Развитие речи на уроках в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 19:11, реферат

Краткое описание

Работу по развитию речи детей нужно начинать с первого дня их нахождения в школе. Упражнения, которые способствуют развитию речи, проводятся мною на разных уроках, Постепенно усложняются по мере перехода учеников в следующий класс. Я считаю, что выработанные в начальной школе умения и навыки являются основой для успешного развития речи учеников в средних и старших классах.

Файлы: 1 файл

РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.doc

— 77.50 Кб (Скачать)

РАЗВИТИЕ  РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 

     Работу  по развитию речи детей нужно начинать с первого дня их нахождения в  школе. Упражнения, которые способствуют развитию речи, проводятся мною на разных уроках, Постепенно усложняются по мере перехода учеников в следующий класс. Я считаю, что выработанные в начальной школе умения и навыки являются основой для успешного развития речи учеников в средних и старших классах.

           Расширение словарного запаса  осуществляется на протяжении  всей жизни человека, но необходимость обогащения словаря особенно остро ощущается в 1-4 классах. 

             С целью активизации словарного  запаса детей  можно использовать целый ряд различных упражнений, в том числе знакомство учащихся с новыми для них словами и выяснение смысла непонятных слов; наблюдение за словами в контексте и толкование новых значений уже известных слов (многозначность слова); подбор синонимов и антонимов и т. д.

            При работе со словами мною  применяются такие приёмы, как  демонстрация предмета, рисунки, показ действий, подведение очевидного понятия под родовое; введение слова в предложение; раскрытие значения слова при помощи толкования; подбор однокоренных слов; отгадывание загадок; составление предложения с данными словами; подбор к словам, которые обозначают предметы, однокоренных со значением действия или приметы предмета (праздник, праздновать, праздничный) и другие. 

Вот, например, работа со словом яблоко.                      

  1. Отгадывание загадок. (Румяный Филипп к палке прилип).
  2. Показ рисунка с изображением яблока.
  3. Введение слова в предложение (В саду поспели сладкие яблоки).
  4. Подбор словосочетаний (яблочный вкус, яблочное варенье и т. д.)
  5. Характеристика слова  яблоко по его приметах (яблоко какое? румяное, сладкое, кислое, зелёное, спелое и т. д.)
  6. Когда так говорят? (Яблоку нет  места упасть.)

           Обогащение и активизация словарного  запаса учащихся осуществляется  не только путём раскрытия  значения неизвестного слова,  но и с помощью проникновения  в смысловые секреты неизвестного. Последнее помогает детям свободно, точно и метко высказывать свои мысли в устной и письменной форме.

            Читаем предложение «Звенит песня  жаворонка». Спрашиваю у детей:  почему «звенит»? Как  можно  сказать иначе?

             Большой интерес у детей вызывают задания, связанные с подбором слов с близким значением (синонимов) и противоположным значением (антонимов). Ученики с удовольствием «придумывают» :

ходить-идти

тянуть- волочь

мчаться-нестись

ходить- бегать

гореть- гаснуть

конец- начало

При чтении текстов на уроке я стараюсь не пропускать ни одного случая, который даёт возможность попрактиковаться в подборе синонимов и антонимов. Работу с синонимами и антонимами широко использую при изучении частей речи.

Например:

    1. К выделенному существительному подберите слова с близким значением.
    2. Заменить словосочетание одним словом.
    3. С глаголом в скобках выбрать наиболее подходящее. ( Налетел сильный ветер, но быстро (утих, стих, смолк)).

Хотелось  бы подчеркнуть, что синонимы и антонимы необходимо подбирать не для отдельно взятого слова, для слова, употребляемого в контексте.

        Очень важно уметь правильно  в логических и грамматических  отношениях строить предложение.  Предложение - основа для проведения  всей орфографической и словарной  работы. Особое место я отвожу составлению предложений по рисунку, опорным словам, вопросам и т. д.

Детям предлагаются самые разные виды работ:

    1. Подбор сказуемого к подлежащему, подлежащего к сказуемому.

      Щебечут…

      Утка…

    1. Дописать незаконченное предложение, руководствуясь вопросам.

      На  суку сидит (кто?)…

      Подбежала (какая?)… собака. 

    1. Расширить предложение второстепенными членами.

      Пасека  находится в …  .  Возле …  хлопочет пчеловод.

      Воздух  наполнен … .

    1. Используя словосочетания составить предложения.

      За  сосновый бор (Солнце спряталось за сосновый бор).

      К лесному озеру (Тропинка привела  нас к лесному озеру).

      5.  Составление текста по опорным  словосочетаниям.

      Золотая осень, высокие ели, разноцветный лес, весёлые деньки.

      6.  Восстановление деформированного  текста ( на первое место 

      ставят слово, с которого начинается предложение).

      осенью, помогли, рабочим, дети; в, работали, колхозном, саду,

      ученики; они, деревьев, яблоки, снимали, с.

     Для правильного восстановления деформированного предложения важно выделить, про  кого или про что нужно сказать, потом назвать главные члены предложения, а затем, с учётом смысла, разместить остальные слова. Этот вид работы особенно ценен при изучении окончания.

