Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:31, дипломная работа
Цель исследования: подбор и организация различных форм работы с детьми среднего дошкольного возраста по развитию связной речи.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы, в работе были определены следующие задачи:
Анализ литературы по проблеме развития связной речи детей 4-5 лет.
Выбор методов и методик исследования.
Выявление уровня сформированности связной речи у детей.
Обработка и анализ результатов исследования.
Введение…………………………………………………………………..………..4
1 Особенности обучения детей среднего дошкольного возраста связной
речи…………………………………………………………………………..……..8
1.1 Общая характеристика развития ребенка среднего дошкольного
возраста …………………………………………………………………..……..…8
1.2 Основные формы организации обучения детей среднего дошкольного возраста связной речи………………………………………………………….…11
1.2.1 Связная речь. Типы связной речи…………..………………………….…..11
1.2.2 Формы обучения дошкольников диалогической речи………..……..…....17
1.2.3 Формы обучения дошкольников монологической речи…………..……...22
1.3 Уровень требований к речевому развитию детей среднего дошкольного возраста по программе Воспитания и обучения в детском саду под
редакцией Васильевой М.А……………………………………..……..................41
1.4 Выводы по первой главе……………………………………..…………….…42
2. Исследование влияния использования различных форм обучения на успешность овладения детьми 4-5 лет связной речью……………..…………..45
2.1 Описание исследования……………………………………………………...45
2.2 Выбор методов и методик исследования…………………………………...45
2.3 Результаты исследования…………………………………………………….50
2.4 Анализ результатов исследования…………………………………………..59
2.5 Выводы по второй главе………………………………………….……….…63
Заключение……………………………………………………………………….65
Литература………………………………………………………………………..68
Приложения………………………………………………………………………72
Ребенок. Кто-кто в теремочке живет?
Воспитатель. Я — мышка-норушка. А ты кто?
Ребенок. Я — лягушка-квакушка.
Воспитатель. А ты какая? Расскажи про себя!
Ребенок. Я зеленая, сама маленькая, а глаза большие. Хорошо прыгаю.
Примечание. 1. Перед началом воспитатель может дать образец описания внешнего вида своего героя («Я серенькая, маленькая, с длинным хвостом, люблю грызть корки. Кто я? Угадай-ка!»).
2.Воспитатель может предложить разыграть ситуации, не связанные с литературным произведением.
3.Обязательное условие игр-инсценировок — герои либо разговаривают, либо рассказывают о чем-либо. Вот некоторые сюжеты.
«Как Галя испугалась гусей»
Галя приехала к бабушке в деревню. Однажды она гуляла недалеко от реки, рвала... (цветы и плела венок). Вдруг она услышала, что позади нее кто-то зашипел: «Ш-ш-ш!». Галя обернулась и увидела... (большого гуся). Она... (испугалась и побежала домой). Прибежала к бабушке и рассказывает... (Я испугалась гуся. Он громко шипел и хотел меня ущипнуть). Бабушка... (успокоила Галю).
«Как котенок потерялся»
Пошел Вася с котенком гулять. Котенок был маленький и глупый. Он увидел... (бабочку, побежал за ней) и... (отстал от Васи). Стоит котенок и не знает, куда ему идти. Тут идет... (девочка Катя). Она увидела котенка и спрашивает... (Что ты здесь делаешь?) Котенок отвечает... (Я пошел гулять с Васей. Вдруг увидел бабочку и побежал за ней. Бабочка улетела, а я остался один). Девочка... (взяла котенка). Она... (отнесла его к Васе).
Примечание. Если играющий на вопрос «Что ты здесь делаешь?» отвечает односложно, его нужно спросить: «А как это случилось?»
«Как у Светы улетели воздушные шары»
Свете купили воздушные шарики. Однажды, держа шарики в руках и гуляя по улице, Света лишилась их из-за сильного ветра. Заплакала Света, а мимо тем временем пробегал маленький... (зайчик). Он... (спросил у Светы: «Почему ты плачешь?») Света рассказала... («Я гуляла, держа шарики. Вдруг налетел сильный ветер. Я не смогла удержать шарики. Они улетели».) Зайчик успокоил девочку. Он сказал... («Не плачь! Я угощу тебя морковкой».) Потом они стали... (весело играть).
«Как козленок испугался грома»
Жил-был... (козленок). Он любил... (гулять и щипать травку). Один раз... (он пошел на лужок). Вдруг... (налетел ветер, загремел гром, полил дождь). Козленок испугался и... (задрожал). Тут идет... (девочка с зонтиком). Она увидела козленка и спрашивает... («Почему ты дрожишь?») Козленок отвечает... («Я боюсь грома и дождя».) Девочка сказала... («Не бойся! Дождь скоро кончится».) Она... (накрыла козленка зонтиком).
