Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:58, дипломная работа
Поступление в школу и начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Ребенок, поступивший в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. И, несомненно, немаловажную роль в этом играет профилактика нарушений чтения и письма.
Цель: диагностика, выявление и корекционно-профилактическая работа предпосылок нарушений чтения и письма (дислексии и дисграфии) у детей старшего дошкольного возраста.
Введение 3
1.Теоретический аспект проблемы профилактики
нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного
возраста
1.1.Основные подходы к профилактической работе по
предупреждению и диагностики проявлений нарушений чтения
и письма (дислексии и дисграфии) 8
2.Практический аспект профилактики нарушений чтения и
письма (дислексии и дисграфии) у детей старшего
дошкольного возраста в условиях логопункта
2.1.Система работы по профилактике дислексии и дисграфии у
детей дошкольного возраста 15
2.2.Основные методы и приемы работы по профилактике
нарушений чтения иписьма (дислексии и дисграфии) у
детей дошкольного возраста 26
2.3.Система работы по профилактики нарушений чтения и
письма (дислексии и дисграфии) у детей дошкольного возраста 54
2.4.Результативность работы по профилактике нарушений
чтения и письма (дислексии и дисграфии) у детей
старшего дошкольного возраста 62
Список литературы 66
Приложения 69
Целью коррекционного обучения является воспитание у детей четкой, умеренно громкой выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи путем применения наряду с общепринятыми, специальных логопедических методов и приемов, направленных на коррекцию речевого дефекта.
Логопедическая работа
включает формирование произносительных
навыков, развитие фонематического
восприятия и навыков звукового
анализа и синтеза. Программой обучения
предусмотрены специальные
С целью профилактики нарушений чтения и письма у дошкольников на логопедических занятиях и обучению грамоте проводится систематическая работа по:
1. Развитию языкового анализа и синтеза в следующих направлениях:
а) развитие анализа предложения;
б) развитие слогового анализа и синтеза;
в) формирование фонематического анализа и синтеза;
2.Развитию пространственного
восприятия, пространственных
а) развитие зрительного восприятия и узнавания;
б) уточнение и расширение объема зрительной памяти;
в) формирование пространственного восприятия и представлений;
г) развитие зрительного анализа и синтеза;
3. Развитию внимания, памяти, мышления;
4. Развитию понимания прочитанных: слов, предложений, текста.
При изучении букв на занятиях мы использовали следующие игры и задания:
1. "Найди букву". Ребенок должен найти букву среди других на карточке, газетных заголовках и т. д.
2. "На что похожа буква?"
3. Определение правильно и неправильно написанных букв.
4. Называние букв, перечеркнутых дополнительными линиями.
5. Называние букв, наложенных друг на друга.
6. Дописывание букв.
7. Обведение контура букв, выполненного пунктиром.
8. Реконструирование букв:
а) добавлением элементов;
б) убавление;
в) изменение пространственного расположения элементов ( например: из буквы т получить букву г);
9. Нахождение нужных
букв с закрытыми глазами (
10. Лепка буквы из пластилина, выкладывание из счетных палочек.
11. Изготовление буквы из проволоки, семечек, гороха, гречки и т.д.
12. Письмо буквы в воздухе, пальцем на ладони, спине, колене.
13. Письмо буквы на запотевшем стекле, на песке…
14. Ниткография. Изображение буквы с помощью толстой шерстяной нитки или веревочки на куске фланели.
На занятиях заучивались стихотворения о буквах (С. Маршака, С. Михалкова, А. Потаповой)
Для закрепления зрительных образов букв буквы соотносились с каким-либо сходным по форме предметом: "о" - с обручем, "з" - со змеей и т.д.
С первого периода обучения мы начали работу по развитию у детей внимания, слуховой и зрительной памяти, зрительного восприятия, ориентировки в пространстве. С целью развития памяти предлагались следующие игры и задания:
1. "Запомни, назови". Ребенку предлагалось запомнить слоги или слова.
2. "Найди картинки".
В ряду картинок ребенок
3. Запоминание 3–5 фигур, букв или цифр, а затем отыскивание их среди других (7–10).
4. Раскладывание 3–4-х картинок в той же последовательности, в какой они предъявлялись.
5. Раскладывание по
памяти букв, цифр или фигур
в предъявленной
6. "Чего не стало?". На столе раскладывались 5–6 игрушек, затем одна убиралась, дети отгадывали, какая игрушка исчезла.
7. "Что изменилось?". Раскладывался ряд картинок, некоторые из них незаметно менялись местами, дети определяли, что изменилось.
С целью развития зрительного восприятия использовались следующие задания и игры:
1. Называние контурных изображений предметов.
2. Игра "Чей силуэт?".
Называние недорисованных
3. "Найди ошибки художника".
4. Выделение контурных изображений, наложенных друг на друга.
5. Распределение изображенных предметов по величине.
6. "Лужайки". Детям предлагались "лужайки" разного цвета, а также картинки с изображением предметов разного цвета. Давалось задание положить картинки на свои "лужайки".
7. "Геометрическое
лото". Детям предлагалось разложить
на большой карте, в центре
которой была нарисована
8. Дорисовывание незаконченных контуров кругов, треугольников.
9. Составление разрезанных на части картинок.
10. Нахождение различий в двух картинках.
11. Дорисовывание симметричных изображений.
Формирование пространственного восприятия и представлений начиналось с работы по дифференциации правых и левых частей тела.
Использовались следующие виды заданий:
1. Показывание и называние руки, которой надо есть, писать, рисовать и т. д.
2. Показывание левой руки.
