Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:31, дипломная работа
Цель исследования: подбор и организация различных форм работы с детьми среднего дошкольного возраста по развитию связной речи.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы, в работе были определены следующие задачи:
Анализ литературы по проблеме развития связной речи детей 4-5 лет.
Выбор методов и методик исследования.
Выявление уровня сформированности связной речи у детей.
Обработка и анализ результатов исследования.
Введение…………………………………………………………………..………..4
1 Особенности обучения детей среднего дошкольного возраста связной
речи…………………………………………………………………………..……..8
1.1 Общая характеристика развития ребенка среднего дошкольного
возраста …………………………………………………………………..……..…8
1.2 Основные формы организации обучения детей среднего дошкольного возраста связной речи………………………………………………………….…11
1.2.1 Связная речь. Типы связной речи…………..………………………….…..11
1.2.2 Формы обучения дошкольников диалогической речи………..……..…....17
1.2.3 Формы обучения дошкольников монологической речи…………..……...22
1.3 Уровень требований к речевому развитию детей среднего дошкольного возраста по программе Воспитания и обучения в детском саду под
редакцией Васильевой М.А……………………………………..……..................41
1.4 Выводы по первой главе……………………………………..…………….…42
2. Исследование влияния использования различных форм обучения на успешность овладения детьми 4-5 лет связной речью……………..…………..45
2.1 Описание исследования……………………………………………………...45
2.2 Выбор методов и методик исследования…………………………………...45
2.3 Результаты исследования…………………………………………………….50
2.4 Анализ результатов исследования…………………………………………..59
2.5 Выводы по второй главе………………………………………….……….…63
Заключение……………………………………………………………………….65
Литература………………………………………………………………………..68
Приложения………………………………………………………………………72
В беседе могут быть использованы, по нашему мнению, различные приемы обучения: вопросы, объяснения воспитателя, указания, подсказ слова или выражения и повторение их, упражнения в выразительности речи, рассматривание иллюстраций к произведению. Детям, которые затрудняются в пересказывании можно задавать вопросы (их намечают заранее). Е.И. Тихеева [46], признавая пользу вспомогательных вопросов, предостерегает от их чрезмерного количества. Иногда во время беседы можно предложить всем детям вместе повторить то или иное авторское выражение, чтобы сохранить его в их пересказах.
После беседы нужно прочитать произведение еще раз.
Пересказ русских народных сказок, поскольку они хорошо известны детям, можно, на наш взгляд, провести иначе. В начале занятия надо предупредить детей, что сегодня они будут учиться пересказывать знакомую сказку, ее нужно внимательно прослушать. После чтения воспитатель задает несколько вопросов, дает пояснения и предлагает приступить к пересказу.
Детям, пересказывающим первыми, воспитатель помогает очень много. Таким образом, мы считаем, что все дети еще раз воспринимают указания воспитателя, осмысленно усваивая произведение. Практические примеры проведения занятий по пересказу можно найти в книгах В.В. Гербовой [8], Э.П. Коротковой [19], О.С. Ушаковой [38], А.П. Усовой [49].
Приемы обучения пересказу:
Совместный пересказ воспитателя с ребенком в начале обучения должен использоваться достаточно широко, особенно при работе с детьми не умеющими рассказывать, робкими.
В средней группе В.В. Гербова [8] рекомендует иногда пользоваться отраженным пересказом. Он труднее для ребенка, так как ему, по нашему мнению, приходится не только вставлять отдельные реплики в рассказ воспитателя, но и повторять целые фразы.
Воспитатель пользуется и приемом подсказа слова или фразы. Этот прием обеспечивает плавность, связанность пересказа, помогает избежать длинных пауз, вызова иных тем, что ребенок забыл текст.
Когда рассказывает ребенок с хорошей памятью, собранный, но медлительный, воспитатель во время пауз терпеливо ждет продолжения; своей позой, одобрением он компенсирует и внимание детей.
Вопросы – широко известный прием обучения. Л.П. Федоренко [53] выделяет следующие типы вопросов, помогающих пересказу монологического текста:
Детям, не умеющим рассказывать, можно задать вспомогательные вопросы до начала пересказа, которые успокоят его, помогут начать рассказ.
Иногда ребенок в процессе уверенного и правильного пересказа вдруг остановится, забыв текст. Тогда воспитатель задает наводящий или подсказывающий вопрос, но обязательно конкретный.
