Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:58, дипломная работа
Поступление в школу и начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Ребенок, поступивший в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. И, несомненно, немаловажную роль в этом играет профилактика нарушений чтения и письма.
Цель: диагностика, выявление и корекционно-профилактическая работа предпосылок нарушений чтения и письма (дислексии и дисграфии) у детей старшего дошкольного возраста.
Введение 3
1.Теоретический аспект проблемы профилактики
нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного
возраста
1.1.Основные подходы к профилактической работе по
предупреждению и диагностики проявлений нарушений чтения
и письма (дислексии и дисграфии) 8
2.Практический аспект профилактики нарушений чтения и
письма (дислексии и дисграфии) у детей старшего
дошкольного возраста в условиях логопункта
2.1.Система работы по профилактике дислексии и дисграфии у
детей дошкольного возраста 15
2.2.Основные методы и приемы работы по профилактике
нарушений чтения иписьма (дислексии и дисграфии) у
детей дошкольного возраста 26
2.3.Система работы по профилактики нарушений чтения и
письма (дислексии и дисграфии) у детей дошкольного возраста 54
2.4.Результативность работы по профилактике нарушений
чтения и письма (дислексии и дисграфии) у детей
старшего дошкольного возраста 62
Список литературы 66
Приложения 69
Перспективный план по формированию навыка чтения коррекционно-профилактической работы с детьми старшего дошкольного возраста (приложение №1)
Основные направления
коррекционно-логопедической работы |
Содержание коррекционно-логопедической работы |
Сроки |
Звуковая сторона речи |
- Кто придумает конец. - Какое слово потерялось. - Какой звук потерялся. - Подскажи Петрушке. - Слова-паронимы - Собери ромашку - Подбери картинку к схеме - Доскажи словечко - Кому какой звук |
Сентябрь- октябрь |
Стимуляция слухового внимания |
- Угадай, кто кричит. - Угадай, на чем играю. - Угадай, что делают. - Узнай по голосу. - Исправь ошибки Незнайки |
Сентябрь октябрь |
Фонематическое фонематических представлений |
- Свистит - шипит. - Скажи правильно. - Покажи правильно. - Помоги друзьям. - Пирамида. - Кому что. - Собери корзины - Кому на какой остров нужно |
ноябрь декабрь |
Фонематический анализ и синтез
|
- Зашифрованное слово. - Телеграф. - Магнитофон. - Собери корзинки. - Собери слово. - Бусинки. - Рыбаки. - Собери чемоданы - Поезд - Куда причалит лодка - Укрась деревья - Гласные – согласные - Звонкие – глухие - Мягкие - твердые |
В течении года. |
Развитие внимания
|
- Кто наблюдательней - Найди клад. - Телефон. - Что изменилось. - Угадай, чего не стало - Угадай, что изменилось - Лабиринты |
В течение года. |
Последовательность в речи
|
- Живые цепочки - Письмо Незнайки. - Перепутанница. - Пароль. - Сказка " Репка, Колобок, Заюшкина избушка, Лисичка со скалочкой ". - Продолжи ряд. |
В течение года. |
Упрочение звукобуквенных
связей |
- Тактильное опознавание букв. - Группировка стилизованных букв. - Цветная маркировка. - Деление слова на слоги. - Составление слов из слогов по картинкам. - Синтез слов из слогов при одном постоянном слоге. - Перепутанные слоги |
В течение года |
Автоматизация слогослияния
|
- Чтение слогов прямых и обратных. - Чтение трехбуквенных слогов. - Чтение слогов со
стечением согласных. - Открытые слоги со стечением согласных и слов со стечением согласных. - Составление слов из слогов по кубикам. - Чтение слов по таблицам по слогам. - Упражнение в чтении про себя. - Чтение с " окошком ". -Упражнение развивающие выразительность чтения: а) чтение слов объединенных в группы с одним ритмичным и слоговым рисунком. б) дифференциация и объединение слов, различных только по ударению, в) чтение и исправление предложений где ошибочно заменено слово
на слово |
В течение года. |
Формирование понимания текста |
