Развитие воображения школьников на уроках ИЗО

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности развития воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды.
Предмет исследования – процесс развития воображения школьников на уроках изобразительного искусства.
Объект исследования – процесс обучения школьников на уроках ИЗО.

Оглавление

Введение 3
1. Воображение как познавательный процесс 7
2. Сущность воображения как психического процесса 13
3. Механизм творческого воображения 15
4. Практические занятия со школьниками по развитию воображения 17
Заключение Ошибка! Закладка не определена.
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

Воображение.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образование

Астраханский  государственный  университет

Институ педагогики,  психологии и социальной работы 
 
 
 

      кафедра «педагогики и предметных технологий» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

  на тему: 

«Развитие воображения школьников на уроках ИЗО»

Астрахань 2011

 

Содержание

 

 

Введение

      Познавательные  процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – выступают  как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому, без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой особые виды деятельности.

     Важность  пристального изучения психологического аспекта изобразительной деятельности младших школьников обусловлена  особой благоприятностью возраста для  освоения изобразительной деятельности, с одной стороны, и активным познавательным развитием — с другой.

      В процессе обучения изобразительному искусству  у школьников развиваются мышление, зрительная память, творческое воображение, художественные способности, нравственные и эстетические чувства, что является необходимым условием успешного формирования коммунистического мировоззрения, идейной убежденности. Занятия изобразительным искусством — важное средство развития личности школьника. Они способствуют расширению круга интересов, воспитанию эстетических потребностей учащихся, развитию их мыслительной и творческой активности, эстетического отношения к действительности. На занятиях изобразительным искусством формируются такие свойства личности, как самостоятельность, инициатива, настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.

     Цель  исследования: изучить особенности  развития воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства.

      Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды.

      Предмет исследования – процесс развития воображения школьников на уроках изобразительного искусства.

      Объект  исследования – процесс обучения школьников на уроках ИЗО.

      Развитие  познавательных процессов в этом возрасте очень важно для формирования развитой и самостоятельно мыслящей личности. 

 

§1. Общее  представление о познавательных процессах.

      Познание  мира в ощущениях и в восприятии. Для того, чтобы жить и ориентироваться  в окружающем, человек должен воспринимать и перерабатывать информацию, уметь ее анализировать, выделять из нее наиболее существенные для себя сведения. Значимой, или существенной, называется такая информация, которая связана с актуальными потребностями человека и несет в себе сведения о том, что особенно важно для их удовлетворения. Значимая информация включает в себя  разнообразные виды энергии, воздействующей на человека: механическую, химическую, электромагнитную, гравитационную и др. За миллионы лет породила и довела до совершенства специализированные органы животных и человека, способные воспринимать информацию, содержащуюся в различных видах энергии и передаваемую в виде электромагнитных волн (зрение), механических воздействий (кожная чувствительность), химических влияний (обоняние и вкус), колебаний давления воздуха (слух). Все перечисленные органы называются органами чувств.

      Интересующая  человека информация не всегда представлена именно в том виде, в котором  она ему необходима и непосредственно  воспринимается его органами чувств. Поэтому информацию о мире необходимо не только воспринимать, но и перерабатывать, выделяя в ней то, что скрыто от прямого восприятия. Иногда человеку приходится решать довольно сложные задачи, непростым путем извлекая из полученной информации самые нужные сведения. Для этого у них есть такие психологические познавательные процессы, как внимание, воображение, память, мышление и речь.

      Первичные, исходные сведения о мире человек  получает через ощущения. Они предоставляют человеку сведения о разнообразных свойствах воздействующей на него окружающей средой. Восприятие, в отличие от ощущений, воссоздает мир в образах и позволяет человеку целостно представлять окружающие предметы и явления в совокупности многих характерных для них свойств.

      Ощущения, восприятие, воображение, память относятся  к чувствительному познанию человеком окружающего мира. В отличие от них, мышление и речь называют способами рационального, или умственного, познания мира. С помощью мышления и речи человек узнает о мире нечто такое, что непосредственно в его ощущениях и восприятии не представлено.

 

  1. Воображение как познавательный процесс

      Воображение человека всегда  выступает как отражение свойств  его личности, его психологического  состояния. Благодаря воображению  человек творит, разумно планирует  свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может “жить” в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое фиксируется в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

      В преддверии радикальной реформы в сфере образования и воспитания проблема развития творческого потенциала подрастающего поколения стоит как никогда остро и актуально. Ориентация на творчество и сегодня является мировоззренческой установкой современной системы образования и воспитания, в том числе дошкольного. 

