Сущность и критерии малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 23:32, курсовая работа

Краткое описание

В первой части работы даётся характеристика сущности и критериев малого предпринимательства, показаны его преимущества и определённые недостатки, а также роль малого предпринимательства в экономике страны.
Предпринимательская деятельность является самостоятельной инициативной и рисковой деятельностью дееспособных граждан направленной на получение прибыли (дохода) законным путем, поэтому в работе показано кто может быть субъектом малого предпринимательства.

Оглавление

Введение 3
1. Сущность и критерии малого бизнеса 5
2. Организация финансов предприятия малого бизнеса 9
3. Способы государственной поддержки малого бизнеса 13
Заключение 23
Список литературы 25
Расчетная часть 27

Файлы: 1 файл

Фин.орган.№5.doc

— 622.50 Кб (Скачать)

Налоговая ставка устанавливается в размере (ст. 346.20 НК РФ):

а) 6% (в случае если объектом налогообложения являются доходы);

б) 15%(в случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов).

Если у предприятия велика материалоёмкость продукции ему выгоден вариант Б, при низкой материалоёмкости целесообразен вариант А.

Налоговым периодом признаётся календарный год. Отчётными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (ст. 346.19 НК РФ).

Налогоплательщики обязаны вести налоговый учёт показателей своей деятельности необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога на основании книги учёта доходов и расходов. В соответствии с федеральным законом субъектам малого предпринимательства предоставляется право оформления первичных документов, бухгалтерской отчётности и ведения книги учёта доходов и расходов по упрощённой форме, в том числе без использования двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим Положением о ведении бухгалтерского учёта и отчётности в РФ.

Форма книги учёта доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощённую систему налогообложения утверждаются Министерством по налогам и сборам РФ по согласованию с Министерством финансов РФ (ст. 346.24 НК РФ).

Упрощённая система налогообложения регулируется главой 26.2 НК РФ.

Установление и введение в действие единого налога на вменённый доход для определённых видов деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О едином налоге на сменённый доход для определённых видов деятельности» от 31 июля 1998 г. №148 - ФЗ (в редакции от31.03.1999 г. №63-ФЗ).

Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности может применяться по решению субъекта РФ в отношении следующих видов предпринимательской деятельности: оказания бытовых услуг (ремонт обуви, одежды, прачечных, химчисток, ателье, парикмахерских и др.); оказания ветеринарных услуг; оказание услуг по ремонту, обслуживанию, мойке автотранспортных средств; розничной торговли, общественного питания, оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов (ст. 346.26 НК РФ).

Конкретный перечень малых предприятий из ставки базовой доходности для ЕНВД устанавливает законодательное собрание РФ субъектов Федерации. Правительством устанавливаются максимальные ставки базовой доходности на единицу физического показателя. Например, общественное питание 1000 руб. в месяц с 1мІ зала обслуживания, в розничной торговле 9000 руб. в месяц с одного торгового места, с автотранспортных перевозок 6000 руб. с одного транспортного средства, автостоянки с 1м2.

Ставка ЕНВД 15% от базовой доходности. Базовая доходность корректируется на три коэффициента:

1) коэффициент, учитывающий местоположение малого предприятия;

2) коэффициент, учитывающий тип товаров;

3) коэффициент-дефлятор, учитывающий инфляцию. Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности отражена в главе 26.3 НК РФ.

 

 


3. Способы государственной поддержки малого бизнеса

Как показывает мировая и отечественная практика, малое предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянной поддержке со стороны государственной власти и местного самоуправления. Этот процесс начался с принятия законодательных и нормативных актов, регулирующих малое предпринимательство. Ведущее место в системе правового обеспечения предпринимательства занимает принятие новой Конституции РФ. В ней изложены условия и принципы развития законного предпринимательства, установлены права и даны гарантии гражданам, занимающимся предпринимательской и иной, не запрещённой законом экономической деятельностью.

