Лингвистическое и методическое обоснование развития речи при изучеии темы: « Имя прилагательное на уроках русского языка в начальной школ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 14:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы является рассмотрение методическую системы по развитию речи в процессе изучения имени прилагательного в начальных классах .
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
-изучить лингвистическую, психолого-педагогическую методическую литературу по теме исследования;
- рассмотреть систему работы по изучению имени прилагательного с использованием принципов и приёмов развивающего обучения;
- иследовать упражнения, для развития речи в процессе изучения «имени прилагательного»;
- разработать планы-конспекты уроков о проблеме формирования речевых умений учащихся в связи с изучением темы «имя прилагательное»;
Объект исследования - учебный процесс, связанный с развитием речи младших школьников при изучении лексико-семантических групп и грамматических категорий имени прилагательного.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………..2
Глава1.Лингвистическое и методическое обоснование развития речи при изучеии темы: « Имя прилагательное»…………………………………..7
1.1Прилагательные и его категории при изучении русского языка…7
1.2Проблемы развития детей младшего школьного возраста…………12
1.3 Упражнения по развитию речи при изучении имени прилагательного ……………………………………………………………………………………………………………….21
1.4 Занимательные упражнения по развитию речи имени прилагательного……………………………………………………………………………………28
Глава 2. Практическая работа по проблеме развития речи при изучении темы «Имя прилагательное на уроках русского языка в начальной школе»……………………………………………………………………………………………………35
2.1Комплект учебников………………………………………………………………………….35
2.2 Конспеты уроков……………………………………………………………………………….61
Заключение……………………………………………………………………………………………72
Библиография…………………………………………………………………………………………73

Файлы: 1 файл

ЮЛИЯДокумент Microsoft Office Word (5).docx

— 125.75 Кб (Скачать)

Ученика, обучавшегося по этому комплекту, отличает наличие  таких характеристик деятельности, как анализирующее наблюдение, отвлеченное  мышление, а также умение применять  знания в учебных и внеучебных ситуациях.

Система начального образования Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова (научный руководитель - Б.Д. Эльконин). 

В основе концепции  этого УМК - идея формирования у младших  школьников основ теоретического мышления. Оно складывается в процессе учебной  деятельности, поэтому ведущим концептуальным положением комплекта является формирование учебной деятельности ученика начальной  школы. Содержание учебных предметов  в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова разработано в соответствии с  особенностями и структурой учебной  деятельности.

Принципиальными особенностями  учебно-методического комплекта  являются:

•  использование  во всех учебных дисциплинах одного и того же метода освоения. Этим методом  является решение детьми системы  учебных задач;

•  учет следующих  логико-психологических положений, разработанных В.В. Давыдовым:

 усвоение знаний, носящих общий и абстрактный  характер, предшествует знакомству  с более частными и конкретными знаниями, а они выводятся учениками из общего и абстрактного; основное содержание учебного материала усваивается школьниками в процессе анализа условий их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми и значимыми; в процессе обучения учащиеся должны научиться обнаруживать в учебном материале генетически исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний; выявленное отношение школьники воспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях, позволяющих изучать его свойства в «чистом виде»; к концу начального обучения дети должны научиться конкретизировать генетически исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нем, научиться осуществлять мысленные переходы от частного к всеобщему и обратно.

Основные положения  методик обучения по русскому языку:

•  задача начального обучения русскому (родному) языку - формирование у детей умений читать и писать, а также различных речевых (коммуникативных) умений;

•  в условиях УМК учебный курс призван обеспечить выделение, анализ, содержательное обобщение  и последующую конкретизацию  объективных оснований действий чтения, письма, коммуникативно-речевых;

•  предметом освоения в программе положен фонематический принцип письма, который вводит детей  в теорию родного языка. В программе  русского языка выделены система  понятий, раскрывающая содержание фонематического  принципа письма, и опирающиеся на эти понятия способы осуществления  орфографического действия;

•  сущность ведущего принципа русского письма раскрывается в связи с осознанием учащимися  ряда существенных для языка отношений  между звуковой оболочкой слова  и его лексическим значением, а также между звуковой оболочкой  слова и его буквенной записью;

•  в первых трех классах в центре внимания учащихся находятся способы решения орфографических задач, а лингвистические понятия выступают лишь основанием этих способов. В четвертом классе на первый план выступают лингвистические  понятия,  введение которых способствует формированию у учащихся общих способов лингвистического анализа.

