Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 15:54, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность темы: В последнее время в нашем обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности. В связи с этим возникает особая необходимость в изучении развития творческих процессов и нахождения путей их оптимизации. Психологи доказали, что воображение широко включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жизни. Особенно значимым становится выявление специфики творческого воображения, закономерностей его развития и становления при изучении подросткового возраста.
Оглавление
введение Глава 1. Проблема воображения в психологии. 1.1. Понятие воображения. 1.2. Виды воображения. 1.3. Особенности воображения. Глава 2. Развитие воображения. 2.1. Развитие воображения в подростковом возрасте. Глава 3. Диагностика уровня развития воображения. Заключение.
Различая эту форму воображения от памяти
в истинном смысле слова, психологи говорили
так: «Если я, видя сейчас какой-нибудь
пейзаж, вспоминаю другой, похожий пейзаж,
который я когда-то видел, видел где-то
в другой стране, то это деятельность памяти,
потому что наличный образ, наличный пейзаж
вызывает во мне пережитый образ. Это обычное
движение ассоциаций, которое лежит в
основе функций памяти. Но если я, погруженный
в собственное раздумье и мечты, не видя
никакого пейзажа, воспроизвожу в памяти
пейзаж, который видел когда-то, то эта
деятельность будет отличаться от деятельности
памяти тем, что непосредственным толчком
для нее служит не наличие вызывающих
ее впечатлений, а какие-то другие процессы»
Иначе говоря, эти психологи нащупали
верную мысль, что деятельность воображения
даже тогда, когда оно оперирует с прежними
образами, является деятельностью, которая
психически обусловлена иначе, чем деятельность
памяти.
Однако здесь психологи наталкиваются
на следующее обстоятельство: вспоминаю
ли я прежний пейзаж, глядя на настоящий,
или же я вспоминаю его, когда в голове
у меня промелькнуло слово -- название
местности, напомнившее мне пейзаж, который
я видел, от этого дело по существу не меняется.
Разница между памятью и воображением
заключается не в самой деятельности воображения,
а в тех поводах, которые вызывают эту
деятельность. Сама же деятельность в
обоих случаях оказывается очень сходной,
потому что, если стоять на точке зрения
атомистической психологии, которая из
элементов создает сложные формы деятельности,
нет другого пути для объяснения деятельности
воображения, как предположение о том,
что какое-то наличие образов вызывает
ассоциированные с ними образы. При таком
подходе проблема воспроизводящего воображения
целиком сливалась с проблемой памяти:
она рассматривалась как одна из функций
памяти - среди многих других ее функций.
Первый период. Он нам известен; это -
возраст, с которого начинается проявление
воображения. У нормального человека это
начинается с трех лет, обнимает детство,
отрочество, юность и продолжается то
больше, то меньше. Игры, сказки, мифические
и фантастические понятия о мире - вот
в чем оно выражается прежде всего; потом
у большинства воображение зависит от
влияния страстей и особенно от половой
любви. Долгое время оно остается свободным
от всякого рационального элемента.
Однако мало-помалу занимает свое место
и этот последний. Размышление (разумея
под этим словом работу духа) рождается
довольно поздно, растет медленно и по
мере своего укрепления влияет на работу
воображения, стремясь ее уменьшить.
Второй период. Это критическая фаза
неопределенной продолжительности, но
во всяком случае гораздо более краткой,
чем две другие. Этот момент кризиса можно
характеризовать лишь его причинами и
следствиями. В физиологическом порядке
его причины - образование взрослого организма
и взрослого мозга; а в порядке психологическом
- антагонизм между чистою субъективностью
воображения и объективностью рассудочных
процессов, или другими словами - между
неустойчивостью и устойчивостью ума.
Что касается до следствий, то они принадлежат
только третьему периоду, наступающему
после этой темной фазы метаморфозы.
Третий период. Он уже окончательный;
так или иначе, в той или другой степени
воображение сделалось рассудительным,
подчинилось рассудку . У некоторых воображение,
хотя и сильное, не переходит за первый
период и сохраняет всегда свою юношескую,
почти детскую форму, едва измененную
крайне малым количеством рассудочности.
