Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 15:54, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность темы: В последнее время в нашем обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности. В связи с этим возникает особая необходимость в изучении развития творческих процессов и нахождения путей их оптимизации. Психологи доказали, что воображение широко включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жизни. Особенно значимым становится выявление специфики творческого воображения, закономерностей его развития и становления при изучении подросткового возраста.
Оглавление
введение Глава 1. Проблема воображения в психологии. 1.1. Понятие воображения. 1.2. Виды воображения. 1.3. Особенности воображения. Глава 2. Развитие воображения. 2.1. Развитие воображения в подростковом возрасте. Глава 3. Диагностика уровня развития воображения. Заключение.
2.1. Развитие воображения в подростковом
возрасте.
Глава 3. Диагностика
уровня развития воображения.
Заключение.
Приложения.
Список использованной
литературы.
Введение
Актуальность
темы: В последнее время в нашем обществе
все более остро встает вопрос о воспитании
творческой личности. В связи с этим возникает
особая необходимость в изучении развития
творческих процессов и нахождения путей
их оптимизации. Психологи доказали, что
воображение широко включено в творческую
деятельность человека на различных этапах
его жизни. Особенно значимым становится
выявление специфики творческого воображения,
закономерностей его развития и становления
при изучении подросткового возраста.
На значение воображения, фантазии в
жизни ребенка указывали практически
все психологи, изучавшие онтогенез психического
развития. Некоторые из них (В. Штерн, Д.
Дьюи) утверждали, что воображение ребенка
богаче воображения взрослого, другие
(Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Кулагина
И.Ю) указывали на относительность детского
воображения, которое можно оценивать
только в сравнении с темпом развития
других психических процессов.
Выявленные для каждого возрастного
этапа законы развития творческого воображения
ложатся в основу построения новых программ
обучения и выделения в них специальных
заданий, направленных на активизацию
творческих процессов и способностей.
Однако следует заметить, что в психолого-педагогической
литературе недостаточно освещены вопросы
психорегуляции творческой деятельности
подростков в целом и, в частности, воображения.
Решение этого вопроса требует выделения
психологических основ формирования и
развития воображения, к которым следует
отнести объективные и субъективные составляющие
творческой деятельности подростка. Познание
структурных характеристик психорегуляции
творческой деятельности школьников позволит
более эффективно решать задачи по развитию
и совершенствованию творческого воображения
детей подросткового возраста.
Актуальность изучения общих закономерностей
развития воображения, диктуется, с одной
стороны, логикой развития
психологической теории, а с другой стороны,
потребностями педагогической практики.
Цель исследования данное исследование я провожу
для того, чтобы выявить и изучить
особенности творческого воображения
подростков, а также разработать экспериментальную
развивающую программу.
Объект исследования: воображение ребёнка-подростка.
Предмет исследования:
Особенности творческого воображения
у детей подросткового возраста.
Гипотеза исследования. Развитие творческого воображения в
подростковом возрасте в целом зависит
от гибкости мышления.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической
литературы по теме исследования;
2. Выявить особенности продуктивного
(творческого) воображения старших
школьников с различным уровнем
развития воображения;
3. Разработать рекомендации по
развитию творческого воображения
подростков.
Методологическая
основа исследования базируется на общефилософском
принципе объективности, требующем глубокого
анализа множества факторов, влияющих
на развитие изучаемого явления; диалектике,
как общем методе познания, предлагающей
целостное всестороннее рассмотрение
явлений в их развитии и взаимосвязи; системном
подходе как общеметодологическом принципе
науки; на принципе историзма, предлагающем
генетический объективный подход к изучению
явлений, а также на основе следующих подходов
и концепций:
- Теории Л. С. Выготского, Кулагина
И.Ю об опосредованном характере
развития творческого воображения
в подростковом возрасте;
Методы исследования
подбирались таким образом, чтобы изучить
целостный процесс психической регуляции
творческой деятельности детей 13-17 лет.
Так же использовалась литература по теме
исследования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- дать несколько определений
понятию «воображение», «творческое
воображение»;
- уточнить понятия «творческое
воображение подростков», определить
его структуру, уровень проявления
и механизм развития;
Практическая значимость состоит в экспериментальном исследовании
особенностей творческого воображения
подростков.
База исследования: Общеобразовательная школа им.Иванова
. Учащиеся 7 класса "Л,"
подростки 13-14 лет в количестве
23 человек.
Глава 1. Проблема воображения
в психологии.
1.1. Понятие воображения. Форма воображения.
Воображение - особая форма психики, которая
может быть только у человека. Оно непрерывно
связано с человеческой способностью
изменять мир, преобразовывать действительность
и творить новое.
