Развитие воображения школьников на уроках ИЗО

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности развития воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды.
Предмет исследования – процесс развития воображения школьников на уроках изобразительного искусства.
Объект исследования – процесс обучения школьников на уроках ИЗО.

Оглавление

Введение 3
1. Воображение как познавательный процесс 7
2. Сущность воображения как психического процесса 13
3. Механизм творческого воображения 15
4. Практические занятия со школьниками по развитию воображения 17
Заключение Ошибка! Закладка не определена.
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

Воображение.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

      Общая последовательность культурного развития внимания по Л.С. Выгодскому [16, c. 6-164] состоит в следующем: “Сначала люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя… Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, т.о., из слов могущественные стимулы – указания, затем ребенок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, т.е. обращать внимание взрослых на интересующий его предмет”.

      В школьном возрасте наступает перелом в развитии, который характеризуется тем, что первоначально внешне опосредствованное внимание постепенно превращается во внутреннее опосредствованное, и со временем занимает основное место среди всех его видов.

      Функциональные  возможности в обучении познавательной деятельности:

    • вооружает знаниями, умениями, навыками;
    • содействует воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств учащихся;
    • развивает их познавательные силы, личностное образование, активность, самостоятельность, познавательный интерес выявляет и реализует потенциальные возможности учащихся;
    • приобщает к поисковой и творческой деятельности.

      Игра:

    • содействует развитию познавательных сил учащихся;
    • стимулирует творческие процессы их деятельности;
    • способствует разрядке напряженности;
    • снимает утомление;
    • создает благополучную атмосферу учебной деятельности, отслеживает учебную деятельность;
    • содействует развитию интереса к учению;

      Художественная  деятельность:

    • содействует эстетическому воспитанию и освоению действительности;
    • развивает художественный кругозор;
    • формирует ценностные ориентации в области искусства
    • обогащает эмоциональную сферу школы
    • выявляет и развивает творческие способности учащихся.

     Уроки изобразительного искусства заключают  в себе неиссякаемые возможности для всестороннего развития личности младшего школьника.

     Встреча с искусством на каждом уроке, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого из учащихся, общая радость за сделанное на уроке – вот главные отличительные признаки учебно-воспитательного процесса на уроках изобразительного искусства.

     Уроки ИЗО не могут быть скучными, неинтересными  для детей, а применение компьютерной техники еще больше развивает познавательный интерес детей к этому уроку.

 

       2. Сущность воображения как  психического процесса

 

      Процесс воображения свойственен  только человеку и является  необходимым условием его трудовой  деятельности.

      Воображение – это психический  процесс создания нового в  форме образа, представления или  идеи./;с.10/.

      Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался.

      Воображение всегда направлено  на практическую деятельность  человека. Прежде чем что-либо сделать, человек представляет, что надо сделать и как он это будет делать. Таким образом он заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготавливаться в последующей практической деятельности.

      Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний их тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. При этом простая актуализация уже имевшихся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет слово.

      Слово служит источником появления  образов воображения, контролирует  их путь становления, является  средством их удержания, закрепления, изменения.

      Источник воображения – объективная  реальность.

      Исследователи выделяют несколько  видов воображения, среди которых  основные – пассивное и активное. Пассивное, в свою очередь,  делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидная фантазия). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее. Близко к этим видам воображения находится эмпатия – способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать.

      С феноменом воображения в  практической деятельности людей  прежде всего связан процесс  художественного творчества. Так,  с репродуктивным воображением  может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм.

      Рассматривая процесс воображения,  следует  сказать, что воображение  выполняет в жизни индивида  ряд специфических функций. Первая  из них состоит в том, чтобы  представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная функция особо разрабатывается в психоанализе.

Третья  функция воображения связана  с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов  и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий -  способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Пятая функция – это планирование и программирование деятельности, составления таких программ, оценка их правильности, процесса реализации. /;с.225/.

      Следует иметь в виду,что существуют  индивидуальные, типологические особенности  воображения, связанные со спецификой  памяти, восприятия и мышления  человека, а также возрастные особенности.

      В рамках данного исследования  особый интерес представляет  механизм творческого воображения,  который мы рассмотрим далее.

3. Механизм творческого воображения

 

     Научное исследование стадий творческого процесса было начато в ХХ веке английским ученым Г.Уоллесом (1926 г.). Он выделил четыре стадии процесса творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку.//. Эта схема претерпела впоследствии лишь незначительные изменения.

      В последнее время ведущими  в области изучения креативности (творческих способностей человека) являются исследования Дж.Гилфорда // и П.Торренса //.

