Профилактика нарушений чтения и письма (дислекии и дисграфии) у старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:58, дипломная работа

Краткое описание

Поступление в школу и начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Ребенок, поступивший в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. И, несомненно, немаловажную роль в этом играет профилактика нарушений чтения и письма.
Цель: диагностика, выявление и корекционно-профилактическая работа предпосылок нарушений чтения и письма (дислексии и дисграфии) у детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение 3
1.Теоретический аспект проблемы профилактики
нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного
возраста
1.1.Основные подходы к профилактической работе по
предупреждению и диагностики проявлений нарушений чтения
и письма (дислексии и дисграфии) 8
2.Практический аспект профилактики нарушений чтения и
письма (дислексии и дисграфии) у детей старшего
дошкольного возраста в условиях логопункта
2.1.Система работы по профилактике дислексии и дисграфии у
детей дошкольного возраста 15
2.2.Основные методы и приемы работы по профилактике
нарушений чтения иписьма (дислексии и дисграфии) у
детей дошкольного возраста 26
2.3.Система работы по профилактики нарушений чтения и
письма (дислексии и дисграфии) у детей дошкольного возраста 54
2.4.Результативность работы по профилактике нарушений
чтения и письма (дислексии и дисграфии) у детей
старшего дошкольного возраста 62
Список литературы 66
Приложения 69

Файлы: 1 файл

дисграфия.doc

— 1.53 Мб (Скачать)
  1. Выделять первый гласный, согласный звук (называют или первый слог или все слово)
  2. В подборе картинок, включающих заданный звук.
  3. В самостоятельном придумывании и назывании слов с заданным звуком.
  4. База фонематического слуха - нормальность физиологического слуха и сохранность зон коры головного мозга. Время формирования фонематического слуха с 1,5 до 2 лет. Когда способность различать звуки, сформирована - это готовность обучаться чтению.  Фонематический слух неразрывно связан с фонематическим восприятием.

- Развитие  фонематического восприятия - это специальные умственные действия по дифференциации фонем и устранению звуковой структуры слова.

Фонематическое восприятие как процесс развивается под  влиянием взрослого. Базой развития является нормальный слух, моторика речевого аппарата, т.е. подвижность органов речи - языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти, способность осуществлять анализ и синтез (состоящий из частей целого). Если хорошо развивать фонематическое восприятие, ребенок подводится к чтению и сам начинает читать. Низкий уровень фонематического восприятия с небольшой отчетливостью выражается в следующем:

  • нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (глухих и звонких, шипящих и свистящих)
  • неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза
  • в затруднении при анализе звукового состава речи.

Упражнения по развитию фонематического восприятия  имеют  большое значение для усвоения правильного  звукопроизношения и для дальнейшего  успешного обучения в школе. Они  подводят ребенка к полному анализу  звукового состава слова, необходимого при обучении грамоте.

Принято различать чисто  фонетические (« косметические») дефекты  и фонематические нарушения.

Фонетические  дефекты  проявляются в искаженном звучании звука, не смешиваемого ни с какими другими звуками, что свидетельствует о достаточно четком выделении его ребенком из всех других, об усвоении его как фонемы (обобщенного звука, играющего в языке смыслоразличительную роль). Так например, ребенок может произносить звук Р картаво или звук С с

 просунутым между  зубами кончиком языка, но от этого они не перестают быть именно данными звуками, не переходят в какие - либо другие звуки. Такого рода дефекты являются именно « косметическими» они « портят» только произношение звука, но не отражается в дальнейшем на письме, на различении сходных по звучанию слов и прочее.

