Развитие связной речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:31, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: подбор и организация различных форм работы с детьми среднего дошкольного возраста по развитию связной речи.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы, в работе были определены следующие задачи:
Анализ литературы по проблеме развития связной речи детей 4-5 лет.
Выбор методов и методик исследования.
Выявление уровня сформированности связной речи у детей.
Обработка и анализ результатов исследования.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..………..4
1 Особенности обучения детей среднего дошкольного возраста связной
речи…………………………………………………………………………..……..8
1.1 Общая характеристика развития ребенка среднего дошкольного
возраста …………………………………………………………………..……..…8
1.2 Основные формы организации обучения детей среднего дошкольного возраста связной речи………………………………………………………….…11
1.2.1 Связная речь. Типы связной речи…………..………………………….…..11
1.2.2 Формы обучения дошкольников диалогической речи………..……..…....17
1.2.3 Формы обучения дошкольников монологической речи…………..……...22
1.3 Уровень требований к речевому развитию детей среднего дошкольного возраста по программе Воспитания и обучения в детском саду под
редакцией Васильевой М.А……………………………………..……..................41
1.4 Выводы по первой главе……………………………………..…………….…42
2. Исследование влияния использования различных форм обучения на успешность овладения детьми 4-5 лет связной речью……………..…………..45
2.1 Описание исследования……………………………………………………...45
2.2 Выбор методов и методик исследования…………………………………...45
2.3 Результаты исследования…………………………………………………….50
2.4 Анализ результатов исследования…………………………………………..59
2.5 Выводы по второй главе………………………………………….……….…63
Заключение……………………………………………………………………….65
Литература………………………………………………………………………..68
Приложения………………………………………………………………………72

Файлы: 1 файл

Диплом по развитию связной речи.doc

— 716.50 Кб (Скачать)

Чтобы дети не ограничивались названием одного признака, педагог заинтересовывает их наградой — каким-либо предметом — за каждый удачный ответ. Это один прием, другой — раздает перед началом игры, скажем, пирамидки без колец. За каждый правильный ответ -очередное кольцо.

 

«Что напутал  Буратино?»

Цель. Учить детей находить ошибки в описании предмета и исправлять их.

Ход   игры

Воспитатель. К нам  в гости со своим другом Утенком  пришел Буратино. Он хочет нам о  чем-то рассказать. Послушаем его. Пожалуйста.

Буратино. Я хочу рассказать вам о моем друге Утенке. У него синий клюв и маленькие лапы. Он все время кричит: «Мяу!»

Воспитатель. Все ли правильно  описал нам Буратино? Что он напутал?

Дети исправляют ошибки, правильно называя признаки игрушки.

 

«Разложи картинки»

Цель. Учить детей выделять начало и конец действия, правильно определять их последовательность.

Ход   игры

Детям показывают две  картинки, изображающие последовательные действия: девочка спит; девочка делает зарядку; девочка обедает; девочка моет посуду; девочка стирает; девочка вешает белье. Дети должны назвать сначала первое действие, показать первую картинку, затем второе действие и вторую картинку и т. д.

Игровые упражнения, активизирующие глагольную лексику

«Кто что  умеет делать?»

Цель. Учить детей подбирать  глаголы, обозначающие характерные  действия животных.

Ход   игры

Воспитатель называет (или показывает) какое-либо животное. Дети перечисляют его характерные действия. Например, белочка — скачет, прыгает, грызет; кошка — мяукает, мурлыкает, царапается, пьет молоко, ловит мышей, играет с клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает; зайчик — скачет, бегает, грызет морковку.

«Кто больше назовет действий?»

Цель. Учить детей подбирать  глаголы.

Ход   игры

Дети, отвечая на вопросы  воспитателя, должны подобрать соответствующий  глагол. За каждый правильный ответ — цветная ленточка. Побеждает тот, кто набрал ленточки всех расцветок. Например.

Воспитатель. Какие действия связаны с куклой? (Ответы. Ее можно укладывать спать, кормить, катать, лечить, гулять с ней, танцевать, одевать.)

Что делает дома мама? (Моет посуду, убирает квартиру, готовит обед.)

Если одежда испачкалась, разорвалась? (Ее стирают, гладят, зашивают, штопают.)

«Где что  можно делать?»

Цель. Активизировать в  речи детей употребление глаголов, соответствующих определенной ситуации.

Ход   игры

Дети, отвечая на вопросы  воспитателя, должны подобрать глагольный семантический ряд. Игра проводится в форме соревнования.

Воспитатель. Что можно  делать в лесу? (Ответы. Гулять, собирать грибы, ягоды, охотиться.)

Что можно делать, находясь у реки? (Ответы. Купаться, нырять, кататься на лодке, ловить рыбу, загорать.)

