Развитие связной речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:31, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: подбор и организация различных форм работы с детьми среднего дошкольного возраста по развитию связной речи.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы, в работе были определены следующие задачи:
Анализ литературы по проблеме развития связной речи детей 4-5 лет.
Выбор методов и методик исследования.
Выявление уровня сформированности связной речи у детей.
Обработка и анализ результатов исследования.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..………..4
1 Особенности обучения детей среднего дошкольного возраста связной
речи…………………………………………………………………………..……..8
1.1 Общая характеристика развития ребенка среднего дошкольного
возраста …………………………………………………………………..……..…8
1.2 Основные формы организации обучения детей среднего дошкольного возраста связной речи………………………………………………………….…11
1.2.1 Связная речь. Типы связной речи…………..………………………….…..11
1.2.2 Формы обучения дошкольников диалогической речи………..……..…....17
1.2.3 Формы обучения дошкольников монологической речи…………..……...22
1.3 Уровень требований к речевому развитию детей среднего дошкольного возраста по программе Воспитания и обучения в детском саду под
редакцией Васильевой М.А……………………………………..……..................41
1.4 Выводы по первой главе……………………………………..…………….…42
2. Исследование влияния использования различных форм обучения на успешность овладения детьми 4-5 лет связной речью……………..…………..45
2.1 Описание исследования……………………………………………………...45
2.2 Выбор методов и методик исследования…………………………………...45
2.3 Результаты исследования…………………………………………………….50
2.4 Анализ результатов исследования…………………………………………..59
2.5 Выводы по второй главе………………………………………….……….…63
Заключение……………………………………………………………………….65
Литература………………………………………………………………………..68
Приложения………………………………………………………………………72

Файлы: 1 файл

Диплом по развитию связной речи.doc

— 716.50 Кб (Скачать)

        В нашем эксперименте мы задавали  схему высказывания, а дети «наполняли» её различным содержанием. Совместно составленный рассказ закреплялся наводящими вопросами, чтобы дети могли выделить основные связки между его частями. (Куда пошла козочка?  Где встретила козочка медведя?  Кто испугался?  Как закричала козочка? Кто ей помог?). Почти на каждом занятие дети выполняли лексические упражнения  подобрать синонимы («Скажи по-другому», «Как ещё можно сказать?»), грамматические - подобрать глаголы совершенного и несовершенного вида (делал – сделал, рисовал – нарисовал и т.д.), согласовать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже; одновременно мы решали задачи воспитания звуковой культуры речи – формирование интонационного чутья, дикции. Силы голоса.

         Закрепляющие занятия (в ходе  игр «Поезд», «Начни, продолжи, закончи») (Приложение Д) преследовали цель – учить детей умению последовательно, пофазно излагать повествовательный рассказ. Так, в частности, проходила игра «Поезд»: составить поезд из вагончиков (роли вагончиков исполняли дети) мог только тот, кто внимательно слушал предыдущего игрока и правильно продолжал начатую мысль.

         Однако мы каждый раз повторяли  последнее слово (или целиком предложение), ребенка, тем самым задерживая внимание последующего рассказчика на сюжетной линии. Если пауза затягивалась, мы подсказывали начало следующей фразы. Постепенно дети, сочинявшие рассказ, составляли поезд, который успешно курсировал по группе.

         К третьему этапу эксперимента  мы перешли после того, как  убедились: составлять рассказ  по предлагаемой схеме дети  научились. Суть третьего этапа: 1) учить детей умению вести  монолог, диалог в играх –  драматизациях; 2) закрепить представление о структуре рассказа; 3) подвести детей к составлению рассказа с элементами творчества.

     Обратим  внимание: разворачиваемые игры  и драматизации (Приложение З) требовали от исполнителей импровизированных диалогов, монологов. Наша задача состояла в том, что бы  ребенок, отвечая на наши вопросы, давал бы развернутые реплики. Нашим достижением можно считать тот факт, что театрализованные игры стали возникать в дальнейшем по инициативе самих детей, более того, диалог героев разыгрывались и в самостоятельных играх. Не беда, что порой партнер, отвечал односложными репликами. Такие игры ценны, на наш взгляд, тем, что развивают коммуникативные навыки.