      Последние исследования свидетельствуют  о непосредственной роли воображения  в умственном развитии ребенка,  а также общего психического  развития.

      В педагогической психологии  вопросы, непосредственно связанные  с проблемами формирования и развития воображения у дошкольников еще мало разработаны. В то время, как эта область представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в воспитании детей, их подготовки к обучению в школе.

      Воображение можно определить как способность человека волевым усилие восстановить и представить в образной форме те ощущения и восприятия, которые были раньше, или придумать и представить нечто новое, чего не было раньше ни в ощущениях, ни в восприятии. Образы воображения не обязательно должны соответствовать тому, что они в действительности собой представляют. В отличие от этого образы памяти обычно в той или иной степени соответствуют той действительности, которую они отражают, и почти не несут в себе элементов фантазии.

      Воображение всегда имеет форму образа, а память может быть не только образной, но и логической (память на мысли), эмоциональной (память на ощущения и чувства).

      С помощью своего воображения человек  творчески преобразовывает мир, и оно, как процесс, органично включено в творчество. Благодаря воображению человек имеет возможность как бы видеть наперед, представлять то, что еще предстоит сделать.

      В познании человеком окружающего  мира воображение и память взаимодействуют друг с другом, причем их взаимодействие осуществляется одновременно по нескольким линиям:

    1. Обмена содержанием образов: материал для воображения частично поставляется памятью, а память использует образы воображения.
    2. Взаимной стимуляции: воображение непосредственно участвует в процессах памяти, способствуя ее улучшению; память, включаясь в воображение, делает его более продуктивным и творческим.
    3. Совместного влияния на другие психологические процессы память и воображение у  человека составляют, например, основу одного из важнейших видов мышления – образного.

      В жизни человека воображение выполняет  ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы  представить действительность  в  образах и иметь возможность  пользоваться ими, решая задачи. Вторая состоит в регулировании эмоциональных состояний. Третья связана с его участием  в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. Четвертая функция состоит в формировании внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Пятая функция – это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

      “Анализ показывает, - писал Л.С. Выгодский [16, c. 6-164], что мышление ребенка во многом определяется его памятью… Мыслить для ребенка раннего возраста – значит вспоминать… никогда мышление не обнаруживает такой корреляции с памятью, как в таком раннем возрасте. Мышление здесь развивается в непосредственной зависимости от памяти”.

      Теоретическое понятийное мышление – это такое  мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дело с опытом, получаемым при помощи органов чувств.

      Теоретическое  образное мышление – материал, который  человек использует для решения задач, является образным. Они или непосредственно извлекаются  из памяти, или творчески воссоздаются воображением.

      Наглядно-образное мышление состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности, и без него совершаться не может. Данная форма наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

      Наглядно-действительное мышление – процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами.

      В нашей стране наиболее широкое практическое применение получила теория формирования и развития интеллектуальных операций, разработанная  П.Я. Гальпериным [19, c. 63-74]. В основу данной теории было положено представление о генетической зависимости внутренними интеллектуальными операциями и внешними практическими действиями. Ранее это положение получило разработку во французской психологической школе (А. Валлон) и в трудах Ж. Пиаже. На нем основывали свои теоретические и экспериментальные работы Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец и многие другие.

      П.Я. Гальперин  [19, c. 63-74] разработал теорию формирования мышления получившая название концепции планомерного формирования умственных действий. Гальперин выделил этапы интериоризации  внешних действий, определил условия, обеспечивающие их наиболее полный и  эффективный перевод во внутренние действия с заданными свойствами.

      Каждый  из названных признаков: сознание, полусознание и бессознательное – выполняет в жизни человека и в познании им окружающего мира свою, специфическую функцию. Сознание при помощи внимания выделяет в окружающем наиболее важную для человека в данный момент часть информации; полусознание включает в себя то, что может в любой момент понадобиться для разумной организации поведения, но сейчас еще не особенно необходимо; бессознательное содержит то, что важно для управления поведением и работой организма человека на уровне рефлексов.

      Существуют  разные  психологические теории  внимания. Одна из наиболее известных -  моторная теория внимания Т. Рибо. Он, считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связанно с эмоциями и вызывается ими.

      Имеется еще одна теория, теория установки, предложенная Я.Н. Узнадзе. Установка, по мнению Я.Н. Узнадзе [68,c. 266], напрямую связана с вниманием. “На основе актуальной в каждом данном случае установки в сознании субъекта вырастает ряд психических содержаний, переживаемых им с достаточной степенью ясности и отчетливости для того, чтобы… быть в состоянии ориентироваться в условиях ситуации”.

Информация о работе Развитие воображения школьников на уроках ИЗО