Актуальность дидактического материала собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений.
Коллективность позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решить задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные.
Соревновательность создает у учащегося или группы учащихся стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой. Классическим примером указанных выше принципов могут служить практически любые командные игры: «Что? Где? Когда?» (одна половина задает вопросы – другая отвечает на них).
На
основе указанных принципов можно
сформулировать рекомендации к
проводимым на занятиях дидактическим
играм:
Каждая игра должна содержать элемент новизны.
Нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра – дело добровольное. Ребята должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится, и выбрать другую игру.
Игра – не урок. Игровой прием, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое,… - это не только методическое богатство учителя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на занятии.
Эмоциональное состояние учителя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. В отличие от всех других методических средств игра требует особого состояния от того, кто ее проводит. Необходимо не только уметь проводить, но и играть вместе с детьми.
Игра – средство диагностики. Ребенок раскрывается в игре во всех своих лучших и не лучших качествах.
Ни
в коем случае нельзя применять дисциплинарные
меры к детям, нарушившим правила игры или игровую
атмосферу. Это может быть лишь поводом
для доброжелательного разговора, объяснения,
а еще лучше, когда, собравшись вместе,
дети анализируют, разбирают, кто, как
проявил себя в игре, и как надо было бы
избежать конфликта.
Реализация
игровых приемов
и ситуаций при урочной форме занятий
происходит по следующим основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед учащимися
в форме игровой задачи; учебная деятельность
учащихся подчиняется правилам игры; учебный
материал используется в качестве средства
игры; в учебную деятельность вводится
элемент соревнования, который переводит
дидактическую задачу в игровую; успешность
выполнения дидактического задания
связывается с игровым результатом.
Наблюдения
показывают, что игровые приемы,
использующие программный
материал, и особенности игр школьников
начальных классов вызывают у них активизацию
умственной деятельности, способствуют
возникновению внутренних мотивов учения.
Идея
игры состоит в том, что учитель
формирует учебную проблему или
создает проблемную
ситуацию, а учащиеся стараются решить
эту проблему. Они понимают, что для решения
проблемы им недостаточно имеющихся знаний.
Во
время дидактической игры важным
моментом является дисциплина. Учитель,
как правило, пресекает попытки
ребят с ходу исправить замеченные
ошибки, общаться между собой, оказывать
друг другу посильную помощь. Это и понятно:
хаотичное общение, подсказки, списывание
приносят огромный вред.
Если
же общение учеников сделать целенаправленным,
таким, чтобы они почувствовали пользу от такого
общения в процессе познавательной деятельности,
то можно получить положительные результаты,
как в обучении, так и в формировании личности,
поскольку в этом случае по-настоящему
реализуется принцип воспитания в коллективе.
Рассмотрим,
в чем специфика дидактической
игры, ее существенный признак. Во-первых,
дидактическая игра имеет свою устойчивую
структуру, которая отличает ее от всякой
другой деятельности.
Во-вторых,
основными структурными компонентами
дидактической игры являются: игровой
замысел, правила,
игровые действия, познавательное содержание
или дидактические задачи, оборудование,
результаты игры. В отличие от игр вообще
дидактическая игра обладает существенным
признаком – наличием четко поставленной
цели обучения и соответствующего ей педагогического
результата, которые могут быть обоснованы,
выделены в явном виде и характеризуются
учебно-познавательной направленностью.
Каждая
дидактическая игра имеет правила,
которые определяют порядок действий
и поведение учащихся в процессе
игры, способствуют созданию
на уроке рабочей обстановки. Поэтому
правила дидактических игр должны разрабатываться
с учетом цели урока и индивидуальных
возможностей учащихся. Этим создаются
условия для проявления самостоятельности,
настойчивости, мыслительной активности,
для возможности проявления у каждого
ученика чувства удовлетворенности, успеха.
Кроме
того, правила игры воспитывают умение
управлять своим поведением, подчиняться
требованиям коллектива.
Существенной
стороной дидактической игры являются
игровые действия, которые
регламентируются правилами игры, способствуют
познавательной активности учащихся,
дают им возможность проявить свои способности,
применить имеющиеся знания, умения и
навыки для достижения целей игры. Очень
часто игровые действия предваряются
устным решением задачи.
Учитель,
как руководитель игры, направляет
ее в нужное дидактическое русло,
при необходимости активизирует
ее ход разнообразными приемами,
поддерживает интерес к игре, подбадривает
отстающих учеников.
Основой
дидактической игры, которая пронизывает
собой ее структурные элементы, является
познавательное содержание. Познавательное
содержание заключается в усвоении тех
знаний и умений, которые применяются
при решении учебной проблемы, поставленной
игрой.