     Несколько  слов об индивидуальной работе. Речь идет об описание игрушек, картинок, составлении совместных рассказов, как со взрослыми, так и самостоятельно, о выполнении фонетических, лексических и грамматических упражнений. Её мы проводили в утренние и вечерние часы в игровой форме в обстановке естественного общения партнеров. Разумеется учитывали наклонности детей, скажем к какому типу речи он тяготел – описательному или повествовательному. Цель занятия – развивать речевые способности каждого ребенка. Результаты не замедлили сказать. Подтверждением тому – поведению детей, отличающихся застенчивостью. Теперь они смелее брали на себя роли в инсценировках, все меньше прибегали к помощи взрослого.

      После  коррекционной работы было проведено  вторичное исследование. Как видно  из таблиц (8,9,10,11), диаграмм (рис. 9, 11, 13, 15), и гистограмм (рис. 10, 12, 14, 16) у детей в экспериментальной группе результаты по 4 методикам значительно улучшались. В то время как, в контрольной группе изменения не значительные.

2.5. Выводы по второй главе:

Из всего изложенного во второй главе мы сделали следующий выводы:

  1. Умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях  и повседневной жизни ребенка.
  2. Развитие связной речи детей  должно включать решение других частных задач обучения родному языку: формирование интонационной выразительности речи, работу над смысловой стороной слова, над грамматической формой слова и предложения, словарную работу, обучение правильному построению предложений умению  составлять тексты с соблюдением общей структуры и использованием разнообразных средств связи как между отдельными предложениями, так его частями.
  3. Интонационная выразительность изживает  такие недостатки связного высказывания, как монотонность, нерасчлененность речи. От звукового оформления речи зависят эмоциональность  и выразительность высказывания.
  4. Работа над смысловой стороной слова развивает умение правильно, точно, выразительно высказывать   свою мысль, свободно выбирать языковые средства, которые наиболее точно отражают замысел говорящего.
  5. Выполнение грамматических упражнений учит детей правильно согласовывать прилагательное  с существительным   в роде, числе, падеже.
  6. Работа над синтаксисом включает обучение  детей правильному построению разных типов предложений, согласованию слов в предложении.
  7. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость, застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Тема дипломной работы была «Особенности обучения детей среднего дошкольного возраста связной речи на дополнительных занятиях и в повседневной жизни».

Цель нашего исследования: подбор и организация различных  форм работы с детьми среднего дошкольного возраста по развитию связной речи.

Для достижения цели  исследования и проверки гипотезы определили для себя  пять  задач. Одной из которых была задача: анализ литературы по проблемы развития связной речи детей.

 Из теоретических  источников мы выяснили, что связная  речь – это смысловое развернутое  высказывание, ряд логических сочетающихся  предложений. В её формировании отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развитие их мышления, восприятия, наблюдательности. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны (речь должна быть четкой, внятной, выразительной; словарного состава (обширный запас слов помогает выразить мысль наиболее точно и полно)); грамматического строя. Также мы выяснили, что связная речь должна строиться произвольно, преднамеренно, должна планироваться, должны замечаться вехи, по которым будет развёртываться рассказ. Для того, чтобы хорошо, связно о чем-нибудь рассказать, надо ясно представлять себе объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Начинается развитие связной речи с простого пересказа коротких литературных произведений с несложной фабулой и доводится до высших форм самостоятельного творческого рассказывания.

Далее, определившись с методами и методиками исследования мы преступили к выявлению уровня сформированности связной речи у детей.

Констатирующий этап эксперимента показал,   что уровни развития у детей связной речи в контрольной и экспериментальной группах примерно одинаково. Это видно из таблиц (4,5,6,7), диаграмм (рис. 1,3,5,7), гистограмм (рис. 2,4,6,8). Замечания в обеих группах: затруднения в структурном оформлении рассказа, непоследовательность в изложении текста, развития сюжета.

На основе этих данных строилось обучение в экспериментальной группе. Оно проходило в несколько этапов. Задачи первого этапа: 1. учить детей при описании предмета видеть и называть его характерные признаки, качества, действия; 2. формировать представление о последовательности действий персонажей путем раскладывания соответствующих картинок.

Задачи второго этапа: 1. сформировать у детей представления  о том, что всякое высказывание имеет  начало, середину, конец, тоесть строится по определенной схеме; 2. научить связывать между собой два предложения,     используя разнообразные средства связи; 3. прививать навыки самостоятельного описания предметов; 4.учить детей умению последовательно, пофазно излагать повествовательный рассказ.

