Развитие связной речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:31, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: подбор и организация различных форм работы с детьми среднего дошкольного возраста по развитию связной речи.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы, в работе были определены следующие задачи:
Анализ литературы по проблеме развития связной речи детей 4-5 лет.
Выбор методов и методик исследования.
Выявление уровня сформированности связной речи у детей.
Обработка и анализ результатов исследования.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..………..4
1 Особенности обучения детей среднего дошкольного возраста связной
речи…………………………………………………………………………..……..8
1.1 Общая характеристика развития ребенка среднего дошкольного
возраста …………………………………………………………………..……..…8
1.2 Основные формы организации обучения детей среднего дошкольного возраста связной речи………………………………………………………….…11
1.2.1 Связная речь. Типы связной речи…………..………………………….…..11
1.2.2 Формы обучения дошкольников диалогической речи………..……..…....17
1.2.3 Формы обучения дошкольников монологической речи…………..……...22
1.3 Уровень требований к речевому развитию детей среднего дошкольного возраста по программе Воспитания и обучения в детском саду под
редакцией Васильевой М.А……………………………………..……..................41
1.4 Выводы по первой главе……………………………………..…………….…42
2. Исследование влияния использования различных форм обучения на успешность овладения детьми 4-5 лет связной речью……………..…………..45
2.1 Описание исследования……………………………………………………...45
2.2 Выбор методов и методик исследования…………………………………...45
2.3 Результаты исследования…………………………………………………….50
2.4 Анализ результатов исследования…………………………………………..59
2.5 Выводы по второй главе………………………………………….……….…63
Заключение……………………………………………………………………….65
Литература………………………………………………………………………..68
Приложения………………………………………………………………………72

Файлы: 1 файл

Диплом по развитию связной речи.doc

— 716.50 Кб (Скачать)

Методика 4 «Развитие речи»

Исходная ситуация: Ребенок  рассматривает картинку. (Приложение В)

Инструкция: Теперь мы с  тобой будем рассматривать красивые картинки. Ты мне должен рассказать, что делают дети на этой картинке, что  там происходит.

Оценка результатов: 

8 баллов – хорошо  структурированные предложения,  используются соединительные слова.

6 баллов – простые  распространенные предложения, стереотипно  используются один  и  тот же соединительный союз.

4 балла – одни простые  нераспространенные предложения,  которые могут быть соединены повторяющимися союзами.

1 балл – преимущественно  неполные предложения.

0 баллов – полностью  нарушенное строение предложений.

Полученные баллы заносятся  в бланк регистрации результатов:

Таблица 3

Структура предложений 

Баллы

Хорошая структура

Распространенные предложения 

Простые предложения

Неправильное предложения

Искаженные предложения 

8 баллов

6 баллов 

4 балла 

1 балл

0 баллов


 

При исследовании связной  речи  у детей нами были использованы психодиагностические методы и анализ продуктов деятельности. Из методов обработки данных количественный и качественный анализ.

 

2.3 Результаты  исследования

 

         Для проведения исследования  были взяты 2 группы детей: контрольная  и экспериментальная. В каждой  группе по 20 человек (10 мальчиков, 10 девочек)

        Нами было проведено первичное  исследование, в ходе которого  были получены следующие результаты:

Таблица 4

 

Определение запаса слов, хранящихся в активной памяти ребенка.

Уровни развития

Очень высокий 

Высокий

Средний

Низкий

Очень низкий

Контрольная группа

-

2 (10%)

4 (20%)

8 (40%)

6 (30%)

Экспериментальная группа

-

2 (10%)

5 (30%)

7 (30%)

6 (30%)


 

 Рис. 1

Рис. 2

Определение активного  словарного запаса ребенка.

Таблица 5

Уровни развития

Очень высокий 

Высокий

Средний

Низкий 

Очень низкий

Контрольная группа

2 (10%)

4 (20%)

10 (50%)

4 (20%)

-

Экспериментальная группа

2 (10%)

6 (30%)

10 (50%)

2 (10%)

-


 

Рис. 3.

Рис. 4.

 

 

 

Выявление  понимания  смысловой связи между картинками

                                     Таблица 6

Уровни развития

Очень хорошо

Хорошо

Частично охвачено

Мозаичное описание

Нет рассказа

Контрольная группа

-

6

10

2

2

Экспериментальная группа

2

4

8

4

2


 

Рис. 5.

Рис. 6.

 

 

 

 

Выявление структуры  построение рассказа

                                                                                                                    Таблица 7

Уровни развития

Хорошая структура

Распрост-раненные предло-жения

Простые предло-жения

Непра-вильные предло-жения

Искажен-ные предло-жения

Контрольная группа

2 (10%)

6 (30%)

6 (30%)

4 (20%)

2 (10%)

Экспериментальная группа

2 (10%)

6 (30%)

8 (40%)

3 (15%)

1 (5%)


 

Рис. 7

Рис.8

           После проведенной коррекционной  работы по развитию связной  речи детей нами проводилось  вторичное исследование, которое  показало следующие результаты:

 

Определение запаса слов, хранящихся в активной памяти ребенка 

Таблица 8

Уровни развития

Очень высокий 

Высокий

Средний

Низкий 

Очень низкий

Контрольная группа

2

4

4

6

4

Экспериментальная группа

4

8

6

2

-


 

Рис. 9

Рис.10

 

 

Определение активного  словарного запаса ребенка 

Таблица 9

 

Уровни развития

Очень высокий 

Высокий

Средний

Низкий 

Очень низкий

Контрольная группа

2 (10%)

6 (30%)

10 (50%)

2 (10%)

-

Экспериментальная группа

6 (30%)

