Роль игры в развитии ребёнка

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 08:25, контрольная работа

Краткое описание

Цель - теоретически обосновать систему развития детей дошкольного возраста в игре.
Задачи:
1.Раскрыть понятие игры и ее сущности.
2.Рассмотреть типы игр детей
3.Рассмотреть психологическую сущность игровой деятельности дошкольника.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………………….3
1. Игра, ее понятие и сущность……………………………………………………………….4
2. Классификация игр………………………………………………………………………………5
3. Роль игры в психическом развитии ребёнка……………………………………..6
Заключение…………………………………………………………………………………………..10
Cписок используемой литературы ……………………………………………………….11

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГИИ.doc

— 57.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………………………………………………….3

1. Игра, ее понятие и сущность……………………………………………………………….4

2. Классификация игр………………………………………………………………………………5                                                                   

3. Роль игры в психическом развитии ребёнка……………………………………..6

 Заключение…………………………………………………………………………………………..10                                                                                                                

Cписок используемой литературы ……………………………………………………….11                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит  игре - важнейшему виду деятельности. Она  является эффективным средством  формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: " Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре... "

Цель - теоретически обосновать систему развития детей дошкольного возраста в игре.

Задачи:

1.Раскрыть понятие игры и ее сущности.

2.Рассмотреть типы  игр детей.

3.Рассмотреть психологическую сущность игровой деятельности дошкольника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИГРА, ЕЕ ПОНЯТИЕ  И СУЩНОСТЬ

 

Игра - одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как  будто бесполезная и вместе с  тем необходимая.

 

Игра - это осмысленная деятельность, т. е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива.

 

Игра это деятельность, она является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности.

 

Игра человека - порождение деятельности, посредством которой  человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры - в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир в этом основное, центральное и самое общее значение игры.

Сущность игры, состоит в том, что мотивы игры заключаются в многообразных переживаниях, значимых для играющего сторон действительности. Игра, как и всякая неигровая человеческая деятельность, мотивируется отношением к значимым для индивида целям.

В игре совершаются лишь действия, цели которых значимы для  индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР

 

Принято различать два  основных типа игр:

- игры с фиксированными  и открытыми правилами;

- игры со скрытыми  правилами.

Примером  игр  первого  типа   является   большинство   познавательных, дидактических  и  подвижных  игр,  а  также  развивающих  (интеллектуальных, музыкальных, игры-забавы, аттракционы).

Ко второму типу относятся  игры,  в  которых  на  основе  жизненных  или художественных  впечатлений  свободно   и   самостоятельно   воспроизводятся социальные отношения или материальные объекты.

 

Обычно выделяются такие виды игр:

1.Подвижные  игры  -  разнообразные  по  замыслу,  правилам,  характеру выполняемых  движений.  Они   способствуют   укреплению   здоровья    детей,

развивают движения.

Дети  любят  подвижные  игры,  с  удовольствием  слушают музыку и умеют ритмично двигаться  под неё.

2.Строительные игры – с песком,  кубиками,  специальными  строительными

материалами, развивают у детей  конструктивные  способности,  служат  своего

рода, подготовкой к  овладению в дальнейшем трудовыми  умениями и навыками.

3.Дидактические игры – специально разрабатываемые для детей,  например,

лото для обогащения естественнонаучных знаний, и для развития тех  или  иных психических качеств и свойств (наблюдательности, памяти, внимания).

4.Сюжетно-ролевые игры  –  игры,  в  которых  дети  подражают  бытовой,

трудовой и общественной  деятельности  взрослых,  например,  игры  в  школу,

дочки-матери,   магазин,   железную   дорогу.    Сюжетные    игры,    помимо

познавательного  назначения,  развивают  детскую   инициативу,   творчество,

наблюдательность.

 

 

 

 

РОЛЬ ИГРЫ В  ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

 

В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, - игра вызывает качественные изменения в психике ребенка.

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические  качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение, то есть игра влияет на различные стороны развития дошкольника.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях занятий. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета - он дает заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. На основе действий с предметами-заместителями ребенок учится мыслить о реальном предмете. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане.

Таким образом, игра в большой мере способствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане  представлений.

 Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребенок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу развития воображения. В играх детей старшего дошкольного возраста уже не обязательны предметы-заместители, так же как не обязательны и многие игровые действия. Дети научаются отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Продуктивные виды деятельности ребенка - рисование, конструирование - на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Так, рисуя, ребенок часто разыгрывает тот или иной сюжет. Нарисованные им звери сражаются между собой, догоняют друг друга, люди идут в гости и возвращаются домой, ветер сдувает висящие яблоки и т. д. Стройка из кубиков вплетается в ход игры. Ребенок - шофер, он везет блоки на строительство, затем он грузчик, выгружающий эти блоки, наконец, рабочий-строитель, строящий дом. В совместной игре эти функции распределяются между несколькими детьми. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает именно как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом. И только в среднем и старшем дошкольном возрасте интерес переносится на результат деятельности (например, рисунок), и она освобождается от влияния игры.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная  деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно  из игры. Но дошкольник начинает учиться, играя - он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями. Принципиально иное, чем к игре, отношение взрослых к учению постепенно, исподволь перестраивает и отношение к нему со стороны ребенка. У него складывается желание и первоначальное умение учиться.

Очень большое влияние  игра оказывает на развитие речи. Игровая  ситуация требует от каждого включенного  в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Если ребенок не в состоянии внятно высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать товарищей по игре, он будет в тягость им. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.

Игра как ведущая  деятельность имеет особое значение для развития знаковой функции речи ребенка. Знаковая функция пронизывает  все стороны и проявления человеческой психики. Усвоение знаковой функции  речи ведет к коренной перестройке всех психических функций ребенка. В игре развитие знаковой функции осуществляется через замещение одних предметов другими. Предметы-заместители выступают как знаки отсутствующих предметов. Знаком может быть любой элемент действительности (предмет человеческой культуры, имеющий фиксированное функциональное назначение; игрушка, выступающая в качестве условной копии реального предмета; полифункциональный предмет из природных материалов или созданный человеческой культурой и др.), выступающий в качестве заместителя другого элемента действительности. Называние одним и тем же словом отсутствующего предмета и его заместителя концентрирует внимание ребенка на некоторых свойствах предмета, по-новому осмысливаемых через замещения. Тем самым открывается еще один путь познания. Кроме того, предмет-заместитель (знак отсутствующего) опосредствует связь отсутствующего предмета и слова и по-новому трансформирует словесное содержание.

Действия замещения, кроме  того, способствуют развитию у ребенка  свободного обращения с предметами и использования их не только в том качестве, которое было усвоено в первые годы детства, но и по-другому (чистый носовой платок, например, может заменить бинт или летнюю шапочку).

Игра как ведущая  деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления. Рефлексия - это способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. Рефлексия способствует адекватному поведению человека в мире людей.

Игра ведет к развитию рефлексии, поскольку в игре возникает  реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Так, играя  в больницу, ребенок плачет и страдает, как пациент, и доволен собой как хорошо исполняющий роль. Двойная позиция играющего - исполнитель и контролер - развивает способность соотносить свое поведение с поведением некоего образца. В ролевой игре возникают предпосылки к рефлексии как чисто человеческой способности осмысливать свои собственные действия, предвидя реакцию других людей.

Игра способствует становлению  произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением – подчинение правилам – складывается именно в игре, а затем проявляется  в других видах деятельности. Произвольность предполагает наличие образа поведения, которым следует ребенок, и контроля.

 

 К 7 годам ребенок  все больше начинает ориентироваться  на нормы и правила; регулирующие  его поведение, образы становятся  более обобщенными. При наиболее благоприятных вариантах развития детей, к моменту поступления в школу они способны управлять своим поведением в целом, а не только отдельными действиями.

 

 В развитой ролевой  игре с ее замысловатыми сюжетами  и сложными ролями, создающими  достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти.

 

 В дошкольном возрасте игра становится самостоятельной деятельностью ребенка, он осваивает разные виды игр, с помощью игр дошкольник « входит в разные сферы социальной действительности, расширяя возможности познания этих сфер».

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Игра определяется как  ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, направленный на познание ребенком окружающего мира, социализации, путем активного соучастия в труде и повседневной жизни людей.

Информация о работе Роль игры в развитии ребёнка