Развитие связной речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:31, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: подбор и организация различных форм работы с детьми среднего дошкольного возраста по развитию связной речи.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы, в работе были определены следующие задачи:
Анализ литературы по проблеме развития связной речи детей 4-5 лет.
Выбор методов и методик исследования.
Выявление уровня сформированности связной речи у детей.
Обработка и анализ результатов исследования.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..………..4
1 Особенности обучения детей среднего дошкольного возраста связной
речи…………………………………………………………………………..……..8
1.1 Общая характеристика развития ребенка среднего дошкольного
возраста …………………………………………………………………..……..…8
1.2 Основные формы организации обучения детей среднего дошкольного возраста связной речи………………………………………………………….…11
1.2.1 Связная речь. Типы связной речи…………..………………………….…..11
1.2.2 Формы обучения дошкольников диалогической речи………..……..…....17
1.2.3 Формы обучения дошкольников монологической речи…………..……...22
1.3 Уровень требований к речевому развитию детей среднего дошкольного возраста по программе Воспитания и обучения в детском саду под
редакцией Васильевой М.А……………………………………..……..................41
1.4 Выводы по первой главе……………………………………..…………….…42
2. Исследование влияния использования различных форм обучения на успешность овладения детьми 4-5 лет связной речью……………..…………..45
2.1 Описание исследования……………………………………………………...45
2.2 Выбор методов и методик исследования…………………………………...45
2.3 Результаты исследования…………………………………………………….50
2.4 Анализ результатов исследования…………………………………………..59
2.5 Выводы по второй главе………………………………………….……….…63
Заключение……………………………………………………………………….65
Литература………………………………………………………………………..68
Приложения………………………………………………………………………72

Файлы: 1 файл

Диплом по развитию связной речи.doc

— 716.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

«БРАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра педагогики и  психологии

 

ОСОБЕННОСТИ  ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СВЯЗНОЙ РЕЧИ  НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

И В ПОВСЕДНЕВНОЙ  ЖИЗНИ 

Дипломная работа

ДР – 2069829-050706.65-50-07

 

 

 

Зав. кафедрой «ПиП»

Канд. псих. И., доцент       Е.В. Лодкина

И.контр.ст. преподаватель      М.В. Трофимова

 

Научный руководитель:

Канд.пед.наук, доцент       Т.И. Блинова

 

Выполнила:

Студент группы ПиПзус- 04           Т.Н. Зайцева

 

 

 

 

 

Братск, 2007г

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………..………..4

1 Особенности обучения детей среднего дошкольного возраста связной

речи…………………………………………………………………………..……..8

1.1 Общая характеристика развития  ребенка среднего дошкольного

 возраста …………………………………………………………………..……..…8

1.2 Основные формы организации обучения детей среднего дошкольного возраста связной речи………………………………………………………….…11

1.2.1 Связная речь. Типы связной речи…………..………………………….…..11

1.2.2 Формы обучения дошкольников  диалогической речи………..……..…....17

1.2.3 Формы обучения дошкольников  монологической речи…………..……...22

1.3 Уровень требований к речевому развитию детей среднего  дошкольного возраста по программе Воспитания и обучения в детском  саду под

редакцией Васильевой М.А……………………………………..……..................41

1.4 Выводы по первой главе……………………………………..…………….…42

2. Исследование влияния использования различных форм обучения на успешность овладения детьми 4-5 лет связной речью……………..…………..45

2.1 Описание исследования……………………………………………………...45

2.2 Выбор методов и методик исследования…………………………………...45

2.3 Результаты исследования…………………………………………………….50

2.4 Анализ результатов исследования…………………………………………..59

2.5 Выводы по второй  главе………………………………………….……….…63

Заключение……………………………………………………………………….65

Литература………………………………………………………………………..68

Приложения………………………………………………………………………72

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

         Связная речь -  смысловое развернутое  высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.

Каждый ребенок, должен научиться  грамматически правильно, связано и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей  должна быть живой, непосредственной, выразительной.

 Связная речь неотделима  от мира  мыслей: связность речи  – это связность мыслей. В ней отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выражать го в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость, застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

Однако не все дети одинаково успешно овладевают фонетической,          лексической, и грамматической стороной  речи. А именно их взаимосвязь является важным условием формирования связной речи.

          В детском саду обучение рассказыванию  систематически и целенаправленно осуществляется на специальных занятиях.

