Развитие связной речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:31, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: подбор и организация различных форм работы с детьми среднего дошкольного возраста по развитию связной речи.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы, в работе были определены следующие задачи:
Анализ литературы по проблеме развития связной речи детей 4-5 лет.
Выбор методов и методик исследования.
Выявление уровня сформированности связной речи у детей.
Обработка и анализ результатов исследования.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..………..4
1 Особенности обучения детей среднего дошкольного возраста связной
речи…………………………………………………………………………..……..8
1.1 Общая характеристика развития ребенка среднего дошкольного
возраста …………………………………………………………………..……..…8
1.2 Основные формы организации обучения детей среднего дошкольного возраста связной речи………………………………………………………….…11
1.2.1 Связная речь. Типы связной речи…………..………………………….…..11
1.2.2 Формы обучения дошкольников диалогической речи………..……..…....17
1.2.3 Формы обучения дошкольников монологической речи…………..……...22
1.3 Уровень требований к речевому развитию детей среднего дошкольного возраста по программе Воспитания и обучения в детском саду под
редакцией Васильевой М.А……………………………………..……..................41
1.4 Выводы по первой главе……………………………………..…………….…42
2. Исследование влияния использования различных форм обучения на успешность овладения детьми 4-5 лет связной речью……………..…………..45
2.1 Описание исследования……………………………………………………...45
2.2 Выбор методов и методик исследования…………………………………...45
2.3 Результаты исследования…………………………………………………….50
2.4 Анализ результатов исследования…………………………………………..59
2.5 Выводы по второй главе………………………………………….……….…63
Заключение……………………………………………………………………….65
Литература………………………………………………………………………..68
Приложения………………………………………………………………………72

Файлы: 1 файл

Диплом по развитию связной речи.doc

— 716.50 Кб (Скачать)

Придумывание  рассказа на предложенный сюжет

Вопросы обучения детей  придумыванию рассказа на предложенную (словесную) тему хорошо освещены в  педагогической литературе. Тематика детских рассказов, методика проведения занятий были изучены Е.И. Тихеевой [46], [47] , О.С. Соловьевой [41], Л.А. Пеньевской [10], Э.П.Коротковой [19], [20].

Мы считаем, что темы этих рассказов должны быть близки опыту детей, полезны в познавательном отношении, предлагают большое разнообразие содержания.

Воспитатель  предлагает детям план рассказа. Чтобы поддержать интерес и активность детей, на  одном занятии  можно, на наш взгляд,  заметить одну тему  рассказывания другой.

Для первоначального  обучения можно предложить ряд самых  простых тем,  посвященных одной  задаче – творческому описанию. Пусть дети  вообразят себе 1 какой-либо предмет, попробуют в слове описать свое желание. Затем можно предлагать детям придумывать  серии рассказов – миниатюр, объединенных одним героем.

Детское словесное творчество  не ограничивается придумыванием рассказов  на реальные темы. Дети сочиняют собственные  сказки, стихотворения.

          Исследователи отмечают, что в  сказках, которые сочиняют дети заметно влияние фольклора. В большей степени это относится к тематике, содержанию и образам героев детских произведений и в меньшей – к композиции и стилю (исследования А.Е. Шибицкой [56], О.С.Ушаковой [50])

Важную роль в развитии детского словесного творчества играет, на наш взгляд, отношение к нему воспитателя, его интерес к этому виду деятельности и поощрения детей. Нужно по возможности создавать такие педагогические ситуации, которые побуждали бы детей к творчеств. (ролевые игры, выступления перед детьми на утренниках, вечера сказок, запись лучших сказок и стихов в рукописный журнал и другое).

 

1.3 Уровень  требований к речевому развитию  детей среднего 
дошкольного возраста по программе Воспитания и обучения в 
детском саду под редакцией Васильевой М.А.

 

Формирование  словаря.

Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении, расширять  представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.

Активизировать употребление в речи  названий предметов, их частей, деталей, материалов, из которых они  изготовлены, видимых и некоторых  скрытых свойств материалов (мнется, бьется, ломается, крошится).

Учить использовать в  речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.

Вводить в словарь  детей существительные, обозначающие трудовые действия (доктор лечит,  выписывает лекарства, бинтует, измеряет давление, смазывает горло и т.д.)

Продолжать учить детей  определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток, характеризовать состояние и настроение людей. Помогать заменять  часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять  слова – антонимы (чистый – грязный, светло  - темно).

Учить употреблять существительные  с обобщающим значением (мебель, овощи, животные).