Здесь речь идет не о простодушии и искренности
характера, свойственного некоторым изобретателям,
вследствие чего их называют "взрослыми
детьми", но о простоте и искренности
самого их воображения. Эта исключительная
форма совместима только с художественным
творчеством. Прибавим сюда еще мистическое
воображение. Оно доставило бы примеры
не столько в своих религиозных представлениях,
где не существует контроля, сколько в
своих мечтах. Современные мистики изобрели
такое миросозерцание, которое приводит
нас к мифологии первых веков. Это продолжающееся
детское состояние воображения, вообще
представляющее аномалию, производит
скорее смешные диковины, чем творения.
В упомянутом третьем периоде развития
воображения проявляется вторичный дополнительный
закон - возрастающей сложности; он следует
за поступательным движением от простого
к сложному. По правде сказать, это не есть
закон воображения в собственном смысле,
но рационального развития, влияющего
на него в обратном направлении; это закон
духа познающего, но не воображающего.
.
1.2. Виды воображения .Их сущность.
Авторы
учебного пособия И.В. Дубровина и др. (1999) выделяют
следующие виды воображения.
Непроизвольное или пассивное воображение
– новые образы под воздействием малоосознанных
или неосознанных потребностей. Это сновидения,
галлюцинации, грёзы, состояния «безумного
отдыха».
Так, образы во сне рождаются непреднамеренно. К открытию
тайны сна люди пришли лишь в конце 19 –
20 в. Обрывки воспоминаний прошлого причудливо
сочетаются в сновидениях, они рождаются
непреднамеренно, вступают в неожиданные,
иногда совершенно бессмысленные сочетания.
В полусонном, дремотном состоянии может
происходить то же самое. Сеченов говорил,
что сновидения – это «небывалые комбинации
бывалых впечатлений».
Несмотря на всю фантастичность сновидений,
в них может содержаться лишь то, что было
воспринято человеком. Сегодня известны
некоторые механизмы сновидений.
Например, поводом для сновидений могут послужить раздражения,
которые получает организм спящего человека.
Иногда причиной сна являются бурные события,
происшедшие за день – сон снится на ту
же тему, в продолжении этих событий.
Сон – продукт здоровой психики. Сны видят все люди.
Исследования последних лет приводят ученых
к мысли о том, что сновидения даже необходимы
для нормальной работы нашего мозга. Если
лишить человека сновидений, это может привести
к расстройству психики. Продуктом больной или
нездоровой психики являются галлюцинации
[17].
Галлюцинация – это тоже пассивное, непреднамеренное
воображение. У людей, психически ненормальных
или не совсем здоровых, образы фантазии
приобретают черты реальности. У душевнобольного
они конкурируют с тем, что он действительно воспринимает.
Если ему представляется давно умерший
родственник, он разговаривает с ним, как с живым,
ни на минуту не сомневается в реальности
последнего. Такие «сны наяву» и называются
галлюцинациями.
Галлюцинациями появляются при различных психических заболеваниях,
под влиянием сильных переживаний – чувства тоски,
страха, навязчивых мыслей.
При слуховых галлюцинациях больной слышит
голоса, музыку, звуки. Голоса то угрожают
ему, то о чём-то просят. При этом голоса
бывают тихими, громкими, «приказывающими»,
в результате чего человек совершает неожиданные поступки.
Это психологическое расстройство часто возникает на
почве алкоголизма.
Зрительные галлюцинации обычно возникают
при таких болезнях, как эпилепсия, истерия,
а также у алкоголиков, дошедших до состояния белой горячки.
Эти явления Выготский Л.С. (1995) объясняет
тем, что значительные участки мозга
душевнобольного постоянно в большей
или меньшей степени заторможены. Следы
прошлых восприятий, комбинируемые в образах
фантазии, вызывают такую же реакцию, как
и реальные раздражители[15].
Грёзы – это пассивное, но преднамеренное
воображение. Это мечты, не связанные с волей,
направленной на их выполнение. Люди грезят
о чём-то приятном, радостном, заманчивом,
причём в грёзах отчётливо видна связь фантазии
с потребностями и желаниями.