     В развитии речи младших школьников важную роль играет изложение. Оно обогащает словарный запас, развивает навык самостоятельной передачи мысли, закрепляет знания по грамматике и орфографии. Дети излагают текст по вопросам, выделяют главную мысль текста, находят предложения, которые могут быть ответами на поставленные вопросы, подбирают заголовок ко всему тексту или его части. (с. 10-17) 

     Обязательным  условием логического, последовательного  изложения я считаю умение составить  план будущей письменной работы, представить  её содержание и структуру. При обучении детей написанию изложений я  придерживаюсь следующей последовательности:

    1. Знакомство с текстом.
    2. Анализ текста по вопросам с целью проверки восприятия прочитанного.
    3. Деление текста на части и составление плана его изложения.
    4. Словарная работа (выяснение смысла отдельных слов, орфографическая подготовка).
    5. Устный пересказ текста учениками.
    6. Запись текста.

Сначала дети учатся излагать небольшие тексты по вопросам или по плану, который  состоит из 2-3 пунктов. Постепенно дети овладевают умением отвечать на один вопрос несколькими предложениями.

      Более сложным видом работы является деление текста на части и подбор заголовка к ним ( в виде вопросительных или повествовательных предложений). Когда убеждаюсь в том, что дети научились делить текст на части и давать им заголовки, предлагаю им составить план изложения самостоятельно.

           Почётное место в работе по  развитию речи занимают сочинения.

Они как  бы суммируют всё, что делалось на уроках чтения и грамматики. Понятно, что на начальном этапе детям  тяжело подбирать нужные слова,

Составлять  предложения и размещать в правильном порядке. Поэтому в 1-2 классах, и даже в 3-ем, текст сочинения составляется коллективно.

          В своей работе я использую  следующие виды сочинений: (с. 18-26, приложение 1)

       1.  Сочинение по серии рисунков.

       2.  Сочинение по картинке.

       3.  Сочинение по рисунку (описание  предмета).

       4.  Сочинение на основе прочитанного  произведения.

       5.  Сочинение на основе собственных  наблюдений.

Например, написанию сочинения на тему: «Первый снег» предшествовала экскурсия в лес. В ходе подготовки к сочинению были обсуждены вопросы:

       - Что можно сказать о первом  снеге?

       - С чего лучше начать свой  рассказ? (Как мы увидели его первый раз).

       - Про что ещё можно рассказать? (Как катали снежные шары, играли в снежки и т. д.)

Вместе  с детьми составляем план сочинения:         

    1. Выпал первый снег.
    2. На экскурсии.
    3. Как снег растаял.   

Готовясь  к сочинению по картине, учу детей  «читать» её. Они должны уметь выделить главное в картине, определить, что  находится на переднем плане, обратить внимание на детали и т. д.

         При работе над сочинением  использую следующую общую схему:

    1. Сообщение темы.
    2. Беседа с целью упорядочения материала, собранного ранее.
    3. Составление плана.
    4. Словарная работа.
    5. Написание сочинения.

На каждом уроке я стремлюсь найти время для выработки умения  составлять миниатюрные рассказы. Например, предлагаю детям рассмотреть рисунок «Зимние игры» и ответить на вопросы:

             - Что видите на рисунке?

             - Какой игрой увлеклись мальчики?

             - Что делают другие дети?

После чего составляем 5-6 предложений.

Так же я практикую и такой вид  заданий, как описание своих наблюдений. Так по теме «Новый год» детям предлагалось вспомнить, что было интересного во время зимних каникул, рассказать про новогодний праздник- где он проходил, какой был концерт и т. д.

         Отдельные виды сочинений сочетаются  с использованием опорных слов  или словосочетаний; некоторые сочинения пишутся по даденному началу. может быть положен случай, который случился с учеником или с его товарищем или дети читали что-то подобное. В такой работе допускаются элементы фантазии.

Например, на доске запись:   

Случай  в лесу.

В лесу мальчики увидели старое дерево с  дуплом. Интересно, кто там живёт? Коля кинул в дупло палку. Вдруг…

    Сначала ученики отвечают на  вопросы:

       - Кто живёт в дупле?

       - Что могло случиться с мальчиками в лесу?

    Затем предлагаю детям рассказать  свои варианты происшествия, если  желающих нет, то первый рассказ мой, далее высказываются ученики. На основе всех вариантов составляем один, его и записываем.

     Мой опыт позволяет утверждать, что внимательный подход к  каждому упражнению, к каждой  работе творческого характера  способствует развитию мышления  и речи детей, повышению их общей речевой культуры.  
 
 
 
 
 

Хочется подробнее остановиться на следующих приёмах  работы направленных на развитие речи учащихся в начальной школе. Работа с маленькими детьми требует от учителя постоянного поиска новых упражнений, которые он мог использовать на уроках так как на мой взгляд однообразие делает детей пассивными, что способствует худшему усвоению учебного материала. Поэтому я с удовольствием изучаю опыт работы своих коллег и многое беру на вооружение. Хочется поделиться с некоторыми из таких приёмов, которые отлично прижились, а главное их с удовольствием приняли дети.

Информация о работе Развитие речи на уроках в начальной школе