Обладая богатым воображением, человек
может жить в разном времени, что не может
себе позволить никакое другое живое существо
в мире. Прошлое зафиксировано в образах
памяти, а будущее представлено в мечтах
и фантазиях. Всякое воображение порождает
что-то новое, изменяет, преобразует то,
что дано восприятием. Эти изменения и
преобразования могут выразиться в том,
что человек, исходя из знаний и опираясь
на опыт, вообразит, т.е. создаст, себе картину
того, чего в действительности никогда
сам не видел. Воображение может, предвосхищая
будущее, создать образ, картину того,
чего вообще не было. Воображение может,
наконец, совершить и такой отлет от действительности,
который создает фантастическую картину,
ярко отклоняющуюся от действительности.
Но и в этом случае оно в какой-то мере
отражает эту действительность. И воображение
тем плодотворнее и ценнее, чем в большей
мере оно, преобразуя действительность
и отклоняясь от нее, все же учитывает
ее существенные стороны и наиболее значимые
черты. Для исследования познавательной
роли воображения необходимо выяснить
его особенности и выявить его действительную
природу. В научной литературе существует
очень много подходов к определению воображения.
Обратимся к некоторым из них и определим
основные особенности воображения.
С.Л.Рубинштейн пишет: «Воображение -
это отлет от прошлого опыта, это преобразование
данного и порождение на этой основе новых
образов».
Л.С.Выготский считает, что «воображение
не повторяет впечатлений, которые накоплены
прежде, а строит какие-то новые ряды из
прежде накопленных впечатлений. Таким
образом, привнесение нового в наши впечатления
и изменение этих впечатлений так, что
в результате возникает новый, раньше
не существовавший образ, составляет основу
той деятельности, которую мы называем
воображением».
Согласно Е.И.Игнатьеву, «основной признак
процесса воображения заключается в преобразовании
и переработке данных и материалов прошлого
опыта, в результате чего получается новое
представление».
А «Философский словарь» определяет
воображение как «способность создавать
новые чувственные или мыслительные образы
в человеческом сознании на основе преобразования
полученных от действительности впечатлений».
Как видно из определений, существенным
признаком воображения считается способность
субъекта создавать новые образы. Но этого
недостаточно, потому что нельзя тогда
провести различия между воображением
и мышлением. Ведь мышление человека (создание
познавательных образов посредством выводов,
обобщений, анализа, синтеза) не может
быть просто отождествлено с воображением,
потому что создание новых знаний и понятий
может происходить и без участия воображения.
Многие исследователи отмечают, что воображение
есть процесс создания новых образов,
протекающий в наглядном плане. Такая
тенденция относит воображение к формам
чувственного отражения, другая же считает,
что воображение создает не только новые
чувственные образы, но и продуцирует
новые мысли.
Одна из черт, характерных для воображения,
состоит в том, что оно связано не только
с мышлением, но и чувственными данными.
Воображения нет без мышления, но оно не
сводится и к логике, так как в нем всегда
предполагается преобразование чувственного
материала. Таким образом, очевидно, что
воображение есть и создание новых образов,
и преобразование прошлого опыта, и то,
что такое преобразование совершается
при органическом единстве чувственного
и рационального.
Воображение - особая форма человеческой
психики, стоящая отдельно от остальных
психических процессов и вместе с тем
занимающая промежуточное положение между
восприятием, мышлением и памятью. Специфика
этой формы психического процесса состоит
в том, что воображение, вероятно, характерно
только для человека и странным образом
связано с деятельностью организма, будучи
в то же самое время самым «психическим»
из всех психических процессов и состояний.
Последнее означает, что ни в чем другом,
кроме воображения, не проявляется идеальный
и загадочный характер психики. Можно
предполагать, что именно воображение,
желание его понять и объяснить привлекло
внимание к психическим явлениям в древности,
поддерживало и продолжает его стимулировать
и наши дни.
Мы знаем очень много о том, какое значение
воображение имеет в жизни человека, как
оно влияет на его психические процессы
и состояния и даже на организм. Это и побуждает
выделить и специально рассмотреть проблему
воображения. Благодаря воображению человек
творит, разумно планирует свою деятельность
и управляет ею. Почти вся человеческая
материальная и духовная культура является
продуктом воображения и творчества людей,
а какое значение эта культура имеет для
психического развития и совершенствования
вида «гомо сапиенс», мы уже достаточно
хорошо знаем. Воображение выводит человека
за пределы его сиюминутного существования,
напоминает ему о прошлом, открывает будущее.
Обладая богатым воображением, человек
может «жить» в разном времени, что не
может себе позволить никакое другое живое
существо в мире. Прошлое зафиксировано
в образах памяти, произвольно воскрешаемых
усилием воли, будущее представлено в
мечтах и фантазиях. Воображение является
основой наглядно-образного мышления,
позволяющего человеку ориентироваться
в ситуации и решать задачи без непосредственного
вмешательства практических действий.
