Особенности восприятия в дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучение такого познавательного процесса, как восприятие и его особенности в дошкольном возрасте.
Предмет изучения: изучение восприятия у дошкольников.
Объект изучения: дети в возрасте 5-6 лет.

Оглавление

Введение. Актуальность темы……………………………………….. 3
Глава 1 Общее представление о восприятии……………………. 7
1.1 Восприятие, его виды и свойства………………………… 7
1.2 Сложные формы восприятия……………………………… 11
1.3 Развитие восприятия в дошкольном возрасте …………. 14
1.4 Наблюдения и условия эффективности восприятия…….. 15
Выводы по 1 главе…………………………………………………….. 18
Глава 2 Изучение восприятия и его особенности в дошкольном возрасте…………………………………………………......
19
2.1 Описание методики, используемой в работе…………….. 19
2.2 Характеристика выборки………………………………….. 23
2.3 Ход исследования………………………………………….. 23
2.4 Анализ полученных результатов…………………………. 23
Выводы по 2 главе…………………………………………………….. 25
Рекомендации…………………………………………………………. 26
Список литературы ………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 748.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по предмету « Общая психология»  

на  тему: «Особенности восприятия в дошкольном возрасте» 
 
 
 
 
 

          
 
 
 
 
 

Иркутск, 2011 г                            
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение. Актуальность темы……………………………………….. 3
Глава 1 Общее представление о восприятии……………………. 7
1.1 Восприятие, его  виды и свойства………………………… 7
1.2 Сложные формы  восприятия……………………………… 11
1.3 Развитие восприятия в дошкольном возрасте …………. 14
1.4 Наблюдения  и условия эффективности восприятия…….. 15
Выводы  по 1 главе…………………………………………………….. 18
Глава 2 Изучение восприятия и его особенности в дошкольном возрасте…………………………………………………......  
19
2.1 Описание методики, используемой в работе…………….. 19
2.2 Характеристика  выборки………………………………….. 23
2.3 Ход исследования………………………………………….. 23
2.4 Анализ полученных результатов…………………………. 23
Выводы  по 2 главе…………………………………………………….. 25
Рекомендации…………………………………………………………. 26
Список  литературы ……………………………………………………                                                                                                                    27
Приложение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность  темы. Реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы наиболее элементарных форм. Человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций, т.е. что бы человек ни воспринимал, он неизменно имеет дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами. Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений, опираясь на совместную работу органов чувств, синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности (рассматривая картину, мы объединяем отдельные зрительные впечатления в целый образ), так и в пределах нескольких модальностей (воспринимая апельсин, мы фактически объединяем зрительные, осязательные, вкусовые впечатления, присоединяем к ним и наши знания о нем). Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций.

     При восприятии знакомых предметов (стакан, стол) узнавание их происходит очень быстро - человеку достаточно объединить два-три воспринимаемых признака, чтобы прийти к нужному решению. При восприятии новых или незнакомых предметов узнавание их гораздо сложнее и протекает в гораздо более развернутых формах. Полное восприятие таких предметов возникает как результат сложной аналитико-синтетической работы, выделяющей одни существенные признаки, тормозящей другие, несущественные и комбинирующей воспринимаемые детали в одно осмысленное целое.

     Восприятие является очень сложным и активным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Этот сложный, активный характер восприятия проявляется в целом ряде признаков, требующих специального рассмотрения. Прежде всего, процесс информации ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждений от периферически воспринимающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз, выделяющие наиболее информативные точки; пропевание или проговаривание соответствующих звуков, играющих существенную роль в определении наиболее существенных особенностей звукового потока). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта.

     Далее, восприятие тесно связано с оживлением следов прошлого опыта: сличением доходящей до субъекта информации с ранее сложившимися представлениями; сравниванием с ними актуальных воздействий; выделением существенных признаков; созданием гипотез о предполагаемом значении доходящей до него информации; синтезом воспринимаемых признаков в целые комплексы «принятием решения» о том, к какой категории относится воспринимаемый предмет. Иначе говоря, воспринимаемая (перцептивная) деятельность субъекта близка к процессам наглядного мышления, причем эта близость тем нагляднее, чем новее и сложнее воспринимаемый объект.

     Естественно поэтому, что воспринимающая деятельность почти никогда не ограничивается пределами одной модальности, но складывается в совместной работе нескольких органов чувств (анализаторов), результатом которой являются представления, сформировавшиеся у субъекта. Наконец, важно и то обстоятельство, что восприятие предмета никогда не осуществляется на элементарном уровне: оно захватывает высшие уровни психической деятельности, в частности речь. Человек не просто смотрит на предметы и пассивно реагирует на их признаки. Выделяя и объединяя наиболее существенные из них, он всегда обозначает воспринимаемые предметы словом, тем самым глубже познавая их свойства, и относит их к определенным категориям. Воспринимая часы, и мысленно называя их этим именем, он отвлекается от таких несущественных признаков, как их цвет, размеры, форма, и выделяет основной признак - функцию указания времени. Одновременно он относит воспринимаемый предмет к определенной категорий, отделяет от других, близких по внешнему виду предметов, но относящихся к другим категориям (например, барометр). Все это еще раз подтверждает, что воспринимающая деятельность субъекта по своему психологическому строению может приближаться к наглядному мышлению. Сложный и активный характер воспринимающей деятельности человека определяет ряд особенностей его, в одинаковой степени относящихся ко всем его формам.

     Итак, восприятие - это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.

     Цель  работы: изучение такого познавательного процесса, как восприятие и его особенности в дошкольном возрасте.

     Предмет изучения: изучение восприятия у дошкольников.

     Объект  изучения: дети в возрасте 5-6 лет.

     Гипотеза: Дети старшего дошкольного возраста выполняют задания по восстановлению целостности геометрических фигур, хотя иногда допускают небольшую асимметрию.

     Задачи:

     1. Проведение теоретического анализа восприятия в психологии.

     2. Выявление способностей ребенка  к целостному восприятию формы  предметов, состояния его графических  навыков, способности осуществлять  асимметричные изображения.

     3. Проверка поставленной гипотезы на выбранных испытуемых.

     4. Качественный и количественный  анализ полученных данных.

     Методика  исследования: Исследование способности к целостному восприятию формы предметов и соотнесению частей геометрических фигур и предметных изображений (Методика Т.Н. Головиной). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ  О ВОСПРИЯТИИ 

     Восприятие  - целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Восприятие - результат деятельности системы анализаторов. Восприятие предполагает   выделение  из  комплекса  воздействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несущественных. Оно требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом. Всякое восприятие включает активный двигательный компонент (ощупывание предметов рукой, движения глаз при рассматривании и т. п.) и сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга по синтезу целостного образа.

     Закономерность  субъективности восприятия - одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т. п. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции. Влияние прошлого опыта личности на процесс восприятия проявляется в опытах с искажающими очками: в первые дни опыта, когда испытуемые видели все окружающие предметы перевернутыми, исключение составляли те предметы, перевернутое изображение которых, как знали люди, физически невозможно. 

     1.1. Восприятие, его виды  и свойства 

      Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.

      В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойства предметов, конкретных явлений или процессов, происходящих вне и независимо от нас, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью, причем даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно, вызывает простое ощущение (в данном случае это ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту, ассоциируется с ним).

      Ощущения  находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией.

      Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется.

      Отдельные ощущения как бы «привязаны» к  специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы - рецепторы, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Четыре анализатора - зрительный, слуховой, кожный и мышечный - чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия.

Информация о работе Особенности восприятия в дошкольном возрасте