Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 19:44, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование роли и значение современных концепций в ресторанном бизнесе.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1) рассмотреть сущность концепций в ресторанном бизнесе;
2) исследовать структуру рынка услуг общественного питания г. Москвы;
3) выявлены новые концепции в ресторанном бизнесе.
Отдельно необходимо выделить сегмент мобильного фаст-фуда. В силу невысоких цен (средний чек 1-5 долл.) такие предприятия пользуются особой популярностью - четвертая часть всех жителей регулярно пользуется ими. В связи с постепенным насыщением рынка передвижных фаст-фудов их владельцы ищут новые варианты развития бизнеса. В частности, одной из тенденций стало расширение мобильных сетей фаст-фуда в сторону стационарных предприятий.
Сегмент кофеен и предприятий
быстрого питания
Можно выделить основные черты предприятия фаст-фуд, которые отличают его от других сегментов рынка общественного питания:
- Быстрота - важнейшая черта бизнеса: меню представлено понятно и наглядно (использование светового меню - light box), продажа ведется посредством нескольких касс, стулья не дают возможности задержаться в этом заведении дольше, чем требуется для приема пищи.
- Блюда максимально адаптированы для быстрого приготовления: используются полуфабрикаты или заготовки.
- Сбалансированное меню (в основе один продукт), ограниченный ассортимент блюд.
- Упрощенная сервировка: использование
одноразовой посуды и приборов,
упаковочной бумаги.
- Технология приготовления блюд адаптирована под массовое производство и ориентирована на частое воспроизведение операций.
- Благодаря отработанным технологиям даже неквалифицированные сотрудники после недолгого обучения могут выдавать стандартный по качеству продукт.
- Минимальное обслуживание и отсутствие официантов в стационарных точках (основная обязанность следить за уборкой, и своими действиями попутно ускорять оборачиваемость столиков).
- Минимизация стоимости блюд (причины - недорогие продукты и высокие обороты).
Все вышесказанное можно упростить до одного известного лозунга сети ресторанов «МакДоналдс»: качество, сервис, чистота, цена.
Изначально фаст-фуд в России ориентировался на средний класс, способный тратить на легкий обед от 5 до 10 долл29. Кризис 1998 г. в России заставил предприятия фаст-фуд пересмотреть свою целевую группу и ценовую политику. Большинство заведений по-прежнему ориентируется на сумму разовой покупки около 5 долл., но их меню расширено за счет ассортимента, рассчитанного на потребителей с небольшими доходами. Дополнительными привлекающими факторами стали наглядность процесса приготовления (доказано, что все любят наблюдать за действиями повара, а еще лучше участвовать в них), использование одноразовой посуды и приборов, что дает экономию места и наглядное свидетельство высокой гигиены, промоушен-акции (купите два - и тогда третий получите бесплатно) и т.п.
Как отмечают эксперты и участники рынка, в сегменте быстрого питания за последние полгода существенно обострилась конкуренция. Активно выходят в сегмент быстрого питания крупные рестораторы, раньше работавшие в основном с дорогими и класса люкс проектами.
Также, развитию данного направления способствует, принятое правительством Москвы постановление о создании сети «Народных ресторанов».
По официальным данным Департамента потребительского рынка г. Москвы, около 3 тыс. предприятий приходится на систему быстрого питания:
- 100 стационарных точек быстрого питания,
- 900 точек «на колесах»
- около 2 тыс. палаток и тележек, торгующих пирожками, хот-догами и шаурмой30.
Активно развиваются сети быстрого питания такие как, «Росинтер», «МакДоналдс», «Сбарро», а также специализированные предприятия на базе мобильных средств в парках и зонах отдыха: «Крошка-картошка», «Русские блины», «Сдоба», «Теремок» и др.
По данным консалтинговой компании «Ресткон», ежегодный прирост рынка «быстрого питания» составляет около 20%31.
На 1 мая 2007 г. по данным Системы информационного обеспечения потребительского рынка («СИОПР») в Москве функционирует около 10 тыс. предприятий общественного питания.
По данным Мосгорстат товарооборот общественного питания в январе-ноябре 2007 г. возрос на 6,3% в сопоставимых ценах по сравнению с соответствующим периодом 2006 г. Ежегодный рост рынка составляет около 20% (в то время как рост общероссийского рынка общепита составил всего около 12%).
