Лингвистическое и методическое обоснование развития речи при изучеии темы: « Имя прилагательное на уроках русского языка в начальной школ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 14:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы является рассмотрение методическую системы по развитию речи в процессе изучения имени прилагательного в начальных классах .
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
-изучить лингвистическую, психолого-педагогическую методическую литературу по теме исследования;
- рассмотреть систему работы по изучению имени прилагательного с использованием принципов и приёмов развивающего обучения;
- иследовать упражнения, для развития речи в процессе изучения «имени прилагательного»;
- разработать планы-конспекты уроков о проблеме формирования речевых умений учащихся в связи с изучением темы «имя прилагательное»;
Объект исследования - учебный процесс, связанный с развитием речи младших школьников при изучении лексико-семантических групп и грамматических категорий имени прилагательного.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………..2
Глава1.Лингвистическое и методическое обоснование развития речи при изучеии темы: « Имя прилагательное»…………………………………..7
1.1Прилагательные и его категории при изучении русского языка…7
1.2Проблемы развития детей младшего школьного возраста…………12
1.3 Упражнения по развитию речи при изучении имени прилагательного ……………………………………………………………………………………………………………….21
1.4 Занимательные упражнения по развитию речи имени прилагательного……………………………………………………………………………………28
Глава 2. Практическая работа по проблеме развития речи при изучении темы «Имя прилагательное на уроках русского языка в начальной школе»……………………………………………………………………………………………………35
2.1Комплект учебников………………………………………………………………………….35
2.2 Конспеты уроков……………………………………………………………………………….61
Заключение……………………………………………………………………………………………72
Библиография…………………………………………………………………………………………73

Файлы: 1 файл

ЮЛИЯДокумент Microsoft Office Word (5).docx

— 125.75 Кб (Скачать)

Говоря о значении прилагательных в речи, следует показать детям, что они помогают уточнить знания о том или ином предмете (какой, он?), представить его себе живо, картинно, так, как будто мы его видим.

К основным упражнениям  по теме, часть которых выполняется  детьми самостоятельно, относятся следующие:

1) отгадывание загадок  о предметах по их признакам;подбор  к данным предметам признаков  из тех, что даны в учебнике  для справок; придумывание и запись названий признаков в ответ на вопросы по картинкам;приписывание к данным названиям предметов названий признаков: назвать признаки снега, воды; составление предложений из данных слов, среди которых находятся и названия признаков;подбор к словам, обозначающим признаки, противоположных по смыслу: лимон кислый, а сахар ... , морковь оранжевая, а свекла ....[11,с.97]

Упражнения на уроках, посвященных правилам правописания безударных окончаний имен прилагательных, заключаются прежде всего в том, что учащиеся составляют таблицы  склонения прилагательных с безударными  окончаниями (-ый, -ая, -ое, -ий, -яя, -ее) -- по образцу тех, что даны в настенных  таблицах или таблицах учебника; при  этом учитывается разница в правописании безударных окончаний прилагательных с твердой и мягкой основой  -ый или -ий, -ое или -ее .

При изучении множественного числа прилагательных учащиеся усваивают  их падежные окончания, одинаковые для  всех родов, учатся по именам существительным, а также по характерным окончаниям (-ым, -им -- дательный падеж, -ыми, -ими--* творительный падеж) различать падежи. Так как некоторые падежные окончания  прилагательных по своему звучанию близки к окончаниям существительных, их надо сопоставлять друг с другом: красным  лентам, красными лентами, о красных  лентах и т. д.

 Орфографические  упражнения : 1) списывается текст и обозначаются падежи прилагательных, которые определяются главным образом по существительным; 2) из.-меняются прилагательные вместе с существительными по образцу; 3) из текста выписываются только прилагательные с существительными определенного рода и числа и разбираются: пестрых цветов -- мп. ч., род. пад.; 4) составляются предложения с прилагательными в разных падежах; 5) используются диктанты разных видов: предупредительный, выборочный, объяснительный, творческий; 6) проводятся изложения и коротенькие сочинения с элементами описания. Следует иметь в виду, что обычно учащиеся редко пользуются именами прилагательными в своей речи, особенно в определительном значении (ср. также наречие). Имея в виду развитие речи, учитель должен всячески поощрять тех учащихся, которые употребляют в своих устных и письменных высказываниях эту часть речи, конечно с соблюдением меры.

 Упражнения не только обогащают запас ребенка, но и воспитывают у детей внимательное отношение к слову и языковое чутье.

