Роль игры в жизни ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 12:59, курсовая работа

Краткое описание

В детском возрасте происходит зарождение и интенсивное становление отношений к другим людям. Опыт этих первых отношений является основой для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к окружающему, его поведение и самочувствие среди людей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ
1.1 Понятия отношения, взаимоотношения…………………………………. 6
1.2 Методика организации и руководство подвижными играми, направленных на развитие положительных взаимоотношений между детьми…………………………………………………………………………..
Выводы по 1 главе……………………………………………………………. 18
2. ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Описание и обоснование методов исследования……………………….. 19
2.2 Обработка и анализ полученных результатов…………………………... 24
2.3 Рекомендации для воспитателей по организации подвижных игр в развитии положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………
Выводы по 2 главе……………………………………………………………. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….. 32
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………… 34

Файлы: 1 файл

Подвижная игра как средство формирования положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.doc

— 241.00 Кб (Скачать)

     По  отношению к детям отношения  и взаимоотношения тоже проявляются. Они рождаются между детьми во время игры, совместной трудовой деятельности, на занятиях и т.д. Между детьми дошкольного  возраста обнаруживается достаточно широкий диапазон взаимоотношений.

     Исследования, выполненные под руководством М. И. Лисиной, показали, что примерно к 4 годам сверстник становится более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. Общение со сверстником отличает ряд специфических особенностей, среди которых богатство и разнообразие коммуникативных действий, чрезвычайная эмоциональная насыщенность, нестандартность и нерегламентированность коммуникативных актов. В то же время отмечается нечувствительность к воздействиям сверстника, преобладание инициативных действий над ответными.

     Развитие  общения со сверстником в дошкольном возрасте проходит через ряд этапов. На первом из них (2—4 года) сверстник  является партнером по эмоционально-практическому  взаимодействию, которое основано на подражании и эмоциональном заражении ребенка. Главной коммуникативной потребностью является потребность в соучастии сверстника, которое выражается в параллельных (одновременных и одинаковых) действиях детей. На втором этапе (4—6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. Сотрудничество, в отличие от соучастия, предполагает распределение игровых ролей и функций, а значит, и учет действий и воздействий партнера. Содержанием общения становится совместная (главным образом, игровая) деятельность. На этом же этапе возникает другая и во многом противоположная потребность в уважении и признании сверстника. На третьем этапе (в 6—7 лет) общение со сверстником приобретает черты внеситуативности — содержание общения отвлекается от наглядной ситуации, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми.

     Как показали работы Р. А. Смирновой и Р. И. Терещук, выполненные в русле данного направления, избирательные привязанности и предпочтения детей возникают на основе общения. Дети предпочитают тех сверстников, которые адекватно удовлетворяют их потребности в общении. Причем главной из них остается потребность в доброжелательном внимании и уважении. Практика в детском саду показывает, что отношения детей в группе детского сада не всегда складываются благополучно. Наряду с положительным характером контактов возникают и осложнения, которые иногда приводят к “выпадению” ребенка из коллектива. Конфликтные взаимоотношения со сверстниками препятствуют нормальному общению с ними и полноценному формированию личности ребенка. Связанное с нарушением общения отрицательное эмоциональное часто приводит к появлению неуверенности в себе, недоверчивости к людям, вплоть до элементов агрессивности в поведении. [12, с.24]

     В этой связи возникает необходимость  разрабатывать конкретные меры, с  помощью которых можно было бы предупреждать или преодолевать конфликтные ситуации, порождающие  нарушение правильных взаимоотношений  между детьми группы. Поэтому воспитатель  должен быть внимателен по отношению ко всем детям группы, знать их отношения и взаимоотношения. Вовремя замечать какие-либо отклонения в отношениях и взаимоотношениях детей в группе. 

1.2 Методика организации и руководство подвижными играми, направленных на развитие положительных взаимоотношений между детьми. 

     Методика  организации подвижных  игр.

     Организация подвижных игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению подвижной игры, её проведение и анализ.

     В подготовку к проведению подвижной игры входят:

  • отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: воспитание уважительного отношения к сверстникам, развитие чувства коллективизма, внимания по отношению друг к другу и др.;
  • установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей старшей подготовительной группы;
  • определение наиболее удобного времени проведения подвижной игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
  • выбор места для игры, где дети могут с удовольствием играть;
  • определение кол-ва играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
  • подготовка необходимого материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки);
  • подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;
  • подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

     Проведение  подвижных игр включает:

  • ознакомление детей с содержанием игры, с материалом, который будет использован в игре;
  • объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил;
  • показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
  • определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью задачи игры, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
  • подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей в общении, внимание друг к другу и дисциплинированность.
 

  В конце  игры педагог спрашивает у  детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно ждут этого дня.

     Анализ  проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе. . [16, с.145]

     Руководство подвижными играми.

     Успешное  руководство подвижными играми, прежде всего, предусматривает отбор и  продумывание их программного содержания, чёткое определение задач, определение  места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими  играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие различных вариантов взаимодействия между детьми и поощрение активности к общению, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения сложных ситуаций, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам. Для старших дошкольников руководство игрой должно быть таким, чтобы у детей сохранялось соответствующее эмоциональное настроение, непринужденность, чтобы они переживали радость от совместного участия в ней и чувство удовлетворения от решения поставленных задач. 

