Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 15:54, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность темы: В последнее время в нашем обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности. В связи с этим возникает особая необходимость в изучении развития творческих процессов и нахождения путей их оптимизации. Психологи доказали, что воображение широко включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жизни. Особенно значимым становится выявление специфики творческого воображения, закономерностей его развития и становления при изучении подросткового возраста.
Оглавление
введение Глава 1. Проблема воображения в психологии. 1.1. Понятие воображения. 1.2. Виды воображения. 1.3. Особенности воображения. Глава 2. Развитие воображения. 2.1. Развитие воображения в подростковом возрасте. Глава 3. Диагностика уровня развития воображения. Заключение.
Многими психологами (Т.Рябо, Л.Ю. Субботина,
В.Г. Крысько и др.) предлагаются разнообразные
способы развития воображения: олицетворение,
фантастическое сложение, фантастический
эффект, гиперболизация, типизация, рисование
эмоций, акцентирование (усиление или
ослабления какого-либо свойства или качества
предмета, переноса этого свойства на
другие объекты), основанные на преобразовании
элементов действительности, частично
применяемые в учебной деятельности. В
условиях общеобразовательной школы опыт
учащихся расширяется и за счет знаний
параллельно изучаемых предметов, следовательно,
творческая деятельность, направленная
на развитие творческого воображения
должна быть основана на межпредметных
связях, позволяющих преобразовывать
элементы действительности, используя
опыт предшествующих поколений.
2.1. Процесс развития
воображения в подростковом возрасте.
В подростковом возрасте, когда личностное
развитие становится доминирующим, особое
значение приобретает такая форма творческого
воображения, как мечта -- образ желаемого
будущего. Подросток мечтает о том, что
доставляет ему радость, что удовлетворяет
его самые сокровенные желания и потребности.
В мечтах подросток строит желаемую личную
программу жизни, в которой не редко определяется
ее основной смысл. Часто мечты бывают
нереальными, т. е. определена только цель,
но не пути ее достижения, однако на этапе
подросткового возраста это все равно
имеет позитивный характер, так как позволяет
подростку в воображаемом плане «перебрать»
разные варианты будущего, выбрать свой
путь решения проблемы.
Рассматривая особенности подросткового
возраста, в связи с повышением интеллектуального
развития подростка ускоряется и развитие
воображения. Сближаясь с теоретическим
мышлением, воображение дает импульс к
развитию творчества подростков. Воображение
подростка, «конечно, менее продуктивно,
чем воображение взрослого человека, но
оно богаче фантазии ребенка».
Существует две линии развития воображения
в подростковом возрасте. Первая линия
характеризуется стремлением подростками
к достижению объективного творческого
результата. Она присуща далеко не всем
подросткам, но все они используют возможности
своего творческого воображения, получая
удовлетворение от самого процесса фантазирования.
Развитие творческих способностей находится
в тесной взаимосвязи с таким психическим
процессом, как воображение. Существенные
изменения в развитии воображения у подростков
отмечал и Л.С .Выготский. Он говорил о
том, что под влиянием абстрактного мышления
воображение «уходит в сферу фантазии».
Говоря о фантазии подростков, Л.С. Выготский
отмечал, что «она обращается у него в
интимную сферу, которая скрывается обычно
от людей, которая становится исключительно
субъективной формой мышления, мышления
исключительно для себя». Подросток прячет
свои фантазии «как сокровенную тайну
и охотнее признается в своих поступках,
чем обнаруживает свои фантазии».
Направление развития воображения по
первой линии, ориентированной на продукт,
на объективный результат и помощь в раскрытии
фантазий как формы воображения у подростков
- задача педагога, определяющая развитие
многих важных творческих способностей,
таких как способность к переносу опыта,
способность к сближению понятий, к гибкости
мышления, легкости генерирования идей,
способности к предвидению в основу которых
исследователь психологии творчества
А. Н. Лук вложил творческое воображение.
В структуре же художественных творческих
способностей воображение играет главенствующую
роль. Это выделял Мелик- Пашаев А.А. в
своей работе «Педагогика искусства и
творческие способности».
Воображение в данном возрасте выходит
на новый уровень развития, теперь оно
имеет более продуктивный характер, чем
в детстве, но всё таки чаще всего оно уходит
«в интимную сферу» и становится субъективной
формой мышления. Преодоление этого, направление
развития воображения по пути стремления
к его продуктивности - одна из задач педагогики
решающей проблему развития творческих
способностей подростка. Главными новообразованиями
этого возраста являются становление
«Я-концепции» подростка, а также возникновение
рефлексии и осознание своей индивидуальности,
проистекающие возникающего в этом возрасте
чувства взрослости. Особенности становления
и развития данных новообразований определяют
особенности творческого процесса - его
направленность, эффективность, продуктивность,
и отношение к творчеству самого подростка.
Возникновение этих новообразований дают
возможность повысить эффективность развития
критичности сознания подростка. Противоречиям,
могущим возникнуть в процессе становления
«Я-концепции» подростка, свойственно
негативно влиять на развитие творческих
способностей путём снижения самооценки
подростка и уверенности в своих силах
и возможностях. Типом ведущей деятельности
в данном возрасте является интимно- личностное
общение, что определяет характер индивидуального
творчества подростка, направленность
творчества на результат.