Пассивное воображение редко становится
импульсом творческого процесса, т. к. «спонтанные»,
независимые от воли художника образы
чаще являются продуктом подсознательной
работы творца скрытой от него самого.
И тем не менее наблюдения за творческим
процессом, описанные в литературе, дают
возможность привести примеры роли пассивного
воображения в художественном творчестве.
Так, Франц Кафка исключительную роль
в своем творчестве уделял сновидениям,
запечатлевая их в своих фантастически
мрачных произведениях.
Произвольное,
или активное воображение – это процесс
преднамеренного построения образов в
связи с сознательно поставленной целью
в той или иной деятельности. Этот вид
изображения возникает в раннем возрасте
и наибольшее развитие получает в детских
играх. В игре дети берут на себя разные
роли (лётчика, шофера, доктора, Бабы –
Яги и т.д.). Необходимость построить своё
поведение в соответствии с приятной на
себя ролью требует активной работы воображения.
Кроме этого надо вообразить недостающие
предметы и саму ситуацию игры. Активное
воображение характеризуется тем, что,
пользуясь им, человек по собственному
желанию вызывает у себя соответствующие
образы.
Авторы учебника «Психология» (1987) по оригинальности
произвольное (активное) воображение разделяют на
воссоздающее, или репродуктивное, и творческое.
Воссоздающее, или репродуктивное воображение – это построение
образа предмета, явления в соответствии
с его словесным описанием или по чертежу,
схеме, картине. В процессе воссоздающего воображения
возникают новые образы, но новые субъективно,
для данного человека, а объективно они уже существуют.
Они уже воплощены в определённых предметах культуры.
При чтении художественной и учебной литературы,
при изучении географических, исторических
и других описаний постоянно оказывается
необходимым воссоздать при помощи фантазии
то, о чём говорится в этих источниках.
Любой зритель, читатель или слушатель
должен обладать достаточно развитым
воссоздающим воображением, чтобы увидеть
и почувствовать то, что хотел передать
и выразить художник, писатель, рассказчик.
Отличной школой развития воссоздающего
воображения служит изучение географических
карт.
Суть воссоздающего воображения в том, что мы
воспроизводим то, что сами непосредственно не
воспринимали, но что нам сообщают другие
люди (речью, чертежами, схемами, знаками
и пр.). Мы как бы расшифровываем сигналы,
символы, знаки. Например, инженер, рассматривая
чертёж (систему линий на листе), восстанавливает образ машины,
которая «зашифрована» условными обозначениями.
А.В. Петровский (1976) считает, что воссоздающее
воображение играет важную роль в жизни
человека. Оно позволяет людям обмениваться
опытом, без чего немыслима жизнь в обществе.
Оно помогает каждому из нас овладеть
опытом, знаниями и достижениями других
людей.
В репродуктивном воображении ставится
задача воспроизвести реальность в том виде,
какова она есть, и хотя здесь так же присутствует
элемент фантазии, такое воображение больше
напоминает восприятие или память, чем
творчество. Так, с репродуктивным воображением
может быть соотнесено направление в искусстве,
называемое натурализмом, а так же отчасти,
реализм. Общеизвестно, что по картинам
И.И. Шишкина ботаники могут изучать флору
русского леса, т. к. все растения на его
полотнах выписаны с «документальной»
точностью. Работы художников-демократов
второй половины 19 в. И. Крамского, И. Репина,
В. Петрова при всей их социальной заостренности
также являют собой поиски формы, максимально
приближенной к копированию действительности[6].
С феноменом воображения в практической
деятельности людей известный художник
К.Ф. Юон (1959) прежде всего, связывает процесс
художественного творчества. Творческое воображение – это самостоятельное
создание новых образов, которые реализуются
в оригинальных продуктах деятельности.
Образы создаются без опоры на готовое
описание или условное изображение.
Роль творческого воображения огромна.
Создаются новые оригинальные произведения,
которых никогда не было. Однако их персонажи
(у художников, скульпторов, писателей)
настолько жизненны, реальны, что начинаешь
относиться к ним, как к живым (Дон Кихот,
Наташа Ростова, Анна Каренина).
Особым видом воображения С.Д. Смирнов (1985)
называет мечту. Мечта всегда направлена
на будущее, на перспективы жизни и деятельности
конкретного человека, конкретной личности.