Грамматический  строй речи

Предоставлять детям  возможность активного экспериментирования  со словами, поощрять характерное для  каждого года жизни словотворчество (босиковый, притолстился, не рассмешливай меня), тактично подсказывать общепринятый образец слова.

Продолжать помогать детям согласовывать слова в  предложении. Совершенствовать  умение правильно использовать предлоги в  речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по  аналогии), употреблять эти существительные в именительном и  винительном падежах (лисята – лисят, медвежата – медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель).

Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых  глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! И  т.п.), несклоняемые существительные (пальто, пианино, кофе, какао).

Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Связная речь

Продолжать совершенствовать  диалогическую речь: учить активно  участвовать в беседе, понятно  для слушателей отвечать на вопросы  и задавать их.

Воспитывать желание говорить как взрослые, поощрять ребенка выяснять, правильно ли он ответил на заданный вопрос.

Учить детей описывать  предмет, картину (по образу воспитателя).

Упражнять в составлении  рассказов по картине, созданной  ребенком с использованием   раздаточных карточек («У меня получился вот такой лес. В нем живут … растут …» и т.п.)

Упражнять детей в  умении драматизировать небольшие  сказки или наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.

 

1.4 Выводы по  первой главе

 

Из всего изложенного в первой главе мы сделали следующие выводы:

  1. Связная речь – смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.
  2. В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развитие их мышления, восприятия, наблюдательности.
  3. Развитие связной речи детей включает  решение других  частных задач обучения родному языку: а) словарную работу (обширный запас слов и умение им пользоваться помогает  выразить мысль наиболее точно и полно; б) формирование грамматического строя речи (умение выражать свои мысли  простыми и распространенными, сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, правильно используя грамматические формы рода, числа, падежа); в) воспитание звуковой культуры речи (речь должна быть внятной, четкой, выразительной).
  4. Чтобы хорошо, связно рассказать о чем-нибудь, надо ясно представлять себе объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно – следственные, временные и  другие отношения между предметами и явлениями.
  5. Основные требования к связной речи а)связная речь должна строится произвольно, преднамеренно. б)она должна планироваться, должны  намечаться вехи, по которым будет развертываться рассказ.
  6. Существует два основных вида связной речи – монологическая и диалогическая. Каждый из них имеет  свои особенности.
  7. Диалог – первая школа развития связной речи ребенка. Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с  услышанным вопросом  строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и исправить собеседника, рассуждать, спорить, мотивированно отстаивать свое мнение.
  8. Монолог – высшая форма связной речи. Монологическая речь как речь одного лица требует развернутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования, умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями, говорить эмоционально, живо, образно.
  9. Развитие связной речи начинается с простого пересказа коротких литературных произведений с несложной фабулой и доводится до высших форм самостоятельного творческого рассказывания.
  10. Умение связно говорить развивается у ребенка лишь при  целенаправленном руководстве взрослого и путем систематического обучения.

 

 

Глава 2 Исследование влияния использования различных форм обучения на успешность овладения детьми среднего дошкольного возраста связанной речью.

 

2.1 Описание  исследования

 

Исследование проходило  в городе Нижнеудинске в Муниципальном  дошкольном образовательном учреждении № 3, в средней группе. Для проведения исследования были выбраны две группы детей: контрольная и экспериментальная. В каждой группе по 20 человек (10 мальчиков и 10 девочек).

Цель исследования: подбор и организация различных форм работы с детьми среднего дошкольного возраста по развитию связной речи.

         Объект исследования: связная речь детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования: формы организации обучения детей 4 – 5 лет связной речи.

Гипотеза: предполагается, что использование различных форм обучения  влияет на успешность овладения детьми среднего дошкольного возраста связной речью.

Задачи исследования:

  1. Выбор методов и методик исследования.
  2. Выявление уровня сформированности связанной речи у детей.
  3. Обработка и анализ результатов исследования.
  4. Выводы о соответствии гипотезы практическим данным исследования.

 

2.2 Выбор методов  и методик  исследования

 

Для исследования связной  речи детей были использованы две  методики «Назови слова», «Расскажи по картинке», взятые  нами  из книги Р.С. Немова «Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики» и 2 методики «Рассказ по картинкам», «Развитие речи» из тестов «Диагностика уровня развития поступающих в начальную школу» Г. Витцлака, взятые нами из книги Л.Д. Столяренко «Психология»

Методика 1 «Назови слова»

Цель методики: определить запас слов, которые хранятся в  активной памяти ребенка.