         Но, как показывает практика, одних  лишь занятий недостаточно. И  зачастую даже дети подготовительной к школе группы не умеют связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли, строить своё высказывание, что вызывает большие трудности при обучении их в школе. Эта проблема стоит сейчас очень остро. И на первый план должны выступать решение тех задач, которые  влияют на построение связного высказывания. И начинать эту работу нужно целенаправленно уже со среднего дошкольного возраста.

         В связи со всем сказанным,  учитывая актуальность проблемы  связного рассказывания, темой  работы определилось обучение  детей среднего дошкольного возраста связной речи на дополнительных занятиях и в повседневной жизни.  

Цель исследования: подбор и организация различных форм работы с детьми среднего дошкольного возраста по развитию связной речи.

Объект исследования: уровень развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования: формы организации обучения детей 4 – 5 лет связной речи.

Гипотеза: предполагается, что использование различных форм обучения  на дополнительных занятиях и в повседневной жизни влияет на успешность овладения детьми связной речью. 

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы, в работе были определены следующие задачи:

    1. Анализ литературы по проблеме развития связной речи детей 4-5 лет.
    2. Выбор методов и методик исследования.
    3. Выявление уровня сформированности связной речи у детей.
    4. Обработка и анализ результатов исследования.
    5. Выводы о соответствии гипотезы практическим данным исследования.

         Методы исследования. В соответствии с поставленной целью и определившимися задачами, в работе был использован комплекс методов, включающий: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования; сравнительный метод (контрольной и экспериментальной групп); констатирующий и контрольный этапы эксперимента; комплекс психодиагностических методик, направленный на определение активного словаря ребенка, выявление смысловой связи между предложенными картинками, структуры построения рассказа и методы обработки данных: количественный и качественный анализ полученного фактического материала.

Методики исследования. В экспериментальной работе был использован обоснованный комплекс методик, проверенный практикой, адекватной целям, задачам и логике исследования:

  1. методика на определение запаса слов, хранящихся в активной памяти ребенка (Р.С.Немов)
  2. методика на определение активного словарного запаса ребёнка при рассказывании по картинке (Р.С.Немов)
  3. методика на определение смысловой связи между предложенными картинками, умение составлять последовательный рассказ по ним (Г.Витцлака)
  4. методика на выявление структуры построения рассказа (Г. Витцлака)

Методологической основой  исследования явились работы психологов о развитии ребенка как явлении социальном, о ведущей роли обучения и воспитания в умственном развитии ребенка (Л.С.Выготский [6], А.В.Запорожец [13], А.П.Усова [49], В.А.Сохин [43], [44], А.М. Шахнарович [32], [55], Н.И.Лепская [25], С.М. Цейтлин [54],  В.И. Ядэшко [59], [60] Т.Н.Ушакова [51], А.К. Гвоздев [7], А.А.Леонтьев [34]. Так же  исследование базируется на научных трудах педагогов, посвященных развитию связной речи детей  (Е.И.Тихеевой [46], [47], А.П. Усовой [49], А.М.Леушиной, Л.А.Пеньевской [10], М.М.Кониной [18],  О.И. Соловьевой [41], О.С.Ушаковой [38], [50],  В.В. Гербовой [1], [8], Т.А.Марковой [40], А.М.Бородич [4]).

Новизна исследования: заключается в изучении вопросов преемственности содержания и методов развитие связной речи в среднем дошкольном возрасте, определении тех задач, которые влияют на построение связного высказывания. Это, во – первых, формирование интонационного чутья, дикции, темпа речи. Во – вторых, работа над смысловой стороной слова, его оттенков. В –третьих, работа над грамматической формой слова и предложения. В – четвертых, работа над синтаксисом, построением разных типов предложений, согласованием слов в предложениях. В – пятых, обучение умению составлять тексты с соблюдением общей структуры, разнообразных средств связи как между отдельными предложениями, так и его частями.

Практическая  значимость. Полученные в результате экспериментального исследования данные могут быть использованы: 

- при разработке психолого-педогогических  рекомендаций в практической  деятельности воспитателей ДОУ.

- при разработке циклов  занятий по развитию связной  речи в детском саду.

Экспериментальная база исследования.

Исследования проводились  на базе МДОУ д/с  
№ 3 г. Нижнеудинска. В исследовании приняло участие 40 детей среднего дошкольного возраста.

Контрольную группу составило 20 человек (10 девочек и 10 мальчиков). В экспериментальную группу вошло 20 человек (10 девочек и 10 мальчиков).

Структура дипломной  работы.

  Дипломная работа  состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Основной текст изложен на 57 страницах, содержит 8 таблиц, 16 гистограмм, 16 диаграмм. Общий объем работы составил 105 страниц. 

 

 

Глава 1 Особенности обучения детей среднего дошкольного возраста  связной речи

 

1.1 Общая характеристика  развития ребенка среднего дошкольного возраста

 

С нашей точки зрения, дошкольное детство довольно большой  отрезок  жизни ребенка. В этот период он открывает для себя мир  человеческих отношений, разных видов  деятельности и общественных функций людей. Новой социальной ситуацией развития становится мир социальных отношений.

По нашему мнению, в  среднем дошкольном возрасте дети с  одной стороны, стремятся активно участвовать во взрослой жизни (что им еще не доступно), с другой стороны – быть самостоятельными. Из этого противоречия, на наш взгляд, рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Появляющиеся ролевые  взаимодействия указывают на то, что  дети начинают  отделять себя от принятой роли.  В роли,  пишет П.Б. Эльконин «в нерасторжимом единстве представлены аффективно – мотивационная и операционально-техничная  стороны деятельности» [58], т.е.  социально – психологический потенциал развития ребенка. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради их  самих, а ради  смысла игры.  Происходит разделение игровых и реальных  взаимодействий детей.  

Мы считаем, что  в  этом  возрасте  становится более  развитым восприятие. По  Л.А. Венгер [5], основу способностей, связанных с восприятием, составляют перцептивные действия. Их  качество зависит от усвоения ребенком специальных систем перцептивных эталонов. Такими эталонами при восприятии, например, формы являются геометрические фигуры, при  восприятии цвета-спектральная гамма, при восприятии  размеров принятые для их оценки физические величины.   Дети оказываются способными называть форму, на  которую  похож тот или ной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку: величине, цвету; выделить такие параметры предмета, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети могут запомнить до семи-восьми названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание. Это выражается, на наш взгляд, в том, что дети способны принять задачи на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Процесс становления произвольного  и опосредованного запоминания был детального  изучен и проанализирован З.М.  Истоминой [15].

Начинает развиваться  образное мышление. Изучением характерного для него процесса формирования внутреннего  плана действий  занимался Н.Н. Поддьяков [37]. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения не сложных задач. Они могут  построить по схеме, решить лабиринтную задачу. Развивается предвосхищение. Дети  на основе пространственного расположения объектов могут сказать, что произойдет в результате взаимодействия объектов. Однако при этом, как нам кажется, им трудно встать на позицию другого наблюдателя, трудно во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Мы считаем, что для детей этого возраста особенно характерны известные  феномены Ж. Пиаже [36]: сохранение количества, объема и величины. Например, если  ребенку предъявить 3 черных  кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше – черных или белых?», - большинство ответит, что белых  больше. Но если  спросить: «Каких больше белых или бумажных?», ответ будет таким же – больше белых.

Продолжает развиваться  воображение.  Согласно О.М.  Дьянченко, [9] оно, как  и всякая другая психическая  деятельность, проходит определенный путь развития. В среднем дошкольном возрасте формируются, по нашему  мнению, такие  его особенности, как  оригинальность и произвольность. Дети могут  самостоятельно придумать небольшую  сказку на  заданную  тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку  оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он, на наш взгляд, способен удерживать  в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном  возрасте улучшаются произношение звуков и  дикция. Речь, по нашему мнению, становится предметом активности детей. Они имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на  основе грамматических правил. Этому феномену посвящены многие страницы широко известной книги К.И. Чуковского «От двух до пяти» «Починщик», «Почтаник», «Положите  нас на голову холодный мокресс», «Пойдем в этот лес заблуждаться», «Бабушка! Ты моя лучшая любовница!», «Дым трубится», «Меня обрызгал плавальщик», - вот примеры языковых изобретений малышей. И мы согласны с мнением тех  исследователей (Ж.Пиаже [36], В.С. Выготского [6]),   которые считают детское словотворчество показателем  освоения ребенком  словообразовательных средств родного  языка, оборотной стороной его тонкого языкового чутья.

Информация о работе Развитие связной речи