- контроль понимания прочитанного подбором сюжетных картинок. - контроль понимания
прочитанного - контроль понимания
прочитанного - контроль предложениями, часть которых согласуется с текстом, часть нет. |
В течение года |
Модель деятельности логопеда и ребенка по профилактике нарушений процесса письма (дисграфии)
Цель, задачи, которые осуществляет логопед |
Цели, задачи, которые осуществляет ребенок |
Специально организованная деятельность логопеда Цель: организует условия обеспечивающие у ребенка развитие навыков письма, посредством: - осознание звуковой стороны слова, - освоение графем, - образование звукобуквенных ассоциаций, -развитие зрительно- пространственных восприятий и наглядно- образного мышления, - формирование изобразительно- графических способностей, -развитие сукцессивных способностей, -развитие внимания. Совместная деятельность логопеда и ребенка. Цель: развитие потребностей ребенка в активном формировании навыков письма через: упражнения по дифференциации фонем, игры направленные на развитие анализа и синтеза слов. Цель: создание условий реализации навыков и потребностей письма через: создание предметно- пространственной среды, - применение игровых методик. |
Цель: поэтапное развитие компонентов навыков письма, через специально организованную деятельность логопеда
Цель: воспроизведение ребенком ранее воспринятых навыков письма через: игры, упражнения, коммуникативные беседы, диалоги, организацию игр.
Самостоятельная деятельность ребенка. Цель: ребенок самостоятельно развивает навыки реализации самовыражения через: рисунки, игры, рассказы, игровые упражнения. |
Перспективный план коррекционно-профилактической работы с детьми старшего дошкольного возраста (приложение №2)
Основные направления
коррекционно-логопедической работы |
Содержание коррекционно-логопедической работы |
Сроки |
Развитие зрительно- |
- Аналогии - сходство. - Недостающие детали. -Последовательные картинки. - Складывание фигур из кубиков. - Игры с мозаиками. - Кодирование. - Лабиринты. |
В течение года |
Формирование изо - графических способностей. |
- развитие графо-моторных навыков, овладение графической символизацией, - дорисовка рисунков, -Кто наблюдательней. -Воспроизведение по памяти. |
В течение года |
Развитие графо-моторных навыков |
- Картинки-невидимки, - Тематический рисунок, - Срисовывание фигур. - Палочковые тесты, - Игры с пальцами, |
В течение года |
Развитие усвоения графем и звукобуквенных связей. |
- подбор букв из азбуки, - запись букв и слогов
под диктовку. |
В течение года |
Основные усилия направлены на постановку звукопроизношения, выработку дифференциации фонем и навыков фонематического анализа, т.е. описанные методы и приемы для дислексии.
Перспективный план разработан с учетом полученных данных в результате диагностики, то есть вся работа по профилактики дислексии и дисграфии была направлена на их устранение и профилактическую работу.
План учитывает
Полноценная коррекционная работа невозможна была бы без участия в ней родителей. Поэтому мы с самой первой встречи объясняли необходимость сотрудничества родителей не только с воспитателями и логопедом, но и с психологом, врачами, а также рассказывали о степени важности проведения курса или нескольких курсов лечения (если на этом настаивает лечащий врач) и необходимости выполнения домашних заданий на закрепление каких-либо полученных знаний, умений.
После проведения обследования детей с родителями обсуждались уровень развития речи, высших психических функций, состояние общей, мелкой, артикуляционной моторики, степень предрасположенности к дислексии и дисграфии.
После обсуждения результатов обследования на собрании мы подробно рассказывали родителям о целях и задачах коррекционного обучения.
В течение года мы проводили консультации для родителей, давали открытые занятия, знакомили с литературой для домашнего чтения и т.д.
