Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 12:59, курсовая работа
В детском возрасте происходит зарождение и интенсивное становление отношений к другим людям. Опыт этих первых отношений является основой для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к окружающему, его поведение и самочувствие среди людей.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ
1.1 Понятия отношения, взаимоотношения…………………………………. 6
1.2 Методика организации и руководство подвижными играми, направленных на развитие положительных взаимоотношений между детьми…………………………………………………………………………..
Выводы по 1 главе……………………………………………………………. 18
2. ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Описание и обоснование методов исследования……………………….. 19
2.2 Обработка и анализ полученных результатов…………………………... 24
2.3 Рекомендации для воспитателей по организации подвижных игр в развитии положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………
Выводы по 2 главе……………………………………………………………. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….. 32
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………… 34
Для обработки полученных данных за основу нами были приняты следующие показатели: 4 и более баллов – «социометрические звезды»; от 1 до 3 – общительные, подвижные дети, в своей группе могут быть лидерами; 0 баллов – тихие, малоактивные дети; - 1 и меньше баллов – отвергаемые дети.
В результате нами были получены следующие данные в группе «Чебурашка»: 25% детей (5 человек:) - это «социометрические звезды»: внешне привлекательные, достаточно уверенные в себе дети, которые пользуются авторитетом в группе сверстников, они лидируют в играх, с ними охотно дружат другие дети.
50% детей (10 человек) исследуемой группы «предпочитаемые» – эти дети предпочитают игры и общение с постоянным ограниченным кругом друзей (или одним постоянным другом), при этом с другими детьми они почти не конфликтуют, в своей маленькой группе могут быть лидерами.
«Пренебрегаемых» детей в группе было 25% (5 человек) – этих детей просто не замечают, их как будто нет в группе, как правило, это тихие, малоактивные дети, которые играют в одиночестве и не стремятся к контактам со сверстниками.
Констатирующий анализ диагностики особенностей отношений детей дошкольного возраста к сверстникам группы «Золотой ключик».
В результате нами были получены следующие данные: количество «социометрических звезд» составляет 20% (4 человека), количество «предпочитаемых» детей составляет 40% (8 человек исследуемой группы). «Пренебрегаемых» детей в группе больше - 30% (6 человек). Так же в диагностирующей группе оказались и дети «изолированные». Количество таких детей составило 10% (1 ребенок –) – это дети, которых отвергают сверстники, нередко они внешне мало привлекательны или имеют явно выраженные физические дефекты; нервозны, чрезмерно конфликтны, негативно настроены по отношению к другим детям.
По результатам данных диагностик можно сделать вывод: что дети в данной группе обладают большим спектром социальных контактов друг с другом и выработали адекватные модели поведения в среде сверстников чем в группе «Чебурашка». По вышеизложенным данным становится ясно, что взаимоотношения детей направлены в положительную сторону в группе, работа с которой включает в себя подвижные игры. И наоборот, во второй группе, где воспитателем мало уделяется внимание на организацию с детьми подвижных игр, ситуация по проблеме складывается хуже.
2. Рассмотрим результаты наблюдения за организацией учебно-воспитательного процесса в исследуемых группах. В первой диагностируемой группе подвижные игры, направленные на формирование положительных взаимоотношений детей, применялись крайне редко (в основном на занятиях по физическому воспитанию), не всегда используются подвижные игры в соответствии с возрастом детей; нет системы в планировании подвижных игр; не используется полностью время, отведённое на игровую деятельность. Результатом такого обучения стала повышенная агрессивность детей по отношению друг к другу. Около четверти детей обнаруживают полную беспомощность в общении со сверстниками. Они не могут найти решение даже наиболее типичных трудностей в общении с партнёрами, что свидетельствуют о явно недостаточной социальной компетентности. Большая часть самостоятельных решений, предложенных детьми, имели явно агрессивный характер. Решения типа "Побью", "Убью", "Стукну" и пр. встречались в 45% случаях. Эти ответы говорят о том, что агрессивность становится нормой жизни для значительной части дошкольников. Это достаточно опасная тенденция, которая должна вызывать тревогу. Только четвертая часть обследованных детей обнаружили способность к самостоятельным, конструктивным и неагрессивным решениям в конфликтах со сверстниками. В личной беседе с воспитателем мы выяснили, что педагог редко применяет подвижные игры в своей работе, на наш вопрос об используемых им средствах формирования положительных взаимоотношений в группе, нам был приведен пример беседы, изучения литературы, направленных на устранение данной проблемы, рассматривание конкретных ситуаций.