Ученика, обучавшегося по этому комплекту, отличает теоретичность  суждений, гибкость мышления, умение применять  знания в новых ситуациях, организовывать и участвовать в обсуждениях. 

Учебный комплект «Гармония» (научный руководитель - Н.Б. Истомина).

Ведущей идеей комплекта, по мнению авторов, является учебная  деятельность младших школьников, ее способы (постановка и решение учебной  задачи, самоконтроль, самооценка, продуктивное общение), обеспечивающие комфортные условия  развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков, соответствующих  требованиям Государственного образовательного стандарта.Первой особенностью комплекта «Гармония» является стремление преодолеть объективно сложившееся разделение традиционной и развивающих систем обучения на основе органичного соединения подтвердивших жизненность положений традиционной методики и новых подходов к решению методических проблем. Вторая особенность заключается в том, что в нем нашли методическое воплощение основные направления модернизации школьного образования (гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, деятельностный и личностно ориентированный подход к процессу обучения).Еще одной особенностью является утверждение, что каждый учебный предмет является источником интеллектуального и эмоционального развития ребенка, его познавательных интересов, умения общаться со взрослыми и сверстниками, возможно полно выражать свои мысли.Реализованные в учебниках методические подходы создают условия для понимания ребенком изучаемых вопросов, для гармоничных отношений педагога с учеником и детей друг с другом, обеспечивают ситуации успеха за счет мер по целенаправленному преодолению трудностей обучения.Среди этих мер авторы учебников отмечают: ориентировку учебных курсов на формирование у младших школьников общих способов действий и усвоение понятий; формирование у младших школьников причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей; использование в учебном процессе различных способов, средств и форм организации учебной работы; включение в учебные курсы систем заданий, которые учитывают одновременно особенности содержания учебного предмета и психологические характеристики возраста, баланс между логикой и интуицией, словом и наглядным образом, осознанным и подсознательным, догадкой и рассуждением.Также специфика содержания учебных предметов находит отражение в методике обучения.Комплект обеспечивает: целенаправленное формирование приемов умственной деятельности; приоритет самостоятельной деятельности учащихся при усвоении содержания; понимание ребенком изучаемых вопросов; условия гармоничного отношения в системах «учитель - ученик», «ученик - ученики»; деятельность каждого ученика в ситуации успеха.

Основные положения  методик по русскому языку:

•  создание условий  для осознания ребенком себя как  языковой личности, формирование у  него уважения к языку и к себе как к его носителю. Направленность учебной работы на становление (совершенствование) всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения. Вопросам речевой культуры посвящены специальные темы курса;

• непрерывное движение ребенка от практического пользования языком к «открытию» его устройства и осознанному владению им. Изучение языка сопровождается работой над  культурой устной и письменной речи младших школьников;

• развитие лингвистического мышления и языковой интуиции, природного чувства слова и интереса к изучению языка. Системное развитие орфографической зоркости и орфографического самоконтроля у младших кольников. Предусмотрена система обучения особому способу письма -письму с «окошками».

В процессе обучения по УМК «Гармония» у младшего школьника  целенаправленно и систематически формируются приемы умственной деятельности: анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия и обобщение. Учебная деятельность сочетается с коммуникативной. Ученика, обучавшегося по этому комплекту, отличает умение строить собственные высказывания, анализировать суждения других людей.

Учебный комплект «Школа 2000...» - «Школа 2100»(научный руководитель - Л.Г. Петерсон).

