Развитие связной речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:31, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: подбор и организация различных форм работы с детьми среднего дошкольного возраста по развитию связной речи.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы, в работе были определены следующие задачи:
Анализ литературы по проблеме развития связной речи детей 4-5 лет.
Выбор методов и методик исследования.
Выявление уровня сформированности связной речи у детей.
Обработка и анализ результатов исследования.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..………..4
1 Особенности обучения детей среднего дошкольного возраста связной
речи…………………………………………………………………………..……..8
1.1 Общая характеристика развития ребенка среднего дошкольного
возраста …………………………………………………………………..……..…8
1.2 Основные формы организации обучения детей среднего дошкольного возраста связной речи………………………………………………………….…11
1.2.1 Связная речь. Типы связной речи…………..………………………….…..11
1.2.2 Формы обучения дошкольников диалогической речи………..……..…....17
1.2.3 Формы обучения дошкольников монологической речи…………..……...22
1.3 Уровень требований к речевому развитию детей среднего дошкольного возраста по программе Воспитания и обучения в детском саду под
редакцией Васильевой М.А……………………………………..……..................41
1.4 Выводы по первой главе……………………………………..…………….…42
2. Исследование влияния использования различных форм обучения на успешность овладения детьми 4-5 лет связной речью……………..…………..45
2.1 Описание исследования……………………………………………………...45
2.2 Выбор методов и методик исследования…………………………………...45
2.3 Результаты исследования…………………………………………………….50
2.4 Анализ результатов исследования…………………………………………..59
2.5 Выводы по второй главе………………………………………….……….…63
Заключение……………………………………………………………………….65
Литература………………………………………………………………………..68
Приложения………………………………………………………………………72

Файлы: 1 файл

Диплом по развитию связной речи.doc

— 716.50 Кб (Скачать)

Появляются обобщения. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при  общении со взрослым становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно, с нашей точки зрения, выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив.  Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она  вызывает интерес.

У детей формируется  потребность в уважении со стороны  взрослого, для  них оказывается  чрезвычайно важной его похвала. Это приводит  к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость  представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью. Она выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные  партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляется конкурентность, соревновательность. Последняя  важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа у ребенка, его детализации.

 

1.2 Основные  формы организации обучения детей  среднего дошкольного возраста  связной речи

 

1.2.1 Связная  речь. Типы связной речи

 

Связная речь – смысловое  развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.

По убеждению О.С. Ушаковой [50] связанная речь неотделима от мира мыслей: связанность речи – это связанность мыслей. В ней отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемость и выразить его правильной, четкой, логической речи.

В формировании связной  речи, на наш взгляд, отчетливо выступает  тесная связь речевого и умственного  развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Ведь, чтобы хорошо, связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.

Но связная речь, как  считает Ф.А.Сохин [44] – это все-таки речь, а не процесс мышления, не  размышление, не просто «думанье вслух». Поэтому для достижения связности  речи необходимо, с нашей точки зрения, уметь  не только отобрать содержание, которое должно быть передано в речи, но и использовать необходимые для этого языковые средства. Нужно умело использовать  интонацию, логическое (фразовое) ударение, подбирать наиболее точно подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения, и использовать разные языковые средства для связи предложений и перехода от одного предложения к другому.

По нашему мнению, связная  речь – это не просто последовательность слов и предложений – это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. «Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также совершенствует свою речь, научаясь мыслить» так же Ф.А.Сохин [43]  .

Связная речь как бы  вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Но это не значит, что развивать связную речь ребенка можно только тогда, когда он очень хорошо усвоил звуковую, лексическую и грамматическую стороны языка. Мы считаем, что формирование связной речи начинается раньше. Малыш может не уметь еще чисто произносить все звуки, не владеть большим объемом словаря и сложными синтаксическими конструкциями, но работа по развитию связной речи уже должна начинаться.

Самые простые задания на построение связного высказывания (например, пересказ простой небольшой сказки) предъявляет к речи 2 важных требования: 1)связная речь должна строится произвольно, преднамеренно в большей мере, чем, например, реплика в диалоге (ответ на вопрос) и т.д. 2) она должна  планироваться, должны намечаться  вехи, по которым будет развертываться рассказ. Формирование этих способностей, с нашей точки зрения, служит основой перехода к более сложным формам связной речи (например, к творческому рассказыванию).

