Роль игры в развитии воображения дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 15:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определение роли, которую выполняет воображение в игре дошкольника.
Выдвинем следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы, посвященной данной теме.
2. Раскрыть сущность понятия воображение.
3. Описать особенности воображения в игровой деятельности в дошкольном возрасте.

Оглавление

Введение .................................................................................................................
Глава 1. Теоретический анализ психолого-педагогических исследований роли воображения в игровой деятельности дошкольников...............................
1.1 Теоретическое представление о воображении, его видах и функциях ................................................................................................................
1.2 Психологические особенности воображения детей дошкольного возраста ...................................................................................................................
1.3 Проявление воображения в игровой деятельности дошкольников ...
Заключение..............................................................................................................
Литература .............................................................................................................

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

Содержание

   
Введение ................................................................................................................. 
Глава 1. Теоретический анализ психолого-педагогических исследований роли воображения в игровой деятельности дошкольников...............................  
          1.1 Теоретическое представление о воображении, его видах и функциях ................................................................................................................ 
         1.2 Психологические особенности воображения детей дошкольного возраста ................................................................................................................... 
         1.3 Проявление воображения в игровой деятельности дошкольников ...  
Заключение..............................................................................................................

Литература .............................................................................................................

3 

5 

5 

20

24

30

31

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение

   Воображение – великая сила. С его помощью  можно полететь на Луну, отправиться  в путешествие по древнему миру и  представить себе лицо далекого друга.

   Великий немецкий математик Давид Гильберт на вопрос одного из своих учеников ответил: «Он стал поэтом. Для математика у него не хватило воображения». Именно благодаря воображению, в науке совершены великие революционные открытия, такие, например, как создание периодической системы элементов Д. И. Менделеева и теории относительности Эйнштейна.

   Но  воображение, как любая психологическая  функция ребенка, требует педагогической заботы, если мы хотим, чтобы оно  развивалось. Школьное обучение требует  уже достаточно сформированного  уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.

   Наиболее  успешно становление воображения  происходит в игре, а также на занятиях рисованием, особенно, когда  ребенок начинает «сочинять», 
«воображать», сочетая реальное с воображением [2].

   Изучением воображения вообще и воображением дошкольников занимались исследователи: Дьяченко О. М., Выготский Л. С., Немов Р. С., Запорожец А.В., Эльконин Д. Б., Рубинштейн С. Л., Вернер.

   В современной психологии существует представление о воображении, как  о психическом процессе создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств  путем приведения имеющихся у  человека знаний в новое сочетание.

   Выделены  виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или активное воображение: воссоздающие или репродуктивное и творческое. В творческое входят мечта и фантазия.

   Установлено, что воображение развивается  в дошкольном детстве. 
Эффективнее всего в игровой деятельности.

   К сожалению, на сегодняшний день нет  методик, диагностирующих функциональные механизмы воображения. Для большинства  используемых методик диагностики  операционных механизмов не определены границы возрастных норм. Это составляет объективную трудность изучения данной сферы психики и использования имеющихся результатов в процессе организации деятельности дошкольников. Поэтому темой нашей работы является «Роль воображения в деятельности дошкольников».

   Наше  исследование посвящено роли воображения в игровой деятельности дошкольников.

   Цель  исследования: определение роли, которую выполняет воображение в игре дошкольника.

   Объектом  исследования является игровая деятельность дошкольников.

   Предмет исследования: проявление воображения в игровой деятельности дошкольника.

   Гипотеза: Развитие воображения и развитие игровой деятельности – взаимозависимые процессы, поэтому по уровню развития воображения, можно предполагать уровень развития игровой деятельности и соответствующим образом строить развивающую и коррекционную работу с ребенком.

   С целью проверки данной гипотезы выдвинем следующие задачи:

   1. Провести анализ психолого-педагогической  литературы, посвященной данной  теме.

   2. Раскрыть сущность понятия воображение.

   3. Описать особенности воображения в игровой деятельности в дошкольном возрасте. 
 
 
 
 

   Глава 1. Теоретический  анализ психолого-педагогических исследований роли воображения  в игровой деятельности дошкольников. 
1.1. Теоретическое представление о воображении, его видах и функциях.

   В сложной структуре человеческой психики есть удивительное свойство – воображение, или фантазия. Если при помощи восприятия и мышления человек узнает о свойствах, связях и отношениях вещей, явлений, существующих реально, то в воображении отражается и то, что было, но свидетелем чего человек не мог быть, и то, что есть, но недоступно по каким-либо причинам, и то, чего нет, но что может быть. В воображении находит отражение и, то, что никогда не произойдет, никогда не сбудется. Иначе говоря, в фантазии человек выходит за пределы реального мира во времени и пространстве: он может соединять и разъединять неразложимое и несоединимое, перемещать вещи, события, процессы из настоящего в будущее, в прошлое, из одного пространства в другое.

   Воображение – это психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.

   Воображение не может развернуться на пустом месте. Для того чтобы начать фантазировать, человек должен увидеть, услышать, получить впечатления и удержать их в памяти.

