Лингвистическое и методическое обоснование развития речи при изучеии темы: « Имя прилагательное на уроках русского языка в начальной школ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 14:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы является рассмотрение методическую системы по развитию речи в процессе изучения имени прилагательного в начальных классах .
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
-изучить лингвистическую, психолого-педагогическую методическую литературу по теме исследования;
- рассмотреть систему работы по изучению имени прилагательного с использованием принципов и приёмов развивающего обучения;
- иследовать упражнения, для развития речи в процессе изучения «имени прилагательного»;
- разработать планы-конспекты уроков о проблеме формирования речевых умений учащихся в связи с изучением темы «имя прилагательное»;
Объект исследования - учебный процесс, связанный с развитием речи младших школьников при изучении лексико-семантических групп и грамматических категорий имени прилагательного.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………..2
Глава1.Лингвистическое и методическое обоснование развития речи при изучеии темы: « Имя прилагательное»…………………………………..7
1.1Прилагательные и его категории при изучении русского языка…7
1.2Проблемы развития детей младшего школьного возраста…………12
1.3 Упражнения по развитию речи при изучении имени прилагательного ……………………………………………………………………………………………………………….21
1.4 Занимательные упражнения по развитию речи имени прилагательного……………………………………………………………………………………28
Глава 2. Практическая работа по проблеме развития речи при изучении темы «Имя прилагательное на уроках русского языка в начальной школе»……………………………………………………………………………………………………35
2.1Комплект учебников………………………………………………………………………….35
2.2 Конспеты уроков……………………………………………………………………………….61
Заключение……………………………………………………………………………………………72
Библиография…………………………………………………………………………………………73

Файлы: 1 файл

ЮЛИЯДокумент Microsoft Office Word (5).docx

— 125.75 Кб (Скачать)

В обучении и общем  развитии младших школьников предмету "Русский язык" принадлежит  очень важная роль. Начальный курс русского языка должен - заполнять  специфические задачи и быть ступенью в преподавании этого учебного предмета в средней и старшей школе. Но характер, глубина и объем заданий  по языку зависят от дидактических  целей, которые ставятся перед начальным  образованием.

Содержание курса  русского языка в системе Л.В. Занкова на основе дидактических  принципов, направленных на общее развитие учащихся, и определяется составной частью целостной системы развивающего учения. [49, 290].

В системе Л.В. Занкова  курс "Русский язык" представлен  учебниками «Русский язык», автор А.В. Полякова (издательство "Просвещение"). А.В.Полякова [49, 290] указывает, что данная программа предполагает изучение большого объёма теоретического материала. По мнению автора, она рассчитана на максимальное использование умственных способностей учащихся начальной школы.

Примерное планирование изучения имени прилагательного  по системы Л.В.Занкова.

Последовательность  работы по годам обучения:

1 класс. Первоначальное  ознакомления с прилагатсльными  (без термина) начинается с  наблюдения над лексическим значением  прилагательных и вопросов, на  которые они отвечают. Первоклассники узнают, что:

- среди слов, которые мы употребляем в речи, есть слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?:

- каждое такое слово связано в речи по смыслу с другим словом, обозначающим предмет:

-предметы отличаются друг от друга своими признаками:

- у одного и того же предмета может быть несколько разных признаков:

- признаками предмета может быть цвет, вкус, запах, величина, форма и т.д.:

-по признакам можно узнать предмет.

Все указанные знания и навыки формируются у уча-щихся  в процессе выполнения практических работ, среди которых видное место  занимают письменные упражнения. Рекомендуются  такие виды работ, которые связаны  с раз-витием речи.

2 класс. На втором  году обучения работа над именем  прилагательным как частью речи  не ограничивается лишь ознакомлением  со значением этого разряда  слов и вопроса-ми, на которые  они отвечают, а предполагается  ознакомле-ние и с некоторыми  грамматическими значениями данной части речи. Дети знакомятся с изменением прилагатель-ных по родам и числам, с родовыми окончаниями и оконча-ниями множественного числа.

3 класс. В этом  классе программа предусматривает  изу-чение следующего материала:  изменение имен прилага-тельных  по падежам, родам и числам  в зависимости от существительного, правописание безударных окончаний  имен прилагательных.

4 класс Здесь даются  понятия о склонении имен прилагательных, некоторых случаях образования  прилагательных с помощью суффиксов.Получают  понятия о правописании безударных  окончаний прилагательного.

Формирование понятия  «имя прилагательное» на-чинается в  первом классе. Главной целью в  это время явля-ется раскрытие  многосторонности значения прилагатель-ных. Учитель, показывая предмет или  рисунок предмета, просит учащихся назвать признаки этого предмета. Дети называют и записывают, например: мяч ( какой?) красный, круглый, резиновый, легкий, миленький. Обязательно от-мечается, что написаны слова, а предмет  с его признаками есть в жизни, нас окружающей.

Осознание учащимися  роли прилагательных в нашей речи способствует упражнение в сравнении  текста без имен прилагательных и  с ними. Отмечается, что точность описа-ния значительно повышается, если используются слова, обозначающие признаки предметов.

Правильная постановка к словам вопросов какой? какая? какое? по сути своей, связана с пониманием рода имен суще-ствительных и имен прилагательных и синтаксической зави-симости  первых от вторых. Первоклассники учатся ставить вопрос практически, руководствуясь смыслом слов.

Во II классе формирование понятия «имя прилагатель-ное» находится  в прямой зависимости от уровня овладения  учащимися обобщенной категорией «признак предмета». С этой целью проводится классификация слов, обозначающих цвет, вкус, размер и т.д., и обобщение  особенностей таких слов. На основе обобщения свойств конкретных имен прилагательных второклассники выделяют показатели, свойственные именам прилагательным как части речи:

- обозначают признак предмета:

- отвечают на вопрос  какой?:

- изменяются по  родам и числам*

- относятся к существительным,  вместе с которыми образуют  словосочетание.

Род и число имен прилагательных. Категории рода и  числа у имен прилагательных не имеют  того самостоятель-ного значения, которое  свойственно существительным, и  являются только выразителями связи  прилагательных с су-ществительными. Следовательно, усвоить учащимися  род и число прилагательных -- это значит прежде всего усвоить  сущность связи этих двух частей речи. Средством выраже-ния связи являются окончания. На окончание и должно быть направлено внимание детей, например: день какой? теплый, ночь какая? теплая, утро какое? теплое. В ре-зультате наблюдения над именами существительными, со-четаемыми  с одним и тем же прилагательным, учащиеся определяют род имен существительных  и имен прилага-тельных и делают выводы о прилагательных:

1. Имена прилагательные  в единственном числе изменя-ются  по родам (в отличие от имен  существительных).

2. Род имени прилагательного  зависит от рода имени существительного, с которым оно связано. Если  существительное мужского рода, то и прилагательное мужского  рода и т.п.

3. Имя прилагательное  мужского рода отвечает на  вопрос какой? и имеет окончание  -ый (-ий), -ой. Имя прила-гательное  женского рода отвечает на  вопрос какая? и имеет окончание  -ая (-яя). Имя прилагательное среднего  рода отвечает на вопрос какое?  и имеет окончание -ое (-ее). Наблюдая  над прилагательными во множественном  числе, учащиеся убеждаются в  том, что во множественном числе  прилагательные по родам не  изменяются.

В ходе работы над  окончаниями следует обратить вни-мание  и на следующий факт: после твердых  согласных пи-шется окончание -ый, -ой, -ая, -ое, -ые, после мягких согласных -- -ий,-яя,-ее,ие.

Согласно программе, у учащихся формируется умение писать родовые окончания имен прилагательных. На форми-рование данного умения положительное влияние оказывает  овладение учащимися алгоритмом (порядком) действий:

1) Узнаю, с каким  существительным связано имя  прилага-тельное, и определю его  род.

2) По роду имени  существительного узнаю род имени  прилагательного.

3) Вспомню окончание  имени прилагательного этого  рода и напишу.

4) Сравню окончание  имени прилагательного и окончание вопроса.

Ознакомление с  изменением имен прилагательных по родам  можно построить по следующему плану:

1. Наблюдение над  сочетаниями существительных с  прилагательным:

- Запишите имена существительные:день, ночь, утро

- Определите род  существительных.

- Составьте словосочетания  с этими существительными и прилагательным «теплый»:день какой? теплый ночь какая? Теплая утро какое? теплое

- Чем отличается  прилагательное в каждом сочетании?

2. Выяснение причины  изменения окончаний прилагательных:

- Прочитайте вывод  в учебнике.

- Сравните, какого  рода имена существительные.

- Определите род  имен прилагательных.

- Почему изменилось  окончание в прилагательном?

- Выделите окончания  в прилагательных.

3. Аналогичные задания  с прилагательными «синий», «молодой».