Структура оборота рынка услуг общественного питания г. Москвы в 2007 г. представлена на рис. 2.1.
Рис. 2.1. Структура оборота рынка услуг общественного питания г. Москвы в 2007 г.
В 2007 г., по данным экспертов, число заведений быстрого питания увеличилось на 50-55 точек, а число кафе в Москве - на 35-40 единиц, ресторанов около 80 ед. Самый растущий сегмент - демократичные рестораны (средний чек - до 30-50 долл.). Этот сегмент увеличил свой объем почти на 40%. Заведения класса люкс, напротив, продемонстрировали рост, не превышающий 10%.
По данным, компаний «Росинтер Ресторантс», «Сдоба»: «наиболее динамично сейчас развиваются демократичные форматы в среднем ценовом сегменте, например пиццерии, а также фаст-фуд».
Крупных международных операторов на ресторанном рынке пока немного. В основном это категория «быстрое питание»: «МакДоналадс», сети американских закусочных «Сабвей», Tricon Restaurants Int («Пицца Хат»), «Акма» (Дели Франсе и Коффе Клуб)32.
По мнению экспертов, в ближайшие 10 лет крупнейшие мировые игроки появятся и в остальных категориях. Наиболее вероятно, что на рынке будут доминировать не рестораны индивидуальных владельцев, а сетевые ресторанные группы.
Ценовое сегментирование рынка быстрого питания
По ценовому признаку заведения общественного питания можно классифицировать на:
Ценовая сегментация рынка быстрого питания г. Москвы в 2007 г. отражено на рис. 2.2.
Рис. 2.2. Ценовая сегментация рынка фаст-фуд г. Москвы в 2007 г.
Из данных рис. 2.2. видно, что лидирующее место в общественном питании Москвы занимают заведения быстрого обслуживания.
Рынок ресторанов быстрого обслуживания принадлежит к низшему ценовому сегменту рынка общественного питания. Тем не менее, условно рынок можно поделить на:
- высший ценовой сегмент со средним счетом 3-7 долл., куда входят стационарные предприятия быстрого обслуживания,
- низший ценовой сегмент со средним счетом 1-3 долл., куда входят уличные точки.
Низший ценовой сегмент занимает порядка 70% рынка быстрого питания, а высший занимает до 30%.
Структура московского рынка быстрого питания может быть представлена следующим образом:
1. Уличные лотки и тележки.
Данную группу представляют палатки и тележки с хот-догами, шаурмой и курами-гриль. Средний чек покупки - 100 руб.
2. Палатки и мобильные точки фаст-фуда на базе автоприцепов.
Данная группа состоит преимущественно из отечественных сетей: «Крошка-картошка», «Русские блины», «Пироги да слойки», и другие. Средний чек покупки – 150 - 200 руб.
3. Стационарные заведения (кафе и точки в торговых центрах).
Наиболее известными московскими стационарными ресторанам быстрого питания являются «МакДаналдс», «Ростик'с KFC», «Сбарро», «Русское бистро» и некоторые другие. «МакДоналдс» и «Ростик'с KFC» имеют достаточно разветвленную сеть своих ресторанов не только в столице, но и в регионах. Средний чек покупки от 100 до 350 руб.
Структура предприятий быстрого питания г. Москвы в 2007 г. представлена на рис. 2.3.
Рис. 2.3. Структура предприятий быстрого питания г. Москвы в 2007 г.
Следует отметить, что в последние годы наметилась тенденция открытия стационарных ресторанов быстрого питания, операторами, которые первоначально организовывали свою деятельность в сегменте «колесных» сетей. Например, появились стационарные рестораны «Русские блины» и «Крошка-картошка».
2.2. Сегментирование рынка быстрого питания по основным концепциям
Каждая из концепций включает в себя предприятия со своей спецификой, чаще основанной на одном блюде или продукте:
Уличные мобильные точки подразделяются на:
- блинные,
- чебуречные,
- пирожковые,
- куры-гриль,
- гамбургеры,
- сандвичи,
- хот-доги,
- пончики,
- печеный картофель и т. д.
