Профилактика нарушений чтения и письма (дислекии и дисграфии) у старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:58, дипломная работа

Краткое описание

Поступление в школу и начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Ребенок, поступивший в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. И, несомненно, немаловажную роль в этом играет профилактика нарушений чтения и письма.
Цель: диагностика, выявление и корекционно-профилактическая работа предпосылок нарушений чтения и письма (дислексии и дисграфии) у детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение 3
1.Теоретический аспект проблемы профилактики
нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного
возраста
1.1.Основные подходы к профилактической работе по
предупреждению и диагностики проявлений нарушений чтения
и письма (дислексии и дисграфии) 8
2.Практический аспект профилактики нарушений чтения и
письма (дислексии и дисграфии) у детей старшего
дошкольного возраста в условиях логопункта
2.1.Система работы по профилактике дислексии и дисграфии у
детей дошкольного возраста 15
2.2.Основные методы и приемы работы по профилактике
нарушений чтения иписьма (дислексии и дисграфии) у
детей дошкольного возраста 26
2.3.Система работы по профилактики нарушений чтения и
письма (дислексии и дисграфии) у детей дошкольного возраста 54
2.4.Результативность работы по профилактике нарушений
чтения и письма (дислексии и дисграфии) у детей
старшего дошкольного возраста 62
Список литературы 66
Приложения 69

Файлы: 1 файл

дисграфия.doc

— 1.53 Мб (Скачать)

1) простые ритмы - !!  !, !  !!, !!  !  !, !  ! !!, !  !!!, если задание выполняется верно, то переходят к более сложному, если допущено больше одной ошибки, то прекращают.

2) сложные ритмы - !!!  ! !, ! !! !!, ! !!!  !, !!   !!! !. Критерии выполнения такие же, как в простых ритмах.

Оценки: 1) выполнены оба  задания – 0 баллов, выполнены только простые ритмы – 2 балла, не выполнено  ни одно задания – 3 балла.

3. Тест «Кулак  – ребро – ладонь».  Инструкция: «Посмотри внимательно на то, что я сейчас сделаю, и повтори точно так же». Экспериментатор демонстрирует ребенку трижды подряд последовательность из трех движений руки: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу. Ребенок, так же как и экспериментатор, должен трижды без ошибок воспроизвести эту последовательность. Если ребенок нарушил последовательность движений не более одного раза, нужно указать, что допущена ошибка, и предоставить ему еще попытку (если ребенок воспроизводил последовательность из 3 движений только один раз и после стимуляции продолжил ее верно, то это ошибкой не считается). При явно ошибочном воспроизведении демонстрация образца повторяется. Всего допускается 5 не более демонстраций.

Оценки: 1) правильное воспроизведение с 1 – 2 попыток после первой демонстрации – 0 баллов, 2) правильное воспроизведение после второй демонстрации или после третей демонстрации с 1 –й попытки – 2 балла, 3) правильное воспроизведение после 4  и 5 демонстраций или после 3 демонстраций со 2-й и более попыток – 3 балла.

4. Субтест.  «Повторение цифр».  Инструкция: «Сейчас я назову тебе какие-нибудь несколько цифр, а ты, как только кончу говорить, повтори их в точно таком же порядке. Внимание!». После этого экспериментатор ровным голосом, не меняя интонации на последней цифре, в ритме отсчета стартового времени называет ряд из трех цифр. При ошибочном воспроизведении предъявляется другой ряд цифр. При верном воспроизведении переходят к четвертому ряду из 4 цифр и так далее до ряда из 5 цифр. Экспериментатор фиксирует количество цифр в наибольшем правильно воспроизведенном ряду. Это является предварительной оценкой за первую половину задания. После этого дается новая инструкция: «Сейчас я тебе назову еще несколько цифр, и ты будешь их повторять, но только начинай с конца, повторяй их в обратном порядке. Например, если я скажу 1 – 2, то ты должен сказать 2 – 1». При этом для наглядности поочередно нужно коснуться пальцем на столе двух воображаемых точек: сначала слева направо, потом справа налево. Тактика обследования и фиксирования результатов такая же, как в первой половине задания: сначала предлагается ряд из 2 цифр, затем из 3 и т.д. Итоговым результатом выполнения всего задания является сумма предварительных оценок за первую и вторую половины задания.

Цифровые ряды: Прямой счет: № 3. 3 -8 -6    6 – 1 - 2   

                                                           № 4. 3 – 4 – 1 – 7        6 – 1 – 5 - 8

                                                           № 5. 8 – 4 – 2 – 3 – 9    5 – 2 – 1 – 8 – 6.

Обратный счет. № 2. 2 – 5     6 – 3

                               № 3. 5 – 7 – 4     2 –  5 – 9

                               № 4.  7 – 2 – 9 – 6    8 – 4 – 9 – 3.