Можно привлекать для помощи рассказчику остальных детей. Обращение с вопросом, на наш взгляд, активизирует внимание и мышление слушателей.
Э.П. Короткова [19] считает необходимым обязательно использовать вопросы после пересказа ребенка. Они помогут выяснить, понимает ли данное произведение ребенок, допустивший смысловую ошибку, помогают восстанавливать пропуск.
Между пересказами А.М. Бородич [4] предлагает провести небольшое упражнение, дать общее указание. Можно использовать прием повторения, предложив ребенку пересказать отдельное место еще раз.
Как можно шире рекомендуется использовать прием поощрения. В процессе пересказа воспитатель поощряет ребенка улыбкой, кивком головы, коротким словом. В конце пересказа использует похвалу, особенно к детям, еще слабо умеющим пересказывать.
Пересказ по частям не разбивает цельности восприятия детей. Этот прием, на наш взгляд, позволяет опростить больше детей.
Пересказ по ролям (в лицах) увлекает детей. Он может занять значительное место при формировании выразительности речи.
Применяется на занятии такой игровой прием, как игра – драматизация. В этом случае реплики персонажей сопровождаются движениями: дети широко используют жесты, имитацию и т.д. Слова от автора сначала говорит воспитатель, а затем ребенок. Для исполнения ролей в игре в первую очередь вызываются дети со слаборазвитой речью, робкие. Игра – драматизация занимает минут 5. С ролью может справиться каждый ребенок, так как короткие реплики, по нашему мнению, под силу всем.
Обучения дошкольников рассказыванию. Виды рассказов
Согласно определения, предложенного А.М. Бородич [4], рассказ – это связное развернутое изложение, какого – либо события. Для рассказа ребенок самостоятельно отбирает содержание и речевое оформление. В рассказе в большей мере, по нашему мнению, находят отражение личный опыт ребенка, его эмоции. Это делает выразительность рассказа более естественной, непосредственной.
По содержанию Н.И. Кузина [22] подразделяет рассказы на два вида: фактические и творческие (придуманные детьми).
Содержание фактического рассказа должно соответствовать конкретному случаю, основываться на фактах. Примеры фактических рассказов: описание растения, игрушки, какого-либо прошедшего события.
При составлении творческих рассказов (рассказов по воображению), основанных на вымышленном материале, дети так же используют свой предыдущий опыт, но отдельные сведения ребенок должен объединить теперь новой ситуацией, предположить какое-либо событие.
По форме рассказы могут быть описательные и сюжетные. Описательный рассказ – это изложение характерных признаков какого-либо предмета или события. Описательный рассказ имеет свою структуру. Важно приучить детей выделять в рассказе начало (название предмета), изложение характерных внешних признаков (какой предмет, какие у него части, для чего они и т.д.), определение существенных действий предмета или действий с ним.
Разновидностью описательных рассказов, на наш взгляд, можно считать рассказы объяснительные. И.П. Короткова считает, что очень полезны объяснительные рассказы с элементами рассуждения, доказательства, сопровождаемые показом называемых действий. Объяснить что-то другому лицу – значит подвести его во определенной последовательности к пониманию главных связей и отношений, характерных для того явления, о котором рассказывается. На пример, ребенок должен объяснить товарищу, как использовать тот или иной предмет, игрушку, как играть в какую-то игру [22]
Сюжетный рассказ – это передача, каких – либо событий, сменяющихся во временной последовательности. В сюжетном рассказе обязательны действующие лица. Л.П. Федоренко [53] предлагает следующую классификацию сюжетных рассказов:
Требования к качеству любого рассказа:
Очень важное качество любого рассказа последовательность изложения содержания, умение строить несложные суждения, умозаключения, что в целом, на наш взгляд, характеризует логичность речи.
Приемы обучения рассказыванию:
В обучении рассказыванию Э.П. Короткова [ 19] выделяет следующие приемы. Основные из них: образец рассказа, план рассказа, коллективный разбор плана, коллективное составление рассказа, составление рассказа по частям, вопросы, оценка.
Образец рассказа – это краткое, живое описание какого-либо предмета или события, доступное для заимствования детьми по содержанию и форме.
Образец рассказа, как считает В.В. Гербова [8], более других приемов облегчает процесс обучения, так как детям показывается результат, которого они должны достичь. Образец определяет примерное содержание будущих рассказов детей, их объем и последовательность, облегчает подбор словаря.