Из противоречий возникающих в этом возрасте
и влияющих на развитие творческих способностей
стремление подростков к социальной мимикрии
и в то же время желание выделится в группе
сверстников. Последствия этого противоречия
снижают эффективность организации педагогом
творческой деятельности учащихся.В целом
же подростковый возраст во многом благоприятен
для развития творческих способностей,
но имеет в этом плане ряд специфических
особенностей.
Воображение присуще каждому человеку,
но отличаются люди по его направленности,
силе и яркости. Особенно интенсивно выражен
этот процесс в детстве и в раннем подростковом
возрасте, постепенно он утрачивает свою
яркость и силу. По мнению ряда авторов,
это происходит за счет того, что в период
обучения эта функция утрачивает свою
значимость и не развивается, чтобы запомнить
некое правило или информацию, воображение
и фантазия не нужны. Подросток помещен
в мир реальности, связанной со своей учебной
деятельностью, а вместе с тем в мир фантазии
уходит нечто, что никак не связано с деятельностью
ребенка. Поэтому отправной точкой для
развития воображения может стать направленная
активность, то есть включение воображения
подростка в решение какой-то проблемы,
задачи .
2 2..Психологические
особенности воображения в подростковом
возрасте.
Каждый возраст хорош по-своему. И в то
же время, в каждом возрасте есть свои
особенности, есть свои сложности. Не исключением
является и подростковый возраст.
Это самый долгий переходный период,
который характеризуется рядом физических
изменений. В это время происходит интенсивное
развитие личности, ее второе рождение.
Из психологического словаря: «Подростковый
возраст -- стадия онтогенетического развития
между детством и взрослостью (от 11-12 до
16-17 лет), которая характеризуется качественными
изменениями, связанными с половым созреванием
и вхождением во взрослую жизнь» .
Психологические особенности подросткового
возраста получили название "подросткового
комплекса". Что же он представляет
собой?
Вот его проявления:
* чувствительность к оценке
посторонних своей внешности,
* крайняя самонадеянность и категоричность
в своих суждениях в отношении окружающих,
* внимательность порой уживается
с поразительной черствостью, болезненная
застенчивость с развязностью, желанием
быть признанным и оцененным
другими - с показной независимостью,
борьба с авторитетами, общепринятыми
правилами и распространенными
идеалами - с обожествлением случайных
кумиров.
Суть «подросткового комплекса» составляют
свои, свойственные этому возрасту и определенным
психологическим особенностям, поведенческие
модели, специфические подростковые поведенческие
реакции на воздействия окружающей среды.
Причина психологических трудностей
связана с половым созреванием, это неравномерное
развитие по различным направлениям. Этот
возраст характеризуется эмоциональной
неустойчивостью и резкими колебаниями
настроения. Наиболее аффективные
бурные реакции возникают при попытке
кого-либо из окружающих ущемить самолюбие
подростка. Пик эмоциональной неустойчивости
приходится у мальчиков на возраст 11-13
лет, у девочек - 13-15 лет.
Для подростков характерна полярность
психики:
* Целеустремленность, настойчивость
и импульсивность,
* Неустойчивость может смениться
апатией, отсутствие стремлений
и желаний что-либо делать,
* Повышенная самоуверенность, безаппеляционность
в суждениях быстро сменяется
ранимостью и неуверенностью
в себе;
* Потребность в общении сменяется
желанием уединиться;
* Развязность в поведении порой
сочетается с застенчивостью;
* Романтические настроения нередко
граничат с цинизмом, расчетливостью;
* Нежность, ласковость бывают на
фоне недетской жестокости.
Характерной чертой этого возраста является
любознательность, пытливость ума, стремление
к познанию и информации, подросток стремится
овладеть как можно большим количеством
знаний, но не обращая порой внимания,
что знания надо систематизировать.
Стенли Холл назвал подростковый период
периодом «Бури и натиска». Так как в этот
период в личности подростка сосуществуют
прямо противоположные потребности и
черты. Сегодня девочка-подросток скромно
сидит со своими родственниками и рассуждает
о добродетелях. А уже завтра, изобразив
на лице боевую раскраску и проколов ухо
десятком сережек, пойдёт на ночную дискотеку,
заявив, что «в жизни надо испытать все».
А ведь ничего особенного (с точки зрения
ребенка) не произошло: она просто изменила
мнение.
Когда говорят, что ребёнок взрослеет,
имеют в виду становление его готовности
к жизни в обществе взрослых людей, причём
как равноправного участника этой жизни.
С внешней стороны у подростка ничего
не меняется: учится в школе , живет в
семье .Многие в семье к ребенку
относятся как к "маленькому". Многое
он не делает сам, многое - не разрешают
родители, которых все так же приходится
слушаться. Родители кормят, поят, одевают
свое чадо, а за хорошее поведение
могут даже и "наградить» - карманные
деньги, поездка на море, поход в кино,
новая вещь . До реальной взрослости далеко
- и физически, и психологически, и социально,
но так хочется! Он объективно не может
включиться во взрослую жизнь, но стремиться
к ней и претендует на равные со взрослыми
права. Изменить они пока ничего не могут,
но внешне подражают взрослым. Отсюда
и появляются - курение сигарет, тусовки
у подъезда, поездки за город. Копируют
любые отношения.
