Профилактика нарушений чтения и письма (дислекии и дисграфии) у старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:58, дипломная работа

Краткое описание

Поступление в школу и начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Ребенок, поступивший в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. И, несомненно, немаловажную роль в этом играет профилактика нарушений чтения и письма.
Цель: диагностика, выявление и корекционно-профилактическая работа предпосылок нарушений чтения и письма (дислексии и дисграфии) у детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение 3
1.Теоретический аспект проблемы профилактики
нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного
возраста
1.1.Основные подходы к профилактической работе по
предупреждению и диагностики проявлений нарушений чтения
и письма (дислексии и дисграфии) 8
2.Практический аспект профилактики нарушений чтения и
письма (дислексии и дисграфии) у детей старшего
дошкольного возраста в условиях логопункта
2.1.Система работы по профилактике дислексии и дисграфии у
детей дошкольного возраста 15
2.2.Основные методы и приемы работы по профилактике
нарушений чтения иписьма (дислексии и дисграфии) у
детей дошкольного возраста 26
2.3.Система работы по профилактики нарушений чтения и
письма (дислексии и дисграфии) у детей дошкольного возраста 54
2.4.Результативность работы по профилактике нарушений
чтения и письма (дислексии и дисграфии) у детей
старшего дошкольного возраста 62
Список литературы 66
Приложения 69

Файлы: 1 файл

дисграфия.doc

— 1.53 Мб (Скачать)

7. "Кто кем будет". Дети отвечают на вопросы взрослого  кем или чем будет, например, цыпленок, мальчик, семечко, лужа  и т.д.

8. Разрезные картинки.

9. "Угадай, что за  предмет" (по части картинки).

10. Раскладывание картинок  по стопкам. Например: что мы  едим, что одеваем, с чем играем…

11. Головоломки. 

12. "Куда спряталась  кукла?" Отыскивание игрушки с  помощью плана.

13. "Собери бусы", Детям предлагалось нанизать, раскрасить бусинки, различающиеся цветом или формой (3–10 элементов).

14. "Телеграфист". Дети  учились отстукивать ритм по  образцу.

15. "Зарядка". После  демонстрации ребенок изображал  упражнения в определенном порядке.

16. "Подумай, назови". Детям предлагалось назвать по порядку времена года, дни недели, месяцы и т.д.

17. "Продолжи ряд". Дети учились продолжать ряд  картинок, фигурок, значков, сохраняя  принцип чередования.

Система коррекционно-логопедической работы в условиях логопункта ДОУ выстраивается по следующему алгоритму:

  1. Формирование функционального базиса навыков чтения и письма.
    • Развитие речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой.

- Стимуляция осознания  звуковой стороны речи.

С помощью игровых  и дидактических упражнений ребенка  подводят к самостоятельному осознанию того факта, что непрерывный речевой поток можно членить не только на смысловые фрагменты, но и на отдельные звуковые  комплексы: слова, слоги, звуки. Могут быть использованы игры: «Кто придумает конец» (Фомичева М.Ф.), «Какое слово потерялось?» (Максаков А.И., Тумакова Г.А.), «Какой звук потерялся?», «Подскажи Петрушке звук». Подбирая картинки к словам – паронимам (дом – том, коза – коса), дети усваивают смыслоразличительную роль отдельных звуков.

- Стимуляция слухового  внимания. Для этого могут быть использованы игры и упражнения из программы детского сада: «Угадай, кто кричит?», «Угадай, на чем играю?», «Угадай, что делают?» (Фомичева М.Ф.) и другие. Детей учат понимать смысловое значение интонации. Подобные упражнения особенно важны в тех случаях, когда причиной ошибок в письме может стать опора только на проговаривание.

- Совершенствование фонематического  восприятия и воспитание правильных  фонематических представлений. 

Одновременно с постановкой  правильного звукопроизношения (если оно нарушено) детей учат различать и дифференцировать близкие по слухопроизносительным признакам звуки изолированно и на фоне слова. Проводится работа со словами, данными в различной грамматической форме. Например, ребенка просят показать на картинках: где нарисован стол, а где столы, где девочка рисует карандаш, а где рисует карандашом и т.д.

Формируя навыки фонематического  анализа и синтеза, следует делать акцент на операциях со слогами. Могут  быть использованы следующие упражнения:

а) отхлопывание слоговой структуры слова,

б) игра «Зашифрованное слово  «предлагаются картинки. Детям предлагается из первого слова взять 1 слог, из 2-го – второй, из 3-го – третий и  образовать из них слово. Материал для  таких игр предлагает Л.Ф. Тихомирова и А.В. Басова.

в) игра «Телеграф»: педагог  отстукивает слоговую структуру  слова, а дети должны догадаться, какое  слово могло бы быть.

г) игра «Магнитофон»: педагог  поочередно с паузами называет слоги, из которых дети должны сложить слово, более сложный вариант игры представляет собой называние слогов, паузы между которыми заполнены речевой продукцией (это отвлекает и затрудняет удержание слов в памяти).

д) игра «Собери корзинку»: логопед кидает слоги в корзинку одному из детей, называя их в неправильном порядке. Ребенку предлагается догадаться, какое слово собралось в корзинке.

Развитие зрительно-пространственного  восприятия и наглядно-образного  мышления.

- отработка ориентировочной  фазы при выполнении перцептивных  и конструктивных заданий.

Работа учит планомерному последовательному анализу изображений и конструкций. Основные значимые элементы изображения или фигуры выделяются сначала на предметном уровне, с помощью шаблона, а затем эти действия переводятся в мысленный план. Для этой цели годятся кубики Кооса.

- Совершенствование оперирования сенсорными эталонами и овладение соответствующими словесными понятиями: названиями основных геометрических форм, размеров, обозначением пространственного положения.

Для этого удобно использовать игры типа «Догадайся, что нарисовал художник», «Угадай, что задумано».

- развитие навыков  мысленного перемещения и трансформации  зрительных образов. 

Для этого могут быть использованы такие упражнения, как  складывание картинок, разрезанных  на несколько частей, модификации  матриц Равенна, некоторые из заданий, приведенных Г. Айзенком.

- Формирование навыков  схематичного изображения пространственных  отношений.

Детей в игровой форме  учат, опираясь на «карту – путь», ориентироваться  в лабиринте (Венгер Л.А.). Той же цели служит игра «Куда спряталась кукла». Подобные упражнения облегчают впоследствии усвоение схем фонематического, морфологического и грамматического анализа.

  • Формирование изобразительно-графических способностей.

Профилактическая работа ведется в двух направлениях: развитие графо-моторных навыков и овладение графической символизацией. При наличии выраженной недостаточности зрительно-моторной координации начинаются занятия со штриховки по контуру, обводки, срисовывания геометрических фигур. На последующих этапах могут быть рекомендованы  следующие упражнения:

а) дорисовывание незаконченных  рисунков,

б) игра «Кто наблюдательнее» - рисование с натуры с поставленной целью изобразить как можно больше деталей,

в) дорисовывание рисунков с недостающими деталями (в отличии  от а) даются законченные изображения, но с недостающими деталями),

г) воспроизведение фигур  и сочетаний нескольких фигур  по памяти,

д) письмо букв и слов по шаблонам. Из целлулоида изготовляется  шаблон для рукописного шрифта, и  по нему ребенок вырабатывает автоматизированные кинемы, то есть навыковые движения для изображения букв.

  • Развитие сукцессивных способностей ребенка.

- Последовательность  действий и планирование.

Данный вид упражнений вырабатывает способность к удержанию  в памяти плана действий в заданной последовательности и его реализации.

а) Игры на выполнение многошаговых инструкций (2, 3, 4, 5 – шаговые инструкции): по памяти (словесной инструкции), по опорным значкам. Например, игра «Найди клад», в которой можно найти  клад, только следуя последовательности действий, заданных в инструкции.

б) «Телефон» Ребенку  предлагается (в ситуации сюжетно-ролевой  игры) позвонить какому-нибудь зверю  или сказочному персонажу. Наборный диск телефона вместо цифр (для детей, плохо знакомых с цифровыми обозначениями) имеет кружочки разного цвета (или ряд геометрических фигурок и значков). Номер телефона представляет собой ряд цветных кружочков, расположенных в определенной последовательности, соответствующей порядку набора цветовых номеров. При правильном наборе стрелка на диске показывает на изображение «абонента», расположенное в ряду других вокруг диска.

- Последовательность  в пространстве.

Для развития анализа  и воспроизведения пространственных последовательностей можно использовать разнообразные игры, в которых  игровой сюжет требует запоминания и сравнения рядов реалистических изображений фигур, различающихся формой и цветом, расположенных в определенной последовательности.

а) «Собери бусы» (нанизывать, раскрасить), различающиеся цветом или формой: по образцу (от 3 до 10 элементов), по памяти (от 2 до 6).

б) «Игрушки на полках»: чем  отличаются? (3 – 6 предметов).

в) Игры «Что изменилось?» (по памяти обнаружить изменения последовательности) – 3 – 6 предметов.