      Гилфорд понимает под креативностью  систему качественно различных  факторов, которые располагаются  внутри общей модели интеллекта. Он выделил четыре основных фактора креативности:

      1.Оригинальность – способность  продуцировать отдаленные ассоциации, отдаленные ответы;

      2.Семантическая гибкость – способность  выделить функцию объекта и  предложить его новое использование;

      3.Образная адаптивная гибкость – способность изменить форму стимула так, чтобы увидеть в нем новые возможности;

      4.Семантическая спонтанная гибкость  – способность продуцировать  новые идеи в сравнительно  ограниченной ситуации.

      Проблемы творческого процесса  широко разрабатывались и в отечественной психологии. В настоящее время исследователи ведут поиск интегративного показателя, характеризующего творческую личность. Этот показатель определяется как некоторое сочетание интеллектуальных и мотивационных факторов или же рассматривается как непрерывное единство процессуальных и личностных компонентов мышления вообще и творческого мышления, в частности./;/.

      Психологический анализ творческой  деятельности указывает на ее  огромную сложность. Она возникает  не сразу, а очень медленно, постепенно, развивается из более элементарных и простых форм в более сложные. Она во многом зависит от накопленного человеком опыта.

      В этой связи можно говорить  о наиболее важном законе, которому  подчиняется творческое воображение:  творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии./;с.4/.

      Важнейшими составными частями  процесса творческого воображения являются диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений. Диссоциация заключается в том, что сложное целое как бы “рассекается” н части, одни из которых преимущественно выделяются по сравнению с другими, сохраняются, другие забываются. Диссоциация является необходимым условием для будущей деятельности фантазии. Ассоциация – это объединение диссоциированных и измененных элементов.

      Таким образом, воображение творчески  преобразует действительность, оно  способно давать новые и неожиданные результаты.

 

4. Практические занятия со школьниками по развитию воображения

 

     В житейском обиходе воображением или фантазией называют все то, что нереально, что не соответствует  действительности и что не может  иметь никакого практического серьезного значения. На деле же воображение проявляется во всех сторонах жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. Поэтому все, что сделано рукой человека, – всё является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении. Всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека. Причем творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее будет деятельность его воображения. Кроме того, ребенок использует опыт других людей, он может представить себе по чужому рассказу и описанию то, чего в его непосредственном личном опыте не было, с помощью воображения он усваивает чужой социальный опыт. Активное творческое воображение, самостоятельное всеудержание образов, отличающихся новизной и самостоятельностью, формируют творческую личность.

     Сейчас  обществу особенно нужны творческие люди с развитыми воображением и фантазией, способные к креативной деятельности в быстро меняющихся социально-экономических условиях жизни. Но в действительности оказывается, что творческих людей не так уж и много. По данным психологических исследований, проведённых мной в 2008-2009 учебном году, лишь 39 % школьников среднего звена являются способными к творческой деятельности, хотя среди учеников начальной школы процент таких детей значительно выше и составляет 87 %. В чём же дело? Почему в среднем звене школьники начинают мыслить шаблонно, и процесс воображения у них практически не развивается? Ответ прост, в основной школе учащимся предлагается недостаточно заданий творческого характера, развитию воображения не уделяется должного внимания, ученику приходится выполнять задания по шаблону, чтобы овладеть определёнными знаниями, умениями и навыками. На самом деле устранить противоречие между потребностью общества в людях с хорошо развитым воображением и наличием специальных заданий по развитию воображения в школьной программе основной школы не сложно. Тем более что большинство упражнений по развитию воображения можно отнести к арт-терапии, когда создаётся ситуация, при которой дети забывают о своих проблемах. Арт-терапия - это мощнейший источник, который переключает человека на тот уровень, где он может почувствовать свою силу. У ребенка появляется источник радости, источник мысли, он получает мощный импульс для самовыражения. Искусство превращается в средство, в “препарат” для оздоровления детей. Желание детей выражать образы своих чувств, те или иные ассоциативные связи, становится предпосылкой к проявлению нестандартного взгляда на мир.

     Предлагаем упражнения по развитию воображения, оригинальности мышления и индивидуальности каждого ребенка, а особенного школьника. Они включаются в темы программы, могут предлагаться как часть занятия и как отдельные уроки.

  1. Упражнения на нахождение изображения в пятнах.

     а) Гуашь накладывается на мокрую бумагу цветовыми пятнами, причем границы пятен должны затекать друг на друга. Среди пятен ребята отыскивают знакомый им образ и дописывают его, чтобы он стал понятен всем.

     б) На чистый лист наносят рисунок кистью, смоченный чистой водой, на воду посыпают марганцовку. Вступая в реакцию, марганец травит бумагу – получается изображение в тоне, отличающееся интересной текстурой.

     в) Работа по мокрому листу тушью. Растекающаяся тушь дает интересные заплывы, фактуру. Можно создавать заданный образ или найти образ в получившихся пятнах и дописать его.

Информация о работе Развитие воображения школьников на уроках ИЗО