4. Обобщение:

- Что можно сказать  о роде имен прилагательных?

- На какой вопрос  отвечает и какие окончания  имеет имя прилагательное мужского  рода? женского рода? среднего рода?

5. Работа с таблицей  родовых окончаний прилагательных (по учебнику).

Умение писать родовые  окончания имен прилагатель-ных  отрабатывается в процессе работы над  словосочетани-ем которая готовит  детей к записи предложений. Работая  над предложением, учащиеся отмечают имя существитель-ное, к которому относится имя прилагательное, определя-ют род, число и выделяют окончание. Система упражне-ний, предусматривающая  не только анализ предложений, но и  их составление с последующей  записью, способствует выработке навыка правописания окончаний и одновремен-но точному употреблению прилагательных в речи.

Падежные окончания  имен прилагательных. В III классе программой предусматривается изучение правопи-сания  падежных окончаний имен прилагательных. Задачи работы на данном этапе:

1. Совершенствование  знаний об имени прилагательном  как части речи: лексическом значении  прилагательных, их изменениях по  родам, числам и падежам, зависи-мости  имени прилагательного в предложении  от имени существительного.

2. Развитие умения  точно употреблять прилагательные  в устной и письменной речи.

3. Формирование навыка  правописания падежных оконча-ний  имен прилагательных в единственном  и множест-венном числе. Совершенствование  навыка правописания родовых  окончаний.

Новым для третьеклассников является склонение прилагательных и правописание падежных окончаний. Ос-нову для формирования этого навыка составляют следующие знания и умения:

- умение установить  связь слов в предложении и  найти то существительное, от  которого зависит прилага-тельное  (умение выделить словосочетание):

- знание о том,  что прилагательное употребляется  в том же роде, числе и падеже, в котором употреблено имя  существительное:

- знание окончаний  падежей:

- умение правильно  поставить вопрос к имени прилагательному  и сопоставить окончание имени  прилага-тельного с окончанием  вопроса.

Формирование навыка правописания падежных окон-чаний прилагательных зависит от порядка выполняемых  учеником действии:

1) Ученик устанавливает  связь слов, выделяют словосочетание.

2) Определяет род,  число и падеж существительного.

3) Опираясь на  существительное, узнает число,  род и падеж прилагательного.

4) Вспоминает окончание  в этом падеже и пишет окончание. 

Ученики узнают, что  определить падежные окончания прилагатель-ных  помогает вопросительное слово какой? (какое?). Формирование навыка предполагает хорошее знание окончаний. Поэтому  обязательно составляются таблицы  падежных окончаний имен прилагательных: общая для всего класса и каждым учеником для себя на листе. На первом этапе формирования навыка при выполнении упражнений учащимся разрешается пользоваться таблицей, которая выполняет роль справочника.

Правописание падежных окончаний отрабатывается по падежам. Порядок изучения падежей определяется принци-пом сопоставления падежей, в каком-либо отношении сход-ных. Поскольку прилагательные мужского и среднего рода склоняются иначе, чем  прилагательные женского рода. Они  рассматриваются в отдельности. Правописание окончаний именительного  падежа отрабатывается во II классе, как  на-чальная форма слова, поэтому  в III классе сразу проводится сопоставление  именительного и винительного падежей. Рас-познаются падежи прилагательных по падежу существитель-ного, а последние, как известно, по члену предложения (под-лежащее или второстепенный член).

Особого внимания заслуживает  родительный падеж. Написание окончаний -ого, -его противопоставляются про-изношению (-ово. ева).

Прежде чем сопоставлять творительный и предложный падежи, следует специально остановиться на особенностях творительного падежа, так как учащиеся склонны употреб-лять окончания имен прилагательных окончаниям имен существительных. Поэтому необходимо сопоставить окон-чания прилагательных и окончания существительных в творительном падеже, например: городом каким? молодым, полем каким? широким. Для распознавания твори-тельного и предложного падежей важно противопоставить вопросы, предлоги, окончания. Предлог не относится к при-лагательному, но стоит перед ним. Предлог поможет рас-познать падеж имени существительного.При изучении склонения имен прилагательных женского рода сравниваются окончания родительного, дательного, тво-рительного и предложного падежей (какой? -ой, -ей). Вывод об одинаковом окончании учащиеся могут сделать самостоятель-но после анализа таблицы, просклоняв имена прилагательные.

Информация о работе Лингвистическое и методическое обоснование развития речи при изучеии темы: « Имя прилагательное на уроках русского языка в начальной школ