Развитие воображения школьников на уроках ИЗО

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности развития воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды.
Предмет исследования – процесс развития воображения школьников на уроках изобразительного искусства.
Объект исследования – процесс обучения школьников на уроках ИЗО.

Оглавление

Введение 3
1. Воображение как познавательный процесс 7
2. Сущность воображения как психического процесса 13
3. Механизм творческого воображения 15
4. Практические занятия со школьниками по развитию воображения 17
Заключение Ошибка! Закладка не определена.
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

Воображение.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

Вот и  изобразили березу зимой.

А теперь давайте изобразим, например, рябинку,

Ствол у нее темный, поэтому смешиваем  коричневую и оранжевую краски.

Но обратите внимание: ствол рябины разветвлен (показ изображения).

Теперь  изобразим ветки (показ).

Ягоды у этого дерева красные, поэтому  для изображения их набираем красную  гуашь, добавляя в нее немного  коричневой.

Изображаем  не отдельные ягодки, а пятно - гроздь, кисть рябины.

А теперь не ветках, на ягодах раскладываем небольшие шапки снега белой гуашью (показ).

Скажите, а какая гуашь нам понадобится  для изображения ствола и веток  сосны (показ)? (Светло-коричневая)

А теперь изображаем крону. Для этого набираем зеленую гуашь и изображаем ее пятнами, придавая ей пышность (показ).

И, наконец, раскладываем шапки снега (показ).

А теперь, ребята, приступим к работе. Изобразите зимний лес.

Итог  урока. Выставка. Похвалы, поощрения. Оценки. Исправление ошибок. 

     Практическая  ценность.

Выполняя  простые упражнения, ученик приобретает способность к творческому воображению, у него появляется способность относиться к жизни, природе, другому человеку, к ценностям культуры, как относится ко всему этому настоящий художник. Кроме того, на основе представленных выше упражнений мной разработан электронный блок заданий по развитию воображения школьников, который может быть использован учителем не только на уроке, но и в качестве дополнительных заданий, которые ученик может выполнять самостоятельно у себя дома, в комфортной для него обстановке.  
Заключение

 

      В процессе изобразительной деятельности учащиеся усваивают графические  и живописные умения и навыки, учатся наблюдать, анализировать предметы и явления окружающего мира. Таким  образом, предмет «изобразительное искусство» служит эффективным средством познания действительности и одновременно помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Причем знания, умения и навыки, полученные учащимися на уроках изобразительного искусства, находят широкое применение как на других уроках (отсюда важность межпредметных связей уроков рисования с другими учебными предметами), так и в дальнейшей трудовой деятельности. Умение рисовать, зрительно представлять различные объекты необходимо представителям многих общественнополезных профессий. В связи с этим следует особо отметить, что зрение человека в познании им окружающей действительности, в сборе информации о предметах и явлениях реального мира занимает ведущее место среди других анализаторов. На уроках же рисования учащиеся, рассматривая, изучая форму, размеры, пропорции, объем, цвет предметов действительности, все время зрительно сравнивают их со своим рисунком, анализируют репродукции с произведений художников, то есть постоянно, в течение всех занятий должны зрительно воспринимать какие-либо объекты, явления. Таким образом, занятия рисованием выступают как эффективнейшее средство в развитии зрительных восприятий школьников.

     Многое  в своей жизни человек постигает с помощью творческого воображения.

      Создание творческой личности, устремленной  в будущее, подготавливается творческим  воображением, воплощающемся в настоящем.

      Опираясь на материал искусства  можно реконструировать формы  психической пластичности человека, Что современной педагогикой используется недостаточно. Эстетика сегодня главным образом находится на переферии учебного процесса.

      Способы художественной организации  линий  обладают очевидной  самостоятельной ценностью.

     Развитие  творческого воображения у детей  в становлении личности огромно. Творческое развитие средствами искусства - это лишь подсистема реализации принципов  целостной системы. В свой работе я рассмотрела возможности развития творческого воображения на образцах пейзажной живописи. Сама природа является средствами такого воспитания, а картины моря, леса, поля, лука, переданные живописными средствами и передающие настроение художника, его отношение к изображению, - еще более сильный фактор развития творческого воображения и нравственного воспитания.

     Таким образом, развитие творческого воображения  детей на уроках ИЗО - это необычайно интересная проблема, так как представляет собой синтез нравственного, эстетического  и исторического воспитания.

 

Список использованной литературы

 
  1. Анкитон Р. Человеческая память и процесс обучения. –М., 1980.
  2. Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека. Системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов: Учебно-методическое пособие. –М., 1983.
  3. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. –Т.2. –М., 1979.
  4. Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Память человека. –М., 1973.
  5. Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. –Т.3. –Л., 1981.
  6. Видинеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. –М., 1989.
  7. Волков И. П. Учим творчеству. –М., 1988.
  8. Выгодский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. –Т.6 – М., 1984.
  9. Выгодский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. - Т.3 –М., 1983 (проблемы развития внешних технических функций: 6-164).
  10. Выгодский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т., - Т.2. –М., 1982 (восприятие и его развитие в детском возрасте).
  11. Гальперин П.Я., Котик Н.Р. К психологии творческого мышления //Вопросы психологии. –1982. -№5.
  12. Гальперин П.Я., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. –М., 1987.
  13. Гребенев И.В. Методические проблемы компьютеризации  обучения в школе. //Педагогика – 1994. - №5.
  14. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986. (Деятельность, психика и сознание: 21-37).
  15. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. –М., 1989.
  16. Дрига, Рах. Технические средства обучения в общеобразовательной школе. –М., 1985.
  17. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. –М., 1984.
  18. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М., 1994.
  19. Земнина Е.А. Играем, познаем, рисуем. –М., 1996.
  20. Зинц Р. Обучение и память . –Минск, 1984.
  21. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. для учителя. –М.: Просвещение, 1994. –КОС.
  22. Ипполитов Ф.В. Память школьника. –М., 1978.
  23. Истомина З.М. Развитие памяти. Учебно-методическое пособие. –М., 1978.
  24. Калмыкова З.Н. Продуктивное мышление как основа обучаемости. –М., 1987.
  25. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. –М., 1979.
  26. Лурия А.Р. Внимание и память. –М., 1973.
  27. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 1.Общие основы психологии –2-е издание. –М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995.

Информация о работе Развитие воображения школьников на уроках ИЗО