Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:31, дипломная работа
Цель исследования: подбор и организация различных форм работы с детьми среднего дошкольного возраста по развитию связной речи.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы, в работе были определены следующие задачи:
Анализ литературы по проблеме развития связной речи детей 4-5 лет.
Выбор методов и методик исследования.
Выявление уровня сформированности связной речи у детей.
Обработка и анализ результатов исследования.
Введение…………………………………………………………………..………..4
1 Особенности обучения детей среднего дошкольного возраста связной
речи…………………………………………………………………………..……..8
1.1 Общая характеристика развития ребенка среднего дошкольного
возраста …………………………………………………………………..……..…8
1.2 Основные формы организации обучения детей среднего дошкольного возраста связной речи………………………………………………………….…11
1.2.1 Связная речь. Типы связной речи…………..………………………….…..11
1.2.2 Формы обучения дошкольников диалогической речи………..……..…....17
1.2.3 Формы обучения дошкольников монологической речи…………..……...22
1.3 Уровень требований к речевому развитию детей среднего дошкольного возраста по программе Воспитания и обучения в детском саду под
редакцией Васильевой М.А……………………………………..……..................41
1.4 Выводы по первой главе……………………………………..…………….…42
2. Исследование влияния использования различных форм обучения на успешность овладения детьми 4-5 лет связной речью……………..…………..45
2.1 Описание исследования……………………………………………………...45
2.2 Выбор методов и методик исследования…………………………………...45
2.3 Результаты исследования…………………………………………………….50
2.4 Анализ результатов исследования…………………………………………..59
2.5 Выводы по второй главе………………………………………….……….…63
Заключение……………………………………………………………………….65
Литература………………………………………………………………………..68
Приложения………………………………………………………………………72
В нашем эксперименте мы
Закрепляющие занятия (в ходе игр «Поезд», «Начни, продолжи, закончи») (Приложение Д) преследовали цель – учить детей умению последовательно, пофазно излагать повествовательный рассказ. Так, в частности, проходила игра «Поезд»: составить поезд из вагончиков (роли вагончиков исполняли дети) мог только тот, кто внимательно слушал предыдущего игрока и правильно продолжал начатую мысль.
Однако мы каждый раз
К третьему этапу эксперимента
мы перешли после того, как
убедились: составлять рассказ
по предлагаемой схеме дети
научились. Суть третьего
Обратим внимание: разворачиваемые игры и драматизации (Приложение З) требовали от исполнителей импровизированных диалогов, монологов. Наша задача состояла в том, что бы ребенок, отвечая на наши вопросы, давал бы развернутые реплики. Нашим достижением можно считать тот факт, что театрализованные игры стали возникать в дальнейшем по инициативе самих детей, более того, диалог героев разыгрывались и в самостоятельных играх. Не беда, что порой партнер, отвечал односложными репликами. Такие игры ценны, на наш взгляд, тем, что развивают коммуникативные навыки.
Несколько слов об индивидуальной работе. Речь идет об описание игрушек, картинок, составлении совместных рассказов, как со взрослыми, так и самостоятельно, о выполнении фонетических, лексических и грамматических упражнений. Её мы проводили в утренние и вечерние часы в игровой форме в обстановке естественного общения партнеров. Разумеется учитывали наклонности детей, скажем к какому типу речи он тяготел – описательному или повествовательному. Цель занятия – развивать речевые способности каждого ребенка. Результаты не замедлили сказать. Подтверждением тому – поведению детей, отличающихся застенчивостью. Теперь они смелее брали на себя роли в инсценировках, все меньше прибегали к помощи взрослого.
После
коррекционной работы было
2.5. Выводы по второй главе:
Из всего изложенного во второй главе мы сделали следующий выводы:
Заключение
Тема дипломной работы была «Особенности обучения детей среднего дошкольного возраста связной речи на дополнительных занятиях и в повседневной жизни».
Цель нашего исследования: подбор и организация различных форм работы с детьми среднего дошкольного возраста по развитию связной речи.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы определили для себя пять задач. Одной из которых была задача: анализ литературы по проблемы развития связной речи детей.
Из теоретических
источников мы выяснили, что связная
речь – это смысловое
Далее, определившись с методами и методиками исследования мы преступили к выявлению уровня сформированности связной речи у детей.
Констатирующий этап эксперимента показал, что уровни развития у детей связной речи в контрольной и экспериментальной группах примерно одинаково. Это видно из таблиц (4,5,6,7), диаграмм (рис. 1,3,5,7), гистограмм (рис. 2,4,6,8). Замечания в обеих группах: затруднения в структурном оформлении рассказа, непоследовательность в изложении текста, развития сюжета.
На основе этих данных строилось обучение в экспериментальной группе. Оно проходило в несколько этапов. Задачи первого этапа: 1. учить детей при описании предмета видеть и называть его характерные признаки, качества, действия; 2. формировать представление о последовательности действий персонажей путем раскладывания соответствующих картинок.
Задачи второго этапа: 1. сформировать у детей представления о том, что всякое высказывание имеет начало, середину, конец, тоесть строится по определенной схеме; 2. научить связывать между собой два предложения, используя разнообразные средства связи; 3. прививать навыки самостоятельного описания предметов; 4.учить детей умению последовательно, пофазно излагать повествовательный рассказ.
Суть третьего этапа: 1. учить детей умению вести монолог, диалог в играх – драматизациях; 2. закрепить представления о структуре рассказа; 3. подвести к составлению рассказа с элементами творчества.
После проделанной работы был проведен контрольный этап эксперимента, который показал, что уровень развития связной речи у детей экспериментальной группы по всем четырем методикам значительно вырос, в то время, как в контрольной группе изменения не значительные. Эта видно из приведенных таблиц (8,9,10,11), диаграмм (рис. 9,11,13,15), гистограмм (рис. 10,12,14,16).
Гипотеза, которую мы выдвинули: предполагается, что использование различных форм обучения влияет на успешность овладения детьми среднего дошкольного возраста связной речью. И гипотеза наша подтвердилась.
В качестве рекомендаций предлагаем разработанный нами перспективный план по развитию связной речи у детей 4-5 лет (Приложение И)
Литература
Приложение Г
Игровые упражнения на описание предметов, их характерных признаков, качеств действий
«Выполни команду!»
Цель. Развивать у детей внимание, умение выделять отдельные признаки предмета.
Ход игры
Определенная группа выполняет какое-либо упражнение, движение, действие. Основание для объединения: признаки в одежде, во внешнем виде, общие игрушки.
Воспитатель. Внимание! Сейчас я буду давать команды, но выполнять их будут не все. Итак, подойти ко мне только тем, у кого в руках синие флажки; покружиться девочкам, у кого в руках красные флажки.
«Угадай игрушку!»
Цель. Формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки.
Ход игры
На обозрение выставляются 3—4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих — прослушать и назвать этот предмет.
Примечание. Сначала указываются один—два признака. Если дети затрудняются, число признаков увеличивается до трех—четырех.
«Что за предмет?»
Цель. Учить детей называть предмет и описывать.
Ход игры
Ребенок вынимает из «чудесного» мешочка какой-либо предмет, игрушку, называет его («Это мяч»). Вначале описание игрушки берет на себя воспитатель («Он круглый, синий с желтой полосой»), затем задание выполняют дети.
«Скажи, какой»
Цель. Учить детей выделять признаки предмета.
Ход игры
Воспитатель вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак.
Воспитатель. Это кубик.
Дети. Он синий. И т. д.
Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»
«Кто больше увидит и назовет»
Цель. Учить детей обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.
Ход игры
Воспитатель. У нас в гостях кукла Оля. Оля очень любит, когда ее хвалят, обращают внимание на ее одежду. Доставим нашей кукле удовольствие и опишем ее платье, носочки, туфельки, обратим внимание на ее прическу, на цвет глаз. Оля тем временем будет раздавать нам разноцветные флажки. Кто первым соберет флажки всех цветов, тот и победит. Вот, например, я говорю: «У Оли светлые волосы»^ Оля мне дает голубой флажок. Понятно?
Примечание. Если дети затрудняются, воспитатель идет им на помощь, предлагая описать Олины носочки, платье; обязательно следит за правильным согласованием прилагательного с существительным в роде, числе, падеже.