По убеждениям Ф.А.Сохин [44], связность  монологической речи начинает формироваться в недрах диалога как основной формы речевого  общения. В диалоге, по  нашему мнению, связность зависит от способностей и умений не одного человека, а двух. Обязанности по ее обеспечению сначала выполняет, прежде всего, взрослый, но  постепенно их учится выполнять и ребенок. В диалоге каждый из собеседников отвечает на вопросы другого;  в монологической речи говорящий, последовательно высказывая свои мысли, как бы отвечает самому себе. Разговаривая с взрослым,  ребенок учится задавать вопросы самому себе. Диалог, на наш взгляд – первая школа развития связной монологической речи ребенка и вообще активизации его речи.

Высшей форма связной монологической речи – письменную речь. Е.И.Тихеевой [47] Она является более произвольной и осознанной, более планируемой, чем устная монологическая речь. Задача развития письменной связной речи (умений составлять текст) у  дошкольников сейчас не может  ставиться. И все же  психологические особенности письменной речи  могут быть использованы для формирования у дошкольников умений преднамеренно, произвольно строить связное устное высказывание (пересказ, рассказ). Это использование, по нашему мнению, основывается на «разделении труда» по составлению письменного текста между ребенком и педагогом: ребенок составляет текст, взрослый записывает. Такой прием составление письма – давно существует в методике развития речи дошкольников. Еще  Е.И. Тихеева рассматривала составление писем как цельный прием развития речи, который может и должен иметь место уже  в дошкольном возрасте. «Следует развивать в детях отношение к письму как к делу серьезному: надо хорошенько обдумать, что будешь писать, как лучше изложить свои мысли» [47] Е.И. Тихеева даже предполагала, что возможно проводить занятие по составлению письма  «уже с трех-четырех летними детьми» [46]

Составление письма обычно проводится коллективно, но это вовсе  не означает, что исчезает монологичность речи, снижаются требования к произвольности, осознанности построения текста: ведь текст составляет каждый ребенок. Более того, мы считаем, что коллективное составление письма облегчает воспитателю формирование у детей очень важной способности отбора лучшего, наиболее подходящего варианта предложения (фразы) или более крупной части текста, продолжающих изложение содержания письма. Эта способность собственно, и является сутью произвольности,  осознанности построения высказывания. Кроме того, преимущественное использование коллективной формы работы вовсе не означает, что не может иметь места индивидуальное составление письма. Необходимо сочетание того и другого.

Психолингвист А.Л.Леонтьев, рассматривал соотношение устной и письменной речи подчеркивал большую развернутость, произвольность и организованность последней, выдвинул положение о том, что организованной (то есть планируемой, «программируемой») речи легче начинать обучать с письменной речи [34]. Используя составление письма, можно достичь значительных результатов в развитии связности устной речи ребенка, в обогащении ее сложными синтаксическими конструкциями, поскольку речь, на наш взгляд, оставаясь устной по форме, будет в то же время строится на уровне развернутости и произвольности, характерном для письменной речи, и благодаря этому по своей структуре, по качеству связности будет приближаться к ней.

С нашей точки зрения, формирование произвольности речи, способности выбора языковых средств является важным условием не только развития связности речи, но и вообще усвоения языка, овладения тем, чего у ребенка пока еще нет в активной речи. Допустим, что маленький ребенок активно владеет только двумя первыми словами из  синонимического ряда идти – шагать, топать – брести (хотя понимать эти слова он может). Ф.А. Сохин констатирует тот факт, что если у ребенка ещё не  развита способность отбирать языковые средства в соответствии с задачами построения высказывания, он просто воспроизведет то слово, которое первым приходит в голову (скорее всего это будет идти, как более общее по значению) Ф.А. Сохин [44]. Если способность отбора уже есть (хотя бы элементарная), то малыш употребит слово, более подходящее к данному контексту (шагать). Главное, на наш взгляд, чтобы перед ребенком встала сама задача отбора. Выбирать он сможет, конечно, только из того, что у него есть. Но есть – это и в активном словарном запасе, и в пассивном, т.е. в том словаре, который ребенок понимает, но сам им не пользуется. И когда  условия построения высказывания будут таковы, что ни одно из слов, которыми владеет ребенок активно, не подходит к данному  контексту, он может обратиться к своему пассивному запасу и употребить не идти, а брести. Аналогично  обстоит дело и с активизацией сложных грамматических (синтаксических) конструкций.

Таким образом, по убеждениям О.С. Ушаковой [50], А.П. Усовой [49], Е.И. Тихеевой [46], [47], Л.А. Пеньевской [11], О.И. Соловьевой [41] и других,  связная речь, аккумулируя успехи, достижения ребенка в  усвоении всех сторон, всех уровней языковой системы, вместе с тем  с первых занятий по ее формированию становится важным условием овладения языком – его  звуковой стороной, лексикой, грамматикой, а также условием воспитания умений пользоваться языковыми средствами художественной выразительности речи.

Типы связной  речи

Существует два типа связной речи: диалогическая (или  диалог) и монологическая (монолог).