Инструкция: Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.

  1. Животные.
  2. Растения.
  3. Цвета предметов.
  4. Форма предметов.
  5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета.
  6. Действия человека.
  7. Способы выполнения человеком действий.
  8. Качества выполняемы человеком действий.

Если ребенок сам  затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление.

Оценка результатов:

10 – баллов – ребенок  назвал 40 и более разных слов  ко всем группам.

8-9 баллов – ребенок  назвал от 35 до 39 разных слов, относящихся к  различным группам.

6-7 баллов – ребенок  назвал от 30 до 34 различных слов, связанных с разными группами.

4-5 баллов – ребенок  назвал от 25 до 29 разных слов из  различных групп.

2-3 балла – ребенок  назвал от 20 до 24 разных слов, связанных  с  разными группами.

0-1 балл -  ребенок за все время назвал не более 19 слов.

На  название каждой из перечисленных выше групп слов отводится  по 20 секунд, а в целом на  выполнение всего задания – 160 секунд.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень  высокий.

8-9 баллов – высокий

4-7 баллов – средний

2-3 балла – низкий

0-1 балл – очень  низкий.

Методика 2 «Расскажи  по картинке»

Цель методики: определение  активного словарного запаса ребенка.

Инструкция: Ребенку  показывают серию картинок (см. Приложение А1, А2), далее ребенку дают 2 минуты для того, чтобы он внимательно рассмотрел эти  картинки. Если он отвлекается или не может понять,  что изображено на картинке, то  взрослый разъясняет и специально обращает его внимание на это.

После того, как  рассмотрение картинки закончено, ребенку предлагают рассказать о том, что он видел на ней. На рассказ по каждой картинке отводится еще по 2 минуты.

Результаты фиксируются  в таблице, где отмечаются наличие  и частота употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций. 

Схема  протоколирования результатов исследования по методике «Расскажи по картинке».

 

 

 

 

Таблица 1

№ п/п

Фрагменты речи, фиксируемые  в процессе исследования

Частота употребления

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Существительные

Глаголы

Прилагательные в обычной  форме

Прилагательные в сравнительной  степени

Прилагательные в превосходной степени.

Наречия

Местоимения

Союзы

 Предлоги

Сложные предложения  и конструкции

 

 

Оценка результатов:

10 баллов – в речи  ребенка встречаются все 10  включенных в таблицу фрагментов речи.

8-9 баллов – в речи  ребенка  встречаются 8-9 из  включенных в таблицу фрагментов речи.

6-7 баллов – в речи  ребенка встречаются 6-7 из содержащихся  в таблице фрагментов речи.

4-5 баллов – в   речи ребенка имеются только 4-5 из 10 включенных в таблицу речи.

2-3 балла – в речи  ребенка встречаются 2-3 из включенных  в таблицу фрагментов речи.

0-1 балл – в речи  ребенка имеется не более одного  фрагмента речи из тех, что  включает в таблицу.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень  высокий

8-9 баллов – высокий

4-7 балла – средний

2-3 балла - низкий

0-1 балл – очень  низкий.

Методика 3 «Рассказ по картинкам»

Исходная ситуация. В  правильной последовательности разложить  перед ребенком картинки (Приложение Б).

Инструкция: А  теперь скажи мне, какую историю расскажут нам эти картинки?» После рассказа ребенка убрать все картинки. Вопрос: «Расскажи еще раз коротко,  что делал мальчик?»

Оценка результатов:

7 баллов – ребенок   очень хорошо ухватил смысловую  связь между всеми тремя   картинками, акцентировав рассказ  на  главном. В резюме существенное подчеркнуто правильно

5 баллов – смысловая  нить между картинками хорошо  схвачена. Второстепенные детали и существенное описаны  равноценно. Резюмировав, ребенок, наряду с  существенным, добавил и второстепенные детали.

3 балла – смысловая нить была ухвачена частично, самостоятельно; правильно и полно, но  лишь между 2-умя картинками. В резюме подчеркнуты второстепенные признаки.

2 балла – мозаичное   описание отдельных картинок, не  обращено внимание  на их связь  между собой.

0 баллов - рассказ не получается.

Полученные баллы заносятся  в бланк регистрации результатов:

Таблица 2

Рассказ по картинке

Баллы

Очень хорошо

Хорошо 

Частично охвачено

Мозаичное  описание

Нет рассказа

7 баллов

5 баллов

3 баллов

2 балла 

0 баллов

Информация о работе Развитие связной речи