Развитие мышления младших школьников с нарушением интеллекта посредством дидактической игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 08:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность применения дидактических игр в развитии мышления у младших школьников с нарушением интеллекта.
Задачи исследования:
1.Определить теоретическую сущность развития мышления у детей младшего школьного возраста;
2.Выявить особенности развития мышления младших школьников с нарушениями интеллекта.
3.Экспериментально выявить уровень развития мышления детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.
4.Разработать и апробировать систему дидактических игр, направленных на развитие мышления детей с нарушениями интеллекта.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I Теоретическое обоснование проблемы развития мышления младших школьников с нарушением интеллекта.
1.1. Психологическая сущность и показатели развития мышления в младшем школьном возрасте…………………………………………………………..7
1.2. Особенности развития мышления детей в норме и с нарушением интеллекта…………………………………………………………………………17
Глава II Использование дидактической игры в развитии мышления младших школьников с нарушением интеллекта.
2.1.Дидактическая игра, ее сущность, виды и классификация…………………26
2.2. Развитие мышления младших школьников в процессе
дидактической игры…………………………………………………………….34
Глава III Экспериментальное исследование по реализации серии дидактических игр, направленных на развитие мышления детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта в условиях специальной (коррекционной) школы интерната VIII вида г. Киселевска
3.1. Исследование уровня развития мышления младших школьников
с нарушением интеллекта……………………………………………………38
3.2. Реализация серии дидактических игр по развитию мышления детей
младшего школьного возраста с нарушением интеллекта…………………..44
3.3. Анализ результатов исследования…………………………………………49
Заключение………………………………………………………………………52
Список литературы……………………………………………………………..54
Приложение …………………………………………………………………….56

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 462.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

Протокол №2

Ребенок: Аня А.                                                     дата обследования: 25.09.09,

Дата рождения: 04.09.2002                                     время: 10.40-11.10

Методика «Обведи  контур»

Автор: С.Д. Забрамная

Ребенку предлагалось соединить  прямыми линиями фигуры в нижней части рисунка так, как это  сделано в верхней части.

Действия экспериментатора

Действия ребенка 

Предлагаю девочке внимательно  рассмотреть  образец выполнения задания и соединить фигуры в нижней части рисунка так, как это сделано в верхней.

Выслушав инструкцию, ребенок взял карандаш и принялся выполнять задание. На выполнение девочка затратила более 2-х минут, при этом допускала ошибки, но тут же  пыталась их исправлять, изредка обращаясь ха помощью.

Уровень выполнения задания: средний


 

Методика «Лишний  предмет»

Автор- С.Д. Забрамная.

Ребенку предлагалось 6 карточек по четыре картинки на каждой. Требовалось  определить лишний предмет и сказать, почему он лишний.

 

Действия экспериментатора

Действия ребенка 

На первой карточке следующие предметы: мяч, кукла, кубики, сапоги. Предлагаю внимательно рассмотреть картинки и сообщаю, что художник нарисовал предметы, три из них подходят друг к другу, а один лишний. Тебе надо догадаться, какой предмет лишний и почему.

На второй карточке предметы: кастрюля, сковорода, нож, стул. Предлагаю внимательно рассмотреть картинки и сообщаю, что художник нарисовал предметы, три из них подходят друг к другу, а один лишний. Тебе надо догадаться, какой предмет лишний и почему.

На третьей карточке предметы: карандаш, ручка, учебник, газета. Предлагаю внимательно рассмотреть картинки и сообщаю, что художник нарисовал предметы, три из них подходят друг к другу, а один лишний. Тебе надо догадаться, какой предмет лишний и почему.

На четвертой карточке следующие изображения: коза, овца, лось, корова. Предлагаю внимательно рассмотреть картинки и сообщаю, что художник нарисовал предметы, три из них подходят друг к другу, а один лишний. Тебе надо догадаться, какой предмет лишний и почему.

