Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 19:44, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование роли и значение современных концепций в ресторанном бизнесе.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1) рассмотреть сущность концепций в ресторанном бизнесе;
2) исследовать структуру рынка услуг общественного питания г. Москвы;
3) выявлены новые концепции в ресторанном бизнесе.
Актуальность. Развитие рыночных отношений в России устранило многолетнюю государственную монополию на сферу общественного питания. Экономические перемены обусловили возрождение отечественного ресторанного бизнеса, черпающего свои истоки в богатом культурном и историческом наследии ресторанного дела дореволюционной России. Сложные и неоднозначно оцениваемые в обществе процессы приватизации привели к изменению форм собственности многочисленных кафе, столовых, ресторанов советского типа, отличавшихся ограниченным ассортиментом и традиционно ненавязчивым сервисом. Смена собственности и владельцев этих предприятий поставили во главу угла обеспечение прибыльности предприятий общественного питания. Между ними стала возникать реальная конкуренция за кошелек клиента, готового оплачивать предлагаемые кулинарные изыски, причудливый интерьер и настоящий сервис. В итоге шаг за шагом постепенно стал возрождаться реальный ресторанный рынок в нашей стране, подчиняющийся экономическим законам спроса и предложения, а также конкуренции.
На смену убогих столовых и кафе, особенно в крупных городах, пришли элитарные рестораны. Рыночные отношения настоятельно требуют создание различных ресторанов, способных занять соответствующие ценовые ниши и отвечающие неудовлетворенному платежеспособному спросу населения. В число бесспорных лидеров по освоению безграничного ресторанного рынка выдвинулась Москва, способная по количеству ресторанов, их концептуальному подходу, меню и уровню сервиса быть на равных, а в ряде случаев даже впереди ведущих мировых гастрономических столиц. Место советских администраторов ресторанов заняли предприимчивые и энергичные рестораторы, стремящиеся всеми законными средствами обеспечить доходность ресторанного бизнеса. Все эти новые реалии социального и общественного уклада объективно диктует рыночная среда.
Сегодня ресторанный бизнес требует профессионализма, так как с каждым годом появляется все большее количество точек питания, а с ними усиление конкуренции. Однако до сих пор практически нет обобщающих данных, в полной мере характеризующих структуру рынка ресторанного бизнеса. Поэтому выбранная тема дипломной работы является актуальной.
Объект исследования - концепции в ресторанном бизнесе.
Предмет исследования – тенденции развития концепций в ресторанном бизнесе.
Целью дипломной работы является исследование роли и значение современных концепций в ресторанном бизнесе.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
Поставленные цели и задачи дипломной работы определяют ее структуру: введение, три главы и заключение, список использованных источников и литературы, приложение.
Во введении определяется актуальность темы дипломной работы, выявляются объект, предмет исследования, указываются цель, задачи работы.
В первой главе дипломной работы определяется классификация предприятий общественного питания, рассматриваются основные этапы формирования концепций в ресторанном бизнесе, дается анализ современных тенденций и проблем развития ресторанного бизнеса в современных условиях в частности рассмотрены стратегические аспекты развития ресторанного бизнеса в Москве, модные тенденции в ресторанном бизнесе.
Вторая глава посвящена анализу структуры рынка услуг общественного питания города Москвы по сегментам. Выделены основные направления сегментирования рынка и описаны основные сегменты, проанализированы объем и динамика московского рынка общественного питания по сегментам, подведены итоги структурной сегментации.
В третьей главе рассматриваются общие тенденции развития рынка быстрого питания в Москве, указываются перспективы развития предприятий питания концепции квик-кэжуал, выявляются направления развития предприятий питания концепции фри-фло.
В Заключение сделаны основные выводы.
Методологической и теоретической базой исследования послужили работы ведущих отечественных и зарубежных ученых в исследуемой области.
Особо следует отметить работы: Л.С. Кучера, Л.М. Шкуратовой, С.Л. Ефимовой, Т.Н. Голубевой «Ресторанный бизнес в России технология успеха», К. Эгертона-Томаса «Ресторанный бизнес. Как открыть и успешно управлять персоналом».
Также для написания дипломной работы использовались периодические издания. Особо следует отметить информационную ценность статей: Д. Анурова, А. Купцова «Вино, ресторан и клиент», Е. Качаловой «Сервис двигает продажи ресторанов вперед».
В процессе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы.
Практическая значимость работы заключается в предложении рекомендаций по совершенствованию развития предприятий питания Москвы, которые в перспективе могут быть использованы московскими муниципальными властями и рестораторами.
1.1. Классификация предприятий общественного питания
Предприятие общественного питания — предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации и (или) организации потребления.
Предприятиям общественного питания присваиваются определенный тип и класс в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
Тип предприятия общественного питания — вид предприятия с характерными особенностями обслуживания, ассортимента реализуемой кулинарной продукции и номенклатуры предоставляемых потребителям услуг (ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная).
При определении типа предприятия учитывают (ГОСТ Р50762-95)1:
ассортимент реализуемой продукции, ее разнообразие и сложность изготовления;
техническую оснащенность (материальную базу, инженерно-техническое оснащение и оборудование, состав помещений, архитектурно-планировочное решение и т.д.);
методы обслуживания; квалификацию персонала;
качество обслуживания (комфортность, этику общения, эстетику и т.д.);
номенклатуру предоставляемых потребителям услуг.
Класс предприятия общественного питания — совокупность отличительных признаков предприятия определенного типа, характеризующая качество предоставляемых услуг, уровень и условия обслуживания.
