Профилактика нарушений чтения и письма (дислекии и дисграфии) у старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:58, дипломная работа

Краткое описание

Поступление в школу и начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Ребенок, поступивший в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. И, несомненно, немаловажную роль в этом играет профилактика нарушений чтения и письма.
Цель: диагностика, выявление и корекционно-профилактическая работа предпосылок нарушений чтения и письма (дислексии и дисграфии) у детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение 3
1.Теоретический аспект проблемы профилактики
нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного
возраста
1.1.Основные подходы к профилактической работе по
предупреждению и диагностики проявлений нарушений чтения
и письма (дислексии и дисграфии) 8
2.Практический аспект профилактики нарушений чтения и
письма (дислексии и дисграфии) у детей старшего
дошкольного возраста в условиях логопункта
2.1.Система работы по профилактике дислексии и дисграфии у
детей дошкольного возраста 15
2.2.Основные методы и приемы работы по профилактике
нарушений чтения иписьма (дислексии и дисграфии) у
детей дошкольного возраста 26
2.3.Система работы по профилактики нарушений чтения и
письма (дислексии и дисграфии) у детей дошкольного возраста 54
2.4.Результативность работы по профилактике нарушений
чтения и письма (дислексии и дисграфии) у детей
старшего дошкольного возраста 62
Список литературы 66
Приложения 69

Файлы: 1 файл

дисграфия.doc

— 1.53 Мб (Скачать)

 

Перспективный план по формированию навыка чтения коррекционно-профилактической работы с детьми старшего дошкольного возраста (приложение №1)

Основные направления    коррекционно-логопедической      

работы

Содержание  коррекционно-логопедической работы

Сроки

Звуковая сторона  речи  

- Кто придумает конец.

- Какое слово потерялось.        

- Какой звук потерялся.                      

- Подскажи Петрушке.           

- Слова-паронимы

- Собери ромашку

- Подбери картинку  к схеме

- Доскажи словечко

- Кому какой  звук

Сентябрь-

октябрь

Стимуляция слухового     

внимания                            

- Угадай, кто кричит.

- Угадай, на чем играю.

- Угадай, что делают.       

- Узнай по голосу.                                   - Эхо.

- Исправь ошибки Незнайки

Сентябрь

октябрь

Фонематическое                   восприятие и             воспитание    

фонематических               

представлений     

- Свистит - шипит.

- Скажи правильно. 

- Покажи правильно. 

- Помоги друзьям. 

- Пирамида.

- Кому что.

- Собери корзины

- Кому на какой остров  нужно

ноябрь декабрь

Фонематический                  анализ и синтез                                       

        

- Зашифрованное слово.

- Телеграф.  

- Магнитофон. 

- Собери корзинки.

- Собери слово.

- Бусинки. 

- Рыбаки.    

- Собери чемоданы

- Поезд

- Куда причалит лодка

- Укрась деревья

- Гласные – согласные

- Звонкие – глухие

- Мягкие - твердые                           

В течении

года.

Развитие внимания              

                    

- Кто наблюдательней

- Найди клад. 

- Телефон.   

- Что изменилось.

- Угадай, чего не стало

-  Угадай, что изменилось

- Лабиринты                          

В течение года.

Последовательность в  речи                                                              

 

- Живые цепочки

- Письмо Незнайки.

- Перепутанница.     

- Пароль.       

- Сказка " Репка, Колобок,  Заюшкина избушка, Лисичка со  скалочкой ". 

- Продолжи ряд.                       

В течение 

года.   

Упрочение звукобуквенных связей                                                                   

- Тактильное опознавание букв.

- Группировка стилизованных  букв.

- Цветная маркировка.

- Деление слова на  слоги.                    

- Составление слов  из слогов по картинкам.

- Синтез слов из  слогов при одном постоянном  слоге.   

- Перепутанные слоги

В течение

года

Автоматизация слогослияния      

 

- Чтение слогов прямых  и обратных.

- Чтение трехбуквенных  слогов.

- Чтение слогов со  стечением  согласных.                                     

- Открытые слоги со  стечением согласных и слов  со стечением согласных.

- Составление слов  из слогов по кубикам.

- Чтение слов по  таблицам по слогам.

- Упражнение в чтении  про себя.

- Чтение с " окошком  ".

-Упражнение развивающие  выразительность чтения:

а) чтение слов объединенных в группы с одним ритмичным  и слоговым рисунком.

б) дифференциация и объединение слов, различных только по ударению,

в) чтение и исправление  предложений

где ошибочно заменено слово  на слово                                омограф.

В течение года.

Формирование понимания

текста 

- контроль понимания  прочитанного подбором сюжетных картинок.

- контроль понимания  прочитанного                               путем пересказа.

- контроль понимания  прочитанного                             путем проверки вопросами.

- контроль предложениями, часть которых согласуется с текстом, часть нет.