Что делают в больнице врач, медицинская сестра? (Ответы. Слушают больных, выписывают лекарства, лечат, дают таблетки, ставят горчичники, делают уколы.)

Что делают в магазине продавец и покупатель? (Ответы. Покупают, продают, взвешивают, упаковывают.)

 

«Скажи, что  делает и что будет делать потом?»

Цель Учить детей подбирать слово, соответствующее настоящему и предполагаемому действию.

Ход   игры

Воспитатель показывает картинку и просит назвать не только то, что делает персонаж, но и его предполагаемые дальнейшие действия, например: девочка, кормит куклу. Покормит и уложит спать.

 

«Добавь слово»

Цель. Учить детей подбирать  глаголы, обозначающие окончание названного действия.

Ход   игры

Воспитатель начинает предложение  и просит детей его правильно  закончить.

Ира обиделась и (заплакала).

Оля проснулась и (стала  умываться).

Зайчик испугался и (убежал, спрятался).

Коля оделся и (пошел  гулять).

Он замерз и (побежал  домой).

Примечание. Начиная игру-упражнение, воспитатель обращает внимание детей на незаконченность мысли.

 

«Что делает Наташа?»

Цель. Учить детей определять последовательность действий.

Ход   игры

На столе расставлены  игрушки, изображающие комнату: стол, на столе книга, кукла Наташа сидит на диване.

Воспитатель (комментируя  действия куклы). Сегодня кукла Наташа осталась дома одна. Что она сделала?

Воспитатель, действуя куклой, показывает, что она делает; одевается, рисует, берет кусочек хлеба, выходит на улицу, кормит воробьев. Дети комментируют ее действия. Занятие заканчивается повторным перечислением действий персонажа.

«Как медвежонок катался на машине»

Цель. Учить детей определять и выделять глагольный ряд, образующий сюжет рассказа.

Ход   игры

Воспитатель. Я вам  расскажу историю с мишкой, а вы внимательно слушайте, так как по окончании моего рассказа вы должны будете перечислить все действия медвежонка. Итак, решил медвежонок покататься на машине. Сел он и поехал. Ехал-ехал и вдруг слышит: «С-с-с». Оглянулся, осмотрелся и видит: колесо «спустилось». Стал наш мишка накачивать колесо: «С-с-с». Исправил и поехал дальше.

Глагольный ряд слов: решил покататься, сел, поехал, слышит, оглянулся, осмотрелся, видит, стал накачивать, исправил, поехал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Д

Игровые упражнения на развитие навыков самостоятельного описания предмета

 

«Магазин игрушек»

Цель: Учить самостоятельно  описывать игрушку, выделяя ее характерные особенности: форму, цвет.

Материал: Подготовить  два «торговых зала». При входе  в каждый зал весит опознавательный  знак: цветок или кружочек определенного  цвета. Дети получают  «пропуск»  в магазин – картинки с такими же знаками. В каждом торговом зале продавец – воспитатель. Проигрыватель и пластинки с плясовой музыкой. Карусель, сделанная из детских стульев.

Ход игры.

Воспитатель организует игру. Объясняет, что в магазине два торговых зала, при входе в каждый весит определенный знак. Предлагает детям назвать его.

«Сейчас я вам раздам картинки, - продолжает педагог.  –  Каждая – пропуск в магазин, но только в тот зал, при входе  в который вы увидите тот же знак, что  и на своей картинке».

Затем объясняет: «Купить  игрушку можно только в том случае, если вы правильно опишите ее, по порядку: как называется? Какой она формы?  Какого цвета? Из чего сделана?»

Дети получают картинки и направляются в магазин. Тихо играет музыка. Воспитатель (продавец) не торопится  с подсказывающими вопросами. Дает возможность детям самостоятельно описать игрушку. Если ответ нечеткий, педагог говорит: «Я не понял, что ты хочешь купить» или: «Игрушка на тебя обиделась, потому что ты не все о нем рассказал».

Если ребенок дал  правильное описание, ведущий еще раз уточняет, что купил ребенок, предлагает  показать покупку товарищам.

Дети, купившие игрушку, отдают свою картинку продавцу и вместе с покупкой идут к каруселям. Они  берут в руки ленточки, начинают кружиться, как на карусели.

 

«Назови, что это, и скажи какой?»

Цель. Учить детей называть предмет и его основной признак, заменяя во втором предложении существительное местоимением.

Ход игры

Воспитатель вносит в  групповую комнату коробку с игрушками. Дети извлекают игрушки, называют предмет, описывают его, например: Это мяч. Он круглый.

 

«Объясни Буратино»

Цель. Учить детей связывать два предложения.

Ход   игры

Буратино,  называя  предмет,  ошибается. Дети    его    исправляют,    например:    Это репка. Она желтая.

