Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 08:03, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность применения дидактических игр в развитии мышления у младших школьников с нарушением интеллекта.
Задачи исследования:
1.Определить теоретическую сущность развития мышления у детей младшего школьного возраста;
2.Выявить особенности развития мышления младших школьников с нарушениями интеллекта.
3.Экспериментально выявить уровень развития мышления детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.
4.Разработать и апробировать систему дидактических игр, направленных на развитие мышления детей с нарушениями интеллекта.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I Теоретическое обоснование проблемы развития мышления младших школьников с нарушением интеллекта.
1.1. Психологическая сущность и показатели развития мышления в младшем школьном возрасте…………………………………………………………..7
1.2. Особенности развития мышления детей в норме и с нарушением интеллекта…………………………………………………………………………17
Глава II Использование дидактической игры в развитии мышления младших школьников с нарушением интеллекта.
2.1.Дидактическая игра, ее сущность, виды и классификация…………………26
2.2. Развитие мышления младших школьников в процессе
дидактической игры…………………………………………………………….34
Глава III Экспериментальное исследование по реализации серии дидактических игр, направленных на развитие мышления детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта в условиях специальной (коррекционной) школы интерната VIII вида г. Киселевска
3.1. Исследование уровня развития мышления младших школьников
с нарушением интеллекта……………………………………………………38
3.2. Реализация серии дидактических игр по развитию мышления детей
младшего школьного возраста с нарушением интеллекта…………………..44
3.3. Анализ результатов исследования…………………………………………49
Заключение………………………………………………………………………52
Список литературы……………………………………………………………..54
Приложение …………………………………………………………………….56
Протокол №2
Ребенок: Аня А.
Дата рождения: 04.09.2002
Методика «Обведи контур»
Автор: С.Д. Забрамная
Ребенку предлагалось соединить прямыми линиями фигуры в нижней части рисунка так, как это сделано в верхней части.
Действия экспериментатора |
Действия ребенка |
Предлагаю девочке внимательно рассмотреть образец выполнения задания и соединить фигуры в нижней части рисунка так, как это сделано в верхней. |
Выслушав инструкцию, ребенок взял карандаш и принялся выполнять задание. На выполнение девочка затратила более 2-х минут, при этом допускала ошибки, но тут же пыталась их исправлять, изредка обращаясь ха помощью. Уровень выполнения задания: средний |
Методика «Лишний предмет»
Автор- С.Д. Забрамная.
Ребенку предлагалось 6 карточек по четыре картинки на каждой. Требовалось определить лишний предмет и сказать, почему он лишний.
Действия экспериментатора |
Действия ребенка |
На первой карточке следующие предметы: мяч, кукла, кубики, сапоги. Предлагаю внимательно рассмотреть картинки и сообщаю, что художник нарисовал предметы, три из них подходят друг к другу, а один лишний. Тебе надо догадаться, какой предмет лишний и почему. На второй карточке предметы: кастрюля, сковорода, нож, стул. Предлагаю внимательно рассмотреть картинки и сообщаю, что художник нарисовал предметы, три из них подходят друг к другу, а один лишний. Тебе надо догадаться, какой предмет лишний и почему. На третьей карточке предметы: карандаш, ручка, учебник, газета. Предлагаю внимательно рассмотреть картинки и сообщаю, что художник нарисовал предметы, три из них подходят друг к другу, а один лишний. Тебе надо догадаться, какой предмет лишний и почему. На четвертой карточке следующие изображения: коза, овца, лось, корова. Предлагаю внимательно рассмотреть картинки и сообщаю, что художник нарисовал предметы, три из них подходят друг к другу, а один лишний. Тебе надо догадаться, какой предмет лишний и почему. На пятой карточке изображения: роза, ромашка, виноград, одуванчик. Предлагаю внимательно рассмотреть картинки и сообщаю, что художник нарисовал предметы, три из них подходят друг к другу, а один лишний. Тебе надо догадаться, какой предмет лишний и почему. На шестой карточке следующие изображения: лодка, корабль, парусник, самолет. Предлагаю внимательно рассмотреть картинки и сообщаю, что художник нарисовал предметы, три из них подходят друг к другу, а один лишний. Тебе надо догадаться, какой предмет лишний и почему. |
Девочка сразу верно определила лишний предмет и объяснила, что в сапогах ходят на улицу, а с игрушками играют дома. Обобщающим понятием «игрушки» владеет, но обобщающее понятие «Обувь» не знает.
Лишний предмет определила неверно, сказала, что здесь все необходимо: на стуле сидишь и чистишь картошку, а потом ее жаришь на сковородке и варишь суп в кастрюле.
Лишний предмет определила верно, сказав, то газета не нужна на уроке, а все это (показала на школьные принадлежности)- надо.
Девочка сразу ответила, что лишний лось, потому что он живет в лесу, а козочка, овечка и корова- в стайке. Обобщающими понятиями «дикие и домашние животные» владеет, но назвать их затрудняется.
Девочка ответила, что виноград можно кушать, а цветы кушают только коровки. Обобщающими понятиями «Цветы» и «Ягоды» не владеет.
Девочка верно определила лишний предмет, сказала, что самолет- это транспорт и он летает в небе, а это все (показала на остальные картинки) не летает, а плавает.
Уровень выполнения задания: средний |
Методика «Раздели на группы»
Автор- С.Д. Забрамная
Представленные на картинке фигуры необходимо было объединить в как можно большее число групп. В одну группу могут входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. На выполнение задания отводится три минуты.
Действия экспериментатора |
Действия ребенка |
Предлагаю ребенку карточку с изображением геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат) разной величины (большие, маленькие), разного цвета (красные, желтые, зеленые). Даю инструкцию: объедини эти фигурки по каким-нибудь признакам. |
Девочка сгруппировала предметы по двум признакам (геометрическая форма и величина)
Уровень выполнения задания: средний |
Методика «Ответы на вопросы»
Автор- Р.С. Немов
Действия экспериментатора |
Действия ребенка |
Предлагаю девочке ответить на вопросы: 1.Какое из животных больше - лошадь или собака? 2. Утром люди завтракают. А вечером … 3.Днем на улице светло, а ночью … 4.Небо голубое, а трава … 5.Банан, груша, апельсины, яблоки – это что … 6.Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум? 7.Что такое Москва, Санкт – Петербург, Кемерово? 8.Маленькая корова
– это теленок. Маленькая 9.На кого больше похожа собака – на кошку или на курицу? 10.Для чего нужны автомобилю тормоза? 11.Чем похожи друг на друга молоток и топор? 12.Что общего между белкой и кошкой? 13.Чем отличается гвоздь от винта?
14.Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание? 15.Какие ты знаешь виды транспорта? 16.Чем отличается старый человек от молодого? 17.Для чего люди занимаются спортом? 18.Почему считается плохим, если кто – то не хочет работать?
|
Ответы:
Лошадь
Полдникают
Ночь
Еда
Не знаю
Там люди живут
У собачки- щеночек.
Они с кошкой враги
Какому автомобилю?
Вопрос не поняла, ничего не ответила
Остальные
вопросы выслушала
Уровень выполнения задания: низкий |
Протокол №3
Ребенок: Кира П.
Дата рождения: 22.07.2002
Методика «Обведи контур»
Автор: С.Д. Забрамная
Ребенку предлагалось соединить прямыми линиями фигуры в нижней части рисунка так, как это сделано в верхней части.
Действия экспериментатора |
Действия ребенка |
Предлагаю девочке внимательно рассмотреть образец выполнения задания и соединить фигуры в нижней части рисунка так, как это сделано в верхней. |
Выслушав инструкцию, ребенок взял карандаш и принялся выполнять задание. На выполнение девочка затратила около 4-х минут, при этом допускала ошибки, но тут же самостоятельно их исправляла, не прибегая к помощи. Уровень выполнения задания: средний |
Методика «Лишний предмет»
Автор- С.Д. Забрамная.
Ребенку предлагалось 6 карточек по четыре картинки на каждой. Требовалось определить лишний предмет и сказать, почему он лишний.
Действия экспериментатора |
Действия ребенка |
На первой карточке следующие предметы: мяч, кукла, кубики, сапоги. Предлагаю внимательно рассмотреть картинки и сообщаю, что художник нарисовал предметы, три из них подходят друг к другу, а один лишний. Тебе надо догадаться, какой предмет лишний и почему. На второй карточке предметы: кастрюля, сковорода, нож, стул. Предлагаю внимательно рассмотреть картинки и сообщаю, что художник нарисовал предметы, три из них подходят друг к другу, а один лишний. Тебе надо догадаться, какой предмет лишний и почему. На третьей карточке предметы: карандаш, ручка, учебник, газета. Предлагаю внимательно рассмотреть картинки и сообщаю, что художник нарисовал предметы, три из них подходят друг к другу, а один лишний. Тебе надо догадаться, какой предмет лишний и почему. На четвертой карточке следующие изображения: коза, овца, лось, корова. Предлагаю внимательно рассмотреть картинки и сообщаю, что художник нарисовал предметы, три из них подходят друг к другу, а один лишний. Тебе надо догадаться, какой предмет лишний и почему. На пятой карточке изображения: роза, ромашка, виноград, одуванчик. Предлагаю внимательно рассмотреть картинки и сообщаю, что художник нарисовал предметы, три из них подходят друг к другу, а один лишний. Тебе надо догадаться, какой предмет лишний и почему. На шестой карточке следующие изображения: лодка, корабль, парусник, самолет. Предлагаю внимательно рассмотреть картинки и сообщаю, что художник нарисовал предметы, три из них подходят друг к другу, а один лишний. Тебе надо догадаться, какой предмет лишний и почему. |
Девочка верно указала лишний предмет, обобщающими понятиями «Обувь» и «Игрушки» владеет.
