуации развития подростка связано  с той ролью, которую выполняет  в этот период коллектив учащихся. Они включаются в разные виды общественно  полезной деятельности, что существенно  расширяет сферу социального  общения подростка, возможности  усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности. Именно в коллективе формируются такие  важнейшие мотивы поведения и  деятельности подростков, как чувство  долга, коллективизма, товарищества.

Существенное значение для развития подростка имеет то место, которое  он занимает в семье. Если родители и старшие члены семьи учитывают  возросшие возможности подростка, относятся к нему с уважением  и доверием, помогают ему преодолевать трудности в учении и общественно  полезной деятельности, помогают устанавливать  взаимоотношения с товарищами, сохраняют  контакт с ним, отвечая на его  многочисленные вопросы, то тем самым  они создают благоприятные условия  для развития подростка как достойного гражданина социалистического общества. [2, с.220-223]

Подросток продолжает оставаться школьником; учебная деятельность сохраняет  свою актуальность, но в психологическом  отношении отступает на задний план. Основное противоречие подросткового  периода — настойчивое стремление ребенка к признанию своей  личности взрослыми при отсутствии реальной возможности утвердить  себя среди них.

Д.Б. Эльконин считал, что ведущей  деятельностью детей этого возраста становится общение со сверстниками. Именно в начале подросткового возраста деятельность общения, сознательное экспериментирование  с собственными отношениями с  другими людьми (поиски друзей, выяснение  отношений, конфликты и примирения, смена компаний) выделяются в относительно самостоятельную область жизни. Главная потребность периода  — найти свое место в обществе, быть «значимым» — реализуется в  сообществе сверстников.

У подростков возможность широкого общения со сверстниками определяет привлекательность занятий и  интересов. Если подросток не может  занять удовлетворяющего его места  в системе общения в классе, он «уходит» из школы и психологически, и даже буквально. Динамика мотивов  общения со сверстниками на протяжении подросткового возраста: желание  быть в среде сверстников, что-то делать вместе (10—11 лет); мотив занять определенное место в коллективе сверстников (12—13 лет); стремление к  автономии и поиск признания  ценности собственной личности (14—15 лет).

В общении со сверстниками происходит проигрывание самых разных сторон человеческих отношений, построение взаимоотношений, основанных на «кодексе товарищества», реализуется стремление к глубокому  взаимопониманию. Интимно-личное общение  со сверстниками — это деятельность, в которой происходит практическое освоение моральных норм и ценностей. В ней формируется самосознание как основное новообразование психики.

По мнению Фельдштейна Д. И., интимно-личностный и стихийно-групповой характер общения  преобладает в том случае, если отсутствуют возможности осуществления  социально значимой и социально  одобряемой деятельности, упущены возможности  педагогической организации общественно  полезной деятельности подростков. [1]

В начале подросткового возраста новая  социальная ситуация развития стимулирует  возникновение одного из новообразования  чувство взрослости.

Новообразованием критической  фазы подросткового возраста, ярким  свидетельством того, что отрочество началось, является так называемое "чувство взрослости" - особая форма отроческого самосознания. Заметим, что этот психологический  симптом начала подросткового возраста не совпадает во времени с физиологическими симптомами: чувство взрослости может  возникнуть много раньше полового созревания. Чувство взрослости, по определению  Д.Б.Эльконина, есть новообразование  сознания, через которое подросток  сравнивает себя с другими (взрослыми  или товарищами), находит образцы  для усвоения, строит свои отношения  с другими людьми, перестраивает  свою деятельность. [4]

Однако к концу подросткового  возраста на основе этого чувства  взрослости формируется психологическое  новообразование возраста самооценка и самосознание.

В это время у человека резко  повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического  “Я”. Из-за его высокой значимости ребенком остро переживаются все  изъяны внешности, действительные, а  также мнимые (связанные с модой  на слишком худое тело, веснушками, слишком большой или маленькой  грудью у девочек, отсутствием атлетического  телосложения у мальчиков). Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильности черт лица, появление прыщей на коже, излишний вес или худоба - все  это очень расстраивает.  А  иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу. Типичны  случаи нервной анорексии у девочек, мальчики могут становиться замкнутыми, стесняются, уходят в себя.

Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости, возникает  и отношение подростка к себе, как взрослому, ощущение себя в практически  взрослым человеком. Это главное  новообразование подросткового  возраста. [6]

Рассмотрев этот параграф, можно  сделать вывод, что границы подросткового  периода значительно варьируются. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие - позже, подростковый кризис может возникнуть и в 11, и  в 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и  для ребенка, и для близких  ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. В начале подросткового  возраста новая социальная ситуация развития стимулирует возникновение  одного из новообразований «чувства взрослости.» Однако к концу возраста на основе этого чувства формируется  психологическое новообразование  возраста самосознание и самооценка. С учётом образа «Я» формируется  самооценка, которая определит всю  дальнейшую жизнь человека, т.к. она  является базовой.

Сноски  
3 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места  среди других людей. Самооценка относится  к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени  определяет ее активность, отношение  к себе и другим людям.

Самооценка подростка формируется, прежде всего, под влиянием результатов  деятельности. Но все дело в том, что оценку этих результатов всегда дают окружающие. Вот почему оценка окружающих определяет самооценку кого. Чувства к самому себе формируются и подкрепляются благодаря мнениям других. Если сверстники постоянно относятся к подростку с уважением, он начинает считать себя заслуживающим уважения. Если, наоборот, ребенком постоянно пренебрегают, заостряют внимание на его недостатках, ему ничего не остается, как заключить, что он недостоин уважения.

По мере того, как формируются  такие оценки самого себя, они становятся все более независимыми от реакций  окружающих и даже реальных результатов  деятельности. Как только сформировалась устойчивая самооценка, она имеет  тенденцию к самоподкреплению. Причем, это относится как к высокой, так и к низкой самооценке. Например, унижающее отношение со стороны  родителей или одного из них, может  формировать стойкий страх перед  деятельностью в присутствии  других (в частности во время экзамена). И хотя школьник может успешно  сдавать экзамены, это может не изменять его заниженной самооценки. В голове прочно формируется мысль: все эти успехи случайны, чем позднее  учителя разберутся, что он неспособный  ученик, тем страшнее будет его  позор. Это чувство неполноценности  может преследовать человека всю  жизнь. [12]

Характер самооценки подростков определяет формирование тех или иных качеств  личности. Например, адекватный ее уровень  способствует формированию у подростка  уверенности в себе, самокритичности, настойчивости или излишней самоуверенности, некритичности. Обнаруживается также  определенная связь характера самооценки с учебной и общественной активностью. Подростки с адекватной самооценкой  имеют более высокий уровень  успеваемости, у них нет резких скачков успеваемости и наблюдается  более высокий общественный и  личный статус.

Подростки с адекватной самооценкой  имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а также на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.

Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют  достаточную ограниченность в видах  деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.

Агрессивные подростки характеризуются  крайней самооценкой (либо максимально  положительной, либо максимально отрицательной), повышенной тревожностью, страхом перед  широкими социальными контактами, эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных  ситуаций.

Данные многочисленных исследований показывают, что подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям. Причем одни исследования выявили, что низкая самооценка предшествует депрессивным реакциям или является их причиной, а другие — что депрессивный аффект проявляется сначала, а затем  инкорпорируется в низкую самооценку.

Известно, что начиная  примерно с 8 лет дети активно проявляют  способность к оценке своей успешности в разных областях. Наиболее значимыми из них оказались пять: школьная успеваемость, внешность, физические способности, поведение и социальное принятие. Однако в подростковом возрасте школьная успеваемость и поведение становятся важны для оценки родителей, а три другие для сверстников. [8, с.352-353]

Самооценка подростка во многом зависит от понимания родителями его достоинств. Когда родители поддерживают его, внимательны и добры к  нему, выражают свое одобрение, подросток  утверждается в мысли, что он многое значит для них и для себя самого. Самооценка растет за счет собственных  достижений и успехов, похвал взрослых.

Подростки с низкой самооценкой  застенчивы и чрезмерно уязвимы. Обнаружено, что низкая самооценка способствует расстройствам аппетита, состоянию подавленности, формированию вредных для здоровья привычек. Когда  над подростком смеются, в чем  либо обвиняют, когда у других людей  складывается о нем плохое мнение, он глубоко страдает. Чем более  он уязвим, тем выше уровень его  тревожности.

В результате такие подростки стесняются, испытывают чувство неловкости в  обществе и всеми силами стараются  не оконфузиться.

Они стремятся быть как можно  более незаметными. Их не «видят»  и не выбирают в лидеры, они редко  участвуют в школьной или общественной деятельности.

Они не умеют постоять за себя и  не высказывают своего мнения по волнующим  их вопросам. У таких подростков чаще обычного развивается чувство  одиночества. Застенчивые люди в  обществе часто испытывают неловкость и напряжение, что затрудняет их общение с окружающими. Поскольку  они хотят нравиться другим, на них легче оказывать влияние  и управлять ими, они позволяют  другим принимать за себя решения.

Информация о работе Сомооценка в подростковом возрасте