Суть третьего этапа: 1. учить детей умению вести монолог, диалог в играх – драматизациях; 2. закрепить представления о структуре рассказа; 3. подвести  к составлению рассказа с элементами творчества.

После проделанной работы был проведен контрольный этап эксперимента, который показал, что уровень  развития связной речи у детей экспериментальной группы по всем четырем методикам значительно вырос, в то  время, как в контрольной группе изменения не значительные. Эта видно из приведенных таблиц (8,9,10,11), диаграмм (рис. 9,11,13,15), гистограмм (рис.  10,12,14,16).

    Гипотеза, которую мы выдвинули: предполагается, что использование различных форм обучения влияет на успешность  овладения детьми среднего дошкольного возраста связной речью. И гипотеза наша подтвердилась.

В качестве рекомендаций предлагаем разработанный нами перспективный план по развитию связной речи у детей 4-5 лет (Приложение  И)

Литература

 

  1. Анциферова А.А., Владимирова Т.А., Гербова В.В. и др.. Воспитание детей в средней группе детского сада/Москва: изд-во Просвещение, 2002.
  2. Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду/Москва: изд-во Просвещение, 2004.
  3. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду/ Москва: изд-во Просвещение, 2004.
  4. Бородич А.М. Методика развития речи/ Москва: изд-во Просвещение, 2001.
  5. Венгер Л.А. Хрестоматия по  возрастной и педагогической психологии/ Москва, 2001 г.
  6. Выготский Л.С. Хрестоматия по  возрастной и педагогической психологии/Москва 2000.
  7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи/ Москва: 2002.
  8. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации/ Москва: изд-во Мозаика - Синтез, 2006.
  9. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольного/ Москва, 2002.
  10. Жуковская Р.И., Пеньевская Л.А. Хрестоматия для детей дошкольного возраста/Москва, 2002
  11. Журова Л.Е., Тумакова Г.А. Родной язык/ Москва: изд-во Просвещение, 2003.
  12. Жинкин Н.И. Язык, речь, творчество/ Москва: изд-во Лабиринт, 2006.
  13. Запорожец А.В. Избранные психологические труды/ Москва, 2000.
  14. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство / Москва, 2002.
  15. Истомина З.М. Хрестоматия, по возрастной и педагогической психологии/ Москва – 2001 г. .
  16. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей/ Москва: изд-во Педагогика, 2002.
  17. Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребёнка/Ростов-на-Дону, 2001
  18. Конина М.М. Обучение детей рассказыванию /Москва, 2002.
  19. Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду/Москва, 2002.
  20. Короткова Э.П. Принципы обучения речи в детском саду/Ростов- на-Дону, 2000
  21. Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения/Москва, 2001.
  22. Кузина Н.И. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников/Москва, 2000.
  23. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения/Москва,2003
  24. Леонтьев А.Н. Основы психолингвистики/ Москва: изд-во Смысл,2000.
  25. Лепская Н.И. Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации/Москва: Филологический факультет МГУ,2002
  26. Линден Ю. Общение и речь. Развитие речи у детей в общении со взрослыми/Москва,2005
  27. Лисина М.И., Капчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе/Калинин, 2000
  28. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения/ Москва, 2001
  29. Лотарев В.К., Федоренко Л.П. Родной язык/ Москва: изд-во Просвещение, 2003.
  30. Лурия А.Р. Научные горизонты и философские тупики в современной лингвистике/Вопросы философии, 1999,№ 4
  31. Найдёнов А.С. Выразительность речи и чтения/ Москва: изд-во Просвещение, 2004.
  32. Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети/ Москва: изд-во Наука, 2001.
  33. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи/Улан-Удэ,2004
  34. Основы  теории речевой деятельности/под редакцией Леонтьева А.А. /Москва, 2004
  35. Пешковский А.М. Избранные труды/Москва, 2000
  36. Пиаже Жан: Избранные психологические труды/ Москва, 2001
  37. Поддьяков Н.Н., Кузина Н.И. Умственное воспитание дошкольника/ Москва: изд-во Педагогика, 2002.
  38. Развитие речи и творчества дошкольников/под редакцией Ушаковой О.С. Москва: ТЦ Сфера, 2005.
  39. Рождественская В.И., Радина Е.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста/ Москва: изд-во Просвещение, 2002.
  40. Сельский детский сад. Книга для воспитателей/под редакцией Курботовой Р.А. и Марковой Т.А. Москва: изд-во Просвещение, 2003.
  41. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду/Москва, 2006
  42. Сорокина А.И. Умственное воспитание в детском саду/ Москва: изд-во Просвещение, 2005.
  43. Сохин Ф.А. Начальные этапы овладения ребенком грамматическим строем языка: дис.. кандидат пед. наук (по психологии)/Москва, МГУ,1999
  44. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста/ Москва: изд-во Просвещение, 2002.
  45. Срезневский И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте/Москва, 1999.
  46. Тихеева Е.И Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)/ Москва: изд-во Просвещение, 2001.
  47. Тихеева Е.И. Развитие речи дошкольника/ Москва: изд-во Просвещение, 2000.
  48. Умственное воспитание дошкольника под редакцией Поддьякова Н.Н. Москва: изд-во Просвещение, 2002.
  49. Усова А.П. Обучение в детском саду/ Москва: изд-во Просвещение, 2000.
  50. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду/Москва: ТЦ Сфера, 2002.
  51. Ушакова Т.Н. О механизмах детского словотворчества/Вопросы психологии, 2000, № 2
  52. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения/ Москва: изд-во Просвещение, 2004.
  53. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А, Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ Москва: изд-во Просвещение, 2000.
  54. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок/Лингвистика детской речи: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Москва: изд-во Владос, 2000.
  55. Шахнарович А.М. Семантика детской речи. Психолингвистический анализ/автореф.дис…д-ра филол. наук Москва: АН СССР, 2002
  56. Шибицкая А.Е. Художественное творчество и ребенок/ Москва: изд-во Педагогика, 2002.
  57. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку/Москва, 2003.
  58. Эльконин Д.Б. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Москва 2001.
  59. Ядэшко В.И. Развитие речи детей от трех до семи лет/ Москва: изд-во Просвещение, 2000.
  60. Ядэшко В.И., Сохин Ф.А. Дошкольная педагогика/ Москва: изд-во Просвещение, 2001.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  Г