Мечта позволяет намечать будущее и организовывать
своё поведение для его осуществления.
Представить себе будущее (т.е. то, чего
нет) человек не мог бы без воображения,
без умения строить новый образ. Причём
мечта – это такой процесс воображения,
который всегда направлен не просто в
будущее, а в желаемое будущее.
Мечта не даёт немедленного, объективного
продукта деятельности. Но всегда толчком
к деятельности. К.Г. Паустовский говорил,
что сутью человека является та мечта,
которая живёт у каждого в сердце. «Ничто
человек так глубоко не прячет, как мечту.
Может быть, потому, что она не выносит
самого малого осмеяния и уж, конечно,
не выносит прикосновения равнодушных
рук. Только единомышленнику можно поверить
свою мечту». К образам такого рода, как
мечта, относятся идеалы человека – образы,
служащие ему образцами жизни, поведения,
отношений, деятельности. Идеал – это
образ, в котором представлены наиболее
ценные, значимые для данного человека
черты и свойства личности. В образе –
идеале выражается тенденция развития
личности [8].
Еще один вид творческого воображения – фантазия
или мечтательность. Здесь желаемое будущее
не связывается непосредственно с настоящим.
К образам фантазии относятся сказочно-фантастические
и научно-фантастические образы. В фантазии
представлены объекты и явления, которых
в природе нет. И сказки, и научная фантастика
– результат творческого воображения.
Но их авторы не видят путей достижения
того, что рисует им их воображение.
Каждый предмет, каким бы будничным и далёким от
фантазии он ни казался, в той или иной мере
результат работы воображения. В этом смысле
можно сказать, что любой предмет, сделанный
руками человека, – это осуществлённая
мечта. Новое поколение использует вещь,
о которой мечтали и которую создали их
отцы. Осуществлённая мечта вызывает новую
потребность порождает новую мечту. Сначала
каждое новое достижение кажется прекрасным,
но по мере его освоения люди начинают
мечтать о лучшем, большем[17].
Сущность воображения заключается
в способности подмечать и выделять в предметах и явлениях
специфические признаки и свойства и переносить
их на другие предметы. Авторы учебника
«Психология» (2001) выделяют несколько техник
воображения.
Комбинирование – сочетание отдельных элементов
различных образов предметов в новых,
более или менее обычных комбинациях.
Комбинирование – это творческий синтез,
а не простая сумма уже известных элементов,
это процесс существенного преобразования
элементов, из которых строится новый
образ.
Частный случай комбинирования – агглютинация
– способ создания нового образа путём соединения,
склеивания совершенно разных объектов
или их свойств. Например, кентавр, дракон,
сфинкс – лев с головой человека или ковёр – самолёт,
когда способность летать перенесли от
птицы на другой предмет. Это сказочный образ:
не учитываются условия, при которых ковер мог бы
летать. Но само воображаемое перенесение способности птиц
к полёту на другие тела – оправдано. Потом изучили условия полёта
и осуществили мечту – появился самолёт.
Такие соединения разных объектов существуют
не только в искусстве, но и в технике: троллейбус,
аэросани, танк – амфибия и т.д.[3].
Акцентирование – подчёркивание тех или иных
чёрт (например, образ великана). Этот способ
лежит в основе создания карикатур и дружеских
шаржей (умный – очень высокий лоб, недостаток
ума – низкий).
Акцентирование проявляется в нескольких
специфических действий:
1. утрирование – намеренное подчёркивание
особенностей внешнего облика человека;
2. преувеличение или приуменьшение (Мальчик–с–пальчик,
семиглавый Змей – Горыныч);
3. типизация – обобщение и эмоциональная
насыщенность образа. Это наиболее сложный
путь создание образа творческого воображения.
Индивидуальные особенности воображения
определяются:
1) степенью лёгкости и трудности, с какой
человеку вообще даётся воображение;
2) характеристикой самого создаваемого
образа: нелепица или оригинальная находка
решения;
3) в какой области ярче, быстрее происходит
создание новых образов (личностная направленность).
