Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:31, дипломная работа
Цель исследования: подбор и организация различных форм работы с детьми среднего дошкольного возраста по развитию связной речи.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы, в работе были определены следующие задачи:
Анализ литературы по проблеме развития связной речи детей 4-5 лет.
Выбор методов и методик исследования.
Выявление уровня сформированности связной речи у детей.
Обработка и анализ результатов исследования.
Введение…………………………………………………………………..………..4
1 Особенности обучения детей среднего дошкольного возраста связной
речи…………………………………………………………………………..……..8
1.1 Общая характеристика развития ребенка среднего дошкольного
возраста …………………………………………………………………..……..…8
1.2 Основные формы организации обучения детей среднего дошкольного возраста связной речи………………………………………………………….…11
1.2.1 Связная речь. Типы связной речи…………..………………………….…..11
1.2.2 Формы обучения дошкольников диалогической речи………..……..…....17
1.2.3 Формы обучения дошкольников монологической речи…………..……...22
1.3 Уровень требований к речевому развитию детей среднего дошкольного возраста по программе Воспитания и обучения в детском саду под
редакцией Васильевой М.А……………………………………..……..................41
1.4 Выводы по первой главе……………………………………..…………….…42
2. Исследование влияния использования различных форм обучения на успешность овладения детьми 4-5 лет связной речью……………..…………..45
2.1 Описание исследования……………………………………………………...45
2.2 Выбор методов и методик исследования…………………………………...45
2.3 Результаты исследования…………………………………………………….50
2.4 Анализ результатов исследования…………………………………………..59
2.5 Выводы по второй главе………………………………………….……….…63
Заключение……………………………………………………………………….65
Литература………………………………………………………………………..68
Приложения………………………………………………………………………72
Методика 4 «Развитие речи»
Исходная ситуация: Ребенок рассматривает картинку. (Приложение В)
Инструкция: Теперь мы с
тобой будем рассматривать
Оценка результатов:
8 баллов – хорошо
структурированные предложения,
6 баллов – простые
распространенные предложения,
4 балла – одни простые
нераспространенные
1 балл – преимущественно неполные предложения.
0 баллов – полностью
нарушенное строение
Полученные баллы заносятся
в бланк регистрации
Таблица 3
Структура предложений |
Баллы |
Хорошая структура Распространенные предложения Простые предложения Неправильное предложения Искаженные предложения |
8 баллов 6 баллов 4 балла 1 балл 0 баллов |
При исследовании связной речи у детей нами были использованы психодиагностические методы и анализ продуктов деятельности. Из методов обработки данных количественный и качественный анализ.
2.3 Результаты исследования
Для проведения исследования были взяты 2 группы детей: контрольная и экспериментальная. В каждой группе по 20 человек (10 мальчиков, 10 девочек)
Нами было проведено первичное исследование, в ходе которого были получены следующие результаты:
Таблица 4
Определение запаса слов, хранящихся в активной памяти ребенка.
Уровни развития |
Очень высокий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Очень низкий |
Контрольная группа |
- |
2 (10%) |
4 (20%) |
8 (40%) |
6 (30%) |
Экспериментальная группа |
- |
2 (10%) |
5 (30%) |
7 (30%) |
6 (30%) |
Рис. 1
Рис. 2
Определение активного словарного запаса ребенка.
Таблица 5
Уровни развития |
Очень высокий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Очень низкий |
Контрольная группа |
2 (10%) |
4 (20%) |
10 (50%) |
4 (20%) |
- |
Экспериментальная группа |
2 (10%) |
6 (30%) |
10 (50%) |
2 (10%) |
- |
Рис. 3.
Рис. 4.
Выявление понимания
смысловой связи между
Уровни развития |
Очень хорошо |
Хорошо |
Частично охвачено |
Мозаичное описание |
Нет рассказа |
Контрольная группа |
- |
6 |
10 |
2 |
2 |
Экспериментальная группа |
2 |
4 |
8 |
4 |
2 |
Рис. 5.