Анализируя результаты коррекционно-профилактической работы можно отметить, что использование специальных игр, упражнений на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста не только стимулировало обучение и способствовало его успешности, но и содействовало устранению речевых нарушений, а также профилактике нарушений чтения и письма об этом свидетельствуют диаграммы
Диаграмма №1. Уровни предрасположенности нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста 2006 – 2007учебный год
Таким образом, на начало
учебного года с высоким уровнем
предрасположенности к
Диаграмма №2. Уровни предрасположенности нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста 2007 -2008 учебный год
Таким образом, на начало
учебного года: с высоким уровнем
предрасположенности к нарушени
Диаграмма №3. Уровни предрасположенности нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста 2008 – 2009 учебный год
Таким образом, на начало учебного года: с высоким уровнем предрасположенности к нарушениям чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста 15 %, со средним уровнем 25 %, с низким уровнем 60 %. На конец учебного года: с высоким уровнем предрасположенности к нарушениям чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста 5 %, со средним уровнем 15 %, с низким уровнем 10 %, не выявлено предрасположенности у 70 % детей.
Диаграмма №4. Уровни предрасположенности нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста2009 – 2010 учебный год
Таким образом, на начало
учебного года: с высоким уровнем
предрасположенности к
Диаграмма №5. Уровни предрасположенности нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста2010 – 2011 учебный год
Таким образом, с начало учебного года: с высоким уровнем предрасположенности к нарушениям чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста 30 %, со средним уровнем 45 %, с низким уровнем 25 %. С конца учебного года: с высоким уровнем предрасположенности к нарушениям чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста 10 %, со средним уровнем 5 %, с низким уровнем 5 %, предрасположенности не выявлено 80 %.
Таким образом, на протяжении всех лет работы по данной методике четко прослеживается положительная динамика в показателях на конец учебного года. Актуальность профилактики нарушений чтения и письма старших у дошкольников состоит в наиболее ранней, целенаправленной коррекции речевого и психического развития дошкольников, обеспечение готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, предупреждение вторичных отклонений в развитии аномального ребенка.
Учитывая, что у детей с нарушениями речи комплексно нарушено формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, звукослоговой структуры слов, фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, несформированностью монологической связной речи, лексико-грамматического строя речи, зрительного гнозиса, оптико-пространственного праксиса, памяти, внимания, моторной функции, мышления; имеет место недоразвитие познавательной деятельности и соответственно не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом. В связи с этим логопедическая работа по профилактики дислексий и дисграфий в условиях логопункта должна быть направлена на формирование как речевых, так и не речевых психических функций и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения чтением и письмом. Дифференцированный подход в процессе логопедической работы по профилактики дислексий и дисграфий должен осуществляться с учетом доминирующих нарушений и их соотношений с другими компонентами, лежащими в основе процесса чтения и письма, а так же с учетом индивидуально-психологических особенностей детей с нарушениями речи по степени риска возникновения дислексий и дисграфий.
Список литературы:
1. Варенцова Н, С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М., Просвещение, Владос, 1995.
2.Волкова Л.С., Голубева
Г.Р. Рекомендации к
3. Генин М.Г.,Герман
Н.А. Воспитание у
4. Егоров Т.Г. Психология
ошибок чтения на разных
5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичива Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.
6. Журова Л.Е, Эльконин Д.Б. К вопросу формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста. Сенсорное воспитание дошкольников. - М., 1983.
7.Колесникова Е.В. Развитие
звукобуквенного анализа у
8.Коноваленко В.В., Коноваленко С.Ф. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. Пособие для логопедов. М., Гном - пресс, 1998.
9. Корнеев А.Н. Ефремов
К.Д. О двух вариантах
Выявление и коррекция нервно-психических и речевых расстройств у детей. Л., 1985.
10. Корнеев А.Н. О возрастной динамике дислексий и прогнозе ее компинсации. Изучение и коррекция речевых расстройств. - Л., 1986.