Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:58, дипломная работа
Поступление в школу и начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Ребенок, поступивший в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. И, несомненно, немаловажную роль в этом играет профилактика нарушений чтения и письма.
Цель: диагностика, выявление и корекционно-профилактическая работа предпосылок нарушений чтения и письма (дислексии и дисграфии) у детей старшего дошкольного возраста.
Введение 3
1.Теоретический аспект проблемы профилактики
нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного
возраста
1.1.Основные подходы к профилактической работе по
предупреждению и диагностики проявлений нарушений чтения
и письма (дислексии и дисграфии) 8
2.Практический аспект профилактики нарушений чтения и
письма (дислексии и дисграфии) у детей старшего
дошкольного возраста в условиях логопункта
2.1.Система работы по профилактике дислексии и дисграфии у
детей дошкольного возраста 15
2.2.Основные методы и приемы работы по профилактике
нарушений чтения иписьма (дислексии и дисграфии) у
детей дошкольного возраста 26
2.3.Система работы по профилактики нарушений чтения и
письма (дислексии и дисграфии) у детей дошкольного возраста 54
2.4.Результативность работы по профилактике нарушений
чтения и письма (дислексии и дисграфии) у детей
старшего дошкольного возраста 62
Список литературы 66
Приложения 69
д) Определение последовательности звуков в слове
Педагог произносит слово, ученик должен раздельно назвать звуки этого слова в порядке их следования. Например, «Рак»- Р, А, К
е) Определение порядка следования звука ( звуков) в слове
Педагог произносит слово, выделяет в нем звук, ребенку нужно определить, каковым по порядку следования является этот звук: первым, третьим и т.п. Например, в слове паЛка, звук Л- третий и т.п.
ж) Определение количества звуков в слове
Педагогом произносится слово, дети определяют количество составляющих слово звуков
з) Дифференцировать звуки по противопоставлениям.
Четкое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить, (то есть « опознать») каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма.
Исследование слуховой дифференциации звуков проводится по специально подобранным картинкам, названия которых различаются только одним проверяемым звуком. Например: РАК-ЛАК
Для получения правильного результата исследования необходимо соблюдать следующие условия:
Для правильной оценки результатов проверки нужно внимательно наблюдать за поведением ребенка в процессе показания картинок. При отсутствии затруднений в слуховой дифференциации звуков он будет показывать картинки спокойно и уверенно, даже если одна из них называется несколько раз подряд. При неразличении же или неустойчивом различении звуков ребенок буде колебаться, вопросительно поглядывать на взрослого или просто показывать картинки наугад.
Звонкость-глухость ( дом-том, зайка- сайка, жар-шар, крот-грот, папа -баба, катушка-кадушка)
Мягкость - твердость (угол-уголь, мал- мял, лук-люк, был-бил, рысь-рис)
Свистящие - шипящие (касса-каша, крыса- крыша .миска- мишка, Зайка- чайка, сайка- шайка,цок- чок и т.п.
Звуки Р-Л (рожки-ложки, барка- балка, рука- Лука, бурка- булка).
Фонематический синтез
а) Определять способность составлять слова из последовательно данных звуков. Инструкция: « Послушай звуки и скажи, какое слово получилось». Предлагаются три звука, например, С,О,К,- сок, Ш,У,М,- шум, Д,О,М,- дом, Ж,У,К,- жук.
Затем четыре звука: К,А,Ш,А,- каша, Р,У,К,А, - рука, У,Т,К,А,- утка, И,Г,Л,А, - игла, К,Р,О,Т,- крот, С,Т,О,Л,- стол
Пять звуков: П,О,Л,К,А- полка, М,А,Р,К,А- марка, С,А,Н,К,И- санки, С,Т,О,Л,Б- столб, Т,У,Ф,Л,И- туфли.
б) определять способность составлять слова из звуков, данных в нарушенной последовательности. « Послушай звуки они поссорились, а ты их помири так, чтобы получилось слово» Предлагается три, четыре, пять звуков. Например, М, Ы,Д,- дым, О,С,Н,- нос, Х,О,М- мох и т.д.
Фонематические представления
а) Придумать слово
на определенный звук. Сначала предлагаются
звуки сохранные в
б) Специально оговорить место звука в слове.
«Придумай слово со звуком С в начале слова», «.. со звуком Р в конце слова».
Фонематическим восприятием называется способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы), особенно звуки, близкие по звучанию, например, П-Б, С-Ш, Л-Р.
Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как они четко воспринимают все звуки нашей речи- фонемы. У других детей фонематическое восприятие тормозит процесс звукообразования у ребенка: звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно. Дети с нарушением фонематического восприятия часто искажают в речи те звуки, которые имеют произносить правильно. Про таких детей говорят: « Он может произносить звук, но он не хочет произносить его правильно!». Такое утверждение неверно. Причина неправильной речи кроется не в нежелании ребенка говорить правильно, а в недостатках фонематического восприятия.