Учебно-методический комплект разработан на основе следующих групп принципов: личностно-ориентированные (адаптивность, развитие психологической комфортности); культурноориентированные (картины мира, целостности содержания, систематичности, смыслового отношения к миру, ориентировочной функции знаний, опоры на культуру как мировоззрение и культурный стереотип); деятельностноориентированные (обучения деятельности, управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика - зоны ближайшего развития, опоры на предшествующее спонтанное развитие, формирования потребности в творчестве и умений творчества).

Помимо принципов, УМК создан с учетом следующих  положений: школа как часть образовательной среды; готовность к дальнейшему развитию; принцип минимакса: максимум оценок - минимум отметок; щадящая система домашних заданий.

Особенностями УМК, по мнению авторов-разработчиков, являются следующие: единое методологическое, методическое, дидактическое и психологическое пространство; максимальный учет психологических особенностей определенного школьного возраста и личностных особенностей каждого ученика; формирование у школьника целостной картины мира;интеграция предметов не формально (под одну обложку), а через общие содержательные линии и показ межпредметных связей, специфических для предмета и общих для всех предметов «выучивание» ученика до необходимого уровня без использования дополнительных материалов «со стороны» даже в руках начинающего учителя;  полная обеспеченность не только методическими и дидактиче­скими материалами, но и разными видами контролей и тестов по отслеживанию динамики обученности; перевод учителей из авторитарности в режим педагогики со­трудничества и личностного общения;дает при желании учителя и руководителей внутри общего учебника возможность определить для каждого ученика собственную траекторию образования;открывает возможности изменения форм организации урока: от фронтальной до работы малыми группами и смешанных форм;  максимальное использование всего предыдущего педагогического и методического опыта учителя в новом образовательном алгоритме; реализация единой языковой концепции, т.е. внутреннее единство курсов обучения грамоте, чтению, русскому языку, иностранному языку (со 2-го класса) и литературному чтению; реализация новой научной концепции формирования гражданственности и патриотизма; делает обучение максимально комфортным, а следовательно, предохраняет от перегрузок;  выращивает средствами предметов личность в культуре достоинства, самостоятельную, способную на принятие решений и отвечающую за них. Личность, привыкшую к творческому подходу к жизни, существованию в условиях выбора, толерантную миру.

Основные положения  методик по русскому языку:

•  реализация единой языковой концепции (внутреннее единство курсов обучения грамоте, чтению, русскому языку, иностранному языку и литературному чтению); раскрытие воспитательного потенциала родного языка;

•  ведущая особенность  программ грамоты и русского языка  заключается в учете основных содержательно-методических линий  развития детей средствами этих предметов: овладение грамотой и на ее базе - основами функциональной грамотности; овладение навыками и умениями различных видов устной и письменной речи (устная разговорная и учебно-научная речь, письменная разговорная речь);овладение орфографией и пунктуацией; овладение навыками и умениями анализа текста; приобретение и систематизация знаний о языке;развитие у детей чувства языка;

•  работа по орфографии строится на основе понятий «орфограмма» и«орфографическое правило» с опорой на опознавательные признаки орфограмм, условия их выбора, умение видеть состав слова;

•  в курсе усилено  внимание к синтаксису и пунктуации как основе письменной речи, увеличен объем изучаемого материала.

В процессе обучения по УМК «Школа 2000...» - «Школа 2100» в  со­ответствии с деятельностным подходом реализуется задача формирования функционально грамотной личности. На разном предметном содержании школьник учится получать новые знания, искать ответы на возникающие у него вопросы.

Авторы отмечают, что ученика, обучавшегося по этому  комплекту, отличают способность принимать  решения и отвечать за них; участвовать  в творческом поиске, быть толерантным  миру.

«Школа России» (под  редакцией А.А. Плешакова).