1.3.Особенности творческого
воображения
Труднее обстояло дело с тем видом деятельности,
который психологи называют творческим
воображением. Здесь на первый план выдвигается
отличие, а именно присущие воображению
моменты создания новых образов, которых
не было в сознании, не было в прошлом опыте.
Возникновение новых творческих образов
ассоциативная психология объясняла случайными
своеобразными комбинациями элементов.
При творческом воображении появляются
новые комбинации из этих элементов, которые
сами не являются новыми. Это основной
закон воображения с точки зрения старой
психологии, выразителями которой были
В. Вундт и Т. Рибо, говорившие, что воображение
способно создавать многочисленные новые
комбинации прежних элементов, но не способно
создать ни одного нового элемента.
Творческое воображение зависит от многих
факторов: возраста, умственного развития
и особенностей развития (присутствия
какого-либо нарушения психофизического
развития), индивидуальных особенностей
личности (устойчивости, осознанности
и направленности мотивов; оценочных структур
образа «Я»; особенностей коммуникации;
степени самореализации и оценки собственной
деятельности; черт характера и темперамента),
и, что очень важно, от разработанности
процесса обучения и воспитания.
Творческое воображение отличается тем,
что в нем действительность сознательно
конструируется человеком, а не просто
механически копируется или воссоздается,
хотя при этом в образе она все же творчески
преобразуется. Например, основой творчества
ряда мастеров искусства, чей полет творческой
фантазии уже не удовлетворяют реалистические
средства, становится тоже реальность.
Но эта реальность пропускается через
продуктивное воображение творцов, они
по-новому ее конструируют, пользуясь
светом, цветом, вибрацией воздуха (импрессионизм),
прибегая к точечному изображению предметов
(пуантилизм), разлагая мир на геометрические
фигуры (кубизм) и так далее. Даже произведения
такого направления искусства, как абстракционизм,
создавались при помощи творческого воображения.
Воображение, как известно, тесно связано
с творчеством. И как ни странно, эта зависимость
обратная, т.е. именно воображение формируется
в процессе творческой деятельности, а
не наоборот. Специализация различных
видов воображения является результатом
развития различных видов творческой
деятельности. Поэтому существует столько
специфических видов воображения, сколько
имеется видов человеческой деятельности
- конструктивное, техническое, научное,
художественное, музыкальное и так далее.
Но, конечно, все эти виды составляют разновидность
высшего уровня - творческого воображения.
Направленность на результат одно из важнейших
условий продуктивности и полноценности
творческого процесса, как это отмечает
Я.А. Пономарёв в своём труде по психологии
творчества. Стремясь к достижению результата
деятельности, субъект предвосхищает
его. Это определяет развитие творческой
способности к предвидению, в основу которой
А.Н. Лук полагал такую высшую психическую
функцию как творческое воображение.
Творческое воображение - это психическая
деятельность, состоящая в создании представлений
и мысленных ситуаций, никогда в целом
не воспринимавшихся человеком в действительности.
Воображение - способность творчески мыслить.
Так же воображение - это умение фантазировать,
мысленно представлять. В чем важность
воображения? Все наши цели рождаются
«в голове», в воображении. Если воображение
сковано стереотипами, то и мысли стереотипны.
Воображение - это источник идей и для
бизнеса, и для любви, и для творчества.
Поэтому воображение это то, без чего жить
невозможно. Продукты творческого воображения
формируются из элементов того опыта,
который человек приобрел или позаимствовал
в других. Новизна их заключается не в
элементах, а в видоизменении этих элементов
и их соединений. Характерным для творческого
воображения является самостоятельный
образ материала, специальный свой анализ,
усовершенствование образа в процессе
деятельности. Этот вид воображения является
важнейшей составной частью творческой
деятельности человека.
Творческое воображение в своем полном
развитии проходит через два периода,
отделенные критическою фазою: период
самобытности или приготовления, критический
момент и период окончательного составления,
представляющегося в разных видах.
Для этого мы должны заимствовать факты
из двух различных источников. Одним будет
развитие личности, где наблюдения всего
вернее, яснее и удобнее; вторым - развитие
вида (или историческое), в силу допущенного
начала, что филогенез и онтогенез, вообще,
идут согласно между собою
Вывод по 1 главе
Воображение играет огромную роль в жизни
человека. Благодаря воображению человек
творит, разумно планирует свою деятельность
и управляет ею. Почти вся человеческая
материальная и духовная культура является
продуктом воображения и творчества людей.
Воображение играет также огромное значение
для развития и совершенствования человека
как вида. Оно выводит человека за пределы
его сиюминутного существования, напоминает
ему о прошлом, открывает будущее.
Обладая богатым воображением, человек
может «жить» в разное время, что не может
себе позволить никакое другое существо
в мире. Прошлое зафиксировано в образах
памяти, произвольно воскрешаемых усилием
воли, будущее представлено в мечтах и
фантазиях.
В подростковом возрасте, когда личностное
развитие становится доминирующим, особое
значение приобретает такая форма творческого
воображения, как мечта -- образ желаемого
будущего.
Подросток мечтает о том, что доставляет
ему радость, что удовлетворяет его самые
сокровенные желания и потребности. В
мечтах подросток строит желаемую личную
программу жизни, в которой нередко определяется
ее основной смысл. Часто мечты бывают
нереальными, т. е. определено только содержание,
цель, но не пути ее достижения. Однако
на этапе подросткового возраста это все
равно имеет позитивный характер, так
как позволяет подростку в воображаемом
плане «перебрать» разные варианты будущего.
В творческом воображении заложено активное
начало для развития личности подростка.
Образовательная система в целом и учительство,
в частности, выполняют жизненно важную
функцию помощи и поддержки при вхождении
учащихся в мир социального опыта. Однако,
передача информации от одного поколения
к другому не обеспечит развитие общества.
Важнейшим условием такого развития является
способность каждого члена общества к
творческой деятельности, результаты
которой лежат в основе процессов обогащения,
трансформации и развития социального
опыта человечества. Развитие творческого
воображения подростка возможно только
в процессе творческой деятельности, в
процессе решения проблемно-творческих
задач.
Глава 2. . Развитие
воображения у подростков.
Подросток с помощью воображения строит
планы своего будущего, «проигрывает»
в своем воображении различные социальные
и нравственные ситуации, как бы тренируясь
перед сложной взрослой жизнью. Творческое
воображение в этот период нередко выступает
во взрослой форме вдохновения. Подростки
испытывают наслаждение от творческого
созидания. Они с удовольствием сочиняют
стихи и музыку, импровизируют танцы, пытаются
решить сложнейшие вопросы науки. Поскольку
период особой чувствительности
для развития воображения в этом возрасте
сохраняется, постольку функция воображения
для своего развития требует постоянного
притока новой информации, своего рода
«пищи». Именно поэтому все подростки
любят читать и смотреть фантастику, боевики,
включающие героев, резко отличающихся
от нормального человека .
По утверждению психолога Л.Ю. Субботиной,
развитие воображения проходит две фазы,
связанные с рассудочной деятельностью,
где первый период развития охватывает
первые 15 лет жизни человека, затем рассудочная
деятельность сохраняет свое прогрессивное
развитие, а воображение, в большинстве
случаев, характеризуется падением интенсивности.
Затухание функции воображения с возрастом
- отрицательный момент для личности. Вместе
с тем, воображение может не только облегчить
процесс обучения, но и развиваться при
соответствующей организации учебной
деятельности.
Наиболее перспективным для развития
творческого воображения является школьный
возраст (В.И. Андреев, И.Я. Лернер, Ю.А. Полуянов,
Л.Ю. Субботина и др.). В этот период более
активно развиваются все психические
процессы, связанные с деятельностью воображения:
мышление, внимание, восприятие, память,
речь.
Выявлена ведущая роль творческой деятельности
в формировании и развитии творческого
воображения. В простых случаях творческого
воображения происходит комбинирование
однородных элементов («агглютинация»
- склеивание), преувеличение или преуменьшение
отдельных сторон действительности, объединение
сходного в различном или разъединение
реально единого, в сложных случаях - широкие
мысленные обобщения и сопоставления,
идущие по линии поисков конкретных фактов,
черт, ситуаций, наглядных моделей и художественных
конструкций, отражающих общие идеи и
закономерности, которые нужно выявить
или открыть (Л.С. Выготский).