Профилактика нарушений чтения и письма (дислекии и дисграфии) у старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:58, дипломная работа

Краткое описание

Поступление в школу и начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Ребенок, поступивший в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. И, несомненно, немаловажную роль в этом играет профилактика нарушений чтения и письма.
Цель: диагностика, выявление и корекционно-профилактическая работа предпосылок нарушений чтения и письма (дислексии и дисграфии) у детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение 3
1.Теоретический аспект проблемы профилактики
нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного
возраста
1.1.Основные подходы к профилактической работе по
предупреждению и диагностики проявлений нарушений чтения
и письма (дислексии и дисграфии) 8
2.Практический аспект профилактики нарушений чтения и
письма (дислексии и дисграфии) у детей старшего
дошкольного возраста в условиях логопункта
2.1.Система работы по профилактике дислексии и дисграфии у
детей дошкольного возраста 15
2.2.Основные методы и приемы работы по профилактике
нарушений чтения иписьма (дислексии и дисграфии) у
детей дошкольного возраста 26
2.3.Система работы по профилактики нарушений чтения и
письма (дислексии и дисграфии) у детей дошкольного возраста 54
2.4.Результативность работы по профилактике нарушений
чтения и письма (дислексии и дисграфии) у детей
старшего дошкольного возраста 62
Список литературы 66
Приложения 69

Файлы: 1 файл

дисграфия.doc

— 1.53 Мб (Скачать)

 

 

 

 

Опыт работы

Профилактика  нарушений чтения и письма (дислекии и дисграфии) у старшего дошкольного  возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20011год

Содержание:

Введение                                                                                                   3

1.Теоретический аспект проблемы профилактики

нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного

 возраста

1.1.Основные подходы к профилактической  работе  по 

 предупреждению  и диагностики  проявлений нарушений чтения

 и письма (дислексии и дисграфии)                                                          8

2.Практический аспект  профилактики нарушений чтения  и 

письма (дислексии и дисграфии) у детей старшего

дошкольного возраста  в  условиях логопункта

2.1.Система работы по профилактике  дислексии и дисграфии у

детей дошкольного возраста                                                                   15

2.2.Основные методы и приемы  работы по профилактике 

нарушений чтения иписьма  (дислексии  и дисграфии) у 

детей дошкольного возраста                                                                 26        

2.3.Система работы по  профилактики нарушений чтения  и 

письма  (дислексии  и дисграфии) у детей дошкольного  возраста       54

2.4.Результативность работы по профилактике нарушений 

чтения и письма (дислексии и дисграфии) у детей

старшего дошкольного  возраста                                                          62

Список литературы                                                                                 66

Приложения                                                                                             69

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Поступление в школу  и начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни  и деятельности ребенка. Ребенок, поступивший в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. И, несомненно, немаловажную роль в этом играет профилактика нарушений чтения и письма.

Необходимость обратить внимание специалистов дошкольных учреждений на то, что работа по профилактики нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста должна проводиться особенно настойчиво и серьезно при подготовке к школе. В настоящее время известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования, такие ученые, как Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, О.Е. Грибова, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующие влияние функции профилактических мер по предотвращению нарушений чтения и письма на подготовку к школьному обучению.

Система логопедической работы по профилактике  различных  видов нарушений чтения и письма носит дифференцируемый характер, с  учетом множества определяющих его факторов. Дифференцированный подход- это комплекс методических, психолого-педагогических и коррекционных мероприятий.

      В процессе дифференциальной диагностики необходимо отграничить следующие нарушения формы письменной речи: а) первичные, специфические расстройства от вторичных, обусловленных умственной отсталостью, тугоухостью, педагогической запущенностью, б) разные виды специфических нарушений друг от друга.  Данная задача весьма трудна для разрешения.  Дети склонные к специфическим нарушениям письменной речи социально адаптированные, находчивые и сообразительные в быту. Эмоциональные реакции у них дифференцирование и живее. Даже в наихудших своих способностях - вербально-логическом мышлении - они опережают умственно отсталых детей и, что особенно важно, могут продуктивно использовать оказанную помощь и осуществлять перенос усвоенного навыка при решении аналогичных задач.

      Система оказания профилактической  помощи детям с дислексией и дисграфией носит дифференциальный характер так, как решает комплекс проблем, стоящий перед этими детьми.

      Задачу следует понимать шире, чем только обучение письму и чтению. Достижение социальной адаптации - вот главная цель коррекции.  Дислексия и дисграфия - это большой синдром, включающий нарушения предпосылок интеллекта, когнитивную незрелость, языковую недостаточность, фрустационные нарушения, соответствующие поведенческие реакции и, наконец, непосредственно нарушения письменной речи.

      В коррекционно-профилактической  работе должны быть предусмотрены все перечисленные проявления дезадаптации, поэтому помощь должна быть комплексной и дифференцированной.

Синдромы дислексии  и дисграфии - явления, возникшие  на пересечении биолого-психологических  и социокультурных закономерностей, поэтому их диагностика и профилактик должна носить дифференциальный характер, а так же включать в себя широкий ассортимент клинико-психологических, психолого-педагогических и дефектологических методик.

В последние годы значительно  возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Это и овладение навыком чтения, и медленное письмо, и неусвоение правил орфографии, ошибки в правописании при знании орфографических и грамматических правил, фонетический тип письма, отсутствие «чутья» на орфограммы. Проблема нарушений письма (дисграфия) и чтения (дислексия) – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Поэтому сегодня перед логопедией ставятся вопросы: как уменьшить количество детей, имеющих трудности в овладении письмом и чтением? Связаны ли предрасположенность к левшеству или левшество с овладением чтением и письмом? Можно ли осуществлять профилактику возможных нарушений чтения и письма в дошкольном возрасте?

Анализ исследования на выявление предпосылок дисграфии  у дошкольников 6-7 летнего возраста, проведенного Л.Г. Парамоновой, показал, что более половины (55,5%) детей  старшего дошкольного возраста не готовы к началу школьного обучения и, следовательно, заранее обречены на неуспеваемость по русскому языку. Зрелость психических процессов  - предпосылок для успешного усвоения грамоты  правописания – может быть проверена до поступления ребенка в школу. Логопедическая практика подтверждает – профилактику трудностей овладения чтением и письмом необходимо осуществлять в дошкольном возрасте.

Цель: диагностика, выявление и корекционно-профилактическая  работа предпосылок нарушений чтения и письма (дислексии и дисграфии) у детей старшего дошкольного возраста

 Основными коррекционными задачами профилактики являются:

·        Развитие конструктивного праксиса и тактильных ощущений;

·        Совершенствование зрительно-пространственного восприятия;

·        Формирование навыков чтения и работа над техникой чтения;

·        Развитие слухового восприятия.

Методы и приемы профилактической работы можно разделить на два  блока.

Первый блок

1. Развитие зрительного внимания и зрительной памяти: расширение поля зрения; выработка устойчивости, переключаемости, увеличения объема зрительного внимания и памяти; развитие стереогноза.

2.Развитие  зрительно-моторной координации: развитие глазодвигательных движений; улучшение ощущений артикуляционных поз и движений; формирование восприятия различной модальности; развитие тактильных ощущений; развитие манипулятивной деятельности и мелкой моторики; развитие формообразующих движений при изображении заданных фигур.

3.  Формирование стереогнозиса и представлений о схемах лица и тела: выработка представлений о схемах лица и тела; развитие соответствующих навыков ориентировки в пространстве; активизация ощущений тела как системы координат; формирование пространственного моделирования и конструктивного праксиса.

4. Развитие пространственно-временных представлений: ориентировка в длительности и последовательности явлений, составляющих целое; развитие зрительно-предметного восприятия; вычленение признаков предмета; восприятие пространственных признаков плоских и объемных предметов; дифференциация сходных цветовых фонов и геометрических форм.

Второй блок

1. Развитие слухового внимания: расширение рамок слухового восприятия; развитие слуховых функций, направленности слухового внимания, памяти; формирование основ слуховой дифференциации; совершенствование фонематического восприятия; осознание звуковой стороны речи.

2.   Развитие чувства ритма: формирование ритмико-интонационной стороны речи; формирование ощущения предложения как лексической единицы, характеризующейся ритмико-интонационной законченностью; развитие сенсомоторных компонентов чувства ритма; формирование интонационной выразительности и ритмико-интонационных параметров слова.

3.  Формирование фонологического структурирования: формирование слоговой структуры слова, умения визуально контролировать движения нижней челюсти при произнесении слогообразующих гласных; анализ слогов и слов; развитие речеслухового, речедвигательного и зрительного образа звуков; формирование фонематического анализа; развитие навыков анализа и синтеза на основе упражнений в словообразовании.

Работа по предупреждению специфических ошибок чтения и письма должна проводиться с детьми с  различной речевой патологией: с  ОНР, ФФНР и др. Очень полезна она  и для детей массовых групп 5-7 летнего возраста.   Ранняя диагностика, прогнозирование школьных проблем и коррекция трудностей – залог успешного обучения детей в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретический аспект проблемы профилактики нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста

1.1.Основные подходы к профилактической работе  по  предупреждению  и диагностики проявлений нарушений чтения и письма (дислексии и дисграфии)

Система оказания помощи детям с предпосылками дислексии  и дисграфии определяется комплексом проблем, стоящих перед этими  детьми. Задачу следует понимать шире, чем только обучению письму или чтению. Достижение социальной адаптации – вот главная цель коррекции. Трудности в письменной речи  - важная, но не единственная причина дезадаптации таких детей. Дислексия и дисграфия – это большой синдром, включающий нарушения предпосылок интеллекта, когнитивную незрелость, языковую недостаточность, фрустрационные нарушения, соответствующие поведенческие реакции и, наконец, непосредственно нарушения письменной речи. В профилактической работе по преодолению нарушений письменной речи должны быть предусмотрены все перечисленные проявления дезадаптации, поэтому помощь должна быть комплексной и осуществляться группой специалистов: психологом, логопедом и воспитателем. 

Как и при многих других расстройствах, ранняя диагностика  и своевременное оказание помощи значительно повышают шансы на успех. По данным Исаева Д.Н., при раннем выявлении дислексии (в дошкольном возрасте) чтение может быть доведено до уровня нормы у 82 % детей. Опыт исследований Карпенко Н.П. более скромен по результативности: значительное улучшение в процессе коррекции на дошкольных этапах было достигнуто им в среднем у 55% детей с дислексией.

Садовникова И.Н. Выделят  следующие принципы организации  коррекционно-логопедической работы, направленной на профилактику и преодоление дислексии и дисграфии:

  • Комплексность мероприятий.
  • Приемственность между представителями отдельных служб, участвующих в коррекционной работе: психологом, логопедом, педагогами. Особенно важен контакт психолога, логопеда с воспитателями.
  • Включение родителей в коррекционную и психотерапевтическую работу с ребенком.

Как указывает Мнухин С.С. коррекция дислексий и дисграфий  наиболее успешна при раннем ее начале. Профилактика – еще более эффективная  мера, позволяющая предупредить развитие этих расстройств.

Корнеев А.Н. выделяет две формы профилактики дислексий и дисграфий.

Первичная профилактика дислексий и дисграфий - заключается в устранении основных этиологических факторов, имеющих отношение к указанным расстройствам. Для этого могут быть рекомендованы следующие мероприятия:

1.Меры по предупреждению анти – и перинатальной  патологии плода и новорожденного: охрана здоровья будущих матерей и беременных, оптимальная организация за беременными и профилактика осложнений беременности, предупреждение родового травматизма, инфицирования плода и новорожденного и т.д.;

2.Меры по снижению соматической и инфекционной заболеваемости детей впервые годы жизни.

3.Ранняя диагностика и своевременное лечение перинатальной и церебральной патологии.

4.Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи у детей. Позднее появление первых слов (после 1 года 3 месяцев) или фраз (после 2 лет) является достаточным основанием для вмешательства логопеда. Симптомы девиантного развития фонологической системы ребенка является безусловным показанием для проведения курса логопедической и медико-педагогической коррекции.

5.При наличии билингвизма (двуязычия) у ребенка необходим выбор адекватных методов обучения грамоте. Дети, сменившие язык обучения, относящиеся к группе риска   по дислексии и дисграфии и должны получать индивидуальную помощь при освоении второго языка.

Информация о работе Профилактика нарушений чтения и письма (дислекии и дисграфии) у старшего дошкольного возраста