Профилактика нарушений чтения и письма (дислекии и дисграфии) у старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:58, дипломная работа

Краткое описание

Поступление в школу и начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Ребенок, поступивший в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. И, несомненно, немаловажную роль в этом играет профилактика нарушений чтения и письма.
Цель: диагностика, выявление и корекционно-профилактическая работа предпосылок нарушений чтения и письма (дислексии и дисграфии) у детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение 3
1.Теоретический аспект проблемы профилактики
нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного
возраста
1.1.Основные подходы к профилактической работе по
предупреждению и диагностики проявлений нарушений чтения
и письма (дислексии и дисграфии) 8
2.Практический аспект профилактики нарушений чтения и
письма (дислексии и дисграфии) у детей старшего
дошкольного возраста в условиях логопункта
2.1.Система работы по профилактике дислексии и дисграфии у
детей дошкольного возраста 15
2.2.Основные методы и приемы работы по профилактике
нарушений чтения иписьма (дислексии и дисграфии) у
детей дошкольного возраста 26
2.3.Система работы по профилактики нарушений чтения и
письма (дислексии и дисграфии) у детей дошкольного возраста 54
2.4.Результативность работы по профилактике нарушений
чтения и письма (дислексии и дисграфии) у детей
старшего дошкольного возраста 62
Список литературы 66
Приложения 69

Файлы: 1 файл

дисграфия.doc

— 1.53 Мб (Скачать)

6.Работа  с неблагополучными семьями и семьями детей, не посещающих детский сад: организация «школ» для родителей с преподаванием приемов подготовки ребенка к школе, развития у него необходимых сенсомоторных и речевых навыков.

Вторичная профилактика дислексий. Ее основа заключается в раннем выявлении предрасположенности к этому нарушению и проведения комплекса предупредительных мер. Диагностическая методика, используемая при этом должна быть адаптировано для детей дошкольного возраста. Для предупреждения нарушения чтения рекомендуется следующее:

  1. Формирование функционального базиса навыков чтения.
  2. Дети с дислексией с трудом усваивают навык чтения, основой которого является синтез звуков, одновременно с преимущественно аналитическим навыком – письмом. У этих детей оба навыка порой взаимодезорганизуют друг друга. В связи с этим, целесообразно у детей, угрожаемых по дислексии, начинать обучению чтению с опережением, еще в дошкольном возрасте, а письму –  позже, в школе. Опыт подобной работы свидетельствует, что обучению чтению детей (группы риска) можно начинать с 5 лет.

Вторичная профилактика дисграфий - заключается в следующем:

  1. Своевременное выявление группы риска, к которой правомерно относить следующих детей:

а) с «цепочкой» пери - постнатальных вредностей,

б) с поздним и анамальным развитием устной речи,

в) с задержкой психического развития,

г) с выраженной незрелостью  изобразительных способностей,

д) с билингвизмом (двуязычие).

Выявление указанного контингента  детей в оптимальном варианте должно быть проведено до начала обучения в школе. С детыми имеющими повышенный риск возникновения дисграфии, проводится коррекционно-профилактическая работа:

  1. Исправление фонетико-фонематических нарушений.
  2. Формирование функционального базиса письма по адаптированной к дошкольникам методике.
  3. Дети из группы риска нуждаются в индивидуализации темпов и методов обучения письму.

Левина Р.Е. в своей  работе «Недостатки чтения и письма у детей» выделили общие принципы лечебной педагогики:

1. Индивидуализация методов обучения в соответствии с когнитивным стилем ребенка. В процессе обследования и пробного коррекционного обучения необходимо выяснить: аналитический или синтетический тип восприятия и усвоения информации доминирует у ребенка. В первом случае материал легко усваивается поэлементно с последующим синтезом. Для таких детей аналитико-синтетический метод обучения грамоте адекватен. Другие дети легче усваивают новое сначала глобально, как целостный образ, а потом постепенно вычленяют отдельные образы и детали.

Полученные данные используются при выборе метода коррекции. Например, если у ребенка с дисграфией страдает фонематическое восприятие, то целесообразно  его стимулировать  в процессе письма опору на проговаривание, что позволяет компенсировать неполноценность слуховых фонематических образов за счет сохранности кинестетической дифференциации. Однако если в механизмах дисграфии учавствует патологическая опора на проговаривание при дефектной кинестезии артикуляционных органов, то акцент следует переносить на слуховой анализ.

2. Индивидуализация  темпов обучения. Как отмечалось ранее, несоответствие времени, отведенного на освоение навыка, индивидуальным возможностям ребенка не только усугубляет трудности, но и может явиться причиной перехода латентной дислексии в реально существующую. В тех случаях, когда ребенку не создается достаточно возможностей (по времени и объему педагогической помощи) для прочного усвоения каждого очередного этапа формирования навыка чтения, особенно если на начальном этапе не уделяется достаточно внимания функциональной готовности к овладению этим навыком, его трудности растут как снежный ком.

Выполнение данного  условия представляется возможным  лишь при объективном, а не формальном анализе состояния навыков чтения и письма.

3. Систематический  контроль автоматизации навыков. Необходим контроль не только общей успешности начальных навыков письма или чтения, но, что важнее, - степени автоматизированности отдельных операций, составляющих их, например, контроль автоматизации звуко-буквенных связей.

4. Максимальное  использование игровых методов  обучения. Это необходимо в связи с тем, что у детей предрасположенных к дислексии и дисграфии, поздно формируются познавательные интересы и долго сохраняется игровая мотивация. Наибольшей эффективностью пользуются не дидактические, а ролевые игры с включением действий, необходимых для развития данного навыка.

5. Соблюдение  принципа последовательности и  этапности в освоении материала. Начинать коррекционно-профилактические занятия следует с того уровня знаний и навыков, которыми ребенок владеет достаточно прочно. Это создают положительный эмоциональный настрой и в начале занятий и повышает мотивацию сотрудничества. Продвигаясь вперед, необходимо учитывать функциональную и иерархическую взаимосвязь отдельных навыков и операций.

6. Усвоению  каждого навыка должно предшествовать  создание функционального базиса  для него. Необходимо развивать психологические предпосылки, на которых строятся навыки.  Это сохраняет актуальность даже в тех случаях, когда возраст, в котором они обычно развиваются, уже остался позади.

7. Успешное  выполнение выше приведенных  требований возможно тогда, когда  логопед обладает рядом необходимых  качеств:

а) имеет профессиональную подготовку по методам диагностики и коррекции,

б) достаточно терпим и  готов к трудностям не только учебного, но и поведенческого характера со стороны детей,

в) умеет владеть собой  и гибко управлять процессом  общения с ребенком на основе заинтересованности, а не принуждения,

г) с уважением относится  к миру и интересам ребенка.

Логопедические методы профилактики дислексий и дисграфий  подробно описаны в соответствующих  руководствах Левиной Р.Е, 1968, Садовниковой И.Н., 1983, Лалаевой Р.И., 1995 и других.

     В современной логопедии прочно утвердился принцип, что устранять дефект речи у детей необходимо  в дошкольном  возрасте.  Многие речевые аномалии, если их своевременно не исправить, могут стать причиной неуспеваемости ребенка в школе. Вот почему  коррекцию  нарушений  речи  в дошкольный период можно считать особо значимой проблемой специальной педагогики.

     Дети  с различными  нарушениями речи  в условиях  массовой  школы обычно оказываются не  в состоянии овладеть навыками письма и чтения в полном объеме. Среди таких детей значительный процент составляют дети с дисграфией  (нарушением письма) и дислексией (нарушением чтения).

Овладение  ребенком  речью связано с его повышенным интересом к  ее звуковой стороне.  Ознакомление  со  звуковой  стороной  слова  и  формирующееся  в   его результате  умение  "слышать" в слове отдельные звуки, ударение, вычленять слоги помогают   осваивать   правильное   звукопроизношение,   произвольно   управлять артикуляционным аппаратом.

Ориентировка  в  звуковой  стороне слова готовит ребенка к усвоению грамоты, письменной речи. "От того, как ребенку будет открыта  звуковая  действительность языка,  звуковая  форма  слова,  зависит  не  только  усвоение грамоты, но и все последующее  усвоение  языка грамматики  и  связанной  с   ней   орфографии",   - подчеркивал Д.Б.Эльконин.

Важность  наблюдений  над  звуковой стороной слова (шире речи) для овладения родным языком, развития культуры речи подчеркивают многие выдающиеся педагоги  и психологи (Швачкин Н.Х., Гвоздев А.Н., Левина Р.Я., Спирова Л.Ф., Ананьев Б.Г. и др.).

Организуя  практическую деятельность,  с детьми по формированию навыков  фонемного анализа  и  синтеза  и  учитывая  трудности   их   усвоения,   характерные   для детей дошкольников надо учитывать ряд принципов:

1.  Принцип  деятельности.

2.  Принцип  комплексности.

3.  Принцип  системного подхода.

4.  Принцип  поэтапности.

5.  Принцип  систематичности и последовательности.

6.  Дидактические  принципы.

