Развитие мышления младших школьников с нарушением интеллекта посредством дидактической игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 08:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность применения дидактических игр в развитии мышления у младших школьников с нарушением интеллекта.
Задачи исследования:
1.Определить теоретическую сущность развития мышления у детей младшего школьного возраста;
2.Выявить особенности развития мышления младших школьников с нарушениями интеллекта.
3.Экспериментально выявить уровень развития мышления детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.
4.Разработать и апробировать систему дидактических игр, направленных на развитие мышления детей с нарушениями интеллекта.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I Теоретическое обоснование проблемы развития мышления младших школьников с нарушением интеллекта.
1.1. Психологическая сущность и показатели развития мышления в младшем школьном возрасте…………………………………………………………..7
1.2. Особенности развития мышления детей в норме и с нарушением интеллекта…………………………………………………………………………17
Глава II Использование дидактической игры в развитии мышления младших школьников с нарушением интеллекта.
2.1.Дидактическая игра, ее сущность, виды и классификация…………………26
2.2. Развитие мышления младших школьников в процессе
дидактической игры…………………………………………………………….34
Глава III Экспериментальное исследование по реализации серии дидактических игр, направленных на развитие мышления детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта в условиях специальной (коррекционной) школы интерната VIII вида г. Киселевска
3.1. Исследование уровня развития мышления младших школьников
с нарушением интеллекта……………………………………………………38
3.2. Реализация серии дидактических игр по развитию мышления детей
младшего школьного возраста с нарушением интеллекта…………………..44
3.3. Анализ результатов исследования…………………………………………49
Заключение………………………………………………………………………52
Список литературы……………………………………………………………..54
Приложение …………………………………………………………………….56

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 462.00 Кб (Скачать)

 

Приложение 2

 

1. По тропинке зайчик  шел,

    Подосиновик  нашел.

    Походил вокруг  осин

    И нашел  еще один.

Сколько всего подосиновиков  нашел зайчик?

2.Котик с мышкою  дружил,

  Мышке тапочки  купил.

  И на все четыре  лапки 

  Натянула мышка  тапки.

  Побежала по тропинке

  Да споткнулась  о травинку.

  С лапки тапочка упала

  И куда-то запропала.

  Тапку мышка не  нашла

  И без тапочки  пошла.

Сколько тапочек осталось у мышки?

3. Пять зеленых лягушат

   На песочке  в ряд лежат.

   Одному из пяти  братцев

   Захотелось искупаться.

   Остальным же  неохота

   Возвращаться  вновь в болото.

Сколько лягушат осталось лежать на песке?

4. На прогулку из  яслей 

    Вышло десять  малышей.

    Пять из  них на лавку сели,

    Остальные  – на качели.

Сколько ребят село на качели?

5. Дядя ежик в сад  зашел,

    Десять спелых  груш нашел.

    Семь из них он дал ежатам,

    Остальные  же – зайчатам.

Сколько груш дал дядя еж зайчатам?

6. Слон, слониха, два  слоненка 

    Шли толпой  на водопой.

    А навстречу  три тигренка

    С водопоя  шли домой.

    Сосчитайте  поскорей,

    Сколько встретилось  зверей?

7. Мама - белка для детишек

    Собрала десяток  шишек.

    Сразу все  не отдала,

    По одной  всего дала.

    Старшему - еловую,

    Среднему - сосновую,

    Младшему - кедровую.

Сколько шишек осталось у мамы- белки?

8. Бабушка Надя в  деревне живет,

  Животных имеет, а счет не ведет.

   Я буду, ребята, их называть,

   А вы постарайтесь  быстрей сосчитать:

   Корова, теленок,  два сереньких гуся,

   овца, поросенок  и кошка Катуся.

Сколько всего животных у бабушки Нади?

9. Посадил я пять  хороших

   Белых бусинок- горошин.

   А росточков  из земли

   Показалось только  три.

   Три горошины  взошло!

   Сколько из  не проросло?

10. В девять сели  в электричку

     Мы на  станции «Пески»

     А в двенадцать, как обычно,

     Прибыли  на «Васильки».

     Сколько  времени в пути

     Были мы? Ответ найди!

11.На тарелке восемь  слив,

Рядом с ними груша.

Сколько фруктов, сосчитай,

Съест сейчас Андрюша?

