Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 08:03, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность применения дидактических игр в развитии мышления у младших школьников с нарушением интеллекта.
Задачи исследования:
1.Определить теоретическую сущность развития мышления у детей младшего школьного возраста;
2.Выявить особенности развития мышления младших школьников с нарушениями интеллекта.
3.Экспериментально выявить уровень развития мышления детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.
4.Разработать и апробировать систему дидактических игр, направленных на развитие мышления детей с нарушениями интеллекта.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I Теоретическое обоснование проблемы развития мышления младших школьников с нарушением интеллекта.
1.1. Психологическая сущность и показатели развития мышления в младшем школьном возрасте…………………………………………………………..7
1.2. Особенности развития мышления детей в норме и с нарушением интеллекта…………………………………………………………………………17
Глава II Использование дидактической игры в развитии мышления младших школьников с нарушением интеллекта.
2.1.Дидактическая игра, ее сущность, виды и классификация…………………26
2.2. Развитие мышления младших школьников в процессе
дидактической игры…………………………………………………………….34
Глава III Экспериментальное исследование по реализации серии дидактических игр, направленных на развитие мышления детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта в условиях специальной (коррекционной) школы интерната VIII вида г. Киселевска
3.1. Исследование уровня развития мышления младших школьников
с нарушением интеллекта……………………………………………………38
3.2. Реализация серии дидактических игр по развитию мышления детей
младшего школьного возраста с нарушением интеллекта…………………..44
3.3. Анализ результатов исследования…………………………………………49
Заключение………………………………………………………………………52
Список литературы……………………………………………………………..54
Приложение …………………………………………………………………….56
Глава III Экспериментальное исследование по реализации серии дидактических игр, направленных на развитие мышления детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта в условиях специальной (коррекционной) школы интерната VIII вида г. Киселевска
Экспериментальная работа была проведена на базе специальной (коррекционной) школы- интерната VIII вида № 1 г. Киселевска с детьми 2 класса в количестве 12 человек (из них 4 девочки, 8 мальчиков)
Таблица 1
Список детей 2 класса с нарушением интеллекта
№ п/п |
Ф.И. ребенка |
Дата рождения |
Основной диагноз |
1 |
Акимов Женя |
12.03.2001 |
F-71; СНР; дизартрия |
2 |
Андреева Аня |
04.09.2002 |
F-70 |
3 |
Бабиков Сережа |
18.04.2002 |
F-70 |
4 |
Ельцова Юля |
05.05.2002 |
F-70; СНР |
5 |
Измайлов Илья |
28.07.2002 |
F-70 |
6 |
Коломиец Саша |
25.10.2002 |
F-70; СНР |
7 |
Коробов Антон |
11.11.2001 |
F-71; СНР; дизартрия |
8 |
Патов Саша |
01.05.2001 |
F-71; СНР |
9 |
Паршина Кира |
22.07.2002 |
F-70 |
10 |
Соловец Ира |
26.12.2002 |
F-70 |
11 |
Харченко Андрей |
09.07.2002 |
F-70 |
12 |
Якимов Ваня |
17.10.2002 |
F-70 |
Прежде чем проводить работу по развитию мышления у младших школьников, необходимо выявить уровень сформированности следующих видов мышления:
Необходимо отметить, что все виды мышления в младшем школьном возрасте тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы, в то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.
Целью констатирующего эксперимента стало выявление уровня сформированности различных видов мышления.
Была введена трехбалльная система оценивания результатов обследования и определения уровня сформированности различных видов мышления (высокий, средний, низкий уровни). Таким образом, удалось достичь единообразия для получения объективных данных.
В качестве материала для обследования были выбрана методика исследования познавательной деятельности, предложенная С.Д. Забрамной.
Для выявления уровня наглядно- действенного мышления использовался тест «Обведи контур» (С.Д. Забрамная).
Ребенку предлагалось соединить прямыми линиями фигуры в нижней части рисунка так, как это сделано в верхней части.
Критерии оценки:
Высокий уровень – ребенок затратил на выполнение всего задания меньше, чем 1,5 минут. Все проведенные линии следуют точно по заданным контурам, они прямые и точно соединяют углы фигур.