На пятой карточке изображения: роза, ромашка, виноград, одуванчик. Предлагаю внимательно рассмотреть картинки и сообщаю, что художник нарисовал предметы, три из них подходят друг к другу, а один лишний. Тебе надо догадаться, какой предмет лишний и почему.

На шестой карточке следующие изображения: лодка, корабль, парусник, самолет. Предлагаю внимательно рассмотреть картинки и сообщаю, что художник нарисовал предметы, три из них подходят друг к другу, а один лишний. Тебе надо догадаться, какой предмет лишний и почему.

Девочка сразу верно  определила лишний предмет и объяснила, что в сапогах ходят на улицу, а с игрушками играют дома. Обобщающим понятием «игрушки» владеет, но обобщающее понятие «Обувь» не знает.

 

Лишний предмет определила неверно, сказала, что здесь все  необходимо: на стуле сидишь и чистишь картошку, а потом ее жаришь на сковородке и варишь суп в кастрюле.

 

 

Лишний предмет определила верно, сказав, то газета не нужна на уроке, а все это (показала на школьные принадлежности)- надо.

 

 

 

 

Девочка сразу ответила, что лишний лось, потому что он живет  в лесу, а козочка, овечка и корова- в стайке. Обобщающими понятиями  «дикие и домашние животные» владеет, но назвать их затрудняется.

 

 

Девочка ответила, что  виноград можно кушать, а цветы кушают только коровки. Обобщающими понятиями «Цветы» и «Ягоды» не владеет.

 

 

 

Девочка верно определила лишний предмет, сказала, что самолет- это транспорт и он летает в  небе, а это все (показала на остальные  картинки) не летает, а плавает.

 

 

 

 

Уровень выполнения задания: средний


 

 

 

                              Методика  «Раздели на группы»

Автор- С.Д. Забрамная

Представленные на картинке фигуры  необходимо было объединить в как можно большее число  групп. В одну группу могут входить  фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. На выполнение задания отводится три минуты.

 

Действия экспериментатора

Действия ребенка 

Предлагаю ребенку карточку с изображением геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат) разной величины (большие, маленькие), разного цвета (красные, желтые, зеленые). Даю инструкцию: объедини эти фигурки по каким-нибудь признакам.

Девочка сгруппировала  предметы по двум признакам (геометрическая форма и величина)

 

 

 

 

Уровень выполнения задания: средний


 

 

Методика «Ответы на вопросы»

Автор- Р.С. Немов

Действия экспериментатора

Действия ребенка 

Предлагаю девочке ответить на вопросы:

1.Какое из животных  больше  - лошадь или собака?

2. Утром люди завтракают. А вечером …

3.Днем на улице светло, а ночью … 

4.Небо голубое, а трава …

5.Банан, груша, апельсины,  яблоки – это что …

6.Почему, когда идет  поезд, опускают шлагбаум?

7.Что такое Москва, Санкт – Петербург, Кемерово?

8.Маленькая корова  – это теленок. Маленькая собака  и маленькая овечка – кто  это?

9.На кого больше  похожа  собака – на кошку или на курицу?

10.Для чего нужны  автомобилю тормоза?

11.Чем похожи друг  на друга молоток и топор?

12.Что общего между  белкой и кошкой?

13.Чем отличается гвоздь  от винта?

 

14.Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?

15.Какие ты знаешь виды транспорта?

16.Чем отличается старый  человек от молодого?

17.Для чего люди  занимаются спортом?

18.Почему считается  плохим, если кто – то не  хочет работать?

 

 

 

 

 

 

 

Ответы:

 

Лошадь 

 

Полдникают 

 

Ночь 

 

Еда

 

Не знаю

 

Там люди живут

 

 

У собачки- щеночек.

 

Они с кошкой враги

 

Какому автомобилю?