Мы считаем, что применять его необходимо на первых ступенях обучения.
Образец рассказа воспитателя могут повторить 1-2 ребенка, плохо рассказывающие, при этом буквальное подражание связному рассказу у воспитателя играет, на наш взгляд положительную роль, вызывая речевую активность. Но и в этом случае не следует стремиться к дословному повторению образца, наоборот, нужно поощрять элементы самостоятельности.
Как прямой обучающий прием образец рассказа используется чаще всего в начале занятия, а также по ходу его в случаях затруднений большинства детей. Разновидность этого приема – частичный образец. Он употребляется в процессе закрепления умения рассказывать, если детям трудно дается выполнение какого - либо задания. Весь рассказ целиком или часть его можно повторить по мере надобности и по ходу занятия, включить в развернутую оценку ответа (в средней группе это можно сделать в игровой форме – от имени описываемой игрушки) [1], [8]. На первых порах образец рассказа лучше сопровождать его разбором или планом.
План рассказа – это 2 3 основных вопроса (пункта), определяющих содержание и последовательность изложения.
Для разнообразия детских рассказов воспитателю надо заранее подготовить дополнительные, новые пункты плана. Смена вопросов в процессе одного занятия, на наш взгляд, активизирует внимание детей, кроме того, это средство индивидуализации занятий.
Надо ли добиваться строго следования плану? Е.В. Тихеева [47] считает, что в группе детей 4-5 лет на первых занятиях можно не прерывать речь ребенка в случае отступления от плана. Но постепенно нужно указывать на неполноту или непоследовательность рассказа, привлекать группу к дополнению ответов.
Чтобы облегчить детям составление рассказов по плану и заранее обогатить содержание, рекомендуется коллективный разбор плана. До составления рассказов воспитатель обсуждает с детьми некоторые вопросы плана, показывая возможное разнообразие содержания рассказов.
Коллективное составление рассказа – своеобразный прием, используемый в основном на самых первых ступенях обучения творческому рассказыванию. Разбирая последовательно намеченный заранее план рассказа, воспитатель и дети выслушивают отдельные ответы, обсуждают, какие из них удачнее, и воспитатель повторяет их, как начало придуманного рассказа. Затем выбирают лучшие ответы на последующие вопросы, а воспитатель соединяет фразы в целое повествование, включая в него и свои предложения. В заключении весь рассказ повторяется воспитателем, а затем кем – ни будь из детей.
Преимущество этого приема Н.И. Кузина [22] видит в том, что активны все дети. Но у этого приема считает она есть и недостаток: речевая деятельность детей ограничена лишь составлением фраз, подбором слов, они мало упражняются в монологической речи.
На некоторых занятиях можно использовать составление рассказа по частям. Этот прием облегчает составление рассказа, так как уменьшается объем заданий. Занятие, с нашей точки зрения, становится более разнообразным, интересным, рассказы полнее, глубже, удается спросить большее количество детей.
Вопросы в обучении рассказыванию, по нашему мнению, играют второстепенную роль. Их задают в основном после того, как рассказ составлен для уточнения или дополнения его. В процессе же рассказывания в случае, какой-либо ошибки ребенка лучше пользоваться подсказом слова или предложения, исправлением допущенной ошибки, что менее нарушит связность рассказа, чем вопрос.
Оценка – так же обучающий прием. Она, по мнению А.П. Усовой [49], должна повлиять не только на ребенка, рассказ которого оценивается, но и на последующие рассказы других детей.
Применять в качестве приема обучения развернутую оценку каждого рассказа, по нашему мнению, не обязательно, но непременно надо в некоторых рассказах выделить что-то ценное.
Рассказывание по восприятию
Эти рассказы относятся
к категории фактических
Психологами Л.А. Венгер [5], А.Н. Леонтьевым [23], З.М. Истоминой [15] доказано, что при назывании вслух воспринимаемых предметов они различаются, осмысливаются быстрее, запоминаются более прочно. Ребенок, называя определенные свойства предмета, ячее их выделяет, тоесть упражняет свои ощущения и восприятия.
Занятие по описанию игрушек
Занятиям по описанию игрушек должны предшествовать занятия по их рассматриванию, на которых дети учатся выделять детали и качества игрушек, овладевают соответствующим словарем.