Средний уровень – на выполнение задания затратил более 2-х минут, отмечались некоторые неточности при соединении углов фигур.
Низкий уровень – ребенок затратил на выполнение всех заданий значительное количество времени (4-5 минут). Между собой соединены не те фигуры, которые требовалось соединить по инструкции. Допущено большое количество исправлений.
Для выявления уровня
сформированности наглядно –
образного мышления был
Ребенку предлагалось 6 карточек по четыре картинки на каждой. Требовалось определить лишний предмет и сказать, почему он лишний.
Критерии оценки:
Высокий уровень – ребенок безошибочно находит лишний предмет и называет обобщающее слово во всех шести карточках.
Средний уровень – ребенок правильно находит лишний предмет и называет обобщающее слово как минимум в 4 карточках.
Низкий уровень – ребенок верно назвал самые простые обобщающие понятия не более, чем в двух карточках.
Для выявления уровня сформированности образно – логического мышления был предложен тест «Раздели на группы» (С.Д. Забрамная).
Представленные на картинке фигуры необходимо было объединить в как можно большее число групп. В одну группу могут входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. На выполнение задания отводится три минуты.
Критерии оценки:
Высокий уровень – ребенок справился с заданием в отведенное время. Выделил все группы фигур: треугольники, круги, квадраты, ромбы, фигуры черного цвета, заштрихованные, незаштрихованные, незаштрихованные большие фигуры, малые фигуры.
Средний уровень – ребенок выделил менее шести групп фигур. Не уложился в отведенное время.
Низкий уровень – ребенок затратил на выполнение задания большое количество времени, выделил не более трех групп фигур.
Для оценки словесно – логического мышления был использован тест «Ответы на вопросы» (Р.С. Немов)
Ребенку предлагалось ответить на вопросы:
Критерии оценки:
Высокий уровень – ребенок ответил правильно на 15-16 вопросов.
Средний уровень – ответил правильно не более чем на 10 вопросов.
Низкий уровень – ответил на 5-6 простых вопросов.
На каждого ребенка заполнялся протокол обследования. Образцы протоколов представлены в Приложении 2. Там же представлен сводный протокол обследования различных видов мышления у младших школьников в констатирующем эксперименте.
По данным этого протокола была составлена следующая диаграмма.
Выявление уровня сформированности различных видов мышления в экспериментальном классе на констатирующем этапе.
Диаграмма 1
Проанализируем получившиеся данные. Из 12 учащихся 2 класса высокого уровня развития всех видов мышления не показал никто. При обследовании наглядно-действенного мышления мы выявили следующее. Трое детей (25%) продемонстрировали средний уровень развития, 9 учащихся (75%)- низкий уровень. При обследовании наглядно-образного мышления также трое учащихся (25%) оказались на среднем уровне, 9 человек (75%)-на низком. При определении уровня развития словесно-логического мышления мы увидели, что двое детей (20%) продемонстрировали средний уровень, 10 учащихся (80%)-низкий. Обследовав уровень развития словесно-образного мышления у детей экспериментального класса, мы обнаружили, что только один ребенок (8%) находится на среднем уровне, остальные 11 детей (92%)- на низком.
Таким образом, анализ результатов показал, что уровень развития всех видов мышления у детей данного класса, в основном, низкий. Следовательно, с данной категорией учащихся необходимо проводить дополнительную работу по развитию мышления.
Изучив уровень развития мышления учащихся экспериментального класса, мы пришли к выводу о том, что с данными детьми необходимо проводить дополнительную работу с целью развития мышления. Для этого во внеучебное время, во всех воспитательных мероприятиях, в режимных моментах, применялись разнообразные дидактические игры, позволяющие активизировать мыслительную деятельность детей, расширять их кругозор и, в то же время, воспитывать такие морально-волевые качества, как усидчивость, желание прийти на помощь товарищу, коллективизм. Ниже приведем примеры дидактических игр, использованных на формирующем этапе исследования.