12.Мама яблоки купила,

На тарелку положила.

Их нетрудно сосчитать:

Красных три и желтых пять.

13.Под гармошку пляшут  польку

Два волчонка, три лисы.

А всего танцоров сколько

На поляне у сосны?

14.Семь снегирей на  ветке сидели,

Три снегиря еще прилетели.

Бурый медведь сосчитал снегирей.

Сколько всех птичек? Ответь поскорей!

15.Семь снегирей на  ветке сидели

Три снегиря от них  улетели.

-Сколько осталось? - подумал  медведь

А ты сосчитал? Медведю  ответь!

16.Восемь шариков у  Коли,

А у Оли только пять.

Чтобы было, как у Коли,

Сколько Оле надо взять?

17.Пять грибочков под  осинкой,

И под елкой тоже пять.

Помогите-ка Иринке

Все грибочки сосчитать!

18.Мишка Винни рано  встал,

Бочки с медом сосчитал.

Оказалось десять их,

Только что ж смотреть на них?

Три бочонка с медом  съел,

Прогуляться захотел.

В полдень мишка наш  пришел.

Сколько бочек он нашел?

19.Три кричалки, две  сопелки,

Три пытелки, две шумелки

Мишка Винни сочинил,

Только восемь позабыл.

И поэтому сове

Он исполнил только…

20. Красная Шапочка  шла по тропинке,

Семь пирожков в плетеной корзинке

Бабушке внучка на праздник несла,

Но по дорожке часть  раздала:

Зайчику, ежику, мышке  и белочке.

Сколько гостинцев осталось у девочки?

21. В лесную школу  на урок

Бежит, торопится сурок.

А в классе том уже  сидят

Две белочки и пять зайчат.

Я прошу вас отвечать:

Сколько зверюшек учиться  хотят?

22. Был у белки день  рожденья.

Напекла она печенья

Для медведя, для зайчихи,

Для сердитой кабанихи,

Для синички, для ежа,

Для добрейшего ужа.

Не тяни, ответь скорей,

Сколько белка ждет гостей?

23. Ай да белка- мастерица!

Вяжет деткам рукавицы.

Извязала три клубка,

Два еще лежат пока.

У кого ответ готов,

Сколько у нее клубков?

24. Ежик яблочек набрал,

Да по два всем раздавал:

Белке, зайцу, куропатке…

Сколько яблочек, ребятки?

25. По тропинке через  поле

Шли зверята к водопою:

Три волчонка, два лисенка,

Три зайчонка, два бельчонка.

Очень дружно шли и  пели.

Вы их посчитать успели?

         Кроме того, использовались следующие  дидактические игры и задания.

1.Игра «Самый быстрый почтальон».

         Учитель раздает пяти ученикам по одинаковому количеству карточек (писем), на обратной стороне которых записаны выражения на сложение и вычитание. Дети, сидящие за партами, изображают дома с номерами (они держат в руке цифры от 0 до 10). Почтальоны должны быстро определить на конверте номер дома (найти значение выражения) и разнести письма в соответствующие дома (отдать детям, у которых карточки с соответствующими цифрами).

2. Игра «Составь слово»

         Данный вид задачи следует решать, используя карточки с буквами, которые дети будут перемещать согласно условию задачи.

Как – то 8 букв собрались  вместе и решили составить слово. Они долго менялись местами, и наконец это слово получилось, только читалось оно справа налево. Разместились буквы так:

  1. буквы Е и С стояли после буквы К;
  2. буква Е стояла перед буквой Т через одну;
  3. буква О стояла перед буквой К, но после З;
  4. буква С стояла после буквы Р через одну;
  5. буква Р стояла рядом с буквой Т, но перед С;
  6. буква З стояла между буквами А и Е.

Если правильно расположите  буквы, то прочитаете название известного вам насекомого. Только не забудьте, что слово надо читать справа налево.

(АЗОКЕРТС)

3. Игра «Веселое путешествие»

         От станции «Солнышко» до станции «Веселая» ребята ехали 10 минут, от станции «Веселая» до станции «Ромашка» - 15 минут, от станции «Ромашка» до станции «Лагерь» столько, сколько от станции «Солнышко» до станции «Ромашка». Сколько времени ехали ребята от станции «Солнышко» до Станции «Лагерь»?

