Роль игры в жизни ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 12:59, курсовая работа

Краткое описание

В детском возрасте происходит зарождение и интенсивное становление отношений к другим людям. Опыт этих первых отношений является основой для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к окружающему, его поведение и самочувствие среди людей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ
1.1 Понятия отношения, взаимоотношения…………………………………. 6
1.2 Методика организации и руководство подвижными играми, направленных на развитие положительных взаимоотношений между детьми…………………………………………………………………………..
Выводы по 1 главе……………………………………………………………. 18
2. ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Описание и обоснование методов исследования……………………….. 19
2.2 Обработка и анализ полученных результатов…………………………... 24
2.3 Рекомендации для воспитателей по организации подвижных игр в развитии положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………
Выводы по 2 главе……………………………………………………………. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….. 32
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………… 34

Файлы: 1 файл

Подвижная игра как средство формирования положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.doc

— 241.00 Кб (Скачать)

     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

НП ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ 
 
 

Факультет: педагогический    

Специальность:  дошкольное образование

                                                      

                                                                                                   
 
 
 
 
      
                       КУРСОВАЯ РАБОТА
 
      
      
 
 
 

     Студентка: Ахметшина Гузель Фанисовна /_______/

     № договора 27п09/07-13   Набор: х-2007 г   ЦДО Серафимовский

     Научный руководитель:________________________/_______/

                 Ф.И.О.                                    подпись

       

                                                                    
 
 
 

                                                  Уфа 2010

     СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3

  1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ

 
   

1.1 Понятия отношения,  взаимоотношения………………………………….

6
1.2 Методика организации и руководство  подвижными играми, направленных  на развитие положительных взаимоотношений  между детьми…………………………………………………………………………..  
 
11
Выводы  по 1 главе……………………………………………………………. 18
2.   ИССЛЕДОВАНИЕ  УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  
2.1 Описание и обоснование методов исследования……………………….. 19
2.2 Обработка и анализ полученных  результатов…………………………... 24
2.3 Рекомендации для воспитателей  по организации подвижных игр в развитии положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………  
 
 
27
Выводы  по 2 главе……………………………………………………………. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 30
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….. 32
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………… 34
      
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     В детском возрасте происходит зарождение и интенсивное становление отношений к другим людям. Опыт этих первых отношений является основой для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к окружающему, его поведение и самочувствие среди людей.

     Проблема  становления и развития положительных взаимоотношений детей является актуальной, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность, недоверие и пр.), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Это и привлекает внимание общественности: многих известных психологов и педагогов. Этой теме посвящено значительное число исследований (В.В. Абраменковой, Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, Е.О. Смирнова и другие). Прогрессивные русские ученые - педагоги, психологи (Е. А. Покровский, П. Ф. Лесгафт, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, Л. С. Выготский, В. В. Гориневский, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин, В. Г. Яковлев, Р. Л. Жуковская и многие другие) раскрыли роль игры как деятельности, способствующей качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывающей разностороннее влияние на формирование его личности. Разработкой содержания и методики подвижных игр, изучением их роли в положительных взаимоотношениях детей старшего возраста занимались и продолжают заниматься отечественные ученые и практики.

     Взаимоотношения  детей дошкольного возраста формируется  наиболее эффективно, когда целенаправленным педагогическим средством выступает  подвижная игра, в ней ребенок овладевает правилами взаимоотношений со сверстниками, усваивает   мораль    общества,    в котором он   живет,  таким

образом, способствует взаимоотношению детей.

        Подвижная игра является ведущим  методом как физического, так  и всестороннего воспитания. Она оказывает всестороннее воздействие на ребенка дошкольного возраста. Играя, дети познают окружающий мир, себя и сверстников, свое тело, изобретают, творят окружающее, а так же устанавливают отношения со сверстниками, при этом развиваются гармонично и целостно. Именно подвижная игра выступает, способствует формированию межличностных отношений и общению между сверстниками, умственному       развитию     ребенка,    совершенствованию познавательных

процессов, развитию творческой активности детей.

     Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия игровых методов на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, творческих способностей, формирования нравственных качеств, положительных взаимоотношений детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, закрепляющие положительные тенденции в развитии старшего дошкольника. Исходя из вышеизложенного были сформулированы объект, предмет исследования, цель, обозначены задачи работы.

     Цель  исследования: Проанализировать влияние подвижной игры на развитие взаимоотношений между сверстниками в старшем дошкольном возрасте.

     Объектом  исследования являются межличностные взаимоотношения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста.

     Предметом исследования - условия организации педагогом игры в ДОУ в старшем дошкольном возрасте

     Задачи исследования:

     1. Проанализировать и обобщить  теоретический материал по вопросам  развития взаимоотношений детей в игре.

     2. Изучить  особенности методики  проведения подвижных игр с  детьми старшего дошкольного  возраста.

     3. Предложить некоторые практические  рекомендации по усовершенствованию  приемов руководства игровой  деятельностью детей в детском саду. 

     4. Исследовать эффективность влияния  подвижной игры на формирование  положительных взаимоотношений  детей старшего дошкольного возраста  на практике работы дошкольного  учреждения.

     Гипотеза исследования: мы предположили, что подвижная игра способствует формированию положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками при косвенном и прямом участии педагога.

     Методы  исследования:

     1. Анализ психолого-педагогической  литературы по проблеме исследования;

     2. Социометрический метод;

     3. Наблюдение.

     Экспериментальная база: МБДОУ детский сад №1 с.Серафимовский Туймазинского района

     Практическая  значимость курсовой работы заключается в том, что в ней на основании проведенной диагностической работы, предлагается ряд практических рекомендаций развития дошкольников в игре, которые на наш взгляд будут способствовать повышению эффективности руководства игровой деятельности детей.  