Девочка верно указала на лишний предмет, но объяснить свой выбор не сумела, хотя владеет понятием «посуда».
Кира верно определила, что здесь лишней является газета и сказала, что на уроках она не нужна.
Девочка сказала, что здесь лишняя овечка, потому что у нее нет рогов. Обобщающими понятиями «Дикие и домашние животные» не владеет
Кира сказала, что здесь ничего лишнего нет, потому что все это растет из земли.
Сказала, что линий самолет, так как у него есть крылышки, а у других не. Обобщающими понятиями не владеет.
Уровень выполнения задания: средний |
Методика «Раздели на группы»
Автор- С.Д. Забрамная
Представленные на картинке фигуры необходимо было объединить в как можно большее число групп. В одну группу могут входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. На выполнение задания отводится три минуты.
Действия экспериментатора |
Действия ребенка |
Предлагаю ребенку карточку с изображением геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат) разной величины (большие, маленькие), разного цвета (красные, желтые, зеленые). Даю инструкцию: объедини эти фигурки по каким-нибудь признакам. |
Девочка сгруппировала предметы по двум признакам (геометрическая форма и цвет)
Уровень выполнения задания: средний |
Методика «Ответы на вопросы»
Автор- Р.С. Немов
Действия экспериментатора |
Действия ребенка |
Предлагаю девочке ответить на вопросы: 1.Какое из животных больше - лошадь или собака? 2. Утром люди завтракают. А вечером … 3.Днем на улице светло, а ночью … 4.Небо голубое, а трава … 5.Банан, груша, апельсины, яблоки – это что … 6.Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум? 7.Что такое Москва, Санкт – Петербург, Кемерово? 8.Маленькая корова
– это теленок. Маленькая 9.На кого больше похожа собака – на кошку или на курицу? 10.Для чего нужны автомобилю тормоза? 11.Чем похожи друг на друга молоток и топор? 12.Что общего между белкой и кошкой? 13.Чем отличается гвоздь от винта? 14.Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание? 15.Какие ты знаешь виды транспорта? 16.Чем отличается старый человек от молодого? 17.Для чего люди занимаются спортом? 18.Почему считается плохим, если кто – то не хочет работать?
|
Ответы:
Лошадь.
Ужинают.
Темно.
Фрукты.
Не знаю.
Города.
У собачки- щененок.
Не знаю, наверно, на кошку, когда маленькая. Чтоб не врезаться и не убиться.
Не похожи ни капельки.
Хвост?
Не знаю. Спорт.
Машина, автобус, велик (велосипед) Старенький- дедушка, а молодой-дяденька. Чтоб медали давали.
Затруднилась.
Уровень выполнения задания: средний |
Результаты констатирующего эксперимента
Ф.И. ребенка |
Дата рождения |
Дата, время |
«Обведи контур» |
«Лишний предмет» |
«Раздели на группы |
Ответы на вопросы |
Акимов Женя |
12.03.2001 |
25.09.09, 10.00-10.30 |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
Андреева Аня |
04.09.2002 |
25.09.09, 10.40-11.10 |
средний |
средний |
средний |
низкий |
Бабиков Сережа |
18.04.2002 |
25.09.09, 11.20-11.50 |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
Ельцова Юля |
05.05.2002 |
26.09.09, 10.00-10.30 |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
Измайлов Илья |
28.07.2002 |
26.09.09, 10.40-11.10 |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
Коломиец Саша |
25.10.2002 |
26.09.09, 11.20-11.50 |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
Коробов Антон |
11.11.2001 |
27.09.09, 10.00-10.30 |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
Патов Саша |
01.05.2001 |
27.09.09, 10.40-11.10 |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
Паршина Кира |
22.07.2002 |
27.09.09, 11.20-11.50 |
средний |
средний |
средний |
средний |
Соловец Ира |
26.12.2002 |
28.09.09, 10.00-10.30 |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
Харченко Андрей |
09.07.2002 |
28.09.09, 10.40-11.10 |
средний |
средний |
низкий |
низкий |
Якимов Ваня |
17.10.2002 |
28.09.09, 11.20-11.50 |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |