Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 12:59, курсовая работа
В детском возрасте происходит зарождение и интенсивное становление отношений к другим людям. Опыт этих первых отношений является основой для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к окружающему, его поведение и самочувствие среди людей.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ
1.1 Понятия отношения, взаимоотношения…………………………………. 6
1.2 Методика организации и руководство подвижными играми, направленных на развитие положительных взаимоотношений между детьми…………………………………………………………………………..
Выводы по 1 главе……………………………………………………………. 18
2. ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Описание и обоснование методов исследования……………………….. 19
2.2 Обработка и анализ полученных результатов…………………………... 24
2.3 Рекомендации для воспитателей по организации подвижных игр в развитии положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………
Выводы по 2 главе……………………………………………………………. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….. 32
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………… 34
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
НП ГУМАНИТАРНЫЙ
КОЛЛЕДЖ
Факультет: педагогический
Специальность:
дошкольное образование
|
|
|
КУРСОВАЯ РАБОТА |
|
Студентка: Ахметшина Гузель Фанисовна /_______/
№ договора 27п09/07-13 Набор: х-2007 г ЦДО Серафимовский
Научный
руководитель:_________________
Ф.И.О.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 | |
1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ |
||
1.1 Понятия отношения, взаимоотношения…………………………………. |
6 | |
1.2
Методика организации и |
11 | |
Выводы по 1 главе……………………………………………………………. | 18 | |
2. ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | ||
2.1 Описание и обоснование методов исследования……………………….. | 19 | |
2.2 Обработка и анализ полученных результатов…………………………... | 24 | |
2.3 Рекомендации для воспитателей по организации подвижных игр в развитии положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………… | 27 | |
Выводы по 2 главе……………………………………………………………. | 28 | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
30 | |
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………. |
32 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………… |
34 | |
ВВЕДЕНИЕ
В детском возрасте происходит зарождение и интенсивное становление отношений к другим людям. Опыт этих первых отношений является основой для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к окружающему, его поведение и самочувствие среди людей.
Проблема становления и развития положительных взаимоотношений детей является актуальной, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность, недоверие и пр.), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Это и привлекает внимание общественности: многих известных психологов и педагогов. Этой теме посвящено значительное число исследований (В.В. Абраменковой, Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, Е.О. Смирнова и другие). Прогрессивные русские ученые - педагоги, психологи (Е. А. Покровский, П. Ф. Лесгафт, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, Л. С. Выготский, В. В. Гориневский, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин, В. Г. Яковлев, Р. Л. Жуковская и многие другие) раскрыли роль игры как деятельности, способствующей качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывающей разностороннее влияние на формирование его личности. Разработкой содержания и методики подвижных игр, изучением их роли в положительных взаимоотношениях детей старшего возраста занимались и продолжают заниматься отечественные ученые и практики.
Взаимоотношения детей дошкольного возраста формируется наиболее эффективно, когда целенаправленным педагогическим средством выступает подвижная игра, в ней ребенок овладевает правилами взаимоотношений со сверстниками, усваивает мораль общества, в котором он живет, таким
образом, способствует взаимоотношению детей.
Подвижная игра является
процессов, развитию творческой активности детей.
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия игровых методов на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, творческих способностей, формирования нравственных качеств, положительных взаимоотношений детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, закрепляющие положительные тенденции в развитии старшего дошкольника. Исходя из вышеизложенного были сформулированы объект, предмет исследования, цель, обозначены задачи работы.
Цель исследования: Проанализировать влияние подвижной игры на развитие взаимоотношений между сверстниками в старшем дошкольном возрасте.
Объектом исследования являются межличностные взаимоотношения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования - условия организации педагогом игры в ДОУ в старшем дошкольном возрасте
Задачи исследования:
1.
Проанализировать и обобщить
теоретический материал по
2. Изучить особенности методики проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста.
3.
Предложить некоторые
4.