 

Вопрос не поняла, ничего не ответила

 

Остальные вопросы выслушала невнимательно, в смысл не вникала, от дальнейшей работы отказалась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровень выполнения задания: низкий


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Протокол №3

Ребенок:  Кира П.                                                    дата обследования: 27.09.09,

Дата рождения: 22.07.2002                                    время: 11.20-11.50

 

Методика «Обведи  контур»

Автор: С.Д. Забрамная 

Ребенку предлагалось соединить прямыми линиями фигуры в нижней части рисунка так, как это сделано в верхней части.

Действия экспериментатора

Действия ребенка 

Предлагаю девочке внимательно  рассмотреть  образец выполнения задания и соединить фигуры в  нижней части рисунка так, как  это сделано в верхней.

Выслушав инструкцию, ребенок взял карандаш и принялся выполнять задание. На выполнение девочка  затратила около 4-х минут, при  этом допускала ошибки, но тут же самостоятельно их исправляла, не прибегая к помощи.

Уровень выполнения задания: средний


 

Методика «Лишний  предмет»

Автор- С.Д. Забрамная.

Ребенку предлагалось 6 карточек по четыре картинки на каждой. Требовалось  определить лишний предмет и сказать, почему он лишний.

 

Действия экспериментатора

Действия ребенка 

На первой карточке следующие предметы: мяч, кукла, кубики, сапоги. Предлагаю внимательно рассмотреть картинки и сообщаю, что художник нарисовал предметы, три из них подходят друг к другу, а один лишний. Тебе надо догадаться, какой предмет лишний и почему.

На второй карточке предметы: кастрюля, сковорода, нож, стул. Предлагаю внимательно рассмотреть картинки и сообщаю, что художник нарисовал предметы, три из них подходят друг к другу, а один лишний. Тебе надо догадаться, какой предмет лишний и почему.

На третьей карточке предметы: карандаш, ручка, учебник, газета. Предлагаю  внимательно рассмотреть картинки и сообщаю, что художник нарисовал предметы, три из них подходят друг к другу, а один лишний. Тебе надо догадаться, какой предмет лишний и почему.

На четвертой карточке следующие изображения: коза, овца, лось, корова. Предлагаю внимательно рассмотреть картинки и сообщаю, что художник нарисовал предметы, три из них подходят друг к другу, а один лишний. Тебе надо догадаться, какой предмет лишний и почему.

На пятой карточке изображения: роза, ромашка, виноград, одуванчик. Предлагаю  внимательно рассмотреть картинки и сообщаю, что художник нарисовал предметы, три из них подходят друг к другу, а один лишний. Тебе надо догадаться, какой предмет лишний и почему.

На шестой карточке следующие изображения: лодка, корабль, парусник, самолет. Предлагаю  внимательно рассмотреть картинки и сообщаю, что художник нарисовал предметы, три из них подходят друг к другу, а один лишний. Тебе надо догадаться, какой предмет лишний и почему.

Девочка верно указала лишний предмет, обобщающими понятиями «Обувь» и «Игрушки» владеет.

 

 

 

 

 

Девочка верно указала  на лишний предмет, но объяснить свой выбор не сумела, хотя владеет понятием «посуда».

 

 

 

 

Кира верно определила, что здесь лишней является газета и сказала, что  на уроках она не нужна.

 

 

 

 

 

Девочка сказала, что  здесь лишняя овечка, потому что  у нее нет рогов. Обобщающими  понятиями «Дикие и домашние животные»  не владеет 

 

 

 

 

Кира сказала, что здесь  ничего лишнего нет, потому что все  это растет из земли.

 

 

 

 

 

Сказала, что линий  самолет, так как у него есть крылышки, а у других не. Обобщающими понятиями  не владеет.

 

 

 

 

 

 

Уровень выполнения задания: средний


                             

Методика  «Раздели на группы»

Автор- С.Д. Забрамная

Представленные на картинке фигуры  необходимо было объединить в как можно большее число групп. В одну группу могут входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. На выполнение задания отводится три минуты.

