Роль игры в жизни ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 12:59, курсовая работа

Краткое описание

В детском возрасте происходит зарождение и интенсивное становление отношений к другим людям. Опыт этих первых отношений является основой для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к окружающему, его поведение и самочувствие среди людей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ
1.1 Понятия отношения, взаимоотношения…………………………………. 6
1.2 Методика организации и руководство подвижными играми, направленных на развитие положительных взаимоотношений между детьми…………………………………………………………………………..
Выводы по 1 главе……………………………………………………………. 18
2. ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Описание и обоснование методов исследования……………………….. 19
2.2 Обработка и анализ полученных результатов…………………………... 24
2.3 Рекомендации для воспитателей по организации подвижных игр в развитии положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………
Выводы по 2 главе……………………………………………………………. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….. 32
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………… 34

Файлы: 1 файл

Подвижная игра как средство формирования положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.doc

— 241.00 Кб (Скачать)

     Для обработки полученных данных за основу нами были приняты следующие показатели: 4 и более баллов – «социометрические звезды»; от 1 до 3 – общительные, подвижные дети, в своей группе могут быть лидерами; 0 баллов – тихие, малоактивные дети; - 1 и меньше баллов – отвергаемые дети.

     В результате нами были получены следующие  данные в группе «Чебурашка»: 25% детей (5 человек:) - это «социометрические звезды»: внешне привлекательные, достаточно уверенные в себе дети, которые пользуются авторитетом в группе сверстников, они лидируют в играх, с ними охотно дружат другие дети.

     50% детей (10 человек) исследуемой группы «предпочитаемые» – эти дети предпочитают игры и общение с постоянным ограниченным кругом друзей (или одним постоянным другом), при этом с другими детьми они почти не конфликтуют, в своей маленькой группе могут быть лидерами.

     «Пренебрегаемых»  детей в группе было 25% (5 человек) – этих детей просто не замечают, их как будто нет в группе, как правило, это тихие, малоактивные дети, которые играют в одиночестве и не стремятся к контактам со сверстниками.

           Констатирующий анализ диагностики особенностей отношений детей дошкольного возраста к сверстникам группы «Золотой ключик».

     В результате нами были получены следующие  данные: количество «социометрических  звезд» составляет 20% (4 человека), количество «предпочитаемых» детей составляет 40% (8 человек исследуемой группы). «Пренебрегаемых» детей в группе больше - 30% (6 человек). Так же в диагностирующей группе оказались и дети «изолированные». Количество таких детей составило 10% (1 ребенок –) – это дети, которых отвергают сверстники, нередко они внешне мало привлекательны или имеют явно выраженные физические дефекты; нервозны, чрезмерно конфликтны, негативно настроены по отношению к другим детям.

     По  результатам данных диагностик можно  сделать вывод: что дети в данной группе обладают большим спектром социальных контактов друг с другом и выработали адекватные модели поведения в среде сверстников чем в группе «Чебурашка». По вышеизложенным данным становится ясно, что взаимоотношения детей направлены в положительную сторону в группе, работа с которой включает в себя подвижные игры. И наоборот, во второй группе, где воспитателем мало уделяется внимание на организацию с детьми подвижных игр, ситуация по проблеме складывается хуже.

       2. Рассмотрим результаты наблюдения за организацией учебно-воспитательного процесса в исследуемых группах. В первой диагностируемой группе  подвижные игры, направленные на формирование положительных взаимоотношений детей, применялись крайне редко (в основном на занятиях по физическому воспитанию), не всегда используются подвижные игры в соответствии с возрастом детей; нет системы в планировании подвижных игр; не используется полностью время, отведённое на игровую деятельность. Результатом такого обучения стала повышенная агрессивность детей по отношению друг к другу. Около четверти детей обнаруживают полную беспомощность в общении со сверстниками. Они не могут найти решение даже наиболее типичных трудностей в общении с партнёрами, что свидетельствуют о явно недостаточной социальной компетентности. Большая часть самостоятельных решений, предложенных детьми, имели явно агрессивный характер. Решения типа "Побью", "Убью", "Стукну" и пр. встречались в 45% случаях. Эти ответы говорят о том, что агрессивность становится нормой жизни для значительной части дошкольников. Это достаточно опасная тенденция, которая должна вызывать тревогу. Только четвертая часть обследованных детей обнаружили способность к самостоятельным, конструктивным и неагрессивным решениям в конфликтах со сверстниками.  В личной беседе с воспитателем мы выяснили, что педагог редко применяет подвижные игры в своей работе, на наш вопрос об используемых им средствах формирования положительных взаимоотношений в группе, нам был приведен пример беседы, изучения литературы, направленных на устранение данной проблемы, рассматривание конкретных ситуаций.

