Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 14:29, курсовая работа
Цель работы является рассмотрение методическую системы по развитию речи в процессе изучения имени прилагательного в начальных классах .
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
-изучить лингвистическую, психолого-педагогическую методическую литературу по теме исследования;
- рассмотреть систему работы по изучению имени прилагательного с использованием принципов и приёмов развивающего обучения;
- иследовать упражнения, для развития речи в процессе изучения «имени прилагательного»;
- разработать планы-конспекты уроков о проблеме формирования речевых умений учащихся в связи с изучением темы «имя прилагательное»;
Объект исследования - учебный процесс, связанный с развитием речи младших школьников при изучении лексико-семантических групп и грамматических категорий имени прилагательного.
Введение……………………………………………………………………………………..2
Глава1.Лингвистическое и методическое обоснование развития речи при изучеии темы: « Имя прилагательное»…………………………………..7
1.1Прилагательные и его категории при изучении русского языка…7
1.2Проблемы развития детей младшего школьного возраста…………12
1.3 Упражнения по развитию речи при изучении имени прилагательного ……………………………………………………………………………………………………………….21
1.4 Занимательные упражнения по развитию речи имени прилагательного……………………………………………………………………………………28
Глава 2. Практическая работа по проблеме развития речи при изучении темы «Имя прилагательное на уроках русского языка в начальной школе»……………………………………………………………………………………………………35
2.1Комплект учебников………………………………………………………………………….35
2.2 Конспеты уроков……………………………………………………………………………….61
Заключение……………………………………………………………………………………………72
Библиография…………………………………………………………………………………………73
Как известно, основная задача начальной школы – развитие речи учащихся. Одной из сторон этой задачи является обогащение словарного запаса детей, обогащение собственного языка учащихся новым языковым материалом и развитие в них навыков свободной, правильной и красивой устной и письменной речи. Тема «Имя прилагательное» является интересной и благодатной в плане развития речи учащихся, и именно поэтому она была выбрана для проведения экспериментального исследования. Обогащение речи детей именами прилагательными, на наш взгляд, является очень важным, так как именно признаковые слова делают речь человека выразительной, яркой, живой, т. е. изобразительной.
Таким образом, систематическая
и целенаправленная работа развивает
у детей внимание, интерес к
слову, делает их речь более точной
и выразительной, формирует у
них чувство языка, активизирует
их умственную деятельность.
Библиографичсписок:
1. Алферов А.Д. Очерки из жизни языка. (Введение в методику родного языка)// Хрестоматия по методике русского языка; Организация учебного процесса по русскому языку в школе; Пособие для учителя/ Авторы-составители: Панов Б.Т., Яковлева Л.Б. – М.: Просвещение. – 1991. - С. 112-116.
2. Афанасьев П.О. Методика русского языка в средней школе// Хрестоматия по методике русского языка; Организация учебного процесса по русскому языку в школе; Пособие для учителя/ Авторы-составители: Панов Б.Т., Яковлева Л.Б. – М.: Просвещение. – 1991. – С. 125-127, 151-157, 222-227.
3. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка.//Хрестоматия по методике русского языка: Организация учебного процесса по русскому языку в школе. Пособие для учителя/ Авторы-составители: Панов Б.Т., Яковлева Л.Б.- М.: Просвещение. - 1991. – С. 39-53.
4. Буслаев Ф.И., Галахов А.Д. Программа русского языка и словесности (1852 г.)//Хрестоматия по методике русского языка; Организация учебного процесса по русскому языку в школе. Пособие для учителя/ Авторы-составители: Панов Б.Т., Яковлева Л.Б. – М.: Просвещение. – 1991. – С. 16-29.
5. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. Уроки обучения грамоте. М., - 1982. - С. 15-16.
6. Гужва Ф.К. Морфология русского языка. Книга для учителя – Киев: Радянська школа – 1987.
7. Данилов В.В. Методика родного языка// Хрестоматия по методике русского языка; Организация учебного процесса по русскому языку в школе. Пособие для учителя/ Авторы-составители: Панов Б.Т., Яковлева Л.Б. – М.: Просвещение. – 1991. – С. 116-120.
8. Ерофеева Т.И. Экспрессия в детской речи//Детская речь и пути её совершенствования. Межвузовский сборник научных трудов. – Свердловск. – СГИ – 1989. – С. 4-12.
9. Крылова Т.Ф. Методические основы развития речи на межпредметном уровне// Совершенствование работы по развитию речи школьников в свете реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Межвузовский сборник научных трудов. – Л.: ЛГПИ имени А.И. Герцена. – 1987. – С. 51-76.
10. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся – М.: Просвещение. – 1975. – С. 256.
11. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителя – М.: Просвещение. – 1985. – С. 176.
12. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути её развития. – М., - 1975. – С. 176.
13. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка – М., - ИЦ "Академия". – 2000. – С. 168-169.
14. Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах – М., - Просвещение. – 1987. – С. 3-21, 172–190, 200-225, 243-245, 256-262, 301-403.
15. Методика грамматики и орфографии в начальных классах/Под редакцией Рождественского Н.С. – М.: Просвещение. – 1979. – С. 3-42, 164-181.
16. Методика развития речи на уроках русского языка: Пособие для учителей/Под редакцией Ладыженской Т.А. – М.: Просвещение. – 1980. – С. 240.
17. Обучение во 2 классе: Пособие для учителя четырёхлетней начальной школы: в 2 книгах/ Под редакцией Фоминых Б.И. – М.: Просвещение. – 1989. - Книга 1. – С. 3-11, 92-97.
18. Обучение в
3 классе: Пособие для учителя
четырёхлетней начальной школы:
19. Обучение
в 4 классе: Пособие для учителя
четырёхлетней начальной школы:
20. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учебник для 2 класса 4-летней начальной школы. – М.: Просвещение. – 1992.
21. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учебник для 3 класса 4-летней начальной школы. – М.: Просвещение. – 1992. - С. 9-12, 176-194.
22. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учебник для 4 класса 4-летней начальной школы. – М.: Просвещение. – 1992. - С. 34-36, 118-163.
23. Речь. Речь. Речь. Книга для учителя/Под редакцией Ладыженской Т.А. – М.: Педагогика. – 1990. – С. 336.
24. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. Учебное пособие для студентов учебных заведений/Под редакцией Соловейчик М.С. – М.: Просвещение. – 1993. – С. 3-6, 10-13, 18-22, 191-205, 223-372.
25.Русский язык в начальных классах: Сб. методических задач/ Соловейчик М.С., Кубасова О.В., Кузьменко Н.С и др. – М.: ИЦ "Академия". – 1999. – С. 5-78.
26.Русская грамматика. – М.: Наука. – 1980. – С. 540-572.
27. Соловейчик М.С. Первые шаги в изучении языка и речи. – М.: Московский психолого-социальный институт. Издательство "Флинта". – 2000. – С. 3-34, 97-99.
28. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе// Хрестоматия по методике русского языка; Организация учебного процесса по русскому языку в школе; Пособие для учителя/ Авторы-составители: Панов Б.Т., Яковлева Л.Б. – М.: Просвещение. – 1991. – С. 127-128, 202-204
29. Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ: Пособие для учителя начальной школы. – М.: Просвещение. – 1992. – С.3-5, 56-58, 102-107, 66-72, 120-140, 150-161, 170-175.
30.Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка//Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. – М.: Педагогика. – 1974. – Т.2. – С. 251-268.
31.Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – Самара. – Издательство «Учебная литература». – 2005. – С. 42-46, 48-59.
32. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4) в 2-х частях. – М.: Просвещение. – 2002. – Ч. 1. – С. 77-102.