 
 
 
 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ  АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ

1.1 Понятия отношения, взаимоотношения

     Во  всех группах и коллективах существуют отношения и взаимоотношения.

     Человек, так или иначе, относится к  вещам, событиям, социальной жизни, людям. Что-то ему нравится, а что-то нет, одни события, факты его волнуют, а другие оставляют равнодушным. Чувства, интересы, внимания – вот те психические процессы, которые выражают отношение человека, его позицию. В социальных общностях у составляющих их людей представлены не отношения, а взаимоотношения.

     Взаимоотношение – это отношение идущее от людей к людям, “навстречу друг другу”. При этом, если в отношении не обязательно поступление к человеку обратного сигнала, то при взаимоотношении постоянно осуществляется “обратная связь”. Взаимоотношение у контактирующих сторон не всегда имеет одну и ту же модальность. У одного могут быть добрые, хорошие отношения к другому, а у другого к нему противоположные.

     Между общением, с одной стороны, и отношением, существует определенная соотнесенность.

     Общение – это видимая, наблюдаемая, выявляющаяся вовне связь людей. Отношение и взаимоотношение – стороны общения. Они могут быть явными, но могут быть и скрытыми не показными. Взаимоотношение реализуется в общении и через общение. В то же время взаимоотношение накладывает печать на общение, оно служит своеобразным содержанием последнего.

     Принято различать деловые и личные взаимоотношения. Деловые создаются в ходе выполнения каких-либо обязанностей, регламентированных правилом, уставом. При формировании группы определяются функции его членов. Психологическими исследованиями установлено несколько видов деловой зависимости:

  1. Деловые отношения равенства. В этом случае два или несколько членов группы коллектива имеют одинаковые функции.
  2. Деловые отношения подчинения. В них одно лицо занимает положение, обязывающие его намечать для другого объект приложения усилий, способы осуществлять контроль, принимать исполнение. Другое лицо признает и выполняет его указания, хотя они исходят не из документа, а от лица с возложенными на него полномочиями. Реальные деловые взаимоотношения всегда богаче положений, закрепленных в инструкциях, уставах, приказах. Это связано с тем, что относятся друг к другу люди, наделенные индивидуальными качествами.
  3. Личные взаимоотношения возникают на основе психологических мотивов: симпатии, общности, взглядов, интересов, комплиментарности и другие. Необходимым условием возникновения данных отношений является постижение друг друга. Именно в ходе познавания устанавливаются взаимоотношения. Взаимоотношения могут прекратиться, как только исчезают психологические мотивы породившие их. Система личных взаимоотношений выражается в таких категориях, как дружба, товарищество, любовь, ненависть, отчужденность.

     В процессе общения намечаются несколько  вариантов соотношения деловых  и личных взаимоотношений.

  1. Совпадение положительной направленности. В группе, не имеющей деловых противоречий между членами, добрые личные контакты способствуют успешному выполнению стоящей задачи. Под влиянием положительных личных взаимоотношений деловые становятся менее официальными. Но различия между ними сохраняются.
  2. Натянутые деловые отношения и недоброжелательные личные. Это предконфликтная ситуация. Она может возникнуть в отношения равенства или подчинения. Причины осложнения отношений могут быть различные, но выход из конфликтной ситуации не должен быть за счет нарушения деловой активности членов группы, коллектива, снижения качества и уменьшения трудоспособности.
  3. Нейтральные деловые и такие же личные. Под нейтральными следует понимать такие отношения, при которых обе стороны придерживаются инструкции, не выходя за ее приделы. Это так называемые строго официальные отношения. Личные при этом нивелируются. Они не проявляются, т.к. для этого нет почвы.

     Межличностные отношения определяют положение  человека в группе, коллективе. От того как, они складываются, зависит эмоциональное благополучие, удовлетворенность или неудовлетворенность человека в данной общности. От них зависит сплоченность группы, коллектива, способность решать поставленные задачи. Значит, отсюда вывод:

     - отношение – это позиция личности ко всему, что ее окружает и к самой себе.

     - взаимоотношение – это взаимная позиция одной личности к другой, позиция личности по отношению к общности.

     В концепции М. И. Лисиной общение выступает как особая коммуникативная деятельность, направленная на формирование взаимоотношений. Аналогичным образом понимают соотношение этих понятий и другие авторы (Г. М. Андреева, К. А. Абульханова-Славская, Т. А. Репина, Я. Л. Коломинский). В то же время отношения являются не только результатом общения, но и его исходной предпосылкой, побудителем, вызывающим тот или иной вид взаимодействия. Отношения не только формируются, но и реализуются, проявляются во взаимодействии людей. Вместе с тем отношение к другому, в отличие от общения, далеко не всегда имеет внешние проявления. Отношение может проявляться и в отсутствии коммуникативных актов; его можно испытывать и к отсутствующему или даже вымышленному, идеальному персонажу; оно может существовать и на уровне сознания или внутренней душевной жизни (в форме переживаний, представлений, образов и пр.). Если общение осуществляется в тех или иных формах взаимодействия с помощью некоторых внешних средств, то отношение — это аспект внутренней, душевной жизни, это характеристика сознания, которая не предполагает фиксированных средств выражения. Но в реальной жизни отношение к другому человеку проявляется прежде всего в действиях, направленных на него, в том числе и в общении. Таким образом, отношения можно рассматривать как внутреннюю психологическую основу общения и взаимодействия людей. . [9, с.46]

Информация о работе Роль игры в жизни ребенка