Гражданский кодекс с определёнными оговорками можно назвать экономической конституцией. ГК РФ устанавливает гражданские права и свободы, регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, упорядочивает организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

Для развития малого предпринимательства особое значение имеет реализация Федерального закона N 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В федеральном законе говорится, что он направлен на реализацию установленного Конституцией РФ права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной, не запрещённой законом деятельности. Федеральный закон определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в РФ, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. Закон действует на всей территории РФ в отношении всех субъектов малого предпринимательства, независимо от предмета и целей их деятельности и организационно-правовых форм и форм собственности.

Федеральный закон N 209-ФЗ предусматривает создание реестров субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки, определяются цели и порядок создания государственными органами и органами местного самоуправления координационных и совещательных органов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства. В Федеральном законе приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа субъектам малого и среднего предпринимательства в оказании поддержки, установлены особенности оказания некоторых форм поддержки.

Теперь отныне закон четко регулирует отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами, органами государственной власти РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Закон устанавливает особенности правового регулирования субъектов малого и среднего предпринимательства:

                  специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, налоговые декларации по упрощенной форме по отдельным налогам и сборам;

                  упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;

                  упрощенный порядок составления статистической отчетности;

                  льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество;

                  формы участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

                  меры по обеспечению прав и законных интересов при осуществлении государственного контроля (надзора);

                  меры финансовой поддержки;

                  меры для развития инфраструктуры поддержки;

                  иные меры, обеспечивающие реализацию заявленных законопроектом целей.

Создание развитой инфраструктуры поддержки и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства имеет важное значение, что подтверждается практикой высокоразвитых стран. Например, в США в 1953 году создана Администрация малого бизнеса (АМБ), функции которой охватывают весь комплекс мероприятий по поддержке малого бизнеса (финансовая помощь, технические и консультационные услуги, содействие в получении государственных заказов и др.). Структура АМБ включает три уровня: штаб-квартира в столице США, 10 региональных объединений и более 100 местных отделений, расположенных по всей стране и работающих в тесном контакте с местными органами государственной власти колледжами, университетами, предприятиями и общественными организациями. Поддержка малого бизнеса в США осуществляется и другими федеральными ведомствами: Министерством внутренних дел, Министерством жилищного строительства и городского развития, Национальным научным фондом, Администрацией по фермерскому хозяйству, институтами и центрами развития малого бизнеса, торгово-промышленными палатами, которых насчитывается более 2700 и т.д.

За время существования АМБ 20 млн. малых предприятий США получили прямую, либо косвенную поддержку за счёт её программ. Текущий портфель составляет 340000 ссуд субъектам малого предпринимательства на сумму более 49 млрд. долларов. При этом ряду предприятий будет отказано в получении гарантий АМБ. Это предприятия, работающие в банковской сфере, казино и бары.

Главная задача структуры - выступать в роли гаранта кредита малым предприятиям перед банком. Как правило, такие гарантии необходимы в трёх случаях: если предприятие берёт кредит на старте и не имеет кредитной истории; если заёмщик нуждается в долгосрочной ссуде, срок которой превышает внутренние кредитные требования банка; при условии выдачи ссуды на вид деятельности, неизвестной для кредитора. При этом в структуре действуют три разные программы кредитования: для пополнения оборотного капитала малых предприятий - программа 7 (а), для покупки земли, имущества и оборудования - программа 504, и программа микрокредитования. По первым двум программам предприятие получает ссуду в банке. Со своей стороны АМБ выступает гарантом кредита. В программе микрокредитования схема иная - ссуда в объёме не более 750 тыс. долларов федеральных средств выдаётся структурой посреднику, распределяющему более мелкие суммы на кредитование малых предприятий. Главные требования к посреднику следующие: это должна быть некоммерческая, но профессиональная в области финансирования организация с опытом работы кредитования не менее года, организация должна оказывать не только финансовую, но и консалтинговую помощь предприятиям. Число неплательщиков составляет не более 6% от общего числа заёмщиков. В программе микрокредитования эти показатели ещё лучше - менее 6% малых предприятий не платят посредникам и менее 2% посредников не платят АМБ. Структура АМБ предполагает строгую финансовую отчётность и контроль за эффективным использованием выделяемых средств из американского бюджета. Все реализуемые в рамках программы решения контролируются независимыми инспекторами, которые формально работают в АМБ, но независимы от структуры администрации. Поэтому, обнаружив любое нарушение, они могут незамедлительно направить запрос непосредственно в Конгресс США или президенту Америки.