.  Веселая

 

    . Солнышко                                            

 

                                  . Ромашка                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

 

. Лагерь

 

         Покажи, как ребята ехали от Станции «Веселая» до станции «Лагерь». Для этого соедини по линейке точки, изображающие путь детей от начальной станции до конечной. Какая это линия?

4.Игра «Помоги Кате»

            Катя составила предложение из  трех слов. В первом предложении  4 буквы, во втором на 2 буквы  меньше, а в третьем – на 4 буквы больше, чем в первом слове. Сколько всего букв в этом предложении? Придумай и запиши такое предложение.

5.Игра «Магазин игрушек»

         На доске картинки с изображением  игрушек. На обратной стороне-  пример. Дети по очереди «покупают  игрушку, решают пример. Если пример решен верно-забирают игрушку себе. Выигрывает тот, у кого в конце игры оказывается больше игрушек.

6.Игра «Собери грибы», «Собери яблоки» и т.д. (аналогично  предыдущей игре)

 

 

 

7. «Сказочные» задачи

  • Доктор Айболит велел принимать Бармалею валерьянку и витамины: валерьянки ежедневно 1 таблетку, а витаминов на 2 таблетки больше.  Сколько таблеток ежедневно должен принимать Бармалей?
  • В очереди на прием к доктору Айболиту сидит 6 больных: две обезьянки, акула, крокодил, попугай и жираф. Сначала доктор вызвал тех, у кого очень болят зубы. Акула и крокодил пошли в кабинет. Сколько больных остались ждать своей очереди?
  • Змей Горыныч приказал сделать для своего дворца три замка, а к каждому замку по три ключа- медный, серебряный и золотой. Сколько всего ключей  заказал Змей Горыныч?
  • Вини-Пух и Пятачок были в гостях у Кролика. У Кролика в шкафу стояли 3 банки с вареньем и 5 горшочков с медом. Сначала они съели все варенье, а потом один горшочек с медом. Остался ли у Кролика мед?
  • Папа Карло заготовил 14 ножек для стульчиков. Хватит ли этих ножек, чтобы сделать для Буратино, Мальвины и Пьеро по одному стульчику?
  • Ослик Иа пригласил к себе на день рождения гостей к 9 часам. Чтобы не опоздать, Пятачок вышел из дома в 8 часов, взяв в подарок воздушный шар. Сначала он бежал 10 минут, потом 5 минут летел на воздушном шаре. Воздушный шар лопнул, и расстроенный Пятачок  5 минут рассматривал лопнувший шарик, а потом 15 минут горько плакал. Потом Пятачок 10 минут брел до жилья ослика Иа. Яне опоздал ли Пятачок на день рождения?

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Результаты  контрольного эксперимента

 

Ф.И. ребенка

Дата рождения

Дата, время

«Обведи контур»

«Лишний предмет»

«Раздели на группы

Ответы на вопросы

Акимов Женя

12.03.2001

25.09.09,

10.00-10.30

низкий

низкий

низкий

низкий

Андреева Аня

04.09.2002

25.09.09,

10.40-11.10

высокий

высокий

высокий

средний

Бабиков Сережа

18.04.2002

25.09.09,

11.20-11.50

низкий

низкий

низкий

низкий

Ельцова Юля

05.05.2002

26.09.09,

10.00-10.30

средний

средний

средний

низкий

Измайлов Илья

28.07.2002

26.09.09,

10.40-11.10

низкий

низкий

низкий

низкий

Коломиец Саша

25.10.2002

26.09.09,

11.20-11.50

средний

средний

средний

низкий

Коробов Антон

11.11.2001

27.09.09,

10.00-10.30

низкий

низкий

низкий

низкий

Патов Саша

01.05.2001

27.09.09,

10.40-11.10

низкий

низкий

низкий

низкий

Паршина Кира

22.07.2002

27.09.09,

11.20-11.50

средний

средний

средний

средний

Соловец Ира

26.12.2002

28.09.09,

10.00-10.30

средний

низкий

низкий

низкий

Харченко Андрей

09.07.2002

28.09.09,

10.40-11.10

средний

средний

низкий

низкий

Якимов Ваня

17.10.2002

28.09.09,

11.20-11.50

средний

низкий

средний

низкий

Информация о работе Развитие мышления младших школьников с нарушением интеллекта посредством дидактической игры