Исследовать эффективность
Гипотеза исследования: мы предположили, что подвижная игра способствует формированию положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками при косвенном и прямом участии педагога.
Методы исследования:
1.
Анализ психолого-
2. Социометрический метод;
3. Наблюдение.
Экспериментальная база: МБДОУ детский сад №1 с.Серафимовский Туймазинского района
Практическая
значимость курсовой работы заключается
в том, что в ней на основании проведенной
диагностической работы, предлагается
ряд практических рекомендаций развития
дошкольников в игре, которые на наш взгляд
будут способствовать повышению эффективности
руководства игровой деятельности детей.
Во всех группах и коллективах существуют отношения и взаимоотношения.
Человек, так или иначе, относится к вещам, событиям, социальной жизни, людям. Что-то ему нравится, а что-то нет, одни события, факты его волнуют, а другие оставляют равнодушным. Чувства, интересы, внимания – вот те психические процессы, которые выражают отношение человека, его позицию. В социальных общностях у составляющих их людей представлены не отношения, а взаимоотношения.
Взаимоотношение – это отношение идущее от людей к людям, “навстречу друг другу”. При этом, если в отношении не обязательно поступление к человеку обратного сигнала, то при взаимоотношении постоянно осуществляется “обратная связь”. Взаимоотношение у контактирующих сторон не всегда имеет одну и ту же модальность. У одного могут быть добрые, хорошие отношения к другому, а у другого к нему противоположные.
Между общением, с одной стороны, и отношением, существует определенная соотнесенность.
Общение – это видимая, наблюдаемая, выявляющаяся вовне связь людей. Отношение и взаимоотношение – стороны общения. Они могут быть явными, но могут быть и скрытыми не показными. Взаимоотношение реализуется в общении и через общение. В то же время взаимоотношение накладывает печать на общение, оно служит своеобразным содержанием последнего.
Принято различать деловые и личные взаимоотношения. Деловые создаются в ходе выполнения каких-либо обязанностей, регламентированных правилом, уставом. При формировании группы определяются функции его членов. Психологическими исследованиями установлено несколько видов деловой зависимости:
В процессе общения намечаются несколько вариантов соотношения деловых и личных взаимоотношений.
Межличностные отношения определяют положение человека в группе, коллективе. От того как, они складываются, зависит эмоциональное благополучие, удовлетворенность или неудовлетворенность человека в данной общности. От них зависит сплоченность группы, коллектива, способность решать поставленные задачи. Значит, отсюда вывод:
- отношение – это позиция личности ко всему, что ее окружает и к самой себе.
- взаимоотношение – это взаимная позиция одной личности к другой, позиция личности по отношению к общности.
В концепции М. И. Лисиной общение выступает как особая коммуникативная деятельность, направленная на формирование взаимоотношений. Аналогичным образом понимают соотношение этих понятий и другие авторы (Г. М. Андреева, К. А. Абульханова-Славская, Т. А. Репина, Я. Л. Коломинский). В то же время отношения являются не только результатом общения, но и его исходной предпосылкой, побудителем, вызывающим тот или иной вид взаимодействия. Отношения не только формируются, но и реализуются, проявляются во взаимодействии людей. Вместе с тем отношение к другому, в отличие от общения, далеко не всегда имеет внешние проявления. Отношение может проявляться и в отсутствии коммуникативных актов; его можно испытывать и к отсутствующему или даже вымышленному, идеальному персонажу; оно может существовать и на уровне сознания или внутренней душевной жизни (в форме переживаний, представлений, образов и пр.). Если общение осуществляется в тех или иных формах взаимодействия с помощью некоторых внешних средств, то отношение — это аспект внутренней, душевной жизни, это характеристика сознания, которая не предполагает фиксированных средств выражения. Но в реальной жизни отношение к другому человеку проявляется прежде всего в действиях, направленных на него, в том числе и в общении. Таким образом, отношения можно рассматривать как внутреннюю психологическую основу общения и взаимодействия людей. . [9, с.46]