г) Цветной ксилофон (воспроизведение  последовательности ударов с опорой на зрительный и слуховой ряд – мелодию).

д) «Живые цепочки». Педагог  строит детей в определенной последовательности. У каждого на груди прикреплен значок с определенной картинкой. Порядок  расположения картинок изображен на карточке. По команде цепочка рассыпается. Задачей ведущего является собрать цепочку в прежней последовательности.

е) «Запомни карточку и  выбери такую же»: ребенку предполагается запомнить ряд картинок (или фигур, кружков и т.д.)на карточке и найти  такую же  среди второго набора карточек, из которых лишь одна совпадает с тестовой. Длина ряда от 3 до 7 в зависимости от возраста.

ж) тот же материал, но ребенку предлагается выложить ряд  по памяти из отдельных элементов.

  • Последовательность во времени.

а) Отстукивание ритмов «Телеграфист»  по образцу или графической схеме (симметричных – асимметричных).

б) «зарядка»: последовательность движений (от 3 до 6).

в) Порядок времен дня, времен года, дней недели (для младших  по картинкам, для старших – словесно).

г) «Шарики в непрозрачной трубочки»:на глазах у детей разноцветные шарики вкладываются в непрозрачную трубочку. Задача: догадаться, в каком порядке они выкатятся из противоположного конца трубочки (число шариков от 2 до 6).

  • Перекодирование временной последовательности в пространственную и обратно.

а) «Картинки – невидимки»: перед ребенком в определенной последовательности выкладываются ряд карточек (с  предметными рисунками, фигурами или  цветными кружочками). Каждая выкладываемая  карточка предъявляется и переворачивается лицом вниз. Таким образом, выложенный ряд повернут тыльной стороной к ребенку, а лицевая – закрыта. Из набора карточек с рядами изображений, расположенных в разной последовательности, ребенок должен найти тот, который идентичен выложенному. После того, как выбор сделан, карточки переворачиваются лицом вверх и оба ряда сличаются.

  • Последовательность в речи.

а) Порядок фраз в рассказе («Письмо Незнайки»),

б) Порядок слов во фразе («Перепутанница»),

в) Ряды слов («Пароль»): от 3 до 6.

г) Последовательность в  стихах типа «Дом, который построил Джек».

д) Последовательность в  сказках «Репка», «Колобок» и  другие.

е) Игра «Подбери и добавь»: 1-й участник называет слово, 2-й повторяет  его и добавляет свое, 3-й повторяет  оба и добавляет третье. 1-й  повторяет все три в названном  порядке и добавляет свое слово и т.д.

ж) Упражнение «Продолжи  ряд, сохраняя принцип чередования» (картинки, фигуры, значки) 0 + + 0 + +, + 00 + 00 + 00 и т.д.

  • Развитие способностей к концентрации и распределению и переключения внимания.

У детей дошкольного  возраста встречаются как избирательные (только зрительного или только слухового внимания), так и общие модально-неспецифические расстройства внимания. В профилактической работе нужно предусмотреть упражнения, адресованные и к слуховой, и к зрительным модальностям.

а) На развитие устойчивости внимания – длительную сортировку и нанизывание бус. Игры «кто с кем разговаривает по телефону», «Кто к кому идет в гости».

б) умение переключать  внимание, по опыту многих авторов, развивается с помощью «синхронного счета». При этом требуется подсчитать изображения двух видов, не обращая внимания на другие изображенные на этой же картинки предметы.

в) для развития способности  произвольно переключать внимание подходят, например, такие упражнения: чтение алфавита, которое перемежается счетом а, 1; б, 2; и т.д. Отыскивание предметов только одного цвета.

  • Формирование функционального базиса процессов чтения и письма.

- Развитие  фонематического слуха - это способность к слуховому восприятию звуковой речи, фонем, умение различать звуки речи в их последовательности в словах и умение различать близкие по звучанию фонем. В тех случаях, когда у детей нарушается фонематический слух это проявляется в неправильном звукопроизношение. Недостатки звукопроизношения при ослабленном фонематическом восприятии могут быть сведены к следующим характерным проявлениям:

а) замена звуков более  простыми по артикуляции, например С  и Ш заменяется звуком Ф;

б) наличие диффузной  артикуляции звуков, заменяющей целую  группу звуков;

в) нестабильное использование  звуков в разных формах речи;

г) искаженное произношение одного или нескольких звуков.

Недоразвитие фонематического  слуха отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому  анализу слов. Дети затрудняются:

Информация о работе Профилактика нарушений чтения и письма (дислекии и дисграфии) у старшего дошкольного возраста