Рис. 6.
Выявление структуры построение рассказа
Уровни развития |
Хорошая структура |
Распрост-раненные предло-жения |
Простые предло-жения |
Непра-вильные предло-жения |
Искажен-ные предло-жения |
Контрольная группа |
2 (10%) |
6 (30%) |
6 (30%) |
4 (20%) |
2 (10%) |
Экспериментальная группа |
2 (10%) |
6 (30%) |
8 (40%) |
3 (15%) |
1 (5%) |
Рис. 7
Рис.8
После проведенной
Определение запаса слов, хранящихся в активной памяти ребенка
Таблица 8
Уровни развития |
Очень высокий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Очень низкий |
Контрольная группа |
2 |
4 |
4 |
6 |
4 |
Экспериментальная группа |
4 |
8 |
6 |
2 |
- |
Рис. 9
Рис.10
Определение активного словарного запаса ребенка
Таблица 9
Уровни развития |
Очень высокий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Очень низкий |
Контрольная группа |
2 (10%) |
6 (30%) |
10 (50%) |
2 (10%) |
- |
Экспериментальная группа |
6 (30%) |
10 (50%) |
4 (20%) |
- |
- |
Рис. 11
Рис. 12
Выявление понимания смысловой связи между картинками
Таблица 10
Уровни развития |
Очень хорошо |
Хорошо |
Частично охвачено |
Мозаичное описание |
Нет рассказа |
Контрольная группа |
2 (10%) |
10 (50%) |
6 (30%) |
2 (10%) |
- |
Экспериментальная группа |
6 (30%) |
10 (50%) |
2 (10%) |
2 (10%) |
- |
Рис. 13
Рис. 14
Определение структуры построения рассказа
Таблица 11
Уровни развития |
Хорошая структура |
Распространенные предложения |
Простые предложения |
Неправильные предложения |
Искаженные предложения |
Контрольная группа |
2 (10%) |
8 (40%) |
8 (40%) |
2 (10%) |
- |
Экспериментальная группа |
8 (40%) |
8 (40%) |
4 (20%) |
- |
- |
Рис. 15
Рис. 16
2.4 Анализ результатов исследования
Проведенное первичное
исследование показало, что уровни
развития у детей связной речи
в контрольной и
Анализ показал:
словарь большинства детей
Замечания в обеих
группах в адрес высказывания
повествовательного типа: затруднения
в структурном оформлении
Наконец, небольшая
часть детей вообще
На основе
этих данных строилось
Задачи
первого, подготовительного
1) учить детей при описании предмета (в ходе игры «Узнай по описанию», «Угадай, что за зверь», «Выполни команду», «У кого», «Что за предмет?», «Что за овощ?», «Что у кого?», «Скажи какой») видеть и называть его характерные признаки, качества, действия (Приложение Г). Заметим, весьма эффективны и по сей день игры соревнования, предложенные ещё Е.И.Тихеевой. Одна из них – «Кто больше увидит и скажет про предмет?». За каждый правильный ответ – ленточка, а в итоге – приз. Желание отличиться побуждало ребенка к поиску необходимых слов или фразы. Мы использовали предметы (овощи, фрукты, одежду), описывая которые нужно было не только назвать видимые признаки, но и показать свои знания об этих свойствах и качествах, умение согласовывать прилагательное с существительным. 2) Формировать представление о последовательности действий персонажей путем раскладывания соответствующих картинок с помощью упражнений, активирующих глагольную лексику («Кто что умеет делать?», «Где что можно делать?») игр («Скажи, что сначала, что потом», «Добавь слово»). (Приложение Г)
Продолжительность подготовительного этапа определялась нами умениями детей быстро и разнообразно характеризовать объекты по признакам и действиям.
Задачи второго этапа:
Цель следующих занятий: