Развитие устной речи школьников на уроках литературы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:50, контрольная работа

Краткое описание

Развивать устную речь учащихся - значит способствовать тому, чтобы она была более логичной, точной, выразительной и образной. И если логически правильной, точной и содержательной делают речь школьника все уроки понемногу, то выразительность и образность, эмоциональность, связность и интонационная насыщенность приобретаются в большей степени благодаря урокам литературы.

Файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 66.00 Кб (Скачать)

   Развитие  устной речи школьников на уроках литературы

   Развивать устную речь учащихся - значит способствовать тому, чтобы она была более логичной, точной, выразительной и образной. И если логически правильной, точной и содержательной делают речь школьника все уроки понемногу, то выразительность и образность, эмоциональность, связность и интонационная насыщенность приобретаются в большей степени благодаря урокам литературы.

   Первый  наглядный пример, образец звучащей речи для учащихся - живое слово учителя. С 5-го класса дети начинают сравнивать рассказы учителей разных предметов. Манере и стилю учительского рассказа подражают, улавливая особенности интонации, понравившиеся слова и выражения.

   Выбирая наиболее приемлемую форму изложения  в зависимости от темы, учитель стремится сделать свой рассказ максимально эмоциональным и наиболее верно подводящим к теме. Например, можно по-разному начать рассказ о Лермонтове перед изучением «Бородино»:

   «М. Ю. Лермонтов родился в Москве в 1814 году в семье отставного капитана Юрия Лермонтова. Детство его прошло в имении бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой...» Или: «Шел 1814 год. Русские войска возвращались из-за границы и вступали в спаленную пожаром Москву. Гремела музыка, развевались закопченные в дыму сражений знамена... В это самое время, когда Москва, ликуя, встречала победителей, в маленьком доме у Красных ворот в ночь на 15 октября 1814 года в семье отставного капитана Юрия Лермонтова родился сын Михаил...»

   Очень важен пример учителя и в формулировке вопроса, ответа, короткой, но ясной и четкой рецензии по поводу прочитанного или рассказанного. Надо не только следить за точной формулировкой собственного вопроса, но и показывать, что важно учитывать школьникам при формулировании вопроса вообще. Учащиеся слушают вопросы учителя, читают вопросы, данные в хрестоматии, пробуют сказать сами.

   Не  менее ответственным является слово  учителя, дающего оценку работе школьника: каков ответ ученика, насколько он правилен, содержателен, эмоционален, чем интересна его речь, каковы его ошибки в чтении? К сожалению, устные рецензии учителя иногда сводятся к следующему: «Не очень выразительно прочитал, садись, три». В чем его ошибка или ошибки, ученик так и не выяснил. В другой раз он получит такую же оценку и ту же самую «исчерпывающую» рецензию.

   Слово учителя во многих случаях полезно  закреплять чтением учащимися статей, помещенных в учебнике.

   Статьи  учебника сделаны на основе трудов известных фольклористов, литературоведов, писателей. Важно услышать, как звучат те или иные слова, фразы, а услышанное - понять, осмыслить и ввести частично в свою собственную речь. Во многих статьях использованы слова в переносном значении, это приучает школьников осваивать такие слова до чтения художественного произведения.

   Каждая  статья содержит определенную лексику. Читая о произведениях устного народного творчества, учащиеся усваивают и вводят в свою речь новые слова и выражения (устное народное творчество, передаваясь из поколения в поколение, сокровища народной поэзии), осваивают новые термины, определения (пословицы, поговорки, сказки, загадки).

   Кроме того, построение фраз и лексические  особенности статей предостерегут учащихся от смешения слов, которые могут быть употреблены в одном рассказе о писателе или эпохе, но недопустимы в другом.

   Необычайно  важной стороной совершенствования устной речи учащихся являются упражнения по выразительному чтению художественных произведений, постепенное усложнение и разнообразие этих упражнений. Например: «Иван - крестьянский сын и чудо - юдо» - задание настраивает на подготовку чтения фрагментов сказки, выборочное чтение, например, прочитать описание природы, - в этом случае можно прибегнуть к более сложным упражнениям: во время подготовки выразительного чтения обратить внимание на описание природы, особенности этого описания.