Наиболее  универсальной  и  эффективной  мне представляется система развивающего обучения грамоте, разработанная замечательным детским психологом Д.Б. Элькониным.

Исходный  принцип  этой  системы дошкольного обучения грамоте состоит в том, что  знакомству и работе ребенка с  буквами  должен  предшествовать  добуквенный, чисто  звуковой  период  обучения. Буква - это знак звука. Не следует стремиться сократить буквенный этап обучения, т.к. от него зависит  успешность  дальнейшего формирования навыка чтения.

Результатом    теоретических поисков и практической деятельности явилось написание  методического  руководства  по  обучению   детей,   имеющих   речевые нарушения,  фонемному анализу и синтезу в добуквенный (звуковой) период обучения грамоте,  в  котором  определена  система  логопедической  работы  по   развитию фонематического восприятия у детей с нарушениями речи, методические рекомендации по работе со звучащим словом; определены критерии для изучения  уровня  развития фонематического слуха как основы для формирования фонемного анализа и синтеза; игры и упражнения на развитие фонематического  слуха;  разнообразные  работы  на ударение,  по  выделению  звуков в словах, на дифференциацию гласных и согласных звуков,  твердых  и  мягких  согласных;   разработаны   конспекты   фронтальных, подгрупповых,  индивидуальных  занятий с детьми по разделам тематического плана; организована "школа  педагогического  мастерства  родителей"  для  осуществления преемственности  в работе детского сада и семьи по данному направлению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Практический  аспект профилактики нарушений чтения и письма (дислексии и дисграфии) у детей старшего дошкольного возраста  в условиях логопункта

2.1.Система работы по профилактике дислексии и дисграфии у детей дошкольного возраста

Как уже отмечалось выше, чем позже обнаруживаются нарушения письменной речи, тем большей степени тяжести они достигают и тем боле длительной коррекционный курс в таких случаях требуется. Разработка программ скринирующих  обследований детей дошкольного возраста для выявления предрасположенности к дислексии ведется уже достаточно давно. В последние десятилетия на русском языке появились разработки оригинальных методик оценки школьной зрелости и адаптации соответствующих методик (Цеханская Л.И., Куинджи Н.И, Сорокина Т.Н., Чередникова Т.В. и т.д.).

Я использую свой вариант обследования на предмет предрасположенности детей к дислексии и дисграфии, основанный на методике Лалаевой Р.И., Цеханская Л.И., Куинджи Н.И.), так же в обследовании использовалась методика раннего выявления дислексии (МРВД), предложенной Корнеевым А.Н. 

Обследования  детей на предрасположенность к  дислексии и дисграфии

Цель диагностики - выявление этиологии, симптоматики, механизмов нарушения чтения и письма.

 При обследовании  детей учитывается состояние  зрения, слуха, центральной нервной системы, познавательной деятельности ребенка, которые определяются врачами специалистами. Обследование проводится с учетом основных принципов: принцип комплексности, системности, патогенетический, деятельностный, личностный, принцип развития.

Схема обследования детей включает следующие разделы:

1. Анкетные данные  и изучение медико-педагогической  документации.

2. Анамнез.

3. Строение органов  отдела периферического отдела  артикуляционного аппарата.

4. Речевая моторика.

5. Слуховая функция.

6. Состояние звукопризношения.

7. Состояние фонематического  анализа, синтеза и представлений.

8. Фонематическое восприятие (дифференциация фонем).

9. Особенности словарного запаса  и грамматического строя речи.

10. Особенности динамической стороны  речи.

11. Состояние зрительной функции: биологическое зрение, зрительный гнозис, мнезис, зрительный анализ и синтез, пространственные представления.

В логопедическом заключении указывается  степень и вид нарушений и  их соотносимость с состоянием устной речи.

Диагностика предрасположенности детей старшего дошкольного возраста к дислексии и дисграфии

Описание методики и  правила оценки выполнения заданий.

1.«Рядоговорение». Инструкция ребенку: «Перечисли по порядку времена года и (после ответа на этот вопрос) дни недели» (при неточном понимании своих временных понятий допустима помощь в виде наводящих вопросов или подсказки, не содержащей порядкового перечисления). Оценка (здесь и далее оценка дается в штрафных баллах): 1) правильно ответил на оба вопроса – 0 баллов, 2) правильно ответил на один вопрос – 2 балла, 3) не ответил ни на один вопрос – 3 балла.

2. «Ритмы». Инструкция: «Послушай, как я постучу, и поле того, как я закончу, постучи точно так же». После этого однократно предъявляется серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами.

Информация о работе Профилактика нарушений чтения и письма (дислекии и дисграфии) у старшего дошкольного возраста