Профилактика нарушений чтения и письма (дислекии и дисграфии) у старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:58, дипломная работа

Краткое описание

Поступление в школу и начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Ребенок, поступивший в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. И, несомненно, немаловажную роль в этом играет профилактика нарушений чтения и письма.
Цель: диагностика, выявление и корекционно-профилактическая работа предпосылок нарушений чтения и письма (дислексии и дисграфии) у детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение 3
1.Теоретический аспект проблемы профилактики
нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного
возраста
1.1.Основные подходы к профилактической работе по
предупреждению и диагностики проявлений нарушений чтения
и письма (дислексии и дисграфии) 8
2.Практический аспект профилактики нарушений чтения и
письма (дислексии и дисграфии) у детей старшего
дошкольного возраста в условиях логопункта
2.1.Система работы по профилактике дислексии и дисграфии у
детей дошкольного возраста 15
2.2.Основные методы и приемы работы по профилактике
нарушений чтения иписьма (дислексии и дисграфии) у
детей дошкольного возраста 26
2.3.Система работы по профилактики нарушений чтения и
письма (дислексии и дисграфии) у детей дошкольного возраста 54
2.4.Результативность работы по профилактике нарушений
чтения и письма (дислексии и дисграфии) у детей
старшего дошкольного возраста 62
Список литературы 66
Приложения 69

Файлы: 1 файл

дисграфия.doc

— 1.53 Мб (Скачать)

11. Лалаева Р.И. Нарушение  овладения процесса чтения у  школьников.

М., Просвещение. 1983.

12. Левина Р.Е. Недостатки  чтения и письма у детей. - М., Учпедгиз. 1940.

21. Ломов Б.Ф. Формирование  графических знаний и навыков  у учащихся. - М., Изд.-во  АПН РСФСР 1959.

22. Ольхин А.Б. Нарушение  письма и их устранение у  детей с недостатками артикуляции.  Автореф. дис. кан. мед. наук.- Л.,- 1998.

23. Основы теории и  практики логопедии. ( Под редакцией  Р.Е. Левиной - М., Просвещение 1968).

24. Панасюк А.Ю. Адаптированный материал методики Д. Векслера.

М., Медицина. 1973.

25.Рау Ф.Ф. Приемы  исправления недостатков произношения  фонем. М., 1968.

26. Румянцева Л.И. О  значении ритмико-слоговой структуры  слов в процессе чтения. Изв.  АПН РСФСР 1952.

27. Садовниеова И.Н.  Нарушение письменной речи у младших школьников и пути их преодоления. - М. Просвещение. 1995.

28.Симерницкая Э.Г.  Нейропсихологическая методика  экспресс-диагностики. " Лурия-90 ". М., 1991.

29.Филичева Т.Б., Каше  Л.Г. Программа обучения детей  с недоразвитием фонематического строя речи. М., 1978.

30. Фомичева М.Ф. Воспитание  у детей правильного произношения  М. Просвещение     1989.

31.ФиличеваТ.Б., Чиркина  Г.В. Программа обучения и воспитания  детей с фонетико-фонематическим  недоразвитием  М. 1993г.

32. Чевелева Н.А. Пути развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи./ Дефектология, № 5, 1986./.

33.Хватцев М.Е. Логопедия.- М., Медицина. - 1959.

34. Эльконин Д.Б. Некоторые  вопросы психологии обучения  и усвоения грамоты. Вопр. психологии - 1956.

35. Юркова И.А. О некоторых  психических особенностях психического  инфантилизма. Дети с временными  задержками развития. - М., 1971.

36. Яркова А.В.  Упражнения для развития чтения и письма. Москва. Дельта. 2003.

37. Яковлев С.Б.  Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Санкт-Петербург «Детство – Пресс» 2002.

38. Яковлев С.Б. Игры  и игровые упражнения 1 периода  обучения. Санкт-Петербург «Детство – Пресс» 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  №1.

Игры, рекомендуемые для коррекции  фонетико-фонематического недоразвития

  1. « Куда причалит лодка?»

Цель: дифференциация звуков всех групп.

Оборудование: лодка с  парусами, на которых написаны дифференцируемые звуки (Л,Р,С,З,Ж,Ш, и т.д.), наборы картинок для каждой группы звуков в виде островков.

Ход игры:

Педагог предлагает ребенку  представить, что перед ним море, а в море много разных островов (раскладывает картинки). Логопед сообщает, что у каждого острова есть название, которое можно узнать, посмотрев на картинку острова. Дети называют название « островов» и приходят к выводу, что в названиях есть звуки, например, Р и Л. Затем педагог говорит, что в море плавают две лодки: одна со звуком Р, а другая со звуком Л. Затем педагог спрашивает детей, к каким островам причалит каждая лодка? Дети проводят лодку со звуком Р к островам, в названии которых есть звук Р; а лодку со звуком Л- к островам со звуком Л.

Примечание: Данное пособие  можно использовать для автоматизации  звуков в словах.

  1. «Посади голубей».

Цель: развитие фонематического  слуха.

Оборудование: панно с  изображением крыши дома, на которой  написаны слова: хобот. рука, работа, пень, ворона, зайка; Голуби с написанными  на хвостиках буквами: Р,М,З,Д,К,С.  У голубей ножка, с помощью которой голубя можно «посадить на крышу» ( вставить в прорезь).

Ход игры:

Педагог предлагает детям  помочь голубям приземлиться на крышу. У каждого голубя на крыше определенное место. Для того, чтобы это узнать, нужно изменить слова на крыше, изменив  первые звуки в словах на звуки, написанные на хвостах голубей. дети меняют слова и сажают голубей, а затем читают получившиеся слова:

Хобот- робот

День- пень

Мука- рука

Забота- работа

Зайка- сайка

  1. «Звучащий сундучок»

Цель: развитие фонематического  слуха

Оборудование: сундучок (коробочка), наборы картинок для разных групп звуков ( по 5 для каждого звука).Например, для каждого звука Р: забор, рука, кролик, ракетка, помидор.

Ход игры:

Педагог просит ребенка  сложить картинки в сундучок. Чтобы  положить картинки в сундучок, надо определить место звука в слове и положить картинку в первый, средний или последний отдел. Если разложить картинки правильно, то сундучок станет звучащим и «запоет». Дети раскладывают картинки, определяя место звука в слове. При безошибочном выполнении задания педагог просит длительно звук, место которого определяли дети, и предлагает спеть с ним песенку сундучка.

Примечание: игру можно  использовать для автоматизации  звуков в словах.

  1. «Помоги друзьям»

Цель: автоматизация звука  С в словах, развитие фонематического восприятия, слуха, развитие логического мышления; активизация и обогащение словаря.

Ход игры:

Педагог рассказывает детям  о том, что собака, гусеница и гусь- данные друзья. Они нашли много  интересных картинок, но не знают, как  их поделить между собой. Ребенку предлагается помочь друзьям. С помощью педагога он (ребенок) приходит к выводу что объединяет друзей помимо дружбы то, что в их названиях есть звук С. Поэтому решается выбрать и дать собаке те картинки, где звук С находится в начале слова, гусенице- где звук С в середине слова, гусю картинки, где звук с в конце слова, так как в соответствующих картинках звук С занимает то же место, что и место звука в названиях животных. Выполнив задание, ребенок убеждается в том, что у всех друзей картинок стало поровну, и они не поссорятся.

  1. «Звучащий паровозик»

Цель: развитие фонематического  слуха, автоматизация любых групп  звуков в словах; вызывание изолированного звука речи; дифференциация схожих по звучанию фонем; уточнение звука  в собственном произношении; определение количества слогов.

Оборудование: паровоз  с тремя вагончиками,, на каждом из которых по 3 ячейки и 3 окошка и наборы картинок к звукам С,З,Ч,Ш,Щ,Ц,Р,Л,Ж, представляющим собой дым из трубы.

Ход игры:

Педагог предлагает ребенку  быть проводником у учащегося паровозика, быть его помощником. Роль «проводника» заключается в том, чтобы помочь Паровозику собрать пассажиров:

Наш звучащий Паровоз,

Кого в дорогу ты повез?

Ты в путь- дорогу не спеши,

Как звучишь, нам покажи!

После этих слов педагог вставляет в трубу облако дыма в виде буквы ( например С). Дети произносят: «Ссс...». Затем логопед объясняет: « Вам паровозик подсказывает, что сегодня в названиях всех пассажиров есть звук С, а рассадить пассажиров по местам сможет проводник:

  • в начало вагона пассажиров, где звук- в начале слова,
  • в середину вагона, если звук - в середине,
  • в конце вагона, если звук - в конце.

Дети «рассаживают»  пассажиров- картинки в ячейки вагонов  с указанным местом звука в  словах. Педагог предлагает посчитать проводнику, все ли на месте? предлагает узнать, сколько в каждом купе пассажиров, то есть, сколько слогов в названиях картинок в каждом окошке? « Проводник посчитай, сколько в первом купе в первом вагоне собак?» Ребенок: «Со-ба-ка. Три собаки, так как в слове

«собака» три слога». На следующем занятии логопед может изменить игровое задание, например:

Вариант 1.