Ресторан — предприятие общественного питания с разнообразным ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные; винно-водочные, табачные и кондитерские изделия, с повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией отдыха.
Рестораны и бары по уровню обслуживания и номенклатуре предоставляемых услуг подразделяются на три класса:
«люкс» — изысканность интерьера, высокий уровень комфортности, широкий выбор услуг, ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд, изделий для ресторанов, широкий выбор заказных и фирменных напитков, коктейлей - для баров;
«высший» - оригинальность интерьера, выбор услуг, комфортность, разнообразный ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд и изделий для ресторанов, широкий выбор фирменных и заказных напитков и коктейлей — для баров;
«первый» - гармоничность, комфортность и выбор услуг, разнообразный ассортимент фирменных блюд и изделий и напитков сложного приготовления для ресторанов, набор напитков, коктейлей несложного приготовления (в том числе заказных и фирменных) — для баров2.
Рестораны подразделяются на две большие группы — классические и быстрого обслуживания.
Знаменитый классический ресторан сродни произведению искусства. Он уникален, восхитителен, располагает к длительному общению с партнером или, по крайней мере, к эстетическому наслаждению и очень дорог. Такие рестораны пользуются спросом только у туристов, путешествующих VIP-классом.
Список лучших в мире ресторанов при гостиницах ежегодно публикует известный журнал «Хотелс». Первое место в этом списке занимает ресторан «Труффе» гостиничной цепи «Four seasons» (Торонто). Второе — «Шантеклер» гостиницы «Негреско» (Ницца).
Другую группу предприятий общественного питания образуют рестораны быстрого обслуживания. Впервые появившись в США, они в настоящее время распространены по всему миру.
Основной особенностью мировой сферы общественного питания в последние десятилетия стало возникновение и развитие ресторанных цепей. Здесь, несомненно, лидируют США, чьи ресторанные цепи проводят активную экспансионистскую политику за пределами своей страны. Их успех в большой мере связан с огромным количеством американских туристов и американцев, проживающих за рубежом, а также множеством иностранцев, в различное время работавших или обучавшихся в США. Особенно быстро растут цепи ресторанов, специализирующихся на гамбургерах и пицце.
Из всех продаж ресторанных цепей более 40% составляют сандвичи (см. табл. 1.1).
Таблица 1.1 3
Доля рынка 100 первых ресторанов по типу предлагаемого обслуживания
Тип обслуживания |
Доля рынка, % |
Предложение сандвичей |
40,9 |
Закусочные |
12,7 |
Пиццерии |
10 |
Семейные обеды/ужины |
7,5 |
Тематическое обслуживание |
6,5 |
В отелях |
5,9 |
Предложение куриных блюд |
5,5 |
Предложение стейка |
4,2 |
Кафетерии |
1,3 |
Другие |
5,5 |
При этом согласно классификации, составленной «NRN Research», в категорию сандвичей включаются: гамбургеры, подаваемые в ресторанах «МакДоналдс», французские сандвичи — в «Сабвэй» и «текс/мекс» — в «Такс Белл».
По количеству входящих предприятий в мире лидирует цепь «7-Элевен», включающая 13 760 ресторанов. Далее следует сеть «Макдоналдс» с 13 093 предприятиями.
В настоящее время в мире бурно развивается концепция ресторанов в крупных торговых центрах (например, в Великобритании насчитывается около 1000 таких ресторанов). Благодаря такому обслуживанию растет как количество посетителей центра, так и время
Кроме того, рестораны различают:
по ассортименту реализуемой продукции - рыбный, пивной; с национальной кухней или кухней зарубежных стран; по месторасположению — ресторан при гостинице, вокзале, в зоне отдыха, вагон-ресторан и др.
Разновидностью этой концепции является концепция «двориков» в торговых центрах, где объединяется несколько кафе и ресторанов быстрого обслуживания. Например, в «дворике» торгового центра «Атриум» в Москве одновременно обслуживают посетителей восемь небольших ресторанов.
Бар — предприятие общественного питания с барной стойкой, реализующее смешанные, крепкие алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, закуски, десерты, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары.
Бары различают:
по ассортименту реализуемой продукции и способу ее приготовления — молочный, пивной, винный, кофейный, коктейль-бар, гриль-бар;
по специфике обслуживания потребителей — видеобар, спортбар. варьете-бар и др.
Кафе - предприятие по организации питания и отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции; реализует фирменные, заказные блюда, изделия и напитки. Кафе различают: по ассортименту реализуемой продукции - кафе-мороженое, кафе-кондитерская, кафе-мол очная; по контингенту потребителей — кафе молодежное, детское и др.
Столовая — общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей предприятие обществе иного питания, производящее и реализующее блюда в соответствии с различающимся по дням недели меню. Столовые различают: по ассортименту реализуемой продукции - общего типа и диетическая;
по контингенту потребителей — школьная, студенческая и др.; по месту расположения - общедоступная, по месту учебы, работы.
Закусочная - предприятие общественного питания с ограниченным ассортиментом блюд несложного приготовления из определенного вида сырья и предназначенное для быстрого обслуживания потребителей. Закусочные разделяют по ассортименту реализуемой продукции - общего типа и специализированные (сосисочная, пельменная, блинная, пирожковая, пончиковая, шашлычная, чайная, пиццерия, гамбургерная и т.д.).
Информация о работе Сущность концепций в ресторанном бизнесе