   Неотъемлемой  частью работы учителя литературы на каждом из уроков является словарная  работа. Она проводится и во время  рассказа самого учителя, включающего трудные слова в ткань повествования, и во время чтения статей о писателях, и во время анализа художественного произведения или пересказов учащихся.

   Проводя словарную работу, необходимо различать  слова активной и пассивной лексики. Например, слова, которые нужно объяснить (тролль, сочельник, рогатка, стречка и др.), чтобы был понят смысл прочитанного, и слова, которые могут быть введены в активную речь (затужили, своенравна, мимоходом, студеная пора и др.), требуют различного подхода. Первая группа слов нуждается только в объяснении, вторая - в дополнительных упражнениях (введение в предложение, в пересказ, рассказ и др.).

   Кроме того, учителю важно проследить повторяющиеся  в нескольких произведениях слова  и обратить на них внимание учащихся. Например, слово «своенравная» впервые  встретилось детям в пушкинской «Сказке о мертвой царевне...», затем в «Снежной королеве» Андерсена, впоследствии школьники активно используют это слово в работе с «Муму» Тургенева. Крайняя степень удивления передается словом «ахнул» и в «Царевне-лягушке», и в «Сказке о мертвой царевне...», и в «Кавказском пленнике». Вместе с тем каждый раз эти слова включают в себя особые смысловые оттенки.

   Художественные  тексты, изучаемые в школе, дают неисчерпаемые  возможности для упражнений учащихся в пересказах, т. е. для упражнений в монологической связной речи.

   Виды  пересказов хорошо известны учителю: свободный (как запомнилось), художественный (с сохранением максимума из прочитанного текста, цитированием, передачей некоторых диалогов, правильным интонированием и др.), выборочный, краткий, от другого лица. Любой из перечисленных пересказов можно использовать при изучении любого произведения (кроме стихотворного). Но какой из этих видов пересказа целесообразнее всего использовать в том или другом случае?

   Попытаемся  просмотреть программные произведения 5-го класса под этим углом зрения. Например, сказку «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» целесообразно предложить для свободного и выборочного пересказов, а «Царевну-лягушку» - для художественного. «Снежную королеву», сказку объемную и переводную, уместнее пересказывать кратко.

   В выборе пересказа для соответствующего произведения следует исходить из того, насколько дети подготовлены к нему, насколько сам текст дает материал для того или иного пересказа.

   Свободный пересказ - самый простой для учащихся, поэтому с него и начинается работа.

   Осторожнее  всего следует относиться к пересказу от другого лица. Он нужен, чтобы определить, насколько понята учащимися психология героя, такое переключение очень сложно для детей данного возраста.

   Следует учитывать постепенное нарастание трудностей в совершенствовании пересказов. Например, краткий пересказ для учащихся труден, поэтому подготовка к нему ведется исподволь: выбор главного из того или иного абзаца, подробный и краткий план прочитанного, краткий пересказ эпизода, главы, сопоставление большого рассказа и формулирование его основной мысли пословицей и т. д.

   Для обогащения устной речи важны художественные пересказы, но к ним также следует  идти постепенно: сначала элементы такого пересказа во время выборочного  или свободного, затем художественный пересказ фрагментов, глав и т. д.

   Постепенно  требования к пересказам учащихся усложняются: вводятся элементы описаний, рассуждений: расскажите, как Жилин и Костылин (из рассказа «Кавказский пленник») попали в плен. Сравните, как вели себя они в плену. Прочитайте описание природы.

   Обратим внимание на то, что в работе над  пересказом этого произведения от учащихся требуется рассуждение и умение включить в рассказ описание, понять его роль в произведении.

   Элементы  описания, рассуждения войдут в пересказы  учащихся и при работе с рассказом Тургенева «Муму».

   Стихотворные  произведения требуют от учащихся, прежде всего выразительного чтения. Это относится к пушкинским сказкам, лермонтовскому «Бородино».

   «Прочитать  как следует произведение лирическое - вовсе не безделица: для этого нужно долго его изучать; нужно разделить искренно с поэтом высокое ощущение, наполнявшее его душу; нужно душою и сердцем почувствовать всякое слово его - и тогда уже выступать на публичное его чтение», - писал Н. В. Гоголь.

   Каждое  стихотворное произведение потребует от ученика особой работы мысли и чувства, а обучение выразительному чтению явится не только средством анализа художественного произведения, но одновременно и средством общего развития, развития мышления и устной речи школьника. В процессе обучения выразительному чтению дети учатся ценить слово, верно, его произносить.

   Хрестоматия помогает учащимся выделить наиболее важные направления поисков при  подготовке выразительного чтения, например: А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Прочитайте в лицах разговор Елисея с солнцем, месяцем, ветром. Выразите в чтении тревогу и печаль королевича Елисея. Учитель имеет возможность использовать иллюстрации с целью углубления работы над художественным произведением.

   Подбирая  текст к иллюстрации, рассказывая о впечатлении, которое она производит, сопоставляя ее с другой иллюстрацией, школьникам приходится отвечать на вопросы, формулировать ответы, пересказывать текст, следовательно, совершенствовать устную речь. Не менее интересно использовать картины. Известно, например, что портрета Арины Родионовны - няни Пушкина - не сохранилось, но картины «Пушкин слушает сказки своей няни» В. Кузнецова, «Пушкин и няня» Н. Ульянова, «Пушкин и няня» Ю. Непринцева, несомненно, сделают рассказ учителя о поэте значительно ярче и нагляднее, позволят провести беседу с учащимися по картине. 

   Библиография  Е. В. Перевозной

   Начиная анализировать учебно-методические труды Е.В. Перевозной необходимо сказать о том, что данный автор и педагог является одним из ведущих учителей русского языка и литературы на постсоветском пространстве. В составе коллектива авторов составила ряд учебников по литературе, которые были признаны ВАК Белоруссии лучшими учебниками в республике по данным предметам. Для своего анализа я считаю необходимым использовать три учебника по русской литературе для различных классов.

   1 Мушинская Т.Ф., Перевозная Е.В., Каратай С.Н. Русская литература: учебное пособие для 5 класса общеобразовательных учреждений с бел. и рус. яз. обучения: в 2 ч. - Минск: НИО, 2009.

   2 Мушинская Т.Ф., Перевозная Е.В., Каратай С.Н. Русская литература: учебное пособие для 6 класса общеобразовательных учреждений с бел. и рус. языками обучения. - Минск: НИО, 2009. 

   3 Мушинская Т.Ф., Перевозная Е.В., Каратай С.Н. Русская литература: учебное пособие для 9 класса учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения с 12-летним сроком обучения: в 2 ч.- Минск: НИО,2006.

  Проанализировав данные источники можно сказать, что эти учебные пособия позволяют учителям лучше и более полно проводить формирование коммуникативных умений на основе овладения учащимися речеведческими понятиями, умение создавать самостоятельные связные высказывания различных стилей, типов и жанров речи – реализовывать таким коммуникативную компетенцию. Кроме того, изложенный материал позволяет формировать речевой культуру учащихся на основе освоения языка как системы сохранения и передачи культурных ценностей, как средства постижения русской, национальной культуры в контексте общемировой – реализация лингвокультурологической компетенции. Посредством изучения русской литературы также производится развитие средствами языка интеллектуальной, духовно-нравственной, коммуникативной, гражданской культуры учащихся, кроме того приобщение учащихся к искусству слова, развитие у них художественного мышления и эстетических чувств, читательской и речевой культуры, формирование нравственно-эстетических ориентаций личности.

  Помимо прочего данные пособия отличаются простотой изложения материала, что означает доступность для любого ученика класса.

  Использование реферативных статей различных авторов  позволяет ознакомить ученик с различными типами изложения материала. Кроме того, необходимо отметить логичность построения материала и то, что авторы подчеркивают наиболее значимые места в биографиях или в анализе произведений. 

Поурочное планирование раздела  «Литература 60-х годов 19 века»

По  учебнику 10 класса В.Я. Коровиной

1.Обзор русской литературы 60 годов XIX века.

2.А.Н.Островский – основатель русского национального театра. Жизнь и творчество.

Информация о работе Развитие устной речи школьников на уроках литературы