10 (50%)

4 (20%)

-

-


 

Рис. 11

 

 

Рис. 12

Выявление понимания  смысловой связи между картинками

Таблица 10

 

Уровни развития

Очень хорошо

Хорошо 

Частично охвачено 

Мозаичное описание 

Нет рассказа

Контрольная группа

2 (10%)

10 (50%)

6 (30%)

2 (10%)

-

Экспериментальная группа

6 (30%)

10 (50%)

2 (10%)

2 (10%)

-


 

 

Рис. 13

 

 

                       

Рис. 14

 

 

Определение структуры  построения рассказа

Таблица 11

 

Уровни развития

Хорошая структура 

Распространенные

предложения

Простые предложения

Неправильные предложения

Искаженные предложения

Контрольная группа

2 (10%)

8 (40%)

8 (40%)

2 (10%)

-

Экспериментальная группа

8 (40%)

8 (40%)

4 (20%)

-

-


 

 

Рис. 15

Рис. 16

 

 

2.4 Анализ результатов  исследования

 

  Проведенное первичное  исследование показало, что уровни  развития у детей связной речи  в контрольной и экспериментальной  группах примерно одинаковые. Это видно из таблиц (4,5,6,7), диаграмм (рис.1, 3, 5, 7), гистограмм  (рис. 2, 4, 6, 8).

 Анализ показал:  словарь большинства детей беден;  типичные особенности речи - частая  замена существительного местоимением, неточное обозначение некоторых предметов и действий, смешение близких по смыслу понятий. Предложения в основном простые, неполные. Изложение основной части рассказа без указаний на объект, без заключения; формально сочинительная связь между предложениями с помощью союзов «и», «да», указательных местоимений «это», «тут», наречий «здесь», «потом».

  Замечания в обеих  группах в адрес высказывания  повествовательного типа: затруднения  в структурном оформлении рассказа, непоследовательность в изложение  текста, развития сюжета. Высказывания большинства детей отличились композиционной незавершенностью – перечислением нескольких действий, изображенных на картинке. Отметим: некоторые дети довольно успешно излагали последовательное развитие сюжета, используя при этом прямую речь, однако пропуская какую-либо структурную часть рассказа (начало или конец).

   Наконец, небольшая  часть детей вообще затруднялись  в составление рассказов.

    На основе  этих данных строилось экспериментальное  обучение, включающее взаимосвязь речевых задач (словарную работу, формирование грамматического строя речи со специальной методикой по развитию связной  речи с детьми экспериментальной группы).

     Задачи  первого, подготовительного этапа: 

1) учить детей при  описании предмета (в ходе игры  «Узнай по описанию», «Угадай, что за зверь», «Выполни команду», «У кого», «Что за предмет?», «Что за овощ?», «Что у кого?», «Скажи какой») видеть и называть его характерные признаки, качества, действия (Приложение Г).  Заметим, весьма эффективны и по сей день игры соревнования, предложенные ещё Е.И.Тихеевой. Одна из них – «Кто больше увидит и скажет про предмет?». За каждый правильный ответ – ленточка, а в итоге – приз. Желание отличиться побуждало ребенка к поиску необходимых слов или фразы. Мы использовали предметы (овощи, фрукты, одежду), описывая которые нужно было не только назвать видимые признаки, но и показать свои знания об этих свойствах и качествах, умение согласовывать прилагательное с существительным. 2)  Формировать представление о последовательности действий персонажей путем раскладывания  соответствующих картинок с помощью упражнений, активирующих глагольную лексику («Кто что умеет делать?», «Где что можно делать?») игр («Скажи, что сначала, что потом», «Добавь слово»). (Приложение Г)

       Продолжительность  подготовительного этапа определялась нами умениями детей быстро и разнообразно характеризовать объекты по признакам и действиям.

        Задачи второго этапа: сформировать  у детей представление о том,  что всякое высказывание имеет начало, середину, конец, то есть  строиться по определённой схеме; научить связывать между собой 2 предложения, используя разнообразные средства связи. Сначала мы обращали внимание на схему построения сначала называли предмет, затем его части, признаки и, наконец, назначение предмета или его оценка; учили умению коллективно описывать предмет. Использовали игры, в которых следовало назвать какой – либо фрукт, дать его признаки или по голосу узнать, кто позвал тебя, и назвать отличительные детали его внешнего вида или описать предмет («Объясни Буратино», «Встань в круг», «Радио»).

        Цель следующих занятий: прививать  навыки самостоятельного описания  предметов (игры «Магазин», «Ателье», «Загадки») (Приложение Д). Мы предлагали  план рассказа, который определял  не сколько содержание высказывания, сколько последовательность и связь между его частями. Кроме того, мы пользовались схемами для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, временах года, овощах и фруктах (Приложение Ж.1., Ж.2., Ж.3., Ж.4., Ж.5.), использование которых заметно облегчало рассказывание. Наличие зрительного плана делало рассказы более интересными, последовательными, содержательными. Навыки повествовательной речи усваивались в составление совместного со взрослым сюжетных рассказов (в играх типа «Кто знает, тот дальше продолжает») (Приложение Д). Первоначально произносим 1-2 предложение (Пошел ослик…Там он встретил…Они стали…»), но с определенной интонацией, чтобы дети почувствовали, какой характер должен нести повествование. Постепенно основная часть текста в совместных рассказах усложнялась, включались элементы описаний, действия героев распространялись. В сюжет вводили глаголы общения, образующие семантический ряд спросил – ответил, попросил – сказал, закричал - обиделся. Так, дети, ориентируясь на значение глаголов, учились передавать диалог действующих лиц.

Информация о работе Развитие связной речи