Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 14:29, курсовая работа
Цель работы является рассмотрение методическую системы по развитию речи в процессе изучения имени прилагательного в начальных классах .
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
-изучить лингвистическую, психолого-педагогическую методическую литературу по теме исследования;
- рассмотреть систему работы по изучению имени прилагательного с использованием принципов и приёмов развивающего обучения;
- иследовать упражнения, для развития речи в процессе изучения «имени прилагательного»;
- разработать планы-конспекты уроков о проблеме формирования речевых умений учащихся в связи с изучением темы «имя прилагательное»;
Объект исследования - учебный процесс, связанный с развитием речи младших школьников при изучении лексико-семантических групп и грамматических категорий имени прилагательного.
Введение……………………………………………………………………………………..2
Глава1.Лингвистическое и методическое обоснование развития речи при изучеии темы: « Имя прилагательное»…………………………………..7
1.1Прилагательные и его категории при изучении русского языка…7
1.2Проблемы развития детей младшего школьного возраста…………12
1.3 Упражнения по развитию речи при изучении имени прилагательного ……………………………………………………………………………………………………………….21
1.4 Занимательные упражнения по развитию речи имени прилагательного……………………………………………………………………………………28
Глава 2. Практическая работа по проблеме развития речи при изучении темы «Имя прилагательное на уроках русского языка в начальной школе»……………………………………………………………………………………………………35
2.1Комплект учебников………………………………………………………………………….35
2.2 Конспеты уроков……………………………………………………………………………….61
Заключение……………………………………………………………………………………………72
Библиография…………………………………………………………………………………………73
2 группа. (какая?) (кто?) забралась в (какой?) (что?).
3 группа. (какой?) (кто?) спрятался под (какую?) (что?).
Задание 5. Выборочный диктант. Выпишите только словосочетания имени существительного с прилагательным.
Ветка ели, еловая ветка, сосновая шишка, пушистый снег, ветер с севера,
лисья нора, северный ветер, алая заря, жители гор, лесные жители,темная туча,
речные берега, заячий след.
Задание 6.
- Зачем нам нужны имена прилагательные ? Давайте опишем этот цветок не упортребляя прилагательные?
(Я показываю цветы,учащиеся описывают, делаем вывод)
- Употребляя прилагательные мы делаем свою речь яркой, красивой, эмоциональной.
Задание 7.
а) Продолжите
пословицы, употребляя
Старый друг лучше.......(новых двух).
Ранний дождь озолотит, а......(поздний разорит).
б) Заменить прилагательные антонимами:
свежий хлеб- (черствый) Обращаемся в словарь.
свежий ветер- (теплый)
свежая рубашка- (чистая)
Задание 8.
Работа над текстом.Текст с пропущенными окончаниями имен прилагательных набран на компьютере и отображен на проекционном экране на доске : Лесная аптека.
Аптечн... ромашка, полев... хвощ, болотн... багульник, горьк... полынь –ценные лекаственн... растения. Школьники активн... участники сбора этих растений. Кажд... год они ведут заготовку цветов, трав, плодов.
Прочитать текст, красным
маркером дописать пропущенные окончания
имен прилагательных. Проверяем правильность.
Я показываю сушеные
- Где они растут? (в поле,в лесу)
- А зачем их сушить?
- Они являются лекарственными травами.
- Эти лечебный растения растут в наших лесах.
- Да, ребята в фармацевтике
70 % лекарств в своем соучставе
имеют травы. Основатель
Задание 9. Дифферинцированная работа: (раздаю разноуровневые карточки).
Спишите.
1. Вставьте пропущенные окончания имен прилагательных и выделите их. Определите род имен прилагательных.
Добр... дело два века живёт. Бережён... посуда два века живёт. Ближн... собака скорее укусит. Материнск... ласка конца не знает. Хорош... повар сам хвалит. Гнил... дерево стоит да скрипит. Горьк... слезинка даром не пройдёт. Длинн... нитка-ленив... швея.
2. Вставьте и выделите
пропущенные окончания.
Звонк... голос, летн... одежда, вкусн... пища, интересн... беседа, клубничн... варенье, маленьк... озеро, высохш... камыш, жарен... мясо,кожан... кресло, глубок... овраг, дорог... человек.
3. Определите род
имен существительных и
Маленький мальчик,нижний этаж, маленькое озеро,больное место, колючий кустарник, домашнее задание, дремучий лес, шелковое белье,зимнее утро.
Задание 10. Тестирование.
Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает...
предмет
признак
действие
Найди строку, в которой даны только имена прилагательные.
медленный,вареное,синий
верность,желтый. белый.
медлительность, верный, белизна
Как изменяется имя прилагательное ?
по лицам
по числам
по падежам
У прилагательного нет следующего признака...
рода
времени
числа
В каком имени прилагательном нужно писать окончание –яя ?
домашн... животное
домашн... работа
домашн... режим
Какая буква пропущена в окончании имен прилагательных в словосочетаниях?
Любовались зимн.м
лесом. Покрылся крепк.м льдом.
и
е
другая буква.
Итог урока.