       Во второй изучаемой группе  работа с    детьми отличалась тем, что включала подвижные игры. Опыт работы воспитателя над данной проблемой показал достаточно высокие результаты. Дети больше играют, самостоятельно разрешают многие конфликты, требуют от взрослых меньше внимания к себе. Кроме того, заметно снижена агрессивность многих проблемных детей; уменьшено количество демонстративных реакций; замкнутые дети, игравшие раньше в одиночестве или не отходившие от воспитателя ни на шаг, участвуют в совместных играх.

     В результате было выявлено различие в  поведении и результатах деятельности  детей в разных подготовительных группах, подтвердившее эффективность  игровых приемов уже в ходе изучения данной проблемы на практике, что подтвердило нашу гипотезу. 
 

2.3 Рекомендации для воспитателей по организации подвижных игр в развитии положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. 

      
  • Создавать требуемые условия для организации  игр в помещении и на участке; оборудовать педагогический процесс  играми и игровым материалом в соответствии с возрастом, развитием и интересами детей.
  • Соблюдать время, отведённое для игр в режиме дня; способствовать тому, чтобы их организация обеспечила детям интересную, содержательную и поучительную  жизнь.
  • В процессе совместной игровой деятельности воспитывать дружелюбие, отзывчивость, формировать положительные взаимоотношения между детьми, взаимопомощь, умение понять друг друга.
    • Систематически   формировать  у       детей   игровые     умения,

способствовать  превращению игры в их самостоятельную деятельность, поощрять проявление инициативы.

    • Планирование подвижных игр  должно   занимать   значительное

место в планировании всей воспитательно-образовательной  работы с детьми. Являясь эффективным  средством воспитания, они могут быть составной частью занятия. Кроме того, в часы, отведённые для игр, подвижные игры планируются и организуются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, где они могут играть по своему желанию как всем коллективом, небольшими группами или же индивидуально. В плане должен предусматриваться подбор игр и материала для них в соответствии с общим планом педагогической работы.

    • Наблюдения     за     самостоятельными     играми     детей     дают

возможность выявить их отношение друг к другу, особенности поведения. Это может подсказать педагогу, какие игры полезны для детей, в чём они сильны, в чём отстают.

    • Подвижные     игры     способствуют    развитию     всех     сторон

человеческой  личности. Если они проводятся живо, умелым педагогом, дети реагируют на них с огромным интересом, взрывами радости, что безусловно увеличивает их значение. 

     Вывод по 2 главе.

     Подвижная игра – сложная эмоциональная  деятельность детей, активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции.

       Необходимость подчиняться правилам  и соответствующим образом реагировать  на сигнал, организует и дисциплинирует  детей, приучает их контролировать  свое поведение, развивает сообразительность,  двигательную инициативу и самостоятельность. Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных; пополняют словарныйзапас; совершенствую тпсихические процессы.    

       Для подвижных игр характерно  нравственно ценное содержание. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы.

     Подвижные игры создают атмосферу радости, активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции. Именно подвижные игры создают эффективные условия для развития межличностных отношений ребенка дошкольного возраста. В подвижных играх ребенок может проявить свое бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему безоценочную эмоциональную вовлеченность в его действиях, все эти действия могут, свидетельствует о том, что ровесник  стал  для  ребенка  не  только  предметом  сравнения  с собой, но  и  самоценной целостной личностью.     

       Подвижные игры являются одним  из условий развития культуры  ребенка. В них он осмысливает  и познает окружающий мир, в   них    развиваются его   интеллект,  фантазия, воображение, формируются социальные качества.      

       Подвижные игры имеют большое  значение для всестороннего, гармоничного  развития детей дошкольного возраста. Участие дошкольников в подвижной  игре позволяет установить доброжелательные и позитивные межличностные отношения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Дошкольный  возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом  первоначального становления личности ребенка. В это время в общении  ребенка со сверстниками возникают  довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками. Взаимоотношения  детей дошкольного возраста формируется наиболее эффективно, когда целенаправленным педагогическим средством выступает подвижная игра, в ней ребенок овладевает правилами взаимоотношений со сверстниками, усваивает   мораль    общества,    в котором он   живет,  таким образом, способствует взаимоотношению детей.

     Таким образом, в работе по изучению общения  дошкольников друг с другом в группе детского сада мы пришли к выводам:

  1. У детей шестилетнего возраста идет активное сплочение коллектива, именно в этот период нужно уделять большое внимание развитию взаимоотношений между ними.
  2. Удачным методом воспитания взаимоотношений является подвижная игровая деятельность.
  3. У детей шести лет можно сформировать осмысленные нравственные представления об отношении друг к другу незаметно для них самих используя подвижные игры.
  4. К организации подвижных игр нужно подходить обдуманно, ведь их успешное руководство, прежде всего, предