Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:50, контрольная работа
Развивать устную речь учащихся - значит способствовать тому, чтобы она была более логичной, точной, выразительной и образной. И если логически правильной, точной и содержательной делают речь школьника все уроки понемногу, то выразительность и образность, эмоциональность, связность и интонационная насыщенность приобретаются в большей степени благодаря урокам литературы.
Развитие устной речи школьников на уроках литературы
Развивать устную речь учащихся - значит способствовать тому, чтобы она была более логичной, точной, выразительной и образной. И если логически правильной, точной и содержательной делают речь школьника все уроки понемногу, то выразительность и образность, эмоциональность, связность и интонационная насыщенность приобретаются в большей степени благодаря урокам литературы.
Первый наглядный пример, образец звучащей речи для учащихся - живое слово учителя. С 5-го класса дети начинают сравнивать рассказы учителей разных предметов. Манере и стилю учительского рассказа подражают, улавливая особенности интонации, понравившиеся слова и выражения.
Выбирая наиболее приемлемую форму изложения в зависимости от темы, учитель стремится сделать свой рассказ максимально эмоциональным и наиболее верно подводящим к теме. Например, можно по-разному начать рассказ о Лермонтове перед изучением «Бородино»:
«М. Ю. Лермонтов родился в Москве в 1814 году в семье отставного капитана Юрия Лермонтова. Детство его прошло в имении бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой...» Или: «Шел 1814 год. Русские войска возвращались из-за границы и вступали в спаленную пожаром Москву. Гремела музыка, развевались закопченные в дыму сражений знамена... В это самое время, когда Москва, ликуя, встречала победителей, в маленьком доме у Красных ворот в ночь на 15 октября 1814 года в семье отставного капитана Юрия Лермонтова родился сын Михаил...»
Очень важен пример учителя и в формулировке вопроса, ответа, короткой, но ясной и четкой рецензии по поводу прочитанного или рассказанного. Надо не только следить за точной формулировкой собственного вопроса, но и показывать, что важно учитывать школьникам при формулировании вопроса вообще. Учащиеся слушают вопросы учителя, читают вопросы, данные в хрестоматии, пробуют сказать сами.
Не менее ответственным является слово учителя, дающего оценку работе школьника: каков ответ ученика, насколько он правилен, содержателен, эмоционален, чем интересна его речь, каковы его ошибки в чтении? К сожалению, устные рецензии учителя иногда сводятся к следующему: «Не очень выразительно прочитал, садись, три». В чем его ошибка или ошибки, ученик так и не выяснил. В другой раз он получит такую же оценку и ту же самую «исчерпывающую» рецензию.
Слово учителя во многих случаях полезно закреплять чтением учащимися статей, помещенных в учебнике.
Статьи учебника сделаны на основе трудов известных фольклористов, литературоведов, писателей. Важно услышать, как звучат те или иные слова, фразы, а услышанное - понять, осмыслить и ввести частично в свою собственную речь. Во многих статьях использованы слова в переносном значении, это приучает школьников осваивать такие слова до чтения художественного произведения.
Каждая статья содержит определенную лексику. Читая о произведениях устного народного творчества, учащиеся усваивают и вводят в свою речь новые слова и выражения (устное народное творчество, передаваясь из поколения в поколение, сокровища народной поэзии), осваивают новые термины, определения (пословицы, поговорки, сказки, загадки).
Кроме того, построение фраз и лексические особенности статей предостерегут учащихся от смешения слов, которые могут быть употреблены в одном рассказе о писателе или эпохе, но недопустимы в другом.
Необычайно важной стороной совершенствования устной речи учащихся являются упражнения по выразительному чтению художественных произведений, постепенное усложнение и разнообразие этих упражнений. Например: «Иван - крестьянский сын и чудо - юдо» - задание настраивает на подготовку чтения фрагментов сказки, выборочное чтение, например, прочитать описание природы, - в этом случае можно прибегнуть к более сложным упражнениям: во время подготовки выразительного чтения обратить внимание на описание природы, особенности этого описания.
Неотъемлемой частью работы учителя литературы на каждом из уроков является словарная работа. Она проводится и во время рассказа самого учителя, включающего трудные слова в ткань повествования, и во время чтения статей о писателях, и во время анализа художественного произведения или пересказов учащихся.
Проводя словарную работу, необходимо различать слова активной и пассивной лексики. Например, слова, которые нужно объяснить (тролль, сочельник, рогатка, стречка и др.), чтобы был понят смысл прочитанного, и слова, которые могут быть введены в активную речь (затужили, своенравна, мимоходом, студеная пора и др.), требуют различного подхода. Первая группа слов нуждается только в объяснении, вторая - в дополнительных упражнениях (введение в предложение, в пересказ, рассказ и др.).
Кроме того, учителю важно проследить повторяющиеся в нескольких произведениях слова и обратить на них внимание учащихся. Например, слово «своенравная» впервые встретилось детям в пушкинской «Сказке о мертвой царевне...», затем в «Снежной королеве» Андерсена, впоследствии школьники активно используют это слово в работе с «Муму» Тургенева. Крайняя степень удивления передается словом «ахнул» и в «Царевне-лягушке», и в «Сказке о мертвой царевне...», и в «Кавказском пленнике». Вместе с тем каждый раз эти слова включают в себя особые смысловые оттенки.
Художественные тексты, изучаемые в школе, дают неисчерпаемые возможности для упражнений учащихся в пересказах, т. е. для упражнений в монологической связной речи.
