Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:31, дипломная работа
Цель исследования: подбор и организация различных форм работы с детьми среднего дошкольного возраста по развитию связной речи.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы, в работе были определены следующие задачи:
Анализ литературы по проблеме развития связной речи детей 4-5 лет.
Выбор методов и методик исследования.
Выявление уровня сформированности связной речи у детей.
Обработка и анализ результатов исследования.
Введение…………………………………………………………………..………..4
1 Особенности обучения детей среднего дошкольного возраста связной
речи…………………………………………………………………………..……..8
1.1 Общая характеристика развития ребенка среднего дошкольного
возраста …………………………………………………………………..……..…8
1.2 Основные формы организации обучения детей среднего дошкольного возраста связной речи………………………………………………………….…11
1.2.1 Связная речь. Типы связной речи…………..………………………….…..11
1.2.2 Формы обучения дошкольников диалогической речи………..……..…....17
1.2.3 Формы обучения дошкольников монологической речи…………..……...22
1.3 Уровень требований к речевому развитию детей среднего дошкольного возраста по программе Воспитания и обучения в детском саду под
редакцией Васильевой М.А……………………………………..……..................41
1.4 Выводы по первой главе……………………………………..…………….…42
2. Исследование влияния использования различных форм обучения на успешность овладения детьми 4-5 лет связной речью……………..…………..45
2.1 Описание исследования……………………………………………………...45
2.2 Выбор методов и методик исследования…………………………………...45
2.3 Результаты исследования…………………………………………………….50
2.4 Анализ результатов исследования…………………………………………..59
2.5 Выводы по второй главе………………………………………….……….…63
Заключение……………………………………………………………………….65
Литература………………………………………………………………………..68
Приложения………………………………………………………………………72
В начале занятия воспитатель напоминает детям, что они уже рассматривали игрушки, знают, что игрушки бывают разного цвета и из разного материала. Далее идет важнейшая часть занятия: постановка цели перед детьми. Сначала следует внимательно посмотреть на игрушку, а потом рассказать, как она называется, какого цвета, из чего сделана. При объяснении задания не надо торопиться. Следует помнить, что дети впервые получают такие указания.
Мы думаем что, на первом занятии воспитатель должен дать образец и план рассказа, показывая, как строится рассказ. Вызванный ребенок выходит к столу, берет в руки игрушку, рассматривает, ощупывает ее и повернувшись лицом к группе, начинает рассказывать об игрушке, показывая ее детям. Если у ребенка рассказ не получается, можно предложить эту же игрушку для описания еще 2-3 детям, чтобы наглядно показать, как выполнять задание.
Повысить интерес к рассказу помогают на наш взгляд такие приемы. О.С.Ушакова [38] предлагает поставить перед ребенком любые 2-3 игрушки и рассказать о них или предложить рассказать любому товарищу из группы, «вызвать» его.
После ряда занятий с общим наглядным материалом можно провести 1-2 занятия с индивидуальным раздаточным материалом. Игрушки можно подбирать разнородные, но примерно одинаковой сложности, некрупные.
Описательные рассказы по картинкам
М.М.Конина [18] выделяет следующие виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине: 1) составление описательного рассказа по предметной картине; 2) составление описательного рассказа по сюжетной картине; 3) придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине; 4) составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок; 5) составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.
Во всех возрастных группах используются предметные картинки, изображающие как отдельные предметы, так и группу статичных предметов на нейтральном фоне.
Для составления описательных
рассказов используются и сюжетные
картинки. Сначала детям, на наш взгляд,
нужно осмыслить общее
О.И. Соловьева [41] считает, что если картина трудна по содержанию или по форме, композиции, то ее следует подробно рассмотреть заранее, на отдельном занятии.
Для составления описательных рассказов следует предлагать и уже известные картины. Начало занятий по этим картинам будет более простым без длительного рассматривания. Сначала выясняется главное, затем постепенно круг рассматривается предметов расширяется, устанавливается связь между ними.
Эта часть занятия обычно занимает от 2 до 5-7 минут, после чего воспитатель ставит перед детьми цель занятия.
Иногда рекомендуется
описывать отдельные части
Некоторые картины лучше описывать сразу полностью, так как иначе можно нарушить целостное их восприятие. Постепенно дети подводятся к восприятию пейзажных картин. Интересную и эффективную методику обучения детей рассматриванию пейзажных картин, а также рассказыванию по ним предложила Н.М. Зубарева [14].