Использованная литература.
Проверочные самостоятельные работы по русскому языку для 3 класса. (Т.Л. Федорова)
Новейший справочник школьника.(1-4 кл) Москва.2007 г Из- во Эксмо Шалаева Г. П.
Дидактический материал к интегрированному курсу.Москва..2004г. Р И Н О.
Тесты по русскому языку для 3класса.(Л П Николаева, И В Иванова) Москва. Изд-во “Экзамен “2007г.
Газета “Экологическая правда «Альметьевского муниципального района и г. Альметьевска Р.Т.
Урок русского языка в 3 классе
с использованием интерактивной доски
Тема: « Имя прилагательное»
Цели урока.
Образовательные: дать
детям представление о
Развивающие: развитие
речи при чтении художественного
текста, при проигрывании сценки.
Воспитательные: развитие творческих качеств; умение слушать других, воспитание любви к русской литературе
Оборудование урока: интерактивная доска, слайды, фишки, учебники, тетради, учебники русского языка.
1. Организационный момент.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны,
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
- О какой части речи мы сегодня будем говорить?
2. Работа по теме урока.
Сценка «Прилагательное и прилагается»
Г-жа Простакова: Митрофанушка, что ты знаешь из грамматики?
Митрофанушка: Много. Существительна да прилагательна.
Г-жа Простакова: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофанушка: Дверь? Котора дверь?
Г-жа Простакова: Вот эта!
Митрофанушка: Эта? Прилагательна!
Г-жа Простакова: Почему же?
Митрофанушка: Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит не навешана: так покамест существительна.
Г-жа Простакова : Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку.
Митрофанушка: И ведомо!
- Интерактивная доска.
- А теперь ответьте
на вопрос: что такое прилагательное?.
Дайте характеристику из
Изучая эту часть речи ты узнаешь: ( чтение с интерактивной доски) Имя прилагательное
Ты узнаешь:
· Какие признаки предметов называет имя прилагательное
· Что такое качественные, относительные и притяжательные прилагательные
· Почему можно сказать красив, хорош, умен, но нельзя сказать деревянен, стеклянен, медвежен
· Как образуются имена прилагательные и какими ленами предложения они обычно бывают
Какова цель нашего урока? ( на интерактивной доске)
Цель урока: «Знакомство с грамматическими признаками имени прилагательного».
Задачи урока:
1. Имя прилагательное как часть речи
2. Признаки имен прилагательных
3. Работа в рубрике «Давай подумаем»
4. Знакомство с правилами.
5. Работа над словосочетаниями.
- На интерактивной доске текст, в котором надо найти имена прилагательные, выделить их электронным маркером и задать к ним вопросы.
- Но сначала вспомните, из какого произведения эти строки?
Задание 1.
Найди имена прилагательные и задай к ним вопрос.
Пустил стрелу младший брат - упала она на боярский двор, прямо против девичьего терема. Пустил стрелу средний брат – полетела стрела к купцу на двор и остановилась у красного крыльца, а на том крыльце стояла душа-девица, дочь купеческая. Пустил младший брат и попала стрела в грязное болото, где сидела лягушка.
3. Работа в тетради ( упр 2 с. 69 текст упражнения на интерактивной доске) .На доске фотография торта.
Выпиши только те признаки, которые относятся к торту.
Сладкий, сдобный, кислый, синий, пышный, горький, красивый, резиновый, бисквитный, смешной, свежий, глупый, чёрствый, восхитительный, прекрасный, большой, клетчатый, воздушный, ягодный, мягкий, вкусный.
(Один ученик работает у доски электронным маркером, подчеркивая нужные слова)
4. Физминутка.
5. Чтение сказки «Скромные просители»
От рождения у
прилагательных у Прилагательных был
очень покладистый характер. Они
с удовольствием
- А что, если
нам попросить их у
( интерактивная доска)
Книга (какая?) интересная – ж. р, ед.ч., им.п..
Книги (какой?) интересной – ж. р., ед.ч., р. п
Книгу (какую?) интересную – ж.р., ед.ч., в.п.
Книгами (какими?) интересными – ж.р, мн.ч., т.п.
6. Знакомство с правилом ( на интерактивной доске)
Запомни!
· Имя прилагательное зависит от имени существительного
· Имя прилагательное
как и имя существительное имеет форму.
Форма может меняться.
· В словосочетании и предложении имя прилагательное ставится в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное. Такая связь называется согласованием.
7. Закрепление (дифференцированное)
С. 70 упр. 4.
Те, ребята, у которых
на парте – зеленые фишки
Те, у кого синие фишки – выписывают прилагательные и всего стихотворения.
Те, у кого красные фишки выполняют упр. 5.
Выписывают словосочетания,
отмечают окончания
8. Подведение итогов
урока.
Выводы по 2 главе:
Таким образом, анализ
программы и учебников
Представленные системы
работы над темой «Имя прилагательное»,
учитывающая психологические особенности
младших школьников, позволяет изучать
материал углубленно и взаимосвязано,
реализовывать принципы системы развивающего
обучения школьника.