Развитие фонематического восприятия осуществляется как можно раньше. Работа проводится в игровой форме, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.
Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка. Параллельно с самых первых занятий проводиться работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия. Это очень важно, так как неумение вслушиваться в речь окружающих часто являются одной из причин неправильного звукопроизношения.
Всю работу по развитию у
детей способности дифференциро
I. этап
На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).
На первых занятиях логопед предлагает детям послушать звуки за окном: Что шумит? (деревья). Что гудит? (Автомобиль). Кто кричит? (Мальчик). Кто разговаривает? ( Люди). Кто смеется? ( Девочка).
Работу по развитию фонематического восприятия проводится в следующей последовательности:
В работе над фонематическим
восприятием рекомендуем
Звонкие согласные Б, Д, Г обозначаются зелеными, а глухие согласные П, Т, К,- черными кружками. Звонкость звуков З и Ж обозначается маленькими зеленым кружком в центре синего и красного кружка. Мягкие и твердые согласные обозначаются желтым и коричневым. звуки Л и Р - белым и розовым кружками. мягкость звуков Р и Л обозначается желтым кружком в середине розового РЬ и белого ЛЬ круга.
Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других категорий аномальных детей. Так же важно отметить, что профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста носит дифференцированный характер, учитывающий механизмы нарушений, его симптоматику, структуру дефекта, психологические особенности ребенка.
Цель: совершенствовать коррекционно-логопедическую работу по профилактики дислексии и дисграфии, за счет использования дифференциального подхода к детям.
Направления:
1. Подобрать и апробировать наиболее эффективные методы и приемы профилактики дислексии и дисграфии.
2. Развитие основных механизмов чтения и письма.
3. Развитие коммуникативных способностей детей.
Логопедическая работа направлена на формирование функционального базиса навыков чтения и письма.
1. Развитие речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамматикой.
а) стимуляция осознания звуковой стороны речи.
б) совершенствование фонематического восприятия и воспитание правильных фонематических представлений.
2. Развитие зрительно-пространств
а) отработка ориентировочной фазы при выполнении перцептивных и конструктивных заданий.
б) совершенствование оперирования сенсорными эталонами и овладение соответствующими словесными понятиями.
в) развитие навыков зрительного перемещения и трансформации зрительных образов.
г) формирование навыков схематического изображения пространственных отношений.
3. Формирование изобразительно-
4. Развитие сукцессивных способностей.
а) последовательность действий и планирование.
б) последовательность во времени
в) перекодирование
временной последовательности
г) последовательность в речи.
5. Развитие способностей к концентрации и переключению и распределению внимания.
6. Коррекция фонематического
анализа, синтеза и
а) упрочение звукобуквенных связей.
б) автоматизация слогослияния
в) формирование понимания текста.
7. Коррекция несовершенного навыка письма.
а) усвоение звукобуквенной символики.
б) " анализ-синтез"
в) улучшение каллиграфических навыков письма.
Модель организованной деятельности логопеда и ребенка по профилактике нарушений чтения
Цель, задачи, которые осуществляет логопед |
Цели, задачи, которые осуществляет ребенок |
Цель: организовать условия, обеспечивающие у ребенка формирование функционального базиса навыков чтения: - звуковая сторона речи - фонематическое восприятие и представления - развитие связанной речи - развитие психических процессов - упрочение звукобуквенных связей - автоматизация слогослияния - формирование понимания текста - развитие пространственного восприятия и наглядно- -развитие способностей к концентрации, переключению, распределению внимания Способы стимуляции коррекционно-профилактического процесса: - игры, практические упражнения, - дидактические - текстовые задания - наглядно- слуховые - словесно- осязательные Совместная деятельность логопеда и ребенка Цель: развивать потребность ребенка в активном желании овладеть навыком чтения через: суждения, оценки, ответы, звуковой анализ и синтез. Способы: эмоциональная речь логопеда, игровые методики, создание проблемных ситуаций, наглядность
Цель: создание условий реализации навыков чтения через: -создание предметно-
пространственной среды, - создание проблемных ситуаций, -развивающие и дидактические игры, сказки, настольно- печатные игры. Способы: стимулировать инициативу ребенка, применяя методы и приемы: - свобода выбора, - личная самореализация |
Цель: поэтапное развитие компонентов
навыка чтения через специально организованную
Цель: воспроизведение ребенком ранее воспринятых образов чтения
Самостоятельная деятельность детей. - чтение книг, - рисунки, - занятия, - общение. |