«Как кот Васька чуть не поймал золотую рыбку»
Папа купил Леше рыбку... (желтую, с красным хвостиком). Поместили рыбку в большую банку. Леша долго любовался своей рыбкой. Когда он ушел, к столу подкрался... (кол? Васька). Он... (прыгнул на стол, сунул лапу в банку и стал ловить рыбку). Кот хотел... (съесть рыбку). Тут пришел Леша и... (прогнал кота).
На другой день Леша рассказал ребятам в детском саду про свою рыбку... («У меня есть рыбка. Она вся желтая, а хвостик у нее красный. Кот Васька чуть не съел мою рыбку. Он залез ( на стол и стал лапой ловить рыбку. Я его прогнал».)
«Как зайчик разговаривал с белочкой по телефону»
Зайчик позвонил белочке и говорит: «Здравствуй, белочка!»
Белочка. Здравствуй, зайчик!
Зайчик. Как ты живешь, белочка?
Белочка. Хорошо.
Зайчик. Что ты сейчас делаешь?
Белочка. Я грызу орешки.
Зайчик. А где твоя мама?
Белочка. Она сушит грибы.
Зайчик. Я хочу пригласить тебя погулять. Пойдешь со мной играть в мячик?
Белочка. Спасибо, пойду.
Зайчик. Прыгай, я буду ждать тебя под деревом. До свидания.
Белочка. До свидания, зайчик.
Приложение И.
Перспективный план работы по развитию связной речи в средней группе
Занятие 1
Тема. Рассказывание русской народной сказки «Смоляной бычок». Обучение грамматически правильной речи.
Цель: Учить эмоционально воспринимать художественное произведение, чувствовать характер шутливой сказки, различать жанр произведения. Побуждать проявлять свое отношение к сказке через характеристику поступков героев.
Объяснить значение слов «погреб» и словосочетания «ни свет ни заря».
Включать детей в беседу через воспроизведение диалога действующих лиц сказки, обращая внимание на грамматическую структуру речи. Учить употреблять названия детенышей различных животных (овца — ягненок, гусь — гусенок, курица — цыпленок),
Воспитывать умение слушать товарищей, работать в общем темпе, понимать указания воспитателя.
Занятие 2
Тема. Чтение произведения С. Маршака «Усатый - полосатый». Инсценирование фрагмента сказки «Смоляной бычок».
Цель. Учить различать стихотворный текст, проявлять свое отношение к героям, понимать идею художественного произведения через характеристику персонажей. Формировать интерес к художественному слову.
Объяснить значение слова «комод».
Побуждать детей к высказываниям по содержанию знакомой сказки «Смоляной бычок» (частично инсценируется на фланелеграфе). Учить пользоваться разнообразными интонациями для передачи характерных особенностей литературного образа.
Упражнять в употреблении существительных в родительном падеже (мышей, карандашей).
Занятие 3
Тема. Инсценирование фрагментов произведения С. Маршака «Усатый -полосатый» с использованием объемной игрушки.
Цель. Дать образец правильной речи при инсценировании отрывка литературного произведения.
Занятие 4
Тема. Разучивание русской народной песни «Гуси вы, гуси». Дидактическая игра «Узнай предмет по звуку».
Цель. Учить передавать в стихотворном тексте вопрос, удивление. Объяснить значение слова «слух».
Занятие 5
Тема. Разучивание стихотворения С. Михалкова «Кремлевские звезды».
Цель. Учить с помощью интонации передавать торжественный характер поэтического произведения.
Упражнять в употреблении существительных в именительном и родительном падежах. Учить самостоятельно образовывать форму множественного числа существительных.
Занятие 6
Тема. Формирование правильного произношения. Пересказ рассказа Л. Толстого «Отец приказал сыновьям».
Цель. Учить сохранять последовательность событий при передаче текста, использовать разную интонацию и силу голоса.
Занятие 7
Тема. Рассказывание сказки «Лиса Патрикеевна» в обработке К. Д. Ушинского.
Цель. Учить эмоционально воспринимать сказку, высказывать свое отношение к главному герою.
Воспитывать интерес к художественному слову, учить использовать в речи образные выражения из сказки: «шерсть пушистая, золотистая»; «свой пушистый хвост носит бережно».
Занятие 8
Тема. Описание внешнего вида игрушек.
Цель. Учить последовательно описывать игрушку, составлять небольшой рассказ. Познакомить с таким средством выразительного раскрытия образа, как описание портрета героя. Формировать умение строить высказывание с помощью вопросов педагога.