Оценки: 1) итоговый результат  – больше 6 баллов, 2) итоговый результат  равен 6 – 2 балла, 3) итоговый результат меньше 6 – 3 балла.

  1. Ориентировка в «право – лево».
  2. Простая ориентировка. Инструкция: «подними левую руку (начинать надо обязательно с левой) покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет – прекращают.
  3. Речевая проба Хеда. «Возьмись левой рукой за правое  ухо, правой рукой – за правое ухо, правой рукой – за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз».

Оценка: 1) выполнены оба задания – 0 баллов, 2) выполнена только простая ориентировка – 2 балла, 3) не выполнено ни одного задания – 3 балла.

6. Составление  рассказа по серии картинок. Ребенку предъявляется рассказ из 2 картинок (удобен для использования рассказ о курице, цыплятах и самоварной трубе из книги Н.Радлова «Рассказы в картинках). В рассказе на первой картинке изображены: курица, которая вывела на прогулку 4 желтых цыплят на прогулку, и лежащая на земле самоварная труба, в которую один из цыплят заглядывает. На второй картинке удивленная курица, оглянувшись, видит, что трое цыплят вылезли из трубы черными, а четвертый, еще желтый заглядывает в нее.

Инструкция: «Посмотри! На этих картинках нарисован маленький  рассказик. Расскажи: про что здесь  нарисовано? Составь рассказ по этим картинкам».

Если ребенок не может  самостоятельно составить рассказ или вместо него перечислят нарисованные предметы, то нужно задать наводящие вопросы. После того, как ребенок закончил рассказ, задайте вопрос: «Объясни: почему цыплята стали черными?» Оценки выставляются в два этапа.

1. Оценивается качество построения рассказа – связанность, полнота изложения, правильность описания, последовательность событий: а) рассказ составлен самостоятельно, без существенных погрешностей – 0 баллов, б) рассказ составлен по наводящим вопросам без грубых погрешностей или самостоятельно, но с грубыми погрешностями (пропущена существенная часть рассказа, нарушена последовательность событий) – 2 балла, в) вместо рассказа – перечисляются изображенные предметы – 3 балла, г) ребенок без посторонней помощи даже не перечисляет предметы на картинках – 4 балла.

2. Оценивается понимание  причинно-следственных связей: а)  дано правильное объяснение (испачкались  в саже или краске) – 0 баллов, б) объяснение неполное («труба  – черная») – при этом задается  наводящий вопрос: «Что значит черная?», и если удовлетворительно ответа не дано, то оценка – 1 балл, в) объяснения совсем не было – 2 балла.

Итоговая оценка равна сумме первых и вторых баллов.

Составление окончательного заключения.

1. При обследовании  детей 6, 5 – 7, 5 лет без грубой речевой патологии суммируются следующие 3 оценки: за «Рядоговорение», «Повторение цифр» и за тест Озерецкого «Ритмы» (из этих двух выбирается задание, за которое получена большая оценка). Сумма баллов, превышающая 5, свидетельствует о предрасположенности к дислексии.

2. При обследовании  детей 6, 5 – 7, 5 лет с выраженной  речевой патологией суммируются  следующие оценки: за «Рядоговорение»,  «Повторение цифр», Ориентировка  в «право – лево» и «Рассказ  по картинкам». Сумма баллов, превышающая  5, свидетельствует о предрасположенности к дислексии.

Полученные результаты в ходе обследований позволили выявить 3 уровня нарушений чтения и письма.

Низкий  уровень  нарушений  - дети правильно выполняли задания, у них были достаточно сформированы графо-моторные функции, конструктивные, развита моторика руки, сукцессивные функции в норме. Развита экспрессивная и импрессивная стороны речи, развиты языковые средства (фонетика, лексика, грамматика). Звукопроизношение сформированно. Дети способны дифференцировать смыслоразличительные признаки близких фонем, выделять звуки на фоне слов, называть звуки по порядку.  Речь грамматически правильная, используют морфологические элементы, служебные слова для построения грамматически правильных фраз.   Пересказ прочитанного достаточно полон. Письмо: операции символизации и операции графического моделирования выполняются правильно и быстро.

       Средний уровень нарушений - дети понимали задания, но выполняли не всегда правильно и быстро.   Недостаточно полно сформированы графо-моторные функции, конструктивные тесты были выполнены на достаточном уровне.   Общая моторика и ручной праксис заметно замедленны.  Нарушено воспроизведение звуковых ритмов. Экспрессивная и импрессивная речь соответствует возрасту. Допускались ошибки в повторении фраз со сложной слоговой структурой. Фонематическое восприятие не полно. Допускались ошибки при выделении согласных в начале слова, безударных гласных в начале слова.   Допускались ошибки при построении предложений. Допускаются ошибки  при пересказе текста и в самостоятельном рассказывании.Задания выполняются крайне медленно, что свидетельствует об отсутствии автоматизации звукобуквенных связей.