Хотя претензии на взрослость бывают
нелепыми, иногда уродливыми, а образцы
для подражания - не лучшими, в принципе
подростку полезно пройти через такую
школу новых отношений. Ведь внешнее копирование
взрослых отношений - это своеобразный
перебор ролей, игры, которые встречаются
в жизни. То есть вариант подростковой
социализации. И где еще можно потренироваться,
как не в своей семье? Встречаются по-настоящему
ценные варианты взрослости, благоприятные
не только для близких, но и для личностного
развития самого подростка. Это включение
во вполне взрослую интеллектуальную
деятельность, когда подросток интересуется
определённой областью науки или искусства,
глубоко занимаясь самообразованием.
Или забота о семье, участие в решении
как сложных, так и ежедневных проблем,
помощь тем, кто в ней нуждается. Впрочем,
лишь небольшая часть подростков достигает
высокого уровня развития морального
сознания и немногие способны принять
на себя ответственность за благополучие
других. Более распространённой в наше
время является социальная инфантильность.
Внешний вид подростка - еще один источник
конфликта. Меняется походка, манеры, внешний
облик. Ещё совсем недавно свободно, легко
двигавшийся мальчик начинает ходить
вразвалку, опустив руки глубоко в карманы
и сплёвывая через плечо. У него появляются
новые выражения. Девочка начинает ревностно
сравнивать свою одежду и причёску с образцами,
которые она видит на улице и обложках
журналов, выплёскивая на маму эмоции
по поводу имеющихся расхождений.
Внешний вид подростка часто становится
источником постоянных недоразумений
и даже конфликтов в семье. Родителей не
устраивает ни молодёжная мода, ни цены
на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток,
считая себя уникальной личностью, в то
же время стремится ничем не отличаться
от сверстников. Он может переживать отсутствие
куртки - такой же, как у всех в его компании,
- как трагедию.
У подростка появляется своя позиция.
Он считает себя уже достаточно взрослым
и относится к себе как к взрослому.
Желание, чтобы все (учителя, родители)
относились к нему, как к равному, взрослому.
Но при этом его не смутит, что прав он
требует больше, чем берет на себя обязанностей.
И отвечать за что-то подросток вовсе не
желает, разве что на словах.
Стремление к самостоятельности выражается
в том, что контроль и помощь отвергаются.
Все чаще от подростка можно слышать: "Я
сам все знаю!" И родителям придется
только смириться и постараться приучить
своих чад отвечать за свои поступки. Это
им пригодится по жизни. К сожалению, подобная
"самостоятельность" - еще один из
основных конфликтов между родителями
и детьми в этом возрасте. Появляются собственные
вкусы и взгляды, оценки, линии поведения.
Самое яркое - это появление пристрастия
к музыке определенного типа.
Ведущей деятельностью в этом возрасте
является коммуникативная. Общаясь, в
первую очередь, со своими сверстниками,
подросток получает необходимые знания
о жизни.
Очень важным для подростка является
мнение о нем группы, к которой он принадлежит.
Сам факт принадлежности к определенной
группе придает ему дополнительную уверенность
в себе. Положение подростка в группе,
те качества, которые он приобретает в
коллективе существенным образом влияют
на его поведенческие мотивы.
Более всего особенности личностного
развития подростка проявляются в общении
со сверстниками. Любой подросток мечтает
о закадычном друге. При чем о таком, которому
можно было бы доверять «на все 100», как
самому себе, который будет предан и верен,
несмотря ни на что. В друге ищут сходства,
понимания, принятия. Друг является аналогом
психотерапевта. Дружат чаще всего с подростком
того же пола, социального статуса, таких
же способностей. Дружба носит избирательный
характер, измена не прощается.
Вывод по 2 главе.
В подростковом возрасте усиливается
независимость детей от взрослых людей.
Подростки гораздо менее, чем младшие
школьники податливы внешнему воздействию
со стороны родителей и учителей. В период
отрочества повышается внимание ребёнка
к самому себе, к своей внешности, к самопознанию,
самовоспитанию.
В основе интеллектуальной деятельности
лежат конкретные мыслительные операции
анализа и синтеза, классификации обобщения,
аналогий, сравнения, подведение под понятие,
установления причинно-следственных связей
и т.п. Хотя мышление и не исчерпывается
логикой, тем не менее оно оперирует логическими
категориями, связями и отношениями. Для
выполнения логических действий подростки
и юноши должны уметь отличать существенные
от несущественных свойств, предметов
и явлений, выявлять признаки необходимые
и достаточные, выбирать основания для
сравнения или классификации, владеть
логико-функциональными отношениями разного
типа. Перечисленные логические операции
смыкаются с учебной деятельностью, в
процессе которой необходимо использовать
классификацию, аналогию, обобщение, нахождение
числовых закономерностей и пространственные
умения.