Несмотря на то, что  в начальных классах дети не получают сведений о синонимах, изучение их в  практическом плане, путем выполнения упражнений необходимо.

Работу над синонимичными  прилагательными нужно проводить  начиная с первого урока по теме “Имя прилагательное” (в течение 5-6 минут). Следует накапливать количество слов – синонимов в индивидуальной речи каждого ребенка, надо, чтобы  дети осознали, что рассмотренные  прилагательные хотя и близки по смыслу, но среди них имеется множество  слов, различающихся оттенками значений (по цвету, величине, оценке говорящего, отношению его к данному предмету др.)

Работа над синонимами будет достаточно эффективной при  наличии следующих условий:

Упражнения над  синонимами в начальных классах  должны проводиться систематически и планомерно.

Должен быть определен  курс синонимов, которые могут использоваться учителем в качестве практического  материала для упражнений.

В учебниках “Русский язык” недостаточно использованы возможности  для развития речи детей. Упражнения учебника не содержат даже простейших заданий, связанных с подбором синонимов. Учителю начальных классов необходимо самостоятельно подыскивать дидактический  материал.

Изучение синонимов  в начальных классах должно осуществляться путем разнообразных упражнений:

1.Прочитайте, разберите  предложения. Выпишите прилагательные  и существительные, с которыми  они связаны.

Жаворонок

 На солнце темный  лес зардел.

 В долине пар  белее тонкий.

 И песню раннюю  запел

 В лазури жаворонок  звонкий.

Можно усложнить  задание, которое в большей степени  будет способствовать развитию речи детей. Например, к выписанным прилагательным подобрать слова, близкие по смыслу, попутно объясняя значение прилагательных, объяснить детям, что автор использовал  именно эти прилагательные, чтобы  передать в стихотворении красоту  родного края, что замена данных прилагательных синонимичными испортит текст, такая замена авторского текста не будет полноценной, еще раз  показать ученикам удачность авторского выбора:

темный лес - ……………….

 тонкий пар  - ……………….

 раннюю песню  - ………….

 звонкий жаворонок  - …….

Слова для справок: легкий, изящный; сумрачный, мрачный; серебристый; голосистый; первый, весенний.

2. К данным прилагательным  напишите прилагательные противоположного  значения. Выделите окончания. Прилагательные  даны в два столбика. Поскольку  дети подбирают антонимы легче,  чем синонимы, то возможно добавить  еще задание: к словам левого  столбика подберите слова близкие  по значению, данные в словах  для справок:

старый - …………..  

узкая - …………..

веселый - ………….  

длинная - ……… 

прилетный -……….  

белая - …………. 

Слова для справок: оживленный, радостный, смешной; грузная; старательный; смелая; дряхлый, ветхий.

Здесь можно дать задание, связанное с лексической  сочетаемостью прилагательного  с существительным. Например, укажите, какие из прилагательных могут сочетаться с существительными, помещенными  в скобках: старый, дряхлый, ветхий (человек, обувь, город, избушка).

Такая работа полезна  для выбора слов с наиболее подходящим значением. Упражнения такого характера  приводят к тому, что подбор синонимов  при изложении не вызывает у учащихся серьёзных затруднений. Задания  на подбор слов, близких по значению, могут сопровождать почти все  упражнения учебника. Если учитель  творчески подойдет к работе, то можно разнообразить однотипные задания учебника.

Чтобы дети поняли, что  одной из главных функций синонимов  является функция замещения (выбор  точного слова), что способствует избежанию тавтологии, можно использовать такое задание: “Заменить выделенное слово другим словом, близким по смыслу”. Вот текст упражнения: Робкая Чирика не успела остановить Чипа. (Боязливая, несмелая, трусливая, маленькая, грустная).Упражнения такого типа учат детей быть внимательными  к слову, развивают языковое чутье.

Имена прилагательные – это многозначные слова. Эту  особенность данной части речи можно  показать ученикам на упражнении с  синонимами. Необходимо учитывать значение прилагательных в сочетании с  существительными:

мелкий (почерк, дождь, песок, интересы)

 мягкий (пирог,  свет, характер, вода)

Учитель вместе с  детьми выясняет значение прилагательного  в каждом конкретном случае. Для  этого учитель использует любой  толковый словарь и выписывает для  себя значение тех прилагательных, над которыми дети будут работать. Словарь помогает установить учителю  общее между синонимами, их различные  оттенки, обратить внимание на синонимы, имеющие разную лексическую сочетаемость. В результате наблюдений было установлено, что младшие школьники употребляют  в своей речи мало прилагательных, не обозначая признаки предметов. А  между тем необходимо учить выделять в наблюдаемых предметах и явлениях признаки и выражать их словом.

Многие имена прилагательные употреблены в текстах упражнений учебника в переносном значении. Выделяя  такие прилагательные из текста в  сочетании с существительными, учитель  обращает внимание детей на переносное значение прилагательного, показывает на конкретном примере употребление данного прилагательного в прямом значении, сопоставляет прямое и переносное значение. Такое сопоставление дает возможность практически показать выразительные средства прилагательного, сопоставить значение прилагательного  “золотая” в обоих словосочетаниях (золотая зорька, золотая брошь) дети приходят к выводу, что в первом случае прилагательное употреблено  не в своем обычном значении, а  в переносном, вследствие чего высказывание становится ярким и выразительным. Для наблюдения над прямым и переносным значением можно использовать следующие  словосочетания: горячее желание, сердитая зима, бархатная травка.

Наряду с упражнениями, которые проводятся под руководством учителя, следует предлагать детям  самостоятельно находить в текстах  прилагательные, употребленные в  переносном значении и составлять примеры, в которых эти прилагательные были бы употреблены в прямом значении.

Можно предложить расположить  данные слова по мере уменьшения признака, например: небольшой, маленький, микроскопический, крошечный.

Для того, чтобы дети запомнили правописание наиболее часто  употребляемых прилагательных с  непроизносимой согласной, можно предложить задание такого типа: “Подберите прилагательные, близкие по смыслу данным, так, чтобы  в подобранных прилагательных была непроизносимая согласная”: красивый – прелестный; большой – гигантский; знаменитый – известный; смелый –  доблестный.

Часто дети ошибаются  в написании слов, где нет непроизносимой согласной. Можно дать им следующее  задание: подберите прилагательные, близкие по смыслу, в которых нет  непроизносимой согласной: угрожающий – опасный; красивый – прекрасный; волшебный – чудесный. Такого рода задания можно выполнять коллективно, попутно повторяя орфографические навыки.

Таким образом, в  результате изучения имен прилагательных дети должны знать значение имени  прилагательного, вопросы, по которым  можно узнать имя прилагательное,- изменение по падежам, родам и  числам в зависимости от имени  существительного, должны знать способы, посредством которых можно определить правописание того или иного прилагательного  с безударными окончаниями (безударные окончания пишутся так же, как  ударные)

При организации  упражнений следует иметь в виду, что если одни и те же упражнения повторяются в течение длительного  времени без перерыва, то результаты их вследствие развивающегося утомления  не только не улучшаются, но ухудшаются. Каждый учитель должен знать, что в результате долгих упражнений деятельность выполняется все более и более правильно, точно, быстро, экономно, без ошибок.

1.4 Занимательные  упражнения по развитию речи  имени прилагательного.

Занимательный материал -  это упражнения,необходимый  для создания интереса к учеьному материалу, для привлечения внимания детей к уроку.  К занимательным  упражнениям можно отнести сказки, загадки, стихи, ребусы, кроссворды, шарады, головоломки, чайнворды и другие.

В последние десятилетия  издано огромное количество пособий  по игровым методикам: это игры на сообразительность, "хитрые" задачи, игры в слова, словесное и картинное  лото, колеса приставок и суффиксов, лестницы слов, а также материалы  для викторин и олимпиад, задачи на разгадывание пословиц и фразеологических единиц, заданий на подбор и комментирование  синонимических групп, антонимических пар, омонимов, паронимов, на многозначность слов [16, с. 445 - 446].

Богатство занимательных  заданий настолько велико, что  поможет даже слабому ученику  появлению и проявлению желания  заниматься русским языком, тогда  повысится успеваемость младшего школьника, а это будет являться огромным достижением в работе любого учителя. Ведь для него важен результат  выполняемой деятельности.

Занимательная грамматика”  занимает важное место в решении  практических задач, которые состоят  в том, чтобы научить детей  правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников.

Курс изучения “Занимательной грамматики” для учащихся 2–4-х  классов ставит следующие задачи:

развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;

расширение и углубление программного материала;

воспитание любви  к великому русскому языку;

пробуждение потребности  у учащихся к самостоятельной  работе над познанием родного  языка и над своей речью;

совершенствование общего языкового развития младших  школьников.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

Информация о работе Лингвистическое и методическое обоснование развития речи при изучеии темы: « Имя прилагательное на уроках русского языка в начальной школ