Виды пересказов хорошо известны учителю: свободный (как запомнилось), художественный (с сохранением максимума из прочитанного текста, цитированием, передачей некоторых диалогов, правильным интонированием и др.), выборочный, краткий, от другого лица. Любой из перечисленных пересказов можно использовать при изучении любого произведения (кроме стихотворного). Но какой из этих видов пересказа целесообразнее всего использовать в том или другом случае?
Попытаемся
просмотреть программные
В выборе пересказа для соответствующего произведения следует исходить из того, насколько дети подготовлены к нему, насколько сам текст дает материал для того или иного пересказа.
Свободный пересказ - самый простой для учащихся, поэтому с него и начинается работа.
Осторожнее всего следует относиться к пересказу от другого лица. Он нужен, чтобы определить, насколько понята учащимися психология героя, такое переключение очень сложно для детей данного возраста.
Следует
учитывать постепенное
Для обогащения устной речи важны художественные пересказы, но к ним также следует идти постепенно: сначала элементы такого пересказа во время выборочного или свободного, затем художественный пересказ фрагментов, глав и т. д.
Постепенно требования к пересказам учащихся усложняются: вводятся элементы описаний, рассуждений: расскажите, как Жилин и Костылин (из рассказа «Кавказский пленник») попали в плен. Сравните, как вели себя они в плену. Прочитайте описание природы.
Обратим внимание на то, что в работе над пересказом этого произведения от учащихся требуется рассуждение и умение включить в рассказ описание, понять его роль в произведении.
Элементы описания, рассуждения войдут в пересказы учащихся и при работе с рассказом Тургенева «Муму».
Стихотворные произведения требуют от учащихся, прежде всего выразительного чтения. Это относится к пушкинским сказкам, лермонтовскому «Бородино».
«Прочитать как следует произведение лирическое - вовсе не безделица: для этого нужно долго его изучать; нужно разделить искренно с поэтом высокое ощущение, наполнявшее его душу; нужно душою и сердцем почувствовать всякое слово его - и тогда уже выступать на публичное его чтение», - писал Н. В. Гоголь.
Каждое стихотворное произведение потребует от ученика особой работы мысли и чувства, а обучение выразительному чтению явится не только средством анализа художественного произведения, но одновременно и средством общего развития, развития мышления и устной речи школьника. В процессе обучения выразительному чтению дети учатся ценить слово, верно, его произносить.
Хрестоматия помогает учащимся выделить наиболее важные направления поисков при подготовке выразительного чтения, например: А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Прочитайте в лицах разговор Елисея с солнцем, месяцем, ветром. Выразите в чтении тревогу и печаль королевича Елисея. Учитель имеет возможность использовать иллюстрации с целью углубления работы над художественным произведением.
Подбирая
текст к иллюстрации, рассказывая
о впечатлении, которое она производит,
сопоставляя ее с другой иллюстрацией,
школьникам приходится отвечать на вопросы,
формулировать ответы, пересказывать
текст, следовательно, совершенствовать
устную речь. Не менее интересно использовать
картины. Известно, например, что портрета
Арины Родионовны - няни Пушкина - не сохранилось,
но картины «Пушкин слушает сказки своей
няни» В. Кузнецова, «Пушкин и няня» Н.
Ульянова, «Пушкин и няня» Ю. Непринцева,
несомненно, сделают рассказ учителя о
поэте значительно ярче и нагляднее, позволят
провести беседу с учащимися по картине.
Библиография Е. В. Перевозной
Начиная
анализировать учебно-
1 Мушинская Т.Ф., Перевозная Е.В., Каратай С.Н. Русская литература: учебное пособие для 5 класса общеобразовательных учреждений с бел. и рус. яз. обучения: в 2 ч. - Минск: НИО, 2009.
2 Мушинская Т.Ф., Перевозная Е.В., Каратай С.Н. Русская литература: учебное пособие для 6 класса общеобразовательных учреждений с бел. и рус. языками обучения. - Минск: НИО, 2009.
3 Мушинская Т.Ф., Перевозная Е.В., Каратай С.Н. Русская литература: учебное пособие для 9 класса учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения с 12-летним сроком обучения: в 2 ч.- Минск: НИО,2006.
Проанализировав данные источники можно сказать, что эти учебные пособия позволяют учителям лучше и более полно проводить формирование коммуникативных умений на основе овладения учащимися речеведческими понятиями, умение создавать самостоятельные связные высказывания различных стилей, типов и жанров речи – реализовывать таким коммуникативную компетенцию. Кроме того, изложенный материал позволяет формировать речевой культуру учащихся на основе освоения языка как системы сохранения и передачи культурных ценностей, как средства постижения русской, национальной культуры в контексте общемировой – реализация лингвокультурологической компетенции. Посредством изучения русской литературы также производится развитие средствами языка интеллектуальной, духовно-нравственной, коммуникативной, гражданской культуры учащихся, кроме того приобщение учащихся к искусству слова, развитие у них художественного мышления и эстетических чувств, читательской и речевой культуры, формирование нравственно-эстетических ориентаций личности.
Помимо прочего данные пособия отличаются простотой изложения материала, что означает доступность для любого ученика класса.
Использование
реферативных статей различных авторов
позволяет ознакомить ученик с различными
типами изложения материала. Кроме того,
необходимо отметить логичность построения
материала и то, что авторы подчеркивают
наиболее значимые места в биографиях
или в анализе произведений.
Поурочное планирование раздела «Литература 60-х годов 19 века»
По учебнику 10 класса В.Я. Коровиной
1.Обзор русской литературы 60 годов XIX века.
2.А.Н.Островский – основатель русского национального театра. Жизнь и творчество.
Информация о работе Развитие устной речи школьников на уроках литературы