Дидактическая
игра имеет определенный результат,
который является финалом игры, придает
игре законченность. Он выступает, прежде
всего, в форме решения поставленной учебной
задачи и дает школьникам моральное и
умственное удовлетворение. Для учителя
результат игры всегда является показателем
уровня достижений учащихся, или усвоения
знаний, или в их применении.
Ценность дидактических игр заключается
в том, что в процессе игры
дети в значительной мере самостоятельно
приобретают новые знания, активно
помогают друг другу в этом.
При
использовании дидактических
игр очень важно следить за сохранением
интереса школьников к игре. При отсутствии
интереса или угасании его ни в коем случае
не следует принудительно навязывать
игру детям, так как игра по обязанности
теряет свое дидактическое, развивающее
значение; в этом случае из игровой деятельности
выпадает самое ценное – ее эмоциональное
начало. При потере интереса к игре учителю
следует своевременно принять действия,
ведущие к изменению обстановки. Этому
могут служить эмоциональная речь, приветливое
отношение, поддержка отстающих. При наличии
интереса дети занимаются с большой охотой,
что благотворно влияет и на усвоение
ими знаний. Очень важно проводить игру
выразительно. Если учитель разговаривает
с детьми сухо, равнодушно, монотонно,
то дети относятся к занятиям безразлично,
начинают отвлекаться. Поэтому бывает
трудно поддерживать их интерес, сохранять
желание слушать, смотреть, участвовать
в игре. Нередко это и совсем не удается,
и тогда дети не получают от игры никакой
пользы, она вызывает у них только утомление.
Возникает отрицательное отношение к
занятиям.
Учитель
сам должен в определенной степени
включаться в игру, иначе руководство
и влияние его будут недостаточно
естественными. Умение включаться
в игру тоже один из показателей
педагогического мастерства.
Интересная игра, доставившая детям удовлетворение,
оказывает положительное влияние и на
проведение последующих игр. При проведении
дидактических игр забавность и обучение
надо сочетать так, чтобы они не мешали,
а, наоборот помогали друг другу. Средства
и способы, повышающие эмоциональное отношение
детей к игре, следует рассматривать не
как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению
дидактических задач.
Во
многих играх взят принцип соревнования
между группами ребят. Соревнования
усиливают эмоциональный
характер игр. При этом следует иметь в
виду, что лучше, когда соревнование проводится
не на личное первенство, а на первенство
команды учащихся, сидящих в одном ряду,
чтобы дети не только сами стремились
хорошо выполнить задание, но и побуждали
к этому своих товарищей, помогали им.
Мотив соревнования может быть выражен
по-разному, в частности в названии игр:
«Кто скорее», «Кто вернее», «Хоккей»,
«Телефон» и другие.
Целесообразность
использования дидактических игр
на разных этапах урока различна. Так, например,
при усвоении новых знаний возможности
дидактических игр значительно уступают
более традиционным формам обучения, поэтому
игровые формы занятий чаще применяют
при проверке результатов обучения, выработке
навыков, формировании умений. Определение
места дидактической игры в структуре
урока и сочетание элементов игры и учения
во многом зависят от правильного понимания
учителем функций дидактических игр и
их классификации. В первую очередь коллективные
игры в классе следует разделять по дидактическим
задачам урока. Это, прежде всего игры
обучающие, контролирующие, обобщающие.
Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя
в ней, приобретают новые знания, умения
и навыки или вынуждены приобрести их
в процессе подготовки к игре. Причем результат
усвоения знаний будет тем лучше, чем четче
будет выражен мотив познавательной деятельности
не только в игре, но и в самом содержании
учебного материала.
Контролирующей
будет игра, дидактическая цель которой
состоит в повторении, закреплении,
проверке ранее полученных знаний.
Обобщающие
игры требуют интеграции знаний. Они
способствуют установлению межпредметных
связей, направлены на приобретение умения
действовать в различных учебных
ситуациях.
При
организации дидактических игр
необходимо придерживаться следующих положений:
Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а учебное содержание предлагаемого материала – доступно пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально.
Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, в противном случае она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать мышление, внимание и другие психические процессы.
Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании.
При проведении игры, связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль за ее результатами со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц. Учет результатов должен быть открытым, ясным и справедливым.
Каждый ученик должен быть активным участником игры.
Легкие и более трудные игры должны чередоваться, если на уроке проводится несколько игр.
Игру нужно закончить на данном уроке, получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль
Дидактическая игра является
средством умственного развития, так как
в процессе игры активизируются разнообразные
умственные процессы. Чтобы понять замысел,
усвоить игровые действия и правила, нужно
активно выслушать и осмыслить объяснение
учителя. Решения задач, поставленных
играми, требуют сосредоточенного внимания,
активной мыслительной деятельности,
выполнения сравнения и обобщения.
