Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 23:32, курсовая работа
В первой части работы даётся характеристика сущности и критериев малого предпринимательства, показаны его преимущества и определённые недостатки, а также роль малого предпринимательства в экономике страны.
Предпринимательская деятельность является самостоятельной инициативной и рисковой деятельностью дееспособных граждан направленной на получение прибыли (дохода) законным путем, поэтому в работе показано кто может быть субъектом малого предпринимательства.
Введение 3
1. Сущность и критерии малого бизнеса 5
2. Организация финансов предприятия малого бизнеса 9
3. Способы государственной поддержки малого бизнеса 13
Заключение 23
Список литературы 25
Расчетная часть 27
4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
первое высшее образование
КУРСОВАЯ РАБОТА
Дисциплина «Финансы организаций.
На тему:
«Вариант №5»
Выполнила Барбашина К.С.
Студент 4 курса, вечер
Специальность ФиК
№ зач. книжки 08ффд14045
Преподаватель(доц.)
Брянск
2012г.
Введение
1. Сущность и критерии малого бизнеса
2. Организация финансов предприятия малого бизнеса
3. Способы государственной поддержки малого бизнеса
Заключение
Список литературы
Расчетная часть
Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество не могут нормально существовать и развиваться.
Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Малое предпринимательство обеспечивает укрепление рыночных отношений основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего класса являющегося гарантом социальной и политической стабильности общества.
В Конституции Российской Федерации определено, что каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности. Права и свободы человека и гражданина, а значит и право свободной предпринимательской деятельности осуществляются на всей территории Российской Федерации и распространяются на каждого гражданина страны. Все органы государственной власти обязаны обеспечивать и защищать в своей деятельности права предпринимателей и свободу малого предпринимательства, а их противодействие должно рассматриваться как нарушение Конституции Российской Федерации.
В экономически развитых странах число малых и средних предприятий достигает 80-99% от общего числа предприятий в этом секторе экономики сосредоточены две трети трудоспособного населения производится более половины валового внутреннего продукта. В этих странах проводится активная и последовательная политика поддержки и развития малого предпринимательства. В России государство предприняло определённые шаги по развитию малого предпринимательства: формируется законодательная база были приняты программы развития малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях при содействии государства создана сеть сервисных организаций. Всё большее внимание вопросам развития малого предпринимательства уделяют региональные и муниципальные органы власти.
В первой части работы даётся характеристика сущности и критериев малого предпринимательства, показаны его преимущества и определённые недостатки, а также роль малого предпринимательства в экономике страны.
Предпринимательская деятельность является самостоятельной инициативной и рисковой деятельностью дееспособных граждан направленной на получение прибыли (дохода) законным путем, поэтому в работе показано кто может быть субъектом малого предпринимательства.
Во второй части работы говорится об особенностях организации финансов малого предпринимательства, а именно об особенностях налогообложения субъектов малого бизнеса.
Способы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства описаны в заключительной части курсовой работы.
Деятельность субъектов малого бизнеса в России регулируется Федеральным законом от 24.07.2007г. № 209–ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
К субъектам малого бизнеса относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением ГУПов и МУПов), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства[1].
Указанные субъекты должны отвечать следующим критериям:
– юридические лица – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
– средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от 100 до 250 человек включительно для средних предприятий;
б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до 15 человек;
– выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельных значений, установленных в Постановлении Правительства РФ от 22.07.2008 № 556, а именно для микропредприятий – 60 млн. руб., малых предприятий – 400 млн. руб., средних предприятий – 1000 млн. руб.[2] <1>.
Организация бухгалтерского учета определяется как видом, так и масштабами деятельности субъекта малого бизнеса, что связано с объемом первичной документации, отражающей хозяйственные операции.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, так называемые многопрофильные, принадлежат к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Преимуществами малого бизнеса являются[3]:
1. Сравнительно более низкие издержки управления, обусловленные отсутствием лишнего бюрократического аппарата. Эти условия дают возможность оперативно принимать решения в управлении малыми предприятиями и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на другой.
2. Более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков.
