Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 15:14, курсовая работа
Цель исследования: определение роли, которую выполняет воображение в игре дошкольника.
Выдвинем следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы, посвященной данной теме.
2. Раскрыть сущность понятия воображение.
3. Описать особенности воображения в игровой деятельности в дошкольном возрасте.
Введение .................................................................................................................
Глава 1. Теоретический анализ психолого-педагогических исследований роли воображения в игровой деятельности дошкольников...............................
1.1 Теоретическое представление о воображении, его видах и функциях ................................................................................................................
1.2 Психологические особенности воображения детей дошкольного возраста ...................................................................................................................
1.3 Проявление воображения в игровой деятельности дошкольников ...
Заключение..............................................................................................................
Литература .............................................................................................................
Игра взрослого человека и ребенка, связанная с деятельность воображения, выражает тенденцию, потребность в преобразовании окружающей действительности. Проявляясь в игре, эта способность к творческому преобразованию действительности в игре впервые и формируется. В этой способности, отображая, преображать действительность, заключается основное значение игры.
Значит ли это, что игра, переходя в воображаемую ситуацию, является отходом от реальности? И да, и нет. В игре есть отлет от действительности, но есть и проникновение в нее. Поэтому в ней нет ухода, нет бегства от действительности в будто бы особый, мнимый, фиктивный, нереальный мир. Все, чем игра живет и что она воплощает в действии, она черпает из действительности. Игра выходит за пределы одной ситуации, отвлекается от одних сторон действительности, с тем, чтобы еще глубже в действенном плане выявить другие. В игре нереально только то, что для нее несущественно; в ней нет реального воздействия на предметы, и на этот счет играющий не питает обычно никаких иллюзий; но все, что в ней существенно, - в ней подлинно, реально: реальны, подлинны чувства, желания, замыслы, которые в ней разыгрываются, реальны и вопросы, которые решаются.
В
игре у ребенка формируется
Основное
значение игры, связанной с деятельностью
воображения, состоит в том, что
у ребенка развивается
В
психологии принято отмечать, что
воображение ребенка
В игре детей трех-, четырехлетнего возраста существенное значение имеет сходство предмета-заместителя с предметом, который он замещает.
У детей более старшего возраста воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. [12]
Постепенно
необходимость во внешних опорах исчезает.
Происходит интериоризация – переход
к игровому действию с предметом, которого
в действительности нет, и к игровому преобразованию
предмета, приданию ему нового смысла
и представлению действий с ним в уме,
без реального действия.
Это и есть зарождение воображения как
особого психического процесса.
С другой стороны, игра может происходить без видимых действий, целиком в плане представления. [20]
Важнейшее значение в развитии воображения детей имеет ролевая игра. В игровой деятельности ребенок учится замещать одни предметы другими, брать на себя различные роли. Все это способствует развитию воображения. В играх детей старшего дошкольного возраста уже необязательны предметы-заместители, так же как необязательны и многие игровые действия. Дети научаются отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении. Игра может протекать во внутреннем плане. [21]
В режиссерских играх, как и во всех творческих играх, есть мнимая или воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников (роли, которые «исполняют» игрушки, предметы). Предметы и игрушки используются не только в своем непосредственном значении, но и, когда они выполняют функцию, не закрепленную за ними общечеловеческим опытом (диванная подушка становится бегемотом, а пояс от халата – змеей в режиссерской игре «В зоопарк»; кубики превращаются в учителей и детей в игре «В школу»). К игрушкам-заместителям дети охотно прибегают в играх, что говорит о развитии воображения. [12]
Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, чтобы через нее он знакомился с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения. [11]
Овладевая
действиями игры, ребенок одновременно
осваивает произвольные стороны психических
процессов, а также действия замещения.
Также постепенно ребенок осваивает собственно
человеческий знаково-символический мир
– прежде всего вербально очерченное
пространство, которое стандартизирует,
социализирует его, а также особое знаково-символическое
пространство, где доминируют образы воображения.
[23]
Формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и в сочинении ребенком сказок, стихов. Здесь так же, как в игре, дети вначале опираются на непосредственно воспринимаемые предметы или возникающие под их рукой штрихи на бумаге.