   Чем больше знаний, чем богаче опыт человека, чем разнообразнее его впечатления, тем больше возможностей для комбинации образов. Воображение возникло у  человека в ходе трудовой деятельности. Предвидеть результаты труда можно было, только «забежав вперед» тех дел, которые совершались в данный момент. Точил ли первобытный человек камень для наконечника стрелы или топора, ломал ли палку для лука, готовил ли яму для поимки зверя – во всех этих делах присутствовал образ, мысленная картина того, что получится, произойдет в недалеком будущем в результате усилий, целенаправленных действий.

   С развитием и усложнением трудовой деятельности совершенствовалось и  воображение: оно рисовало картины  более далекого будущего, дальние  результаты. Первобытный человек был слаб, в единоборстве с природой. 
Природа подавляла его: он не мог объяснить происходящее вокруг. Так родилось представление о существовании сил, стоящих над человеком, появилась религия.

   Современный же человек многое может объяснить. Он не верит в сверхъестественные силы, а знает законы природы, и не только знает, но и использует их в создании средств существования, в удовлетворении духовных потребностей. И, тем не менее, воображение продолжает играть в его жизни огромную роль. Нет границ познанию, работе мысли, беспредельны и фантазия, воображение, которое порой идет впереди мышления, пролагая ему путь. [14]

   Воображение в собственном своем специфическом  смысле слова может быть только у  человека. Только у человека, который  как субъект общественной практики реально преобразует мир, развивается подлинное воображение. В процессе развития оно сначала – следствие, а затем и предпосылка той деятельности человека, посредством которой он реально изменяет действительность. В каждом действии, которым человек изменяет мир, заключен кусочек фантазии, и развитие воображения как преобразования действительности в сознании тесно связано с реальным преобразованием ее в практике, хотя часто неизмеримо далеко выходит за его пределы. [18]

   Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что нам дано в восприятии. Это изменение, преобразование, отклонение от данного может выразиться, во-первых, в том, человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, то есть создаст себе картину того, чего в действительности сам он никогда не видел.

   Воображение может, предвосхищая будущее, создать  образ, картину того, что вообще не было. Так М. В. Водопьянов или И. Д. Папанин могли в своем воображении  представить себе полет на Северный полюс и высадку на нем тогда, когда это была только мечта, еще не осуществленная и неизвестно, осуществимая ли.[1]

   Воображение может совершить и такой отлет  от действительности, который создает  фантастическую картину, ярко отклоняющуюся  от действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту действительность. И воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере оно, преобразуя действительность, отклоняя от нее, при этом все же учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты. Таким образом, и в этой, форме, отклоняющейся от действительности вплоть до фантастики, воображение не порывает связь с действительностью.

   В своих высших творческих формах воображение  совершает отлет от действительности, чтобы глубже проникнуть в нее.

   Воображение, таким образом, не абстрактная функция, а закономерно выступающая сторона сознательной деятельности. На этой основе развивается затем определенная способность, по мере того как воображение формируется в какой-нибудь конкретной творческой деятельности.

   Само  восприятие действительности часто  преобразуется воображением под  влиянием, чувств, желаний, симпатий и  антипатий. Эти преобразования приводят тогда к искажению, а иногда к  более глубокому познанию действительности.[18]

   Воображение под влиянием чувств иногда по своему капризу произвольно порождает желанный образ, но оно же может и ярче выявить подлинный образ человека. Когда мы любим человека, мы обычно видим его иначе, в ином, созданном нашим чувством освещении, чем то, в котором он представляется другим. Случается поэтому, что созданный нашим воображением под воздействием чувства образ существенно расходится с действительным обликом человека. Подчиняясь нашему чувству, воображение в таком случае может уготовить нам немало горьких разочарований. История не одной любви протекает в борьбе между тем воображаемым образом человека, который порожден чувством, и реальным образом этого человека. Но бывает и иначе: образ, складывающийся при равнодушном – а может быть, и бездушном отношении к человеку на основании обыденных впечатлений, в мелких житейских отношениях, может закрыть подлинный облик человека мелкими и несущественными штрихами, а большое подлинное чувство может оказаться мощным проявителем не только самых прекрасных, наиболее человеческих черт в человеке, но притом именно тех, которые составляют его подлинную сущность.[7]

   Воображение – одна из фундаментальных характеристик  человека. В нем наиболее наглядно проявляется отличие человека от животных предков. Философ Э. В. Ильенков писал: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусстве. Без силы воображения невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты».

   Д. Дидро восклицал: «Воображение! Без  этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком… Воображение – это способность вызывать образы. Человек начисто лишенный этой способности, был бы тупицей».

   При помощи воображения человек отражает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожиданных сочетаниях и связях. Воображение преобразует действительность и создает на этой основе новые образы.

   Воображение тесно связано с мышлением, поэтому  способно активно преобразовывать  жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия и представления. Вообще воображение связано со всеми сторонами психической деятельности человека: с его восприятием, памятью, мышлением, чувствами.

Информация о работе Роль игры в развитии воображения дошкольников