Диалог – беседа нескольких людей, не меньше двух. Цель беседы, по нашему мнению – спросить о чем-то и вызвать на ответ, побудить к какому-то  действию.

Монолог – связная  речь одного лица. Цель монолога, на наш  взгляд – сообщение о каких-то фактах.

Диалог по стилю в  основном разговорная речь. А разговорная  речь, как считает Л.В. Щерба [55], состоит из взаимных реакций двух общающихся между собой индивидов, это в сущности цепь реплик. С нашей точки зрения, в диалогической связной речи часто используются неполные предложения, пропущенные члены которых досмысливаются говорящими из  ситуации речи, и очень часто используются полные предложения стандартной конструкции (штампы) разговорного стиля: «Нужна мне твоя игрушка! (т.е. «Я не брал твоей игрушки») и другие. Предложения такого строения не употребляются в монологической речи.

Мы считаем, что диалогическую  речь дети усваивают довольно легко, так как ежедневно слышат ее в быту.

При описании чего-либо, при повествовании или рассуждении  о чем-либо  используется монологическая форма речи. По рассуждениям Л.В. Щерба [56], монолог – это уже организованная система облеченных в словесную форму мыслей, отнюдь не являющихся репликой, а преднамеренным воздействием на окружающих.

Различие между этими  типами речи, с нашей точки зрения, определяется типом логической связи предложений внутри контекста. Монолог же, по нашему мнению, сообщает о фактах действительности, а факты действительности всегда во временной или причинно-следственной связи (отношениях) друг с другом. Временная связь может быть двоякой: факты действительности могут находиться в отношениях одновременности или последовательности.

О.А.Нечаева [33] выделяет 3 типа монологической речи: описание, повествование и рассуждение.

          Сообщение о фактах, существующих  одновременно, называется описанием.

Сообщение, в котором  факты следуют один за другим, называется повествованием.

Сообщение о фактах находящихся в  причинно – следственных отношениях, называется рассуждением.

Мы считаем, что в  монологической речи, используется все  многообразие простых и сложных синтаксических конструкций литературного языка, которые и делают речь связной: предложения с однородными членами, с обособленными оборотами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Чтобы дети могли  понимать монологическую речь и тем более овладеть ею для передачи своих сообщений, надо, с нашей точки зрения, чтобы они овладели  соответствующими синтаксическими конструкциями. Пока ребенок не научится строить простые распространенные и сложные предложения, его речь не может быть связной. Значит, обучение разным типам монологической речи – это, прежде всего обучение грамматике – синтаксису.

На это обращал внимание еще И.И. Срезневский. Он писал: «Изучение главных основных предложений особенно важно для того, чтобы вникать в мысли сложные, выражающиеся не  иначе,  как  многими предложениями, которые должны быть связаны в одно целое, в один период… Соединение частей выражается посредством  особенных слов и выражений, которые своим значением определяют взаимную зависимость частей мысли. Поэтому знание этих особенных слов и выражений должно быть объяснено детям основательно…»[45]

«Особенные слова и выражения», «частицы», о которых говорил И.И. Срезневский [45], - это служебные слова – предлоги и союзы (потому что, несмотря на то что, есть и другие), которые дети должны усвоить, чтобы их речь могла быть связной.

Монологической речи, на наш взгляд, детей учить трудно, потому что они редко слышат ее в повседневной жизни в речи взрослых: в разговоре с детьми взрослые чаще всего используют форму диалога. 

         Между тем « … монологу надо  учить. В малокультурной среде  только немногие, люди с тем  или иным литературным дарованием, способны к монологу, большинство не в состоянии ничего связно рассказать» [57].

И мы считаем, что начинать учить монологу в школе поздно: предварительные навыки монологической речи надо развить до школы. 

 

1.2.2 Формы обучения дошкольников диалогической речи

 

Неподготовленная  беседа (разговор)

          Диалог,  разговор, беседа – является, по нашему мнению, основной  формой речевого общения ребенка со взрослыми и своими сверстниками.

Обучение речи в детском  саду протекает в двух формах: 1) в свободном речевом общении, 2) на специальных занятиях. Диалог, с нашей точки зрения, возникает преимущественно в свободном речевом общении и является базой для естественного развития произносительных, грамматических навыков, обогащения словаря детей, базой для приобретения навыков связной речи. Диалогу учат и на специальных занятиях, но таких занятий бывает, как правило, 1-2 в месяц; в свободном же общении ребенок вступает в диалог с воспитателем или с другими детьми в течение всего времени его пребывания в детском саду. Возвращаясь, домой, он продолжает диалог со  своими  домашними.

Информация о работе Развитие связной речи