Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:56, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности развития воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды.
Предмет исследования – процесс развития воображения школьников на уроках изобразительного искусства.
Объект исследования – процесс обучения школьников на уроках ИЗО.
Введение 3
1. Воображение как познавательный процесс 7
2. Сущность воображения как психического процесса 13
3. Механизм творческого воображения 15
4. Практические занятия со школьниками по развитию воображения 17
Заключение Ошибка! Закладка не определена.
Список использованной литературы 29
Общая последовательность культурного развития внимания по Л.С. Выгодскому [16, c. 6-164] состоит в следующем: “Сначала люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя… Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, т.о., из слов могущественные стимулы – указания, затем ребенок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, т.е. обращать внимание взрослых на интересующий его предмет”.
В школьном возрасте наступает перелом в развитии, который характеризуется тем, что первоначально внешне опосредствованное внимание постепенно превращается во внутреннее опосредствованное, и со временем занимает основное место среди всех его видов.
Функциональные возможности в обучении познавательной деятельности:
Игра:
Художественная деятельность:
Уроки изобразительного искусства заключают в себе неиссякаемые возможности для всестороннего развития личности младшего школьника.
Встреча с искусством на каждом уроке, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого из учащихся, общая радость за сделанное на уроке – вот главные отличительные признаки учебно-воспитательного процесса на уроках изобразительного искусства.
Уроки ИЗО не могут быть скучными, неинтересными для детей, а применение компьютерной техники еще больше развивает познавательный интерес детей к этому уроку.
Процесс воображения
Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи./;с.10/.
Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался.
Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Прежде чем что-либо сделать, человек представляет, что надо сделать и как он это будет делать. Таким образом он заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготавливаться в последующей практической деятельности.
Физиологическую основу
Слово служит источником
Источник воображения –
Исследователи выделяют
С феноменом воображения в
практической деятельности
Рассматривая процесс
Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Пятая функция – это планирование и программирование деятельности, составления таких программ, оценка их правильности, процесса реализации. /;с.225/.
Следует иметь в виду,что
В рамках данного исследования
особый интерес представляет
механизм творческого
Научное исследование стадий творческого процесса было начато в ХХ веке английским ученым Г.Уоллесом (1926 г.). Он выделил четыре стадии процесса творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку.//. Эта схема претерпела впоследствии лишь незначительные изменения.
В последнее время ведущими в области изучения креативности (творческих способностей человека) являются исследования Дж.Гилфорда // и П.Торренса //.
Гилфорд понимает под
1.Оригинальность –
2.Семантическая гибкость –
3.Образная адаптивная гибкость – способность изменить форму стимула так, чтобы увидеть в нем новые возможности;
4.Семантическая спонтанная
Проблемы творческого процесса широко разрабатывались и в отечественной психологии. В настоящее время исследователи ведут поиск интегративного показателя, характеризующего творческую личность. Этот показатель определяется как некоторое сочетание интеллектуальных и мотивационных факторов или же рассматривается как непрерывное единство процессуальных и личностных компонентов мышления вообще и творческого мышления, в частности./;/.
Психологический анализ
В этой связи можно говорить
о наиболее важном законе, которому
подчиняется творческое
Важнейшими составными частями процесса творческого воображения являются диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений. Диссоциация заключается в том, что сложное целое как бы “рассекается” н части, одни из которых преимущественно выделяются по сравнению с другими, сохраняются, другие забываются. Диссоциация является необходимым условием для будущей деятельности фантазии. Ассоциация – это объединение диссоциированных и измененных элементов.
Таким образом, воображение
В житейском обиходе воображением или фантазией называют все то, что нереально, что не соответствует действительности и что не может иметь никакого практического серьезного значения. На деле же воображение проявляется во всех сторонах жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. Поэтому все, что сделано рукой человека, – всё является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении. Всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека. Причем творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее будет деятельность его воображения. Кроме того, ребенок использует опыт других людей, он может представить себе по чужому рассказу и описанию то, чего в его непосредственном личном опыте не было, с помощью воображения он усваивает чужой социальный опыт. Активное творческое воображение, самостоятельное всеудержание образов, отличающихся новизной и самостоятельностью, формируют творческую личность.
Сейчас обществу особенно нужны творческие люди с развитыми воображением и фантазией, способные к креативной деятельности в быстро меняющихся социально-экономических условиях жизни. Но в действительности оказывается, что творческих людей не так уж и много. По данным психологических исследований, проведённых мной в 2008-2009 учебном году, лишь 39 % школьников среднего звена являются способными к творческой деятельности, хотя среди учеников начальной школы процент таких детей значительно выше и составляет 87 %. В чём же дело? Почему в среднем звене школьники начинают мыслить шаблонно, и процесс воображения у них практически не развивается? Ответ прост, в основной школе учащимся предлагается недостаточно заданий творческого характера, развитию воображения не уделяется должного внимания, ученику приходится выполнять задания по шаблону, чтобы овладеть определёнными знаниями, умениями и навыками. На самом деле устранить противоречие между потребностью общества в людях с хорошо развитым воображением и наличием специальных заданий по развитию воображения в школьной программе основной школы не сложно. Тем более что большинство упражнений по развитию воображения можно отнести к арт-терапии, когда создаётся ситуация, при которой дети забывают о своих проблемах. Арт-терапия - это мощнейший источник, который переключает человека на тот уровень, где он может почувствовать свою силу. У ребенка появляется источник радости, источник мысли, он получает мощный импульс для самовыражения. Искусство превращается в средство, в “препарат” для оздоровления детей. Желание детей выражать образы своих чувств, те или иные ассоциативные связи, становится предпосылкой к проявлению нестандартного взгляда на мир.
Предлагаем упражнения по развитию воображения, оригинальности мышления и индивидуальности каждого ребенка, а особенного школьника. Они включаются в темы программы, могут предлагаться как часть занятия и как отдельные уроки.
а) Гуашь накладывается на мокрую бумагу цветовыми пятнами, причем границы пятен должны затекать друг на друга. Среди пятен ребята отыскивают знакомый им образ и дописывают его, чтобы он стал понятен всем.
б) На чистый лист наносят рисунок кистью, смоченный чистой водой, на воду посыпают марганцовку. Вступая в реакцию, марганец травит бумагу – получается изображение в тоне, отличающееся интересной текстурой.
в) Работа по мокрому листу тушью. Растекающаяся тушь дает интересные заплывы, фактуру. Можно создавать заданный образ или найти образ в получившихся пятнах и дописать его.
Информация о работе Развитие воображения школьников на уроках ИЗО