Педагог предлагает узнать, как звучит паровозик, прочита список пассажиров. так как дети произносят названия картинок, определяют, какой  звук встречается во всех словах и находя соответствующий символ-букву ( облако дыма), а затем называют звук.

Вариант 2.

Педагог предлагает проверить, правильно ли « рассели пассажиров по местам» (определение места звука  в слове) и исправить ошибки, то есть « пересадить пассажиров правильно».

Вариант 3

Педагог предлагает определить, кто из пассажиров лишний (дифференциация схожих по звучанию фонем).

Вариант 4

«Паровозик сообщил, что  он перегружен, и нужно проверить  количество пассажиров в поезде» (слоговой анализ слов).

Примечание:

1. Изображение дыма  по форме должно напоминать  соответствующую звуку букву.

  1. Следует подбирать картинки так, чтобы заданный звук четко слышался в слове.
  2. Для дифференциации звуков следует подбирать картинки, чтобы в анализируемом слове был только один из дифференцируемых звуков (с-з: козел - осел, но не стрекоза)

Работа с пособием, важно чтобы работали все анализаторы: зрительный (картинки, окошки в вагонах), слуховой (ребенок слышит звук), двигательный (действия с картинками), тактильный (ощущает воздушную струю, вибрацию голосовых связок при  собственном произношении звука).

Игра "Живые  буквы".

Детям выдаются буквы, они  должны найти пару, причем так, что  бы получился слог (по опорной согласной  или гласной).

Составление слогам по картинкам  с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слога. Например, даны картинки, на которых изображены тигр, олень. Дети составляют слог по первым звукам (Т),(О), придумывают слова с данным слогом то-пор, то - варищ.

Затем меняют картинки местами, выясняют, какой теперь получился слог (слог от).

Игра "Кто  быстрее, кто больше?".

Из каждой буквы данного  слова придумать другие слова: ослик, оса, слон, лось, иволга, корова.

Игра "Кто  больше придумает слов из данного  слова, используя только эти буквы?"

Например: грамотей (герой, море, тема, март, гора, рот, маг, торг, гам).

Игра "Сложи  словечко"

Какие два слова спрятались в одном? Самолет (сам летает), листопад (листья падают), пылесос (пыль сосет).

Игра «Необычный конструктор»

Цели:

- вовлечь детей в  коллективный поиск элементов, необходимых для «построения» печатных букв;

- начать классификацию  букв алфавита по количеству  элементов.

На фланелеграфе дети выкладывают из деталей букву. Разных элементов всего 8: овал, два полуовала - большой и малый; палочка - большая, средней величины и маленькая; две точки; знак над й. «Активных» элементов всего 6.

Упражнение  «Кто внимательнее?»

• «Перепечатать» с полотна  буквы, которые состоят:

- из одного элемента (О, С);

- из двух элементов  (У, Г, З, Р и т.д.);

- из трех элементов и т.д.

• «Перепечатать» с полотна  буквы, которые «смотрят»:

- прямо (А, И, Й,  М, Н, О, Т и т.д.);

- вправо (Б, В, Г,  Е и т.д.);

- влево (З, Л, У,  Ч и т.д.);

- «открыты» (А, Б,  Г и т.д.);

- «закрыты» (В, О).

Упражнение  «Нарисуй дорожку»

Детям предлагают на листе бумаги фломастером нарисовать маршрут поездки на машине; «Едем прямо, сворачиваем направо, вперед, поворачиваем налево и т.д.».

Упражнение  «Угадай, какая буква?»

Первую загадку о  букве в качестве образца предлагает педагог. Например: «Эта буква имеет три элемента: малый полуовал и две палочки - большую и среднюю. Большая палочка стоит вертикально, полуовал «висит» на ней слева, а палочка средней величины словно «поддерживает» полуовал. Какая эта буква? (Я).

Игра «Разноцветное  путешествие»

У каждого ребенка на столе лист с девятью цветными квадратами. Движение начинается с центрального квадрата. Дается сигнал: вверх - вправо - вниз и т.д. Дети передвигают фишку и называют квадрат, в котором они остановились.

 

Приложение№2.

1. Игры на формирование у детей целостного образа предмета

В них формируется  целостный образ предмета, ребенок  учитывает пространственное расположение деталей и их соотношение с  другими частями целого. 

 

 

 

Игры-головоломки, на воссоздание  из геометрических фигур образных изображений 

 

 

2. Упражнения на совершенствование зрительного анализа, осмысленности восприятия.

Узнавание контурных  или силуэтных изображений предметов.

Какие предметы изображены? Назови их. 

 

 

Информация о работе Профилактика нарушений чтения и письма (дислекии и дисграфии) у старшего дошкольного возраста