Кроме настенных картин,
для составления рассказов
Когда дети научатся составлять небольшие рассказы описательного характера, можно перейти к рассказываю по последовательной сюжетной серии картин. Этот тер ин был предложен М.М. Кониной [18].
Рассказывание по памяти
На наш взгляд, рассказывание по памяти более сложная для ребенка деятельность, чем рассказывание по восприятию. Этот вид рассказа требует произвольной памяти. Психологами З.М. Истоминой [15], Т.Н. Ушаковой [51], Л.А. Венгер [5] и другими установлено, что самый сильный вид памяти эмоциональный. Поэтому лучше предлагать детям темы, оставившие яркий след не только в их сознании, но и в чувствах.
Перед очередным занятием воспитатель обращает внимание детей на объект, предлагая его запомнить, чтобы потом лучше о нем рассказать.
Тематика рассказов по памяти
Преднамеренное запоминание материала обеспечивает более высокое качество детских рассказов. Глубокое восприятие и произвольное запоминание чаще всего происходит под руководством воспитателя в коллективной организованной деятельности.
Эта деятельность дает материал для рассказов из коллективного опыта. На наш взгляд, они сравнительно легки и для детей, так как впечатления прочны, и для воспитателя, который хорошо знает содержание предстоящих рассказов и может уверенно ими руководить.
Другая категория детских рассказов – рассказы из индивидуального опыта. Они сложнее для детей, чем рассказы из коллективного опыта, так как детям нужно самостоятельно отобрать из своего опыта узкое содержание для одного рассказа. Ребенок должен рассказать наиболее полно и понятно, потому что описываемый предмет или событие слушатели не видели.
Мы считаем, что эти занятия трудны для воспитателя, потому что он, не зная конкретного содержания детских рассказов, не всегда может вовремя поправить или дополнить ответ. Руководя таким занятием, воспитатель должен приложить больше усилий, чтобы привлечь внимание остальных детей к рассказу. Е.И.Тихеева [46] считает, что для воспитателя эти рассказы – показатель не только развития речи, интересов, но и суждений детей.
Обучение рассказыванию по памяти
Обучать детей составлению рассказов по памяти нужно начинать с наиболее легких рассказов из коллективного опыта. Очень важное значение, на наш взгляд, имеет эмоциональный настрой детей, для чего необходимо умелое, образное напоминание воспринятого ранее. Для напоминания можно использовать вопросы к детям, предложить им небольшой рассказ, а так же наглядный материал: фотографии, показ игрушки-самоделки, картинки. Общую тему полезно, с нашей точки зрения, разделить на мелкие подтемы и составлять рассказ коллективно. Одну и ту же под тему можно предложить последовательно нескольким детям, особенно, если первый рассказчик неудовлетворительно справился с задачей.
Нужно приучить детей следить за составлением рассказа по заданной теме, не повторять сказанного и не забегать вперед. Если ребенок, обычно плохо рассказывающий, начинает рассказывать излишне распространенно, но поверхностно и воспитатель не хочет прервать его, в своей оценке педагог должен подчеркнуть, что надо было рассказать о немногом, зато точнее. Рассказывание из личного опыта требует большой педагогической помощи воспитателя. На первых занятиях воспитатель может дать рассказ-образец. Чтобы приблизить его содержание к рассказам детей, можно, на наш взгляд, использовать форму воспоминания о своем детстве или передачи рассказа своего знакомого ребенка. Содержание рассказа может быть и вымышленным. Образец рассказа должен натолкнуть детей на мысль о включении в свои рассказы наиболее полезного, положительного опыта из жизни детей.
Накануне некоторых занятий по рассказыванию, можно предложить детям понаблюдать за чем-то дома.
Рассказывание по воображению
Придуманные (творческие) рассказы детей более сложная ступень в формирующемся навыке монологической речи дошкольников. Мы считаем, что эти рассказы качественно отличны от предыдущих, так как строятся на иной психологической основе – детском воображении.
Изучением этого вида рассказов занимались Л.А. Пеньевская [10], Э.П. Короткова [19], О.И. Соловьева [40].
Руководя придумыванием рассказов, нужно, по нашему мнению, следить, чтобы созидательное, творческое воображение не превращалось в пустое фантазирование. Поддерживая в рассказе самостоятельность, элементы оригинального творческого воображения и фантазии, воспитатель одновременно воздействует на логику детской мысли, на воспитательную ценность содержания рассказов.