       Воспитатель намечает последовательность  игр, усложняющихся по содержанию, задачам, игровым действиям и  правилам. Отдельные изолированные  игры могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть общего воспитывающего и развивающего результата. Поэтому следует чётко определять роль подвижной игры во взаимодействии детей на занятиях и вне ее. 

       Следует учитывать, что в подвижной  игре необходимо правильное сочетание  наглядности, слова воспитателя  и действий самих детей с  игрушками, игровыми материалами,  предметами и т.д. К наглядности  относятся: 1)предметы, которыми играют дети и которые составляют материальный центр игры; 2)картинки, изображающие предметы и действия с ними, отчётливо выделяющие назначение, основные признаки предметов, свойства материалов; 3) наглядный показ, пояснение словами игровых действий и выполнение игровых правил. 

       При помощи словесных пояснений, указаний воспитатель направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их представления, расширяет опыт общения. Речь его способствует обогащению словаря дошкольников, овладению разнообразными формами взаимодействия, способствует совершенствованию игровых действий. 

       Руководя играми, воспитатель использует  разнообразные средства воздействия  на дошкольников. Например, выступая  в качестве участника игры, он  незаметно для них направляет  игру, поддерживает их инициативу, сопереживает с ними радость игры и радость совместно выполняемых действий. Иногда педагог рассказывает о каком-либо событии, создаёт соответствующее игровое настроение и поддерживает его по ходу игры. Он может и не включаться в игру, но как умелый и чуткий режиссёр, сохраняя и уберегая её самодеятельный характер, руководит развитием игровых действий, выполнением правил и незаметно для детей ведёт их к определённому результату. Поддерживая и пробуждая детскую деятельность, педагог делает это чаще всего не прямо, а косвенно: выражает удивление, шутит, использует разного рода игровые сюрпризы и т.п. 

       Надо помнить, с одной стороны  об опасности, чрезмерно усиливая  воспитывающие моменты, ослабить  игровое начало, придать подвижной  игре характер занятия, а с  другой, увлёкшись занимательностью, уйти от задачи воспитания.  

       Заканчивая игру, педагог должен  вызвать у детей интерес к  её продолжению, создать радостную  перспективу. Обычно он говорит: "Новая игра будет ещё интереснее". Воспитатель разрабатывает варианты знакомых детям игр и создаёт новые- полезные и увлекательные. [2, с.124]  

     Педагогическая  ценность подвижных игр в развитии положительных взаимоотношений детей:

  • В подвижных играх перед детьми ставятся те воспитательные задачи, решение которых проходит незаметно для самих детей,  и которые помогают преодолевать трудности в общении и разбираться в сложных взаимоотношениях.
  • Необходимо добиваться того, чтобы подвижная игра была не только формой усвоения положительных навыков общения, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей.

     Подвижная игра содействует решению задач  нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным по отношению к другим, уступчивым и требовательным

     Как мы подчеркивали в самом начале, дошкольники действуют не в соответствии с нормами и представлениями, а на основе собственных чувственных  впечатлений и непосредственного  опыта. Именно поэтому наша программа  основана не на объяснениях, не на поощрениях или порицаниях, а на организации непосредственных взаимоотношений между детьми. При проведении всех игр следует по возможности избегать инструкций, нравоучений и приведения положительных образцов. Следует исключить также замечания и разделение детей на хороших и плохих игроков. Гораздо важнее и эффективнее поддерживать каждого ребенка, показывать ему, что другие дети — не противники и не конкуренты, а близкие, тесно связанные с ним и во многом похожие на него люди.

     На первых порах игры без слов и без игрушек могут показаться детям странными и непривычными. Однако отсутствие принуждения, равные права, запрет на вербальные контакты снимают напряженность, замкнутость, страх, что тебя могут обидеть, обозвать, не принять в игру. Физический контакт с другими детьми, ласковые прикосновения и поглаживания, близость сверстника дают детям ощущение тепла, безопасности и общности с другими, ослабляют защитные барьеры, направляют внимание ребенка на другого.

     Если  в вашей группе есть проблемные дети, которые мешают другим играть (могут ударить сверстника, обозвать его или чураются и прячутся от сверстников), вы должны вводить таких детей в игру через собственное общение с ними: подойти к ребенку и начать играть с ним в паре и лишь после того, как ребенок примет воображаемую ситуацию, переключить его на игру с другими детьми. В наиболее трудных случаях проблемного ребенка можно мягко вывести из игры, предложив ему индивидуальную игру (конструктор, кубики и пр.). Как показывает практика, через некоторое время эти дети вновь присоединяются к общей игре, но на этот раз стараясь не нарушать ее правил.

     Ни  в коем случае нельзя насильно (запретами, угрозами) заставлять ребенка делать то, чего он не хочет или к чему еще не готов. Принуждениями можно только отбить интерес к игре, сделать ее бессмысленной. Задача воспитателя — заинтересовать ребенка, увлечь его игрой, поддержать его малейшие проявления внимания к другому. Все это требует особой эмоциональности, выразительности и артистизма. Именно в этом заключается искусство воспитания, в особенности это важно для дошкольного педагога. Доброжелательность, установка на сюрприз и разного рода неожиданности, ваше удивление или восхищение, в общем, ваша эмоциональная выразительность и заразительность — вот главные средства в работе с маленькими детьми.

Информация о работе Роль игры в жизни ребенка