В течение года


 

 

 

Модель деятельности логопеда и ребенка  по профилактике нарушений процесса письма (дисграфии)

 Цель, задачи, которые      осуществляет логопед    

Цели, задачи, которые 

осуществляет      ребенок

Специально  организованная   деятельность логопеда

Цель: организует условия   обеспечивающие у ребенка     развитие навыков письма,    посредством:   

- осознание звуковой   

стороны слова,

- освоение графем,

- образование звукобуквенных

ассоциаций,

-развитие зрительно- пространственных

восприятий и наглядно- образного

мышления,

- формирование изобразительно-

графических способностей,

-развитие сукцессивных  способностей,

-развитие внимания.            

Совместная  деятельность логопеда и ребенка.

Цель: развитие потребностей  ребенка в активном     формировании навыков   письма через: упражнения  по дифференциации фонем, игры направленные на развитие анализа и синтеза слов.

Цель: создание условий   реализации  навыков   и потребностей             письма через: создание            

предметно- пространственной

среды,

- применение игровых  методик.          

Цель: поэтапное развитие компонентов навыков письма, через специально организованную деятельность логопеда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: воспроизведение          ребенком ранее воспринятых

 навыков письма  через:         игры, упражнения, коммуникативные

беседы, диалоги, организацию  игр.

 

 

Самостоятельная деятельность ребенка.

Цель: ребенок самостоятельно   развивает навыки реализации самовыражения через: рисунки, игры,

рассказы, игровые упражнения.


 

 

 

Перспективный план коррекционно-профилактической  работы с детьми старшего дошкольного возраста (приложение №2)

Основные направления    коррекционно-логопедической      

работы

Содержание    коррекционно-логопедической   работы

Сроки

Развитие зрительно-пространственных            представлений.                                                                   

- Аналогии - сходство.

- Недостающие детали. 

-Последовательные картинки.

- Складывание фигур  из  кубиков.

- Игры с мозаиками.

- Кодирование.

- Лабиринты.

В течение года

Формирование изо - графических         

способностей.             

- развитие графо-моторных  навыков,

 овладение графической  символизацией,

- дорисовка рисунков,  

-Кто наблюдательней.

-Воспроизведение по памяти.

В течение года

Развитие графо-моторных навыков        

- Картинки-невидимки,     

- Тематический рисунок,    

- Срисовывание фигур.

- Палочковые тесты,

- Игры с пальцами,

В течение года

Развитие усвоения графем и звукобуквенных связей.

- подбор букв из  азбуки,

- запись букв и слогов  под диктовку.                                                 - списывание букв.

В течение года


 

Основные усилия направлены на постановку звукопроизношения, выработку  дифференциации фонем и навыков  фонематического анализа, т.е. описанные методы и приемы для дислексии.

Перспективный план разработан с учетом полученных данных в результате диагностики, то есть вся работа по профилактики дислексии и дисграфии была направлена на их устранение и профилактическую работу.

План учитывает дифференциальный подход, то есть планы занятий для  каждого ребенка носят индивидуальный характер. При планировании учитывались: структура дефекта, степень тяжести, индивидуальные особенности ребенка.

Работа  с родителями детей «группы» риска по дислексии и дисграфии

Полноценная коррекционная  работа невозможна была бы без участия  в ней родителей. Поэтому мы с  самой первой встречи объясняли  необходимость сотрудничества родителей  не только с воспитателями и логопедом, но и с психологом, врачами, а также рассказывали о степени важности проведения курса или нескольких курсов лечения (если на этом настаивает лечащий врач) и необходимости выполнения домашних заданий на закрепление каких-либо полученных знаний, умений.

После проведения обследования детей с родителями обсуждались уровень развития речи, высших психических функций, состояние общей, мелкой, артикуляционной моторики, степень предрасположенности к дислексии и дисграфии.

После обсуждения результатов  обследования на собрании мы подробно рассказывали родителям о целях и задачах коррекционного обучения.

В течение года мы проводили  консультации для родителей, давали открытые занятия, знакомили с литературой  для домашнего чтения и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Результативность работы по профилактике нарушений  чтения и письма (дислексии и дисграфии) у детей старшего дошкольного  возраста

Анализируя результаты коррекционно-профилактической работы можно отметить, что использование специальных игр, упражнений на занятиях с детьми старшего  дошкольного возраста не только стимулировало обучение и способствовало его успешности, но и содействовало устранению речевых нарушений, а также профилактике нарушений чтения и письма об этом  свидетельствуют диаграммы

Диаграмма №1. Уровни предрасположенности нарушений  чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста 2006 – 2007учебный год

Таким образом, на начало учебного  года с высоким уровнем  предрасположенности к нарушениям  чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста 20 %, со средним уровнем 30 %, с низким уровнем 50 %. Конец учебного года: с высоким уровнем предрасположенности к нарушениям  чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста 5 %, со средним уровнем 20 %, с низким уровнем 10 %, не выявлено предрасположенности – 65 %.