Сочиняя сказки, стишки, дети воспроизводят знакомые образы и нередко просто повторяют запомнившиеся фразы, строки. При этом дошкольники трех- четырех лет обычно не осознают, что воспроизводят уже известное. Так, один мальчик заявил однажды: «Вот послушайте, как я сочинил: «Ласточка с весной в сени к нам летит». Другой ребенок также был уверен, что он автор следующих строк: «Не боюсь я никого, кроме мамы одного…» Нравится, как я сочинил?» Его пытаются вывести из заблуждения: «Это не ты сочинил, а Пушкин: «Не боишься никого, кроме бога одного». Ребенок разочаровался: «А я думал, что это я сочинил».
В подобных случаях детские сочинения целиком строятся на памяти, не включая работы воображения. Однако чаще ребенок комбинирует образы, вводит новые, необычные их сочетания. [11]
Нетрудно
проследить происхождение всех элементов,
вошедших в сказку.
Это образы знакомых сказок, но новое их
объединение создает фантастическую картину,
не похожую на ситуации, воспринимавшиеся
ребенком или рассказанные ему.
Преобразование действительности в воображении ребенка происходит не только путем комбинирования представлений, но и путем придания предметам не присущих им свойств. Так, дети в своем воображении с азартом преувеличивают или преуменьшают предметы. Один хочет крошечный земной шар, чтобы на нем все было «взаправду»: реки и океаны, тигры и обезьяны. Другой рассказывает, какой он построил «домик до потолка! Нет, до седьмого этажа! Нет, до туч! Нет, до звезд!» [10]
Существует
мнение, что воображение ребенка
богаче, чем воображение взрослого
человека. Это мнение основано на том,
что дети фантазируют по самым различным
поводам. Трехлетний мальчик, рисуя угол,
прибавил к нему маленький крючок и, пораженный
сходством этой закорючки с сидящей человеческой
фигурой, вдруг воскликнул: «Ах, он сидит!»
Другой ребенок, в том же возрасте, однажды,
играя в салочки и, не догнав детей, осалил
землю.
Через мгновение он уселся на лавочку
и заплакал: «Теперь она меня всегда салить
будет!» – «Кто?» – спрашивают. – «Сальная
земля». Еще один мальчик искренне верил,
что камни могут думать и чувствовать.
Он считал очень несчастными булыжниками,
так как они вынуждены изо дня в день видеть
одно и то же. Из жалости ребенок переносил
их с одного конца дороги на другой. [9]
Однако воображение ребенка на самом деле же богаче, а во многих отношениях беднее, чем воображение взрослого. Ребенок может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, так как у детей более ограниченный жизненный опыт и, следовательно, меньше материала для воображения. Менее разнообразны и комбинации образов, которые строит ребенок. Вместе с тем воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий отлет от действительности, нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми окружающего мира, выходу за пределы узкого личного опыта. Но эта работа требует постоянного контроля со стороны взрослых, под руководством которых ребенок овладевает умением отличать воображаемое от действительности. [6]
Заканчивая главу, можно отметить, что воображение – это психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения, имеющихся у человека знаний в новое сочетание.
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций.
Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. Четвертая функция состоит в формировании внутреннего плана действий. Пятая функция – это планирование и программирование деятельности.
В психологии выделяют следующие виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или активное воображение: воссоздающее или репродуктивное и творческое. В творческое, в свою очередь, входят мечта и фантазия.
Воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкое отступление от действительности, нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми узкого личного опыта.
В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов.
В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее.
Воображение
из непроизвольного (пассивного) становится
произвольным
(активным), постепенно превращается из
непосредственного в опосредственное,
причем основным орудием овладения им
со стороны ребенка являются сенсорные
эталоны.
Помимо
своей познавательно-
Познавательное
воображение формируется
Заключение
Воображение – это психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.
Выделяют следующие виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или активное воображение: воссоздающее или репродуктивное и творческое. В творчестве, в свою очередь, входят мечта и фантазия.
Для развития воображения особенно важным возрастным этапом является дошкольное детство. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому психические функции дошкольника, в том числе воображение развиваются эффективнее всего именно в игровой деятельности.
Было установлено:
1)
особенности воображения,
2)
развитие воображения и
3)
для диагностики и развития
воображения необходима специально организованная
взрослыми игровая деятельность.
Литература
Информация о работе Роль игры в развитии воображения дошкольников