Фонематические  нарушения, в отличие от фонетических, выражаются в полной замене одного звука речи другим (например, вместо Ш произносится С), что свидетельствует о не разграничении ребенком этих двух фонем. Такие нарушения звукопроизношения не ограничиваются только «некрасивостью» звучания звука, а имеют более серьезные последствия. В этих случаях ребенку будет трудно или вообще невозможно различать близкие по звучанию слова (типа МИШКА - МИСКА), то есть пострадает точность восприятия речи окружающих. Такого рода нарушения приводят к появлению другого нарушения, что влечет к специфическим трудностям в школе при обучении письму и чтению, т.к. на начальных стадиях овладения чтением при недоразвитии фонетико-фонематической стороны речи у детей наблюдается неточность и нестойкость речевых представлений и обобщений. Это затрудняет овладение звуковым анализом слова (Р.Е.Левина, Г.А.Каше, Н.А.Никашина, Л.Ф.Спирова)

Работа с детьми над  развитием звукопроизношения и  фонематического слуха должна начинаться как можно раньше и для каждой возрастной группы ставятся свои задачи:

Старшая группа.

1.Формировать четкость  движений органов артикуляционного  аппарата в процессе артикуляционной  гимнастики и в работе над  звуками: й,ш,ж,ч,щ,л,ль,р,рь.

  1. Вызывать и закреплять, а у некоторых детей только уточнять произношение йотированных гласных: я,е,е.ю, шипящих звуков: ш,ж,щ,ч и сонорных:л,ль,р,рь.
  2. Продолжать работу, направленную на развитие фонематического слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса.
  3. Продолжить работу над четким произношением слов с выделением голоса отдельных звуков, над спокойным темпом и размеренным ритмом речи.

Подготовительная  к школе группа -

1.Продолжать работу  над четким, ясным произношением  всех звуков в различных сочетаниях.

2. Развивать навыки  звукового анализа слов. Развивать  умение дифференцировать сходные  по звучанию или артикуляции  звуки.

Необходимым условием успешной работы над развитием речи ребенка  является тщательное обследование его  речи, т.к. необходимо располагать точными данными о его речевом развитии. При обследовании фонематического слуха логопед выявляет у детей умение на слух различать фонемы родного языка. С этой целью предлагается ряд заданий по следующему плану:

  1. Умеет ли ребенок разделять предложение на отдельные слова
  2. Умеет ли разделить слова на слоги и слова на звуки.
  3. Правильно ли произносит оппозиционные звуки  в словах и слогах.

4.Затем проверяется  произношение ребенком звуков  русского языка. 

  1. После проверки состояния произношения звуков необходимо выяснить, как ребенок воспринимает  на слух разницу между правильным и неправильным произношением звука в собственной и чужой речи.
  2. Далее следует проверить, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу (жук-сук, том -ком-дом)

ЗАДАНИЯ:

  • назови в предложении первое, второе, третье слово
  • назови в слове первый, второй, третий слоги,
  • назови в слове первый, второй, третий звуки
  • выдели определенный звук из «цепочки» слов
  • определи наличие звука в слове
  • выдели определенный слог с необходимым звуком из ряда слогов
  • повторение за взрослым 3-4 слоговых сочетания типа (па-по-пу)
  • повторение слов с оппозиционными звуками (бочка - почка)
  • повторение за взрослым  слогов с оппозиционными звуками (да-та, да -та-та-да)

В результате такого всестороннего  логопедического обследования удается  получить все необходимые данные, позволяющие  сделать заключение о причине, характере нарушений, а также наметить пути коррекции  дефекта.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Основные задачи профилактики нарушений чтения и письма у детей  заключаются в   следующем:

  1. Формировать правильное звукопроизношение
  2. Развивать фонематический слух.
  3. Подготовка к обучению грамоте.

 Основной формой работы с детьми по формированию правильного звукопроизношения и фонематического восприятия являются занятия: фронтальные, подгруппами и индивидуальные и проводится в следующей последовательности:

  1. Учим детей определять место звука в слове (в начале, в конце, в середине слова).
  2. Учим различать на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции ( свистящие и шипящие, звонкие и глухие, Р и Л)
  3. Придумывание слов на определенный звук.
  4. Определение места звука в слове (в начале, в конце, в середине слова).
  5. Различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции (свистящие и шипящие, звонкие и глухие, Р и Л)
  6. Придумывание слов на определенный звук.

В старшей группе речевую работу с детьми надо проводить так, чтобы все дети перешли в подготовительную группу с правильной речью.

1.В начале учебного  года на одном занятии повторяют  гласные а,о,у,и.

 и знакомим детей  с графическим обозначением гласных.

2.Учим ребенка, определять  место звука в слове. Дидактическим  материалом для определения места звука служит полоска - слово из картона, разделенная линиями на три части. В зависимости от того, слышится ли звук в начале, в конце или в середине слова, фишка ставится на первую, последнюю или среднюю часть полоски. Сначала дети определяют место звука только в начале и в конце слова, и лишь тогда, когда они это усвоили, переходят к определению звука в середине слова.

  1. Упражнения, направленные на артикуляцию и различению оппозиционных звуков.
  2. Знакомим детей с понятиями « предложение», « слово».
  3. Знакомим детей с твердыми и смягченными звуками р-рь, л-ль.

В подготовительной группе работа над артикуляцией звуков  ставит задачу полностью устранить дефекты произношения у детей, чтобы они поступили в школу с правильной речью, поэтому на занятиях:

1.Повторяется артикуляция гласных, согласных и определение их места  в слове.

2.Различение твердых  и мягких согласных.

3.Опознование звонких  и глухих согласных б-п, д-т,  г-к, с-з, ш-ж в словах и  слогах.

4. Упражнения по анализу  предложения (предложение - слово  - слог - звук) и полному звуковому анализу односложных, а потом двухсложных слов.

К концу обучения дети должны правильно произносить и  различать все фонемы родного  языка, владеть навыками осознанного  звукового анализа и синтеза  слов разной слоговой структуры, уметь читать и писать слова, предложения и небольшие тексты с последующим объяснением смысла прочитанного. Вся система работы позволяет сформировать у детей полноценную речь, дает возможность не только преодолеть речевые недостатки, но подготовить его к обучению в школе.

 Таким образом,  четко построенная и систематическая  работа по формированию правильного  произношения помогает решить  следующие задачи:

  • добиться правильного произношения всех звуков речи;
  • выработать четкую дикцию и выразительность речи;
  • расширить и уточнить активный словарный запас ребенка;
  • помочь овладению грамматическими навыками;
  • способствовать развитию фонематического слуха;
  • способствовать быстрейшему и лучшему обучению грамоте, предупредить ошибки в письме;
  • как можно раньше выявить более серьезные нарушения речи и оказать детям своевременную помощь, направив ребенка в специальный детский сад для детей с нарушениями речи.

Фонематический  анализ

Определить способность:

а) Выделение звука  на фоне слова

Педагог сначала произносит какой - либо звук (скажем  Р), а затем слово или ряд слов, содержащие и не содержащие этот звук. Звук, который необходимо выделить произносится педагогом интонировано. Дети должны определить, имеется ли в этих словах выделенный звук. (Реакциями детей могут быть разнообразные действия: подъем руки, хлопок в ладоши, указание на соответствующую букву и т.д.)

б) Вычленение звука.

Детям предлагается слово, в котором они должны назвать  последний и / или первый звук. Инструкция: «Какой звук слышишь в слове Шуба?».- «в слове паР.» . «в слове Лапа?»

в) Определение места  звука в слове

Педагог выделяет какой-либо звук, ученики определяют, где он находится в слове: 1) в его абсолютном начале, 2) абсолютном конце 3) в середине. Легкий вариант заданий - выделенный звук встречается один раз в слове, трудный - звук встречается несколько раз.

г) Определение положения  звука по отношению к другим звукам

Педагог произносит слово, выделяет в нем звук, ученик должен назвать, какой или какие звуки  находятся перед или после  выделенного звука. Например, произносится слово « кОт» тогда: перед О находится К, после О находится Т.

Информация о работе Профилактика нарушений чтения и письма (дислекии и дисграфии) у старшего дошкольного возраста