В Японии на средние и малые предприятия приходится около 60% объёма производства промышленной продукции. Для малого бизнеса Японии характерна широкоразвитая субподрядная система, где малые и мельчайшие предприятия получают и выполняют заказы от крупных фирм - машиностроительных, авиационных и др.

В Японии существуют четыре центра регулирования и стимулирования малых и средних предприятий:

· центральное правительство;

· местные органы власти;

· крупный бизнес;

· самостоятельные объединения малого бизнеса.

По линии центрального правительства делами малого бизнеса занимается Управление малых предприятий в составе Министерства внешней торговли и промышленности. Как центральные, так и местные органы власти стимулируют становление и развитие малого бизнеса при помощи займов, кредитных гарантий, налоговых льгот, обучения кадров и облегчения доступа к информации. Кроме того малым предприятиям предоставляется безвозвратная финансовая помощь только на осуществление некоторых научно-технических программ (например, повышение технического уровня производства). Значительно шире под льготный процент предоставляются займы на осуществление следующих проектов:

· разработка новых видов продукции и новой технологии (финансирование по линии местных органов власти);

· разработка новых видов производств и техники (по линии центрального правительства);

· возрождение мелких предприятий для развития экономики отдельных регионов (по линии центрального правительства);

· содействие производственной и технической кооперации между предприятиями малого бизнеса (по линии центрального правительства)

Большую роль в оказании финансовой помощи малым и средним предприятиям играет Финансовая корпорация малого бизнеса Японии. Она предоставляет таким предприятиям долгосрочные займы (на срок более года на льготных условиях на увеличение основного и оборотного капитала).

На кредитовании мелких и мельчайших компаний специализируется Национальная финансовая корпорация Японии. Обладая огромной сетью торгово-промышленных палат (свыше 500 по стране), она ежегодно выдаёт займы на сумму свыше500 млрд. иен.

В Японии есть ещё одно специализированное учреждение - банк Соко-Чукин, финансирующий деятельность кооперативов, малых и средних предприятий охраны окружающей среды, развития энергосберегающих производств. Упомянутые выше Финансовая корпорация малого бизнеса и Национальная финансовая корпорация выдают кредиты на ещё более льготных условиях. Следует отметить, что государство обеспечивает гарантирование и страхование кредитов, предоставляемых малым и средним предприятиям через так называемую «систему дополнительного общественного кредитования». С помощью этой системы обеспечивается перелив капитала от коммерческих финансовых институтов к компаниям малого и среднего бизнеса. Важным звеном финансовой поддержки малых и средних предприятий служат займы и кредиты, предоставляемые для конкретной помощи предприятиям, попавшим в затруднительное финансовое положение, вследствие объективных факторов. Таким образом, в Японии создана и функционирует всесторонняя поддержка малого предпринимательства на разных уровнях.

В России существуют различные направления поддержки и развития малого предпринимательства со стороны государственных (и негосударственных) структур: финансово-кредитная, имущественная, информационная, консультационная, поддержка инновационной деятельности, поддержка в области подготовки и подбора кадров, а также поддержка в области налогообложения и бухгалтерского учёта для малого предпринимательства (рассмотренная во второй главе работы).

В России создана на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ инфраструктура развития и поддержки малого предпринимательства и предпринимательства вообще. На федеральном уровне проблемами поддержки и развития малого предпринимательства занимаются такие министерства и государственные комитеты как: Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства; Министерство экономического развития и торговли; Министерство труда и социального развития; Министерство финансов; Министерство по налогам и сборам; Государственный таможенный комитет; Государственный комитет по статистике; Государственный фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Информация о работе Сущность и критерии малого бизнеса