Учебно-методический комплект объединил авторов учебных  и методических пособий, разделяющих  традиционные взгляды на начальное  образование. Средства обучения для  ученика (учебники и тетради) совершенствуются и дополняются, предлагая учителю  новые формы, методы и приемы обучения (задания для дифференцированной работы, упражнения логического характера, темы и вопросы для ознакомительного изучения, циклы заданий и упражнений для осуществления оценки и контроля, самооценки и самоконтроля).

«Классическая начальная  школа». Дидактическую основу учебных  пособий составляют классические принципы дидактики, при этом авторы строят комплект с учетом современных тенденций  развития образования. Особенностью этой модели обучения является органическое соединение традиционной методики с  последними достижениями современной  психологии и новейшими подходами  к решению методических проблем. Предложенные учебные курсы опираются  на педагогику сотрудничества. Технология обучения в совместной деятельности нацелена на решение следующих задач: помочь младшему школьнику наиболее полно реализовать свой потенциал, раскрыть свою индивидуальность; воспитать  в ученике те качества личности, которые необходимы в общении, в  ходе выполнения совместных дел; сохранить  душевное и эмоциональное благополучие каждого учащегося. УМК ориентирован на создание благоприятных условий  для развертывания учебной деятельности ученика, развития его мыслительных операций. В процессе учения школьник получает знания не в готовом виде, а либо в ходе совместной деятельности (с другими учениками и учителем в качестве организатора ученического взаимодействия), либо самостоятельно. Авторы комплекта считают, что движущей силой учения является радость творчества, ощущения своих учебных достижений, приращения знаний и уверенности  в себе.

«Перспективная начальная  школа» (научный руководитель -Н.А. Чуракова). Концепция учебно-методического  комплекта основана на гуманистическом  убеждении, что все дети способны успешно учиться в начальной  школе, если для них созданы необходимые  условия. Учет воз­раста адресата учебников  делает процесс обучения успешным. Авторы комплекта ориентируются  на то, что опыт ребенка - это не только его возраст, но также и тот  образ мира, который определяется его укорененностью в природно-предметной среде. Опыт ребенка - это не только опыт городской жизни с развитой инфраструктурой и разнообразными источниками информации, но и опыт сельской жизни с естественно-природным  ритмом. Сюжетные линии учебных пособий, в отличие от других УМК, не носят  ярко выраженный урбанистический характер. Еще одна особенность УМК состоит  в том, что все учебники комплекта  предоставляют педагогам возможности  для реализации регионального компонента.

«Планета знаний» (под редакцией И.А. Петровой). Целью  комплекта является создание образовательного пространства, в котором младший  школьник выступает как субъект, обладающий правом выбора вида и форм учебной работы, партнера, средств  и пр. Образовательное пространство УМК обеспечивает формирование, развитие и сохранение у учащихся интереса к учебной деятельности; интеллектуальное, эмоционально-ценностное, социально-личностное, познавательное, эстетическое развитие и саморазвитие ребенка; создание условий  для проявления им самостоятельности  и творческих способностей; сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей путем построения для каждого ученика своей  траектории усвоения учебного материала. Содержание учебных предметов помогает ребенку воссоздавать и удерживать целостность картины мира, обеспечивает осознание им разнообразных связей между объектами и явлениями, формирует умение видеть один и тот  же предмет с разных сторон. Одна из ведущих особенностей этого комплекта  заключается в его целостности: единстве структуры учебников по всем классам и предметам; единстве сквозных линий типовых заданий; единстве подходов к организации  учебной и внеучебной деятельности.

3.1. Анализ программ  и учебников по русскому языку  для начальных классов в аспекте  изучаемой темы

Содержание построения курса по любому учебному предмету, в том числе и по русскому языку, устанавливается программой. Программа - это основной государственный документ, определяющий содержание курса, его  объём, последовательность изложения  материала, круг знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению по данному учебному предмету. [30, 62].

Информация о работе Лингвистическое и методическое обоснование развития речи при изучеии темы: « Имя прилагательное на уроках русского языка в начальной школ