 

Действия экспериментатора

Действия ребенка 

Предлагаю ребенку карточку с изображением геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат) разной величины (большие, маленькие), разного цвета (красные, желтые, зеленые). Даю инструкцию: объедини эти фигурки по каким-нибудь признакам.

Девочка сгруппировала предметы по двум признакам (геометрическая форма и цвет)

 

 

 

 

Уровень выполнения задания: средний


 

Методика «Ответы  на вопросы»

Автор- Р.С. Немов

Действия экспериментатора

Действия ребенка 

Предлагаю девочке ответить на вопросы:

1.Какое из животных  больше  - лошадь или собака?

2. Утром люди завтракают. А вечером …

3.Днем на улице светло, а ночью … 

4.Небо голубое, а  трава …

5.Банан, груша, апельсины,  яблоки – это что …

6.Почему, когда идет  поезд, опускают шлагбаум?

7.Что такое Москва, Санкт – Петербург, Кемерово?

8.Маленькая корова  – это теленок. Маленькая собака  и маленькая овечка – кто  это?

9.На кого больше  похожа   собака – на кошку  или на курицу?

10.Для чего нужны  автомобилю тормоза?

11.Чем похожи друг  на друга молоток и топор?

12.Что общего между  белкой и кошкой?

13.Чем отличается гвоздь  от винта?

14.Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?

15.Какие ты знаешь  виды транспорта?

16.Чем отличается старый  человек от молодого?

17.Для чего люди  занимаются спортом?

18.Почему считается  плохим, если кто – то не хочет работать?

 

 

 

 

 

 

 

Ответы:

 

Лошадь.

 

Ужинают.

 

Темно.

 

Фрукты.

 

Не знаю.

 

Города.

 

У собачки- щененок.

 

 

Не знаю, наверно, на кошку, когда маленькая.

Чтоб не врезаться  и не убиться.

 

Не похожи ни капельки.

 

Хвост?

 

Не знаю.

Спорт.

 

Машина, автобус, велик (велосипед)

Старенький- дедушка, а  молодой-дяденька.

Чтоб медали давали.

 

Затруднилась.

 

 

 

Уровень выполнения задания: средний


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты  констатирующего эксперимента

 

Ф.И. ребенка

Дата рождения

Дата, время

«Обведи контур»

«Лишний предмет»

«Раздели на группы

Ответы на вопросы

Акимов Женя

12.03.2001

25.09.09,

10.00-10.30

низкий

низкий

низкий

низкий

Андреева Аня

04.09.2002

25.09.09,

10.40-11.10

средний

средний

средний

низкий

Бабиков Сережа

18.04.2002

25.09.09,

11.20-11.50

низкий

низкий

низкий

низкий

Ельцова Юля

05.05.2002

26.09.09,

10.00-10.30

низкий

низкий

низкий

низкий

Измайлов Илья

28.07.2002

26.09.09,

10.40-11.10

низкий

низкий

низкий

низкий

Коломиец Саша

25.10.2002

26.09.09,

11.20-11.50

низкий

низкий

низкий

низкий

Коробов Антон

11.11.2001

27.09.09,

10.00-10.30

низкий

низкий

низкий

низкий

Патов Саша

01.05.2001

27.09.09,

10.40-11.10

низкий

низкий

низкий

низкий

Паршина Кира

22.07.2002

27.09.09,

11.20-11.50

средний

средний

средний

средний

Соловец Ира

26.12.2002

28.09.09,

10.00-10.30

низкий

низкий

низкий

низкий

Харченко Андрей

09.07.2002

28.09.09,

10.40-11.10

средний

средний

низкий

низкий

Якимов Ваня

17.10.2002

28.09.09,

11.20-11.50

низкий

низкий

низкий

низкий

Информация о работе Развитие мышления младших школьников с нарушением интеллекта посредством дидактической игры