Игровые упражнения на описание предметов, их характерных  признаков, качеств действий

 

«Выполни команду!»

Цель. Развивать у детей  внимание, умение выделять отдельные  признаки предмета.

Ход   игры

Определенная группа выполняет какое-либо упражнение, движение, действие. Основание для объединения: признаки в одежде, во внешнем виде, общие игрушки.

Воспитатель. Внимание! Сейчас я буду давать команды, но выполнять  их будут не все. Итак, подойти ко мне только тем, у кого в руках  синие флажки; покружиться девочкам, у кого в руках красные флажки.

 

«Угадай игрушку!»

Цель. Формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки.

Ход   игры

На обозрение выставляются 3—4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих — прослушать и назвать этот предмет.

Примечание. Сначала указываются один—два признака. Если дети затрудняются, число признаков увеличивается до трех—четырех.

 

«Что за предмет?»

Цель. Учить детей называть предмет и описывать.

Ход   игры

Ребенок вынимает из «чудесного»  мешочка какой-либо предмет, игрушку, называет его («Это мяч»). Вначале описание игрушки берет на себя воспитатель («Он круглый, синий с желтой полосой»), затем задание выполняют дети.

 

«Скажи, какой»

Цель. Учить детей выделять признаки предмета.

Ход   игры

Воспитатель вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак.

Воспитатель. Это кубик.

Дети. Он синий. И т. д.

Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой  он?»

 

«Кто больше увидит и назовет»

Цель. Учить детей обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.

Ход   игры

Воспитатель. У нас  в гостях кукла Оля. Оля очень  любит, когда ее хвалят, обращают внимание на ее одежду. Доставим нашей кукле  удовольствие и опишем ее платье, носочки, туфельки, обратим внимание на ее прическу, на цвет глаз. Оля тем временем будет раздавать нам разноцветные флажки. Кто первым соберет флажки всех цветов, тот и победит. Вот, например, я говорю: «У Оли светлые волосы»^ Оля мне дает голубой флажок. Понятно?

Примечание. Если дети затрудняются, воспитатель идет им на помощь, предлагая описать Олины носочки, платье; обязательно следит за правильным согласованием прилагательного с существительным в роде, числе, падеже.

Информация о работе Развитие связной речи