2.2 Развитие мышления младших
школьников в процессе
дидактической
игры
Таким образом, дидактическая
игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый,
а другая - игровая, ради которой действует
ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли
друг друга и обеспечивали усвоение программного
материала. Дидактическая игра - средство обучения,
поэтому она может быть использована при
усвоении любого программного материала
и проводится на уроках, на индивидуальных
и групповых занятиях, как учителем, так
и воспитателем. Кроме того, игра включается
в музыкальные занятия, является одним
из занимательных элементов на прогулке. В
дидактической игре создаются такие условия,
в которых каждый ребенок получает возможность
самостоятельно действовать в определенной
ситуации или с определенными предметами,
приобретая собственный действенный и
чувственный опыт. Ребенку для усвоения
учебного материала требуются многократные
повторения. Дидактическая игра позволяет
обеспечить нужное количество повторений
на разном материале при сохранении эмоционально
положительного отношения к заданию. Таким
образом, особая роль дидактической игры
в обучающем процессе определяется тем,
что игра должна сделать сам процесс обучения
эмоциональным, действенным, позволить
ребенку получить собственный опыт. Благодаря
дидактическим играм можно так организовать
деятельность ребенка, что она будет способствовать
формированию у него умения решать не
только доступные практические, но и несложные
проблемные задачи. А полученный при этом
опыт даст возможность понимать и решать
знакомые задачи в наглядно-образном и
даже в словесном плане. Итак, дидактическая
игра играет большую роль в формировании
и активизации мыслительной деятельности
детей. Развиваются и активизируются не
только основные формы наглядного мышления
- наглядно-действенное и наглядно-образное,
но и закладываются основы логического
мышления - способность к переносу одного
свойства предмета на другие, причинное
мышление, способность к анализу, синтезу
и др. В играх, способствующих формированию
мышления, выделяются два направления:
от восприятия к мышлению и от наглядно-действенного
к наглядно-образному и логическому мышлению. Важным
условием результативного использования
дидактических игр в обучении является
соблюдение последовательности в подборе
игр. Прежде всего, должны учитываться
следующие дидактические принципы: доступность,
повторяемость, постепенность выполнения
заданий. Таким образом, в ходе игры учащиеся
незаметно для себя выполняют различные
упражнения, где им самим приходится сравнивать,
выполнять арифметические действия, тренироваться
в устном счете, решать задачи. Игра ставит
учащихся в условие поиска, пробуждает
интерес к победе, следовательно, дети
стремятся быть быстрыми, находчивыми,
четко выполнять задания, соблюдая правила
игры. Включение в урок игр и игровых моментов
делает процесс обучения интересным и
занимательным, создает у детей бодрое
рабочее настроение, облегчает преодоление
трудностей в усвоении учебного материала.
Разнообразные игровые действия, при помощи
которых решается та или иная умственная
задача, усиливает интерес детей к предмету,
к познанию ими окружающего мира. Приемы
слуховой, зрительной, двигательной наглядности,
занимательные вопросы, задачи – шутки,
моменты неожиданности способствуют активизации
мыслительной деятельности. Очень многие
дидактические игры заключают в себе вопрос,
задание, призыв к действию, например:
«Кто быстрее?», «Не зевать! Отвечать сразу!
Кто вернее?» и т.д. Значительная часть
игр дает возможность сделать то или иное
обобщение, осознать правило, которое
только что изучили, закрепить, повторить
полученные знания в системе, в новых связях,
что содействует более глубокому усвоению
пройденного. Дидактические игры позволяют
однообразный материал сделать интересным
для учащихся. Благодаря использованию
дидактических игр можно добиться более
прочных и осознанных знаний, умений, навыков
учащихся, активизировать их мыслительную
деятельность. Значение игры в воспитании
ребенка рассматривается Я.А.Коменским,
который считал игру необходимой формой
деятельности ребенка, отвечающей его
природе и склонностям: игра - серьезная
умственная деятельность, в которой развиваются
все виды способностей ребенка; в игре
расширяется и обогащается круг представлений
об окружающем мире, развивается речь;
в совместных играх ребенок сближается
со сверстниками.[17;43 ] Игра используется
в воспитании детей в двух направлениях:
для всестороннего гармонического развития
и в узкодидактических целях. Игра- необходимая
форма деятельности ребенка. Игра - серьезная
умственная деятельность, в которой развиваются
все виды способностей ребенка, в ней расширяется
и обогащается круг представлений об окружающем
мире, развивается речь. Дидактическая
игра дает возможность развивать самые
разнообразные способности ребенка, его
восприятие, речь, внимание.