 

«Кто позвал?»

Цель. Учить детей элементарно описывать предмет и один из его признаков.

Ход   игры

Дети составляют круг, в руках у каждого игрушка. Водящий должен по голосу узнать, кто  его позвал, и не только назвать  его, но и сказать, что у него в  руках, например: «Это Дима. У Димы в руках коричневый мишка».

Примечание. Игру можно  проводить и без игрушек. В  этом случае водящий называет какую-либо деталь (или детали) внешнего вида играющего, например: «Это Света. На Свете розовое  платье и красный бант».

 

 

«У кого какой  зверь?»

Цель. Учить детей пофазно описывать игрушку.

Ход   игры

Воспитатель и ребенок  описывают каждый свою игрушку. Начинает воспитатель.

Воспитатель. У меня утенок.

Ребенок. А у меня цыпленок.

Воспитатель. Утенок желтый.

Ребенок. И цыпленок желтый.

Воспитатель. У утенка большие красные лапы.

Ребенок. А у цыпленка лапки маленькие. И т. д.

Сначала описываются  игрушки, внешне похожие, отличающиеся незначительными признаками. В ходе обучения задание усложняется: используются разные игрушки: лягушонок и гусенок, медведь и заяц, курочка и козлик.

«Встань в круг»

Цель. Учить детей описывать  предмет коллективно.

Ход   игры

Дети, окружив воспитателя, в руках которого игрушка, описывают  ее.

Первый   ребенок. Это  лошадка.

Второй. Она серая.

Третий. С пушистой гривой.

Описание заканчивается хороводом вокруг игрушки.

«Кто знает, тот дальше продолжает»

Цель. Учить детей составлять рассказ совместно с воспитателем по заданной схеме.

Ход   игры

Воспитатель (начиная  фразу). Мама купила Алеше... (Ответы.) Она  была... (Ответы.) Алеше захотелось... (Ответы.) Тут пришел... (Ответы.) Они стали... (Ответы.)

На клумбе росли... Они  были... Таня взяла... и стала...

У Светы заболела... Пришел... Он... Света стала...

Решил щенок... Тут пришел... и спрашивает... Щенок отвечает... Тогда котенок сказал... И стали они...

«Поезд»

Цель. Учить детей коллективному  повествованию.

Ход   игры

Воспитатель сообщает детям, что они будут исполнять роль вагончиков. Из вагончиков составляется поезд, но войти в состав сможет тот, кто внимательно слушал своего предыдущего товарища, знает, на чем он остановился, и может правильно продолжить рассказ.

Воспитатель. В лесу жил...

Первый ребенок. Трусливый  зайчик.

Второй ребенок. Один раз он пошел погулять.

Третий ребенок. Вдруг  он увидел большую змею.

Четвертый ребенок. Зайчик испугался и убежал.

Чтобы помочь детям, воспитатель  повторяет последнее слово или целиком предложение предыдущего ребенка, тем самым задерживая внимание последующего рассказчика на сюжетной линии рассказа.   Если   и   в   этом   случае   пауза затягивается, взрослый подсказывает начало следующей фразы (жил; пошел; вдруг; и тогда...).

Дети, сочинившие рассказ, составляют «поезд», который начинает курсировать по группе.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение З

 

Игры-драматизации  и инсценировки с игрушками

 

«Козлята и зайчик»

Цель. Учить детей умению заканчивать сказку соответственно ее началу.

Материал. Фланелеграф, атрибуты к сказке «Коза с козлятами», зайчик с барабаном.

Ход   игры

Воспитатель. Помните  сказку про козу с козлятами? Забыли? Я вам напомню. (Рассказ сопровождается демонстрацией персонажей сказки с помощью фигур фланелеграфа.) Теперь послушаем, что было дальше. Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались, попрятались. А это был маленький... (показывает игрушку).

Дети. Зайчик.

Воспитатель. Зайчик говорит...

Дети. Не бойтесь меня, это я, маленький зайчик.

Воспитатель. Козлята...

Дети. Впустили зайчика.

Воспитатель. Они угостили его...

Дети. Капусткой, морковкой.

Воспитатель. Потом они  стали...

Дети. Играть, веселиться. Зайчик играл на барабане, а козлята  танцевали, прыгали.

«Теремок»

Цель. Обучать детей  умению описывать игрушки.

Ход   игры

Воспитатель просит детей  выбрать себе какую-либо игрушку, изображающую животного. Все игрушки-звери по очереди подходят к теремку. Воспитатель, беря на себя роль какой-либо зверушки, поселившейся в теремке, просит каждого игрока описать свою игрушку. Описание — основное условие для того, кто хочет попасть в теремок.

Информация о работе Развитие связной речи