Развитие устной речи школьников на уроках литературы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:50, контрольная работа

Краткое описание

Развивать устную речь учащихся - значит способствовать тому, чтобы она была более логичной, точной, выразительной и образной. И если логически правильной, точной и содержательной делают речь школьника все уроки понемногу, то выразительность и образность, эмоциональность, связность и интонационная насыщенность приобретаются в большей степени благодаря урокам литературы.

Файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 66.00 Кб (Скачать)

3.Драма «Гроза». История создания.

4.Катерина как трагический характер. Н. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве».

5.Драматургический конфликт и его художественное воплощение.

6.Ф. И. Тютчев. Творческая биография поэта. Судьба России в лирике Ф.Тютчева. «Умом Россию не понять…», «Эти русские селенья…».

7.Картина мира в лирике Ф. И. Тютчева. Чтение и изучение стихотворений «Не то, что мните вы, природа…», «Silentium», «Фонтан», «О, как убийственно мы любим…», «Как океан объемлет шар земной…».

8.А.А. Фет. Творческая биография поэта. «Вечные» темы в лирике Фета. Чтение и изучение стихотворений «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь».

9.Художественное своеобразие поэзии А.А.Фета. «Одним толчком согнать ладью живую…», «Заря прощается с землею…», «Еще одно забывчивое слово…».

10.И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Обзор содержания романа «Обломов».

11.Р. Р. Обломов и Штольц. Обучение анализу эпизода (часть 2 главы III, IV).

12.Тема любви в романе. Ольга и Обломов.

13.И. С. Тургенев. Жизнь и творчество. Повторение ранее изученных произведений («Певцы», «Ася»).

14.Роман «Отцы и дети». История создания. Обзор содержания.

15.Отец и сын Кирсановы.

16.Отражение в романе общественно-политического конфликта эпохи 50-х годов. Споры Е.Базарова и П.П.Кирсанова.

17.Внутренний драматизм характера Е.Базарова. Испытание любовью.

18.Мировоззренческий кризис Е.Базарова. Одиночество героя. Смысл финала романа. Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты).

19.Смысл названия романа. «Отцы и дети» как философский роман. 

Конспект  урока по литературе в 6-ом классе.

Тема  урока: Родная природа в стихотворениях Ф.И. Тютчева

Цели  урока: 1) Познакомить учащихся с  творчеством поэта, закрепить знания некоторых литературоведческих  терминов;

2) Выработать  умение, восприятие поэтического  слова через выражение чувств;

3) Привить  чувство художественного вкуса, уважение и любовь к родной природе.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование  урока: портрет поэта, репродукции  известных художников, изображающие природу, магнитофон, романс на стихи  Тютчева «Весенние воды», на доске записано высказывание Фета о Тютчеве, на каждой парте - цветные карандаши и лист бумаги.

Ход урока.

I. Организационный  момент (2-3 мин.)

1) Приветствие.

2) Проверка  готовности к уроку (наличие  тетрадей, дневников, письменных принадлежностей, рабочая поза).

3) Определение  отсутствующих.

II. Основная  часть урока 

(Звучит  романс «Весенние воды»)

1) Вступительное  слово учителя (5 мин.).

Афанасий  Фет, видевший в Тютчеве одного из величайших лириков, существовавших на земле, с поразительной точностью сказал о его творчестве: «Здесь духа мощного господство, здесь утонченный жизни цвет!». Как вы думаете, ребята, когда стихи «приходят» к поэту? (ученики отвечают)

Стихи приходят к поэту в минуты горя и радости, страданий и счастья. Поэт не писал стихи, а только записывал, и чаще всего на первый попавшийся лоскут бумаги, или диктовал их кому-нибудь из близких. У поэта был необыкновенный запас творческих сил. Бесспорно – это результат широкого многостороннего образования, богатого жизненного опыта. И, конечно, редкой врождённой одарённости. Знаменитый учитель Тютчева Раич говорил: «Отрок Тютчев в совершенстве владел греческим и латынью, прекрасно переводил древних авторов. Четырнадцати лет он был удостоен звания сотрудника «Общества любителей русской словесности», а восемнадцати лет, пройдя курс университетских наук за два года, был утверждён в кандидатском достоинстве». Своей незаурядной образованностью и всесторонней культурой он обязан, прежде всего, книгам. Память у поэта была феноменальная, к прочитанной книге он терял интерес, так как почти всю ее знал наизусть.

2) Выступление  учеников (5 - 7 мин.).

Ученики читают стихи наизусть, которые были заданы заранее о различных временах года: «Есть в осени первоначальной…», «Зима недаром злится …», «Неохотно и несмело».

3) Физкультминутка  (2 мин.)

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось  деревцо,

Ветерок все тише-тише,

Деревцо все выше-выше.

4) Анализ  стихотворения «Есть в осени первоначальной…» (5-7 мин.)

– Какое  настроение передает автор этим стихотворением? (размышления учеников, наиболее яркие мысли записываются в тетрадь)

– Какие  эпитеты употребляет поэт, и с какой целью? («дивная пора», «бодрый серп» и т.д.)

– Что  такое сравнение? Попробуем их найти  в тексте. («паутины тонкий волос», небо льется как лазурь)

– Как  вы думаете, в каком состоянии находится природа? (задумчивость, природа замерла в ожидании)

5) Устное  рисование (2-5 мин.)

Какая из размещенных на доске картин наиболее подходит к этому стихотворению. Представьте на минуту, что вы – художник. Какие бы краски вы использовали? Что было бы изображено на вашей картине? (размышления учеников)

III. Подведение  итогов (10 мин.)

1) Обобщение. 

Итак, сегодня  мы обратились к одной из тем в  творчестве Тютчева. Что вы можете сказать  о человеке, который так тонко  чувствовал состояние природы, изменения ее настроений? Сейчас мы начнем с вами работу, которую вы закончите дома. У вас на партах лежат бумага и карандаши. Я прошу вас постараться изобразить, то, какие картины предстают перед вами при чтении любого стихотворения о природе Ф. И. Тютчева.

2) Самостоятельная работа учеников.

 

Библиографический список

  1. Мастерство устной речи / Под ред. В. В. Голубкова.— М., 1967.
  2. В защиту живого слова / Сост. В. Я. Коровина.— М., 1966.
  3. Коровина В. Я. От упражнений к системе развития речи.— М., 1996.
  4. Коровина В. Я. На подступах к риторике.— М., 1996.
  5. Мушинская Т.Ф., Перевозная Е.В., Каратай С.Н. Русская литература: учебное пособие для 5 класса общеобразовательных учреждений с бел. и рус. яз. обучения: в 2 ч. - Минск: НИО, 2009.
  6. Мушинская Т.Ф., Перевозная Е.В., Каратай С.Н. Русская литература: учебное пособие для 6 класса общеобразовательных учреждений с бел. и рус. языками обучения. - Минск: НИО, 2009. 
  7. Т.Ф.Мушинская, Е.В.Перевозная, С.Н.Каратай  Русская литература: учебное пособие для 9 класса учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения с 12-летним сроком обучения: в 2 ч.- Минск: НИО,2006.

Информация о работе Развитие устной речи школьников на уроках литературы