3. Малые предприятия лучше знают уровень спроса на локальных рынках. Ориентация производителей преимущественно на региональный рынок идеально приспособлена для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.
4. Относительно более высокая оборачиваемость капитала малых предприятий.
5. Малые предприятия требуют меньше капиталовложений. У них меньшие сроки строительства, небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.
6. Работники малого предпринимательства имеют высокий уровень мотивации в достижении успеха, а также возможности реализовать свои идеи, проявить свои способности
7. Малый бизнес дает средства к существованию большему количеству людей, чем крупный. Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из–за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов.
К недостаткам малого бизнеса относятся:
1. По сравнению с крупными предприятиями малые предприятия обладают более высоким уровнем риска и, следовательно, высокой степенью неустойчивости на рынке.
2. Малые предприятия зависимы от крупных компаний.
3. Слабая компетентность руководителей и менее профессиональные работники.
4. Повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования.
5. Малый бизнес связан с большими трудностями в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов.
6. Малые предприятия не обладают рыночной властью и хорошей ресурсной базой.
7. Несмотря на повышенную гибкость, потенциальные способности малых предприятий к изменениям не велики.
8. Малый бизнес имеет малую склонность к инвестиционной деятельности из–за недостаточных размеров капитала и долгосрочности отдачи от вложений.
Малое предпринимательство представляет собой реалию экономической жизни государства, которая в значительной мере определяет макроэкономическую ситуацию в стране и имеет значительный потенциал влияния на социальную картину в стране. Малые предприятия всегда открыты для рыночных сделок между независимыми партнерами, стимулируют развитие спроса и предложения конкретных сегментов рынка.
Малые предприятия имеют особенности в организации финансов, прежде всего в налогообложении. У них могут быть следующие виды налогообложения:
1. Общепринятая система налогообложения.
2. Специальный налоговый режим, включающий:
2.1. единый сельскохозяйственный налог
2.2. упрощённая система налогообложения.
2.3. единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности.
1. Основными видами налогов общепринятой системы налогообложения являются:
налог на добавленную стоимость (глава 21 НК РФ);
налог на доходы физических лиц (глава 23 НК РФ);
единый социальный налог (глава 24 НК РФ утратила силу с 1 января 2010 г);
налог на прибыль организаций (глава 25 НК РФ);
налог на имущество предприятий (порядок исчисления и уплаты налога регулируется инструкцией, изданной МНС РФ по вопросу, касающемуся порядка уплаты филиалами и иными обособленными подразделениями российских организаций налогов и сборов. Объектом налогообложения являются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия (квартал, полугодие, 9 месяцев и год)).
2. Специальный налоговый режим, включающий
2.1. Плательщиками единого сельскохозяйственного налога являются организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельхотоварозпроизводителями. Не признаются сельхозтоваропроизводителями сельскохозяйственные организации индустриального типа (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы и др.) (статья 346.2 НК РФ). Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей регулируется гл. 26.1 НК РФ.
Большинство малых предприятий, не относящихся к обслуживанию населения, могут добровольно выбирать общепринятую или упрощённую систему налогообложения.
Упрощённая система налогообложения, учёта и отчётности применяется малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с Федеральным законом «Об упрощённой системе налогообложения учёта и отчётности для субъектов малого предпринимательства» от 29 декабря 1995 года №222-ФЗ.
Преимуществом упрощённой системы является замена уплаты совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатом хозяйственной деятельности малого предприятия (индивидуального предпринимателя) за отчётный период.
Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения. Организация имеет право перейти на упрощённую систему налогообложения, если по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подаёт заявление о переходе на упрощённую систему налогообложения, доход от реализации определяемый в соответствии со статьёй 249 НК РФ не превысил 11 млн. руб.
Не вправе применять упрощенную систему налогообложения: организации имеющие филиалы или представительства; банки; страховщики; негосударственные пенсионные фонды; инвестиционные фонды; ломбарды и другие организации, в соответствии со статьёй 346.12 НК РФ. Объектом налогообложения признаются доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов (ст. 346.12 НК РФ).