3. Поднимание то левой, то правой руки, показывание карандаша левой, правой рукой и т. д.
4. Показывание левой
рукой правого глаза, уха,
Формирование ориентировки в окружающем пространстве мы начинали с определения пространственных соотношений предметов, находящихся рядом с ребенком. Детям предлагалось определить, какой предмет находится справа, а какой слева от них. Затем дети учились выполнять разные действия, например, положить карандаш справа или слева от себя и т.п.
Далее мы предлагали отвечать на такие, например, вопросы: "Где находится шкаф, окно, дверь?" и т.п.
Далее мы работали над определением пространственных соотношений между 2–3-мя предметами или изображениями. Сначала нами уточнялось расположение двух предметов, затем предлагалось выполнить, например, такие действия: взять правой рукой тетрадь и положить ее около правой руки; взять левой рукой книгу и положить ее около левой руки. После выполнения задания дети отвечали на вопросы: "Где находится книга, справа или слева от тетради?". В работе также использовались игры и задания:
1. "Домик". Детям
предлагался нарисованный
2. Раскладывание на демонстрационном полотне по инструкции картинок слева или справа, например, от елки и т.д.
3. Определение места соседа по отношению к себе.
4. Графический диктант.
Детям давалось, например такое
задание: нарисовать точку,
5. "Коврик для куклы",
Детям предлагалось сделать
Виды игр и заданий по закреплению функции фонематического анализа:
1. "Угадай, какой звук потерялся?" (по картинкам)
2. Узнай названия домашних животных (может быть посуда, фрукты по следующим буквам ОТ, ..ОЗА, ..ЫК, ..ОРОВА.
3. Вставить пропущенные буквы в данном слове.
4. Какие слова можно составить из букв следующих слов: ствол (стол, вол), картина (тина, кит, танк и т. д.).
5. "Цепочка слов". От одного слова образовать цепочку слов, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего (дом – мак – кот – топор – рот - тарелка).
6. Игра в кубик. Дети
бросают кубик. Их задача - придумать
слово, количество звуков в
котором соответствует
7. Ребусы. Убирая или прибавляя буквы, ребенок из одного слова делает другое (кит - кот, лампа - лапа, стол - ствол).
8. "Угадай имя". Из
названий картинок выделить
9. Придумать слово к графическим схемам.
10. Разложить картинки под графическими схемами.
Закрепление операций слогового анализа и синтеза проводилось с использованием следующих заданий и игр:
1. Определить количество слогов в названных словах - поднять соответствующую цифру.
2. Игра "Домики". Дети
раскладывают картинки под
3. Игра "Поезд". Детям предлагается макет поезда: паровоза и трех вагонов с цифрами 1,2,3. В первом вагоне нужно было разместить слова-картинки из одного слога, во втором - из двух слогов, в третьем - из трех.
4. Игра "Зашифрованное слово". Выделить первый слог из названий картинок, объединить слоги в слово (например: мама, шина, Надя - машина).
5. Определить пропущенный слог в названии картинок.
6. "Угадай, кто к нам пришел?" Заранее готовятся игрушки, дети - угадывают их по слогам, данным в беспорядке (например: ка - миш, ка - зай, са - ли).
7. Определить слово
или предложение,
8. Выделить из предложений
слова, которые состоят из
9. По сюжетной картинке назвать слова из 1,2,3 слогов.
10. "Магнитофон". Дети "записывают" слова на магнитофон, называя их по слогам.
11. "Телеграф". Ребенок
или педагог отстукивали
Большое внимание уделялось работе над предложением. Использовались следующие задания:
1. Составить графическую схему предложения.
2. Придумать по графической схеме предложение.
3. Определить место слова в предложении (какое по счету).
4. Поднять карточку с цифрой, соответствующей количеству слов.
5. Составить из двух предложений одно.
С целью формирования осмысленного чтения на занятиях по обучению грамоте мы часто использовали следующие игры и задания:
1. Прочитать слово
и показать соответствующую
2. Прочитать слово и ответить на вопрос.
3. Объяснить значение прочитанного слова.
4. Подобрать родственные слова к прочитанному слову.
5. Прочитать название животного, подобрать названия его детенышей.
6. "Фанты". После
чтения ребенок выполняет
7. "Письма". Прочитав свое письмо, ребенок отвечает на вопросы или рассказывает содержание письма.
8. "Словесное лото".
Ребенок читает слово и
9. "Магазин". Ребенок читает название товаров и развешивает их под соответствующими предметами или картинками.
10. "Собери в дорогу друга". Дети читают слова в записке и собирают предметы, необходимые другу, зайчику и т.д.
11. Прочитать предложение,
текст и показать
12. "Придумай начало сказки".
13. "Придумай конец сказки".
В течение всего коррекционного обучения мы использовали различные игры и упражнения, направленные на развитие мышления и внимания. Вот некоторые из них:
1. "4-й лишний". Среди 4-х предложенных картинок дети убирали одну, не подходящую к остальным.
2. Отгадывание загадок.
3. "Назови, одним словом". Например: свекла, огурец, помидор – овощи.
4. "Найди девятое". Предлагались карточки, в которых в двух рядах было нарисовано по три предмета, а в третьем только два. Дети должны были догадаться, какой предмет должен быть в третьем ряду.
5. "Угадай по описанию". Дети угадывали по описанию спрятанную игрушку.
6. "Бывает – не бывает". Водящий, бросая мяч, произносит фразу (например: "Волк на де-реве сидит"). Игрок ловит мяч, если эта фраза справедлива, не ловит - если этого не бывает.