Диаграмма №2. Уровни предрасположенности нарушений  чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста 2007 -2008 учебный  год

Таким образом, на начало  учебного года: с высоким уровнем  предрасположенности к нарушениям  чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста 30 %, со средним уровнем 40 %, с низким уровнем  300 %. На конец  учебного года: с высоким уровнем предрасположенности к нарушениям  чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста 10 %, со средним уровнем 25 %, с низким уровнем 10 %, не выявлено предрасположенности 45 %.

Диаграмма №3. Уровни предрасположенности нарушений  чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста 2008 – 2009 учебный  год

Таким образом, на начало учебного года: с высоким уровнем предрасположенности к нарушениям  чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста 15 %, со средним уровнем 25 %, с низким уровнем  60 %. На конец учебного года: с высоким уровнем предрасположенности к нарушениям  чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста 5 %, со средним уровнем 15 %, с низким уровнем 10 %, не выявлено предрасположенности у 70 % детей.

Диаграмма №4. Уровни предрасположенности нарушений  чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста2009 – 2010 учебный год

Таким образом, на начало учебного года: с высоким уровнем  предрасположенности к нарушениям  чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста 25 %, со средним  уровнем 60 %, с низким уровнем  40 %. На конец учебного года: с высоким уровнем предрасположенности к нарушениям  чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста 10 %, со средним уровнем 10 %, с низким уровнем 10 %, не выявлено 70 % детей.

Диаграмма №5. Уровни предрасположенности нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста2010 – 2011 учебный год

Таким образом, с начало учебного года: с высоким уровнем предрасположенности к нарушениям  чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста 30 %, со средним уровнем 45 %, с низким уровнем  25 %. С конца учебного года: с высоким уровнем предрасположенности к нарушениям  чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста 10 %, со средним уровнем 5 %, с низким уровнем 5 %, предрасположенности не выявлено 80 %.

Таким образом, на протяжении всех лет работы по данной методике четко прослеживается положительная  динамика в показателях на конец  учебного года. Актуальность профилактики нарушений чтения и письма старших у дошкольников состоит в наиболее ранней, целенаправленной коррекции речевого и психического развития дошкольников, обеспечение готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, предупреждение вторичных отклонений в развитии аномального ребенка.

Учитывая, что у детей с нарушениями речи комплексно нарушено формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, звукослоговой структуры слов, фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, несформированностью монологической связной речи, лексико-грамматического строя речи, зрительного гнозиса, оптико-пространственного праксиса, памяти, внимания, моторной функции, мышления; имеет место недоразвитие познавательной деятельности и соответственно не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом. В связи с этим логопедическая работа по профилактики дислексий и дисграфий в условиях логопункта должна быть направлена на формирование как речевых, так и не речевых психических функций и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения чтением и  письмом. Дифференцированный подход в процессе логопедической работы по профилактики дислексий и дисграфий должен осуществляться с учетом доминирующих нарушений и их соотношений с другими компонентами, лежащими в основе процесса чтения и письма, а так же с учетом индивидуально-психологических особенностей детей с нарушениями речи по степени риска возникновения дислексий и дисграфий.

Список литературы:

1. Варенцова Н, С., Колесникова  Е.В. Развитие фонематического  слуха у дошкольников. М., Просвещение, Владос, 1995.

2.Волкова Л.С., Голубева  Г.Р. Рекомендации к специалистам  обследования          фонетической стороны речи у  дошкольников с ЗПР / Дефектология  № 2 1995/.

3. Генин М.Г.,Герман  Н.А. Воспитание у дошкольников  правильной речи. Чувашское книжное издательство Чебоксары 1976г.

4. Егоров Т.Г. Психология  ошибок чтения на разных ступенях  обучения. Изв. АПН РСФСР - 1945. - Выпуск - 1.

5. Жукова Н.С., Мастюкова  Е.М., Филичива Т.Б. Преодоление  общего недоразвития речи у  дошкольников. М., 1990.

6. Журова Л.Е, Эльконин Д.Б. К вопросу формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста.  Сенсорное воспитание дошкольников. - М., 1983.

7.Колесникова Е.В. Развитие  звукобуквенного анализа у дошкольников. М., Акалис, 1996.

8.Коноваленко В.В., Коноваленко С.Ф. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. Пособие для логопедов. М., Гном - пресс, 1998.

9. Корнеев А.Н. Ефремов  К.Д. О двух вариантах дислексий  у детей .

Выявление и коррекция  нервно-психических и речевых расстройств у детей. Л., 1985.

10. Корнеев А.Н. О  возрастной динамике дислексий  и прогнозе ее компинсации.  Изучение и коррекция речевых  расстройств. - Л., 1986.

Информация о работе Профилактика нарушений чтения и письма (дислекии и дисграфии) у старшего дошкольного возраста