Высокий  уровень  нарушений - у этих детей не сформировано внимание к заданиям, поэтому многие задания не были выполнены.   Графо-моторные функции не сформированы, конструктивные функции сформированы на очень низком уровне.   Воспроизведение звуковых ритмов сильно нарушено. Экспрессивная и ипрессивная речь отстает от показателей этого возраста.   Допускались ошибки в употреблении основных языковых средств в частности грамматические окончания. Отсутствие дифференциации сходных по звучанию фонем, дефекты оглушения, озвончения.. Вызывали затруднения воспроизведение слов со сложной слоговой структурой. Звукобуквенный анализ характеризуется несформированностью. Допускались частые ошибки при построении предложений. Пересказ неточный, постоянно требуются наводящие вопросы взрослого.

В результате анализа  за 2006 – 2007 учебный год проведенного обследования детей мы составили диаграмму № 1.

Диаграмма №1. Уровни предрасположенности  нарушений чтения и письма у детей  старшего дошкольного возраста 2006 – 2007учебный год

Таким образом, с высоким  уровнем предрасположенности к  нарушениям  чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста 20 %, со средним уровнем 30 %, с низким уровнем 50 %.

Диаграмма №2. Уровни предрасположенности нарушений  чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста 2007 -2008 учебный  год

Таким образом, с высоким  уровнем предрасположенности к  нарушениям  чтения и письма у  детей старшего дошкольного возраста 30 %, со средним уровнем 40 %, с низким уровнем  300 %.

Диаграмма №3. Уровни предрасположенности нарушений  чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста 2008 – 2009 учебный год

Таким образом, с высоким  уровнем предрасположенности к  нарушениям  чтения и письма у  детей старшего дошкольного возраста 15 %, со средним уровнем 25 %, с низким уровнем 60 %.

Диаграмма №4. Уровни предрасположенности нарушений  чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста2009 – 2010 учебный  год

Таким образом, с высоким  уровнем предрасположенности к  нарушениям  чтения и письма у  детей старшего дошкольного возраста 25 %, со средним уровнем 60 %, с низким уровнем  40 %.

Диаграмма №5. Уровни предрасположенности нарушений  чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста2010 – 2011 учебный год

Таким образом, с высоким  уровнем предрасположенности к  нарушениям  чтения и письма у  детей старшего дошкольного возраста 30 %, со средним уровнем 45 %, с низким уровнем  25 %.

В ходе обследования было выяснено, что у большинства детей в анамнезе присутствовала перинатальная патология, обусловленная токсикозами, недоношенностью беременности, несовместимостью крови матери и плода по резус-фактору и т. д. Многие воспитанники были соматически ослабленными, состояли на учете у невропатолога, психиатра.

У детей была отмечена выраженная общая моторная недостаточность, недоразвитие мелкой моторики пальцев  рук.

У большинства дошкольников отмечались нарушения слоговой структуры  слова, недостатки звукопроизношения, нарушения фонематического восприятия, неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза. Нарушение лексико-грамматического строя речи проявлялось в ошибках при словообразовании, словоизменении, неточном употреблении слов, отсутствии в речи синонимов, антонимов, обобщающих слов, пропусках или заменах предлогов, изменении порядка слов в предложении. Связная речь дошкольников была развита недостаточно. Обследование, анализ деятельности детей выявили особенности развития высших психических функций: недостаточную концентрацию и устойчивость внимания, ограничение объема памяти, трудности в процессе восприятия, ослабление мыслительной деятельности, нарушение ориентировки в “право-лево”.

Обследования показывают, что все дети обладают разными способностями. В частности каждый ребенок отличается степенью развитости психических процессов (внимание, память, мышление), механизмы чтения и письма (анализ и синтез, фонетико-фонематическое развитие, понимание текстов, графо-моторные навыки, экспрессивной и импрессивной стороной развития речи).

Кроме того, были выявлены недостатки графо-моторных навыков, проблемы сукцессивных функций, нарушения звукопроизношения, фонематического восприятия, анализа  и синтеза, нарушение грамматической стороны речи.

      Дети  имеют рассеянное внимание, повышенную  отвлекаемость, плохо развитую память. Помимо этого дети неуверенны в себе, инфантильны, порой агрессивны, конфликтны, у них завышенная или заниженная самооценка.

В результате диагностики возникает потребность в проведении коррекционно-профилактической работы, профилактики нарушений чтения и письма (дислексии и дисграфии) у детей старшего дошкольного возраста с использованием дифференциального подхода, т. е. в дальнейшей работе следует учитывать механизм нарушения, вид, его симптоматику, структуру дефекта, психологические особенности детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Основные методы и приемы  работы по профилактике нарушений чтения иписьма  (дислексии и дисграфии) у детей дошкольного возраста

Информация о работе Профилактика нарушений чтения и письма (дислекии и дисграфии) у старшего дошкольного возраста