Приемы формирования воображения в процессе
придумывания рассказов
При развитии любой творческой деятельности дети нуждаются в показе способов действия. Существует ряд обучающих приемов для развития творческого воображения, инициативы детей при составлении творческих рассказов.
Мы считаем, что при
обучении творческим рассказам важным
является формирование правильного
понимания детьми задания «придумайте».
Для этого рекомендуется
Л.А.Пеньевская [10] предлагает составлять план в естественно – разговорной форме.
Используется предварительный разбор отдельных вопросов плана. На наш взгляд, этот прием помогает детям богаче и последовательнее развить сюжетную линию, подробнее описать действующих лиц, природу, а главное разнообразить содержание и форму будущих рассказов.
Воспитатель может изменить направление мысли детей своевременным подсказом.
Ответы детей помогают активизировать
необходимый для рассказов
Наиболее эффективен этот прием активизации воображения детей при обучении их использованию такого композиционного элемента, как описание внешнего вида героя, предметов, его окружающих, пейзажа.
Наиболее легкий для детей прием – предложение воспитателем нескольких вариантов развития сюжета (до вызова детей рассказывать). Вначале дети придерживаются тех вариантов, которые подсказал воспитатель, а затем придумывают свои.
Окончание рассказа, начатого воспитателем (придумывание конца), также, на наш взгляд, хороший прием для развития воображения. Воспитатель предлагает такую завязку, которая допускает несколько логических развязок.
Когда дети научатся придумывать простые рассказы при активной обучающей помощи воспитателя, можно усложнить задание. В виде вступления к детским рассказам Э.П. Короткова [20] предлагает использовать подробную характеристику действующего лица, а затем предложить для рассказывания ряд эпизодов на выбор. Свобода выбора, отсутствие единого плана обеспечивают, на наш взгляд, наиболее полную деятельность детской фантазии. В дальнейшем можно составить альбомы детских рассказов и рисунков, связанных единым действующим лицом.
Придумывания рассказов об игрушках
Для занятий данного вида можно использовать образные игрушки, а также некоторые сенсорные, дидактические, которыми дети пользуются: пирамидка, матрешка, погремушки и другие. Первые занятия, как правило, проводятся с демонстрационным материалом. Мы считаем, что, знакомя детей с новым заданием, воспитатель может использовать образец рассказа, план и другие приемы. Например, воспитатель, показав игрушку, предлагает ребятам придумать рассказ про мальчика или девочку, у которых якобы была эта игрушка. Наиболее распространенный план такого рассказа: как оказалась эта игрушка у ребенка? Какая она была? Что он стал с ней делать? На первых занятиях целесообразно разобрать первый и третий пункт плана, подсказав таким путем 2-3 варианта для составления рассказов. Прослушиваются рассказы об одной, затем о других игрушках, которые поочередно показывает воспитатель.
На следующем занятии можно дать дополнительные вопросы плана: долго ли игрушка была у ребенка? Что он делал, чтобы она была целой и красивой? Эти вопросы тоже, по нашему мнению, побуждают детей творчески использовать свои знания. Во второй половине занятия воспитатель может поставить перед детьми 3-4 игрушки (уже использованные на этом занятии и новые), предложить детям на выбор придумать рассказ. Во время рассказа ребенок может взять игрушку в руки, по своему желанию показать некоторые действия с ней. Если дети легко придумывают короткие рассказы об одной игрушке, то можно, на наш взгляд предлагать игрушки более сложные, 2 сразу или комплект. Такими занятиями надо пользоваться, прежде всего, для развития речи отстающих детей, при подборе материала учитывать их интересы и добиваться от них более подробного, связного рассказа.
Э.П. Короткова [19] разработала подобные занятия с заводными и музыкальными игрушками.
Е.И. Тихеева
[46], [47] рекомендовала еще один
прием – совместное
Если дети овладеют умением придумывать реалистический рассказ, если они знают много сказок, любят их, то мы считаем, что можно предложить им придумывать об игрушке сказку. План сказки может быть таким: какая игрушка попала ночью в детский сад? О чем она разговаривала с другими игрушками? Сказка включает описание игрушки и диалог игрушек. Если воспитатель захочет продолжить и усложнить эту работу он может наметить более трудные темы, которые предложит детям – лучшим рассказчикам. Эти дети получат посильное и увлекательное задание, а остальные, слушая их, будут упражнять свое воссоздающее воображение.