Воспитывать интерес к рассказыванию с помощью мотивационной установки.
Занятие 9
Тема. Описание картин «Катенька» и «Машенька»
Цель. Учить строить описательные рассказы по картине, с опорой на вопросы педагога.
Воспитывать интерес к рассказыванию с помощью мотивационной установки.
Занятие 10
Тема. Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Галка». Рассматривание картины «Едем на лошадке».
Цель. Учить понимать содержание произведения, пересказывать его близко к тексту.
Учить отвечать на вопросы развернутыми предложениями.
Подготовка к занятию.
Рассмотреть иллюстрации с
Занятие 11
Тема. Рассказывание по картине «Едем на лошадке».
Цель. Учить составлять
небольшой рассказ по картине: включать
в него элементы повествования, усвоенные
на предыдущих занятиях,— описание
места действия, портрета героя, его
настроения. Формировать
Занятие 12
Тема. «В игрушечном цирке».
Цель. Учить составлять небольшие рассказы об игрушках. Закреплять знания детей о средствах раскрытия образа: описание портрета героя, его настроения.
Учить составлять небольшие повествования с опорой на вопросы педагога.
Воспитывать интерес к рассказыванию через игровую мотивационную установку.
Занятие 13
Тема. Пересказывание сказки «Пых» и описание игрушки.
Цель. Учить внимательно слушать рассказ воспитателя, отвечать на вопросы полным предложением. Учить связно, последовательно, выразительно, близко к тексту передавать содержание сказки, используя слова автора. Развивать связную речь, передавать настроение героя повествования.
Предварительная работа. Рассмотреть картинку с изображением ежика. Обратить внимание на его внешний вид, отметить некоторые повадки.
Занятие 14
Тема. Составление рассказа «Опиши друга».
Цель. Упражнять в использовании
различных средств для
Учить строить повествование самостоятельно, целенаправленно. Рассказывать четко, выразительно, стараясь заинтересовать товарищей.
Упражнять в умении пользоваться силой голоса, разнообразными интонациями.
Занятие 15
Тема. Рассказывание по картине «Летом в парке».
Цель. Обучать составлять несложные сюжетные рассказы по картине. Закреплять умение использовать средства раскрытия образа: описание портрета героя, его настроения.
Учить строить рассказ самостоятельно, целенаправленно, логично.
Упражнять в согласовании существительных с прилагательными, в составлении простых распространенных предложений.
Занятие 16
Тема. Пересказывание сказки «Кот, петух и лиса».
Цель. Учить пересказывать сказку связно, последовательно, близко к тексту.
Развивать общеречевые умения: рассказывать громко, четко, с разной интонацией.
Воспитывать интерес к народному творчеству, формировать чувство дружбы и взаимопомощи.
Подготовка к занятию. Рассмотреть иллюстрации к сказке, обращая внимание на характерные особенности персонажей, их повадки. (Показать сказку в настольном театре.)
Занятие 17
Тема. «Расскажем про игрушку».
Цель. Учить самостоятельно составлять небольшие рассказы об игрушках. Использовать знакомые средства для раскрытия образа: описание портрета, настроения героя, его чувств; дать описание места действия.
Занятие 18
Тема. Рассказывание по картине «Природа в лесу». Формирование правильного произношения звуков.
Цель. Учить передавать содержание картины в рассказе. Используя различные средства выразительности, дать описание места действия, портрета героя, его настроения, природы.
Закреплять умение изменять темп речи и интонацию.
Уточнить значение следующих слов и выражений: «лесные подарки», «трусишки», «схоронились».
Занятие 19
Тема. Рассматривание картины «Друзья» из серии В. В. Гербовой «Картины по развитию речи». Дидактическая игра «Что игрушка рассказывает о себе».
Цель. Учить передавать содержание картины, отвечать на вопросы простыми и распространенными предложениями.
Формировать умение выделять характерные признаки игрушки и последовательно описывать ее. Дополнять ответы товарищей.
Закреплять умение согласовывать
существительные с
Занятие 20
Тема. Рассказывание по картине «Друзья».
Цель. Учить при описании картины последовательно излагать сюжет, устанавливать связи между действующими лицами, использовать в повествовании описания героев, места действия, времени года. Учить понимать и передавать в рассказах настроение героев.
Занятие 21
Тема. Обучение рассказыванию по картине «Саша и снеговик» (из серии «Звучащее слово» Г. А. Тумаковой).
Цель: Формировать навыки составления описательного рассказа. Учить развивать несложный сюжет, используя для раскрытия образов различные средства выразительности речи.