Цель формирующего эксперимента: систематизировать дидактические игры и задания для развития разных видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического)
Как уже отмечалось, мышление умственно отсталого ребенка отличается некритичностью, непоследовательностью, очень слабо развито умение обобщать, отсутствует абстрактное мышление, поэтому для более успешной активизации мыслительных процессов следует проводить следующую работу:
1 .Развивать умение делать словесно-логические обобщения.
2. Учить выделять главное, существенное.
3. Учить замечать недостатки
в работе, анализировать ход выполнения
работы, сравнивать с образцом.
4. Упражнять в распознавании сходных предметов, находить сходные и отличительные признаки.
5. Развивать умение группировать предметы.
6. Работать над разложением
целого на части и восстановлением
целого из частей.
7.Работать над пониманием смысла нового правила или понятия.
8.Учить выделять из общего частное.
9.Учить делать выводы.
10.Учить применять правила при выполнении упражнений.
11.Развивать умение сравнивать, анализировать.
12.Учить выделять сходства и различия понятий.
13.Развивать умение комментировать свои действия, давать словесный отчет о выполнении упражнений.
14.Развивать умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения.
С целью развития различных видов мышления, развития и привития интереса нами широко использовались дидактические игры и упражнения. Один из видов дидактической игры – задачи в стихотворной форме. Они использовались на прогулках, на классных часах, на других воспитательных мероприятиях.
Формирующий этап эксперимента длился с 1 октября 2009 года по 30 января 2010 года.
Перечень игр, используемых в формирующем эксперименте,
периодичность их использования
№ |
Игра |
Цель |
Количество |
1. |
«Зайчик» |
Развивать умение делать словесно-логические обобщения. Учить выделять главное, существенное. Развивать словесно-логическое и наглядно-образное мышление. |
1 раз в неделю |
2. |
«Тапочки и мышка» |
Развивать умение понимать
связь событий и строить |
1 раз в неделю |
3. |
«Лягушата», «Малыши», «Ежик», «В деревне», «Горошины», «Считаем фрукты», «Яблоки», «Танцоры», «Снегири», «Коля и Оля», «Грибочки под осинкой», «Лесная школа», «День рождения» |
Развивать наглядно-действенное и наглядно образное мышление |
2 раза в неделю в различных вариациях |
4. |
«Водопой» |
Развивать умение делать словесно-логические обобщения. Учить выделять главное, существенное. Развивать словесно-логическое и наглядно-образное мышление. |
1 раз в неделю |
5. |
«Мама-белка» |
Развивать умение группировать предметы. Развивать умение строить последовательные умозаключения. |
1 раз в неделю |
6. |
«Поездка» |
Развивать умение понимать
связь событий и строить |
1 раз в неделю |
7. |
«Сопелки» |
Развивать умение делать словесно-логические обобщения. Учить выделять главное, существенное. Развивать словесно-логическое и наглядно-образное мышление |
1 раз в неделю |
8. |
«Красная Шапочка» |
«Развивать умение сравнивать, анализировать. Развивать умение делать словесно-логические обобщения. |
1 раз в неделю |
9. |
«Ежик и яблочки» |
Развивать умение сравнивать, сопоставлять предметы. Развивать умение делать словесно-логические обобщения. |
1 раз в неделю |
10. |
«Самый быстрый почтальон» |
Развивать умение группировать
предметы. Развивать умение сравнивать,
анализировать. Развивать наглядно- |
1 раз в неделю |
11. |
«Составь слово» |
Развивать наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. |
1-2 раза в неделю в различных вариациях |
12. |
«Веселое путешествие» |
Работать над пониманием смысла понятия. Учить делать выводы. Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. |
1 раз в неделю в различных вариациях |
13. |
«Помоги Кате» |
Учить выделять из общего частное. Развивать умение группировать предметы. |
2 раза в неделю в различных вариациях |
14. |
«Магазин игрушек» |
Развивать умение группировать предметы. Развивать умение сравнивать, анализировать. Развивать наглядно-действенное мышление. |
1 раз в неделю в различных вариациях |
15. |
«Сказочные задачи» |
Учить выделять главное, существенное. Развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление. |
1 раз в неделю с
использованием различных |