Во второй изучаемой группе работа с детьми отличалась тем, что включала подвижные игры. Опыт работы воспитателя над данной проблемой показал достаточно высокие результаты. Дети больше играют, самостоятельно разрешают многие конфликты, требуют от взрослых меньше внимания к себе. Кроме того, заметно снижена агрессивность многих проблемных детей; уменьшено количество демонстративных реакций; замкнутые дети, игравшие раньше в одиночестве или не отходившие от воспитателя ни на шаг, участвуют в совместных играх.
В
результате было выявлено различие в
поведении и результатах
2.3
Рекомендации для воспитателей
по организации подвижных
игр в развитии положительных
взаимоотношений детей
старшего дошкольного
возраста.
способствовать превращению игры в их самостоятельную деятельность, поощрять проявление инициативы.
место в планировании всей воспитательно-образовательной работы с детьми. Являясь эффективным средством воспитания, они могут быть составной частью занятия. Кроме того, в часы, отведённые для игр, подвижные игры планируются и организуются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, где они могут играть по своему желанию как всем коллективом, небольшими группами или же индивидуально. В плане должен предусматриваться подбор игр и материала для них в соответствии с общим планом педагогической работы.
возможность выявить их отношение друг к другу, особенности поведения. Это может подсказать педагогу, какие игры полезны для детей, в чём они сильны, в чём отстают.
человеческой
личности. Если они проводятся живо,
умелым педагогом, дети реагируют на них
с огромным интересом, взрывами радости,
что безусловно увеличивает их значение.
Вывод по 2 главе.
Подвижная
игра – сложная эмоциональная
деятельность детей, активные движения,
обусловленные содержанием
Необходимость подчиняться
Для подвижных игр характерно нравственно ценное содержание. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы.
Подвижные игры создают атмосферу радости, активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции. Именно подвижные игры создают эффективные условия для развития межличностных отношений ребенка дошкольного возраста. В подвижных играх ребенок может проявить свое бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему безоценочную эмоциональную вовлеченность в его действиях, все эти действия могут, свидетельствует о том, что ровесник стал для ребенка не только предметом сравнения с собой, но и самоценной целостной личностью.
Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развиваются его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества.
Подвижные игры имеют большое
значение для всестороннего,
Дошкольный
возраст - особо ответственный период
в воспитании, т. к. является возрастом
первоначального становления
Таким образом, в работе по изучению общения дошкольников друг с другом в группе детского сада мы пришли к выводам:
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абраменкова В. В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. М., 2006.
2. Антонова
Т. В. Особенности социального
поведения детей в игре // Руководство
играми в дошкольных
3. Былеева Л.В., Яковлев В.Г. Подвижные игры. - М.: ФиС, 2005. - 224 с.
4. Друшанова
А. Коммуникативное развитие: проблемы
и перспективы: О
5. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей // Дошкольное воспитание. - 2005. - 10. С.26-35.
6. Курцева 3. Сила слова // Дошкольное воспитание. - 2008. - 12. С. 102-105.
7. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 2005.
8. Лисина М. И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М. И. Лисиной. М., 2006.
9. Мясищев В. Н.
Психология отношений: Избр. психол. труды.
Воронеж, 2005.
10. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской
игре. - М.: Просвещение, 2008. - 128 с.
11. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2005. - 512 с.
12. Репина Т. А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. М., 2008.
13. Снегирева Л. А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников: методические рекомендации. Москва, 2008.
14. Смирнова Е.О. Ребенок - взрослый - сверстник. Методические рекомендации. - М.: МГППУ, 2003. - 140 с.
15. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2007. - 79 с.
16. Усова
А. П. Роль игры в воспитании детей. - М.:
Педагогика, 2006. - 258 с.
.