Оно во многом помогает ему в тех случаях
жизни, когда практические действия или
невозможны, или затруднены, или просто
нецелесообразны (нежелательны). От восприятия
воображение отличается тем, что его образы
не всегда соответствуют реальности, в
них есть элементы фантазии, вымысла. Если
воображение рисует сознанию такие картины,
которым ничего или мало что соответствует
в действительности то оно носит название
фантазии. Если, кроме того, воображение
нацелено на будущее, его именуют мечтой.
По мнению Э.В. Ильенкова сущность воображения
заключается в умении «схватывать» целое
раньше части, в умении на основе отдельного
намёка, тенденции строить целостный образ
. .Отличительной особенностью воображения
является своеобразный «отлёт от действительности»,
когда на основе отдельного признака реальности
строится новый образ, а не просто реконструируются
имеющиеся представления, что характерно
для функционирования внутреннего плана
действий.
Воображение - это необходимый элемент
творческой деятельности человека, выражающийся
в построении образа продуктов труда,
а обеспечивающий создание программы
поведения в тех случаях, когда проблемная
ситуация характеризуется также неопределённостью.
В зависимости от различных обстоятельств,
которыми характеризуется проблемная
ситуация, одна и та же задача может решаться
как с помощью воображения, так и с помощью
мышления. Отсюда можно сделать вывод,
что воображение работает на том этапе
познания, когда неопределённость ситуации
весьма велика. Фантазия позволяет «перепрыгнуть»
через какие-то этапы мышления и всё-таки
представить себе конечный результат.
Взаимодействуя с объективным миром,
человек не только воспринимает, запоминает,
осмысливает этот мир, но и создает обиды
того, с чем она непосредственно не встречается.
Эти обиды могут отображать события, факты,
явления, свидетелем которых она не была.
Нередко в жизни ей придется создавать
обиды таких объектов, которых не существуют
в действительности, над созданием которых
она работает.
Над ее изучением работали такие известны
отечественные и западные исследователи,
как Эрдман Гензелинг, Сегал, Ю. Линдварський,
Б. Зальцман, В. Романець, А. Петровский
и др.
Этот процесс чрезвычайно сложен, и о
настоящем удостоверяет тот факт, что
и до сих пор нет его удовлетворительного
определения. Г. Эрдман понимал под воображением
или фантазией умов процесс создания образов
и воспринятых предметов. Однако применено
им толкование понятий «предмет» и «изображение»
не позволяет подвести к нему отношения
вещей и их понимания, которые являются
важными для воображения.
В современной психологии наиболее распространенными
являются описательные определения. Чаще
всего воображением называют процесс
создания человеком на основе ее предыдущего
опыта образов объектов, которых она непосредственно
не воспринимала и не воспринимает. Или:
воображение - это необходим элемент творческой
деятельности человека, который выражается
в построении образов продуктов труда,
а также обеспечивает создание программ
поведения в тех случаях, когда проблемная
ситуация характеризуется неопределенностью.
Первое из определений является более
четким и более лаконичным.
Представители ассоциативной психологии
В.Вундт, Т.Рябо и другие пытались свести
фантазию к другим психическим процессам
или их комбинации. При этом она теряла
свою самостоятельность, и в одних случаях
ее рассматривали как комбинацию понимания
и воли, а в других как комбинацию восприятия,
памяти и интеллекта.
Воображение присуще только человеку.
По мнению Э.В. Ильенкова: «Сама по себе
взятая фантазия, или сила воображения
принадлежит к числу не только драгоценнейших,
но и всеобщих, универсальных способностей,
отличающих человека от животного. Без
неё нельзя сделать ни шагу не только в
искусстве, если, конечно, это не шаг на
месте. Без силы воображения невозможно
было бы даже узнать старого друга, если
он вдруг отрастил бороду, невозможно
было бы даже перейти улицу сквозь поток
автомашин. Человечество, лишённое фантазии,
никогда не запустило бы в космос ракеты».
[ Цит.,17].
Т. Рябо в известной работе о воображении,
рассматривает два его вида, выделяя, с
одной стороны, так называемое воспроизводящее
воображение и, с другой творческое, или
воссоздающее, воображение.
Воспроизводящее воображение та же самая
память. Под воспроизводящим воображением
психологи понимали такую деятельность
психики, при которой мы воспроизводим
в сознании ряд образов, пережитых нами,
но восстанавливаем их тогда, когда непосредственных
поводов для восстановления нет. Такая
деятельность памяти, которая состоит
в возникновении в сознании прежде пережитых
образов и не связана с непосредственным
актуальным поводом для их воспроизведения,
называлась старыми психологами воображением.