Стационарные предприятия быстрого обслуживания подразделяются на:
По состоянию на 2007 г. лидирующие позиции ресторанного рынка занимали:
1. «Ростик Групп». Рестораны: «IL Патио», «Планета Суши», «Американский Бар и Гриль», T.G.I. Friday's, «Санта Фе», «Бенихана», «Ростик'с KFC», «Мока Лока» и «Сибирская корона»;
2. Аркадий Новиков. Рестораны: «Сыр», «Веранда у Дачи», «Царская охота», Vogue Cafe, «Елки-палки» и др.;
3. Андрей Деллос. Рестораны: «Кафе «Пушкинъ», «Турандот» «Шинок», «Ле Дюк», «Бочка», ЦДЛ, «Му-Му» и др.;
4. «Веста-Центр-Интернешнл». Рестораны: «Якитория», «Гин-но-Таки» «Навруз» и др.;
Лидирующие позиции в сегменте быстрого питания занимает «МакДоналдс» и «Ростик'с Групп».
По состоянию на 2007 год по количеству ресторанов корпорация «Ростик'с Групп» на равных конкурирует с «МакДоналдс». По данным исследовательской компании In-Depth, на долю этой сети приходится 15% рынка ресторанов быстрого обслуживания московского региона по количеству точек. Прошлогодний оборот «Ростик'с KFC» превысил 100 млн. долл33.
Рестораны Аркадия Новикова занимают 2,8%, «Сбарро» — 2%.
При этом самым крупным ресторатором Подмосковья сейчас является «МакДоналдс» (24 заведение сети). У «Ростик'с KFC» в Подмосковье 25 ресторанов.
Также можно отметить, что наиболее крупными игроками рынка быстрого питания являются: «Русское Бистро», «Русские блины», «Крошка-картошка», «Елки-палки», «Пирожки из печи», «Обжора», «Ням-Ням».
«Ростик'с Групп»
На рынке сетевых ресторанов корпорация «Ростик'с Групп» занимает одну из лидирующих позиций на ровне с «МакДоналдс».
История «Ростик'с Групп» началась с Rostik International (Венесуэла), которой в 2006 году исполнилось 25 лет. В 1984 году основатель бизнеса Ростислав Ордовский-Танаевский Бланко впервые приехал в Москву с деловым визитом. Изучив рыночное пространство бывшего СССР, он выбрал два направления деятельности. В 1988 он стал развивать сеть фотопредприятий совместно с компанией «Кодак». А в 1990 г. – Ростислав открыл в центре Москвы ресторан «Испанский Уголок». Эти события стали началом выдающейся деловой истории.
Сегодня «Ростик'с Групп» – это группа компаний, успешно развивающих бизнес на территории России, СНГ и Восточной Европы.
Предприятия сети присутствуют в 14 городах России и СНГ, в частности, в Москве, Санкт-Петербурге, Омске, Новосибирске, Екатеринбурге, Самаре, Тюмени, Казани, Алма-Ате и других. При этом Москва и Московская область – 9, регионы – 16, из них по франчайзингу – 20.
В 2008 году «Ростик'с KFC» планирует открыть около 70 предприятий быстрого обслуживания в России и странах СНГ. Основным фокусом для остаются Москве и Санкт-Петербург и другие города присутствия.
Ресторанная сеть «Ростик'с KFC» в 2007 г. росла быстрее рынка, что позволило ей улучшить свои показатели. Так, валовой товарооборот сети в 2007 году вырос на 60% по сравнению с 2006 г. и составил 164 млн. долл.
Сеть также планирует выйти на рынки Красноярска, Воронежа, Уфы, Ростова-на-Дону и Киева. В начале 2008 г. года сеть расширила свое присутствие на рынке СНГ, открыв первое предприятие быстрого обслуживания в Армении (г. Ереван).
«Ростик'с KFC» - крупная российская сеть семейных ресторанов быстрого обслуживания, активно развивающаяся по системе франчайзинга.
«Ростик'с KFC». Средняя сумма по чеку: 100-350 руб. Средняя посещаемость: 800 - 1000 чел. в день. (1500 чел. в выходные и праздничные дни).
Первый ресторан «Ростик'с» был открыт в Москве в 1993 году. Сегодня сеть компании по Росси насчитывает 136 точек, 89 из которых франчайзинговые.
Средняя площадь одного заведения составляет 300 кв. м и рассчитана на 150 посадочных мест. Минимальный размер рабочей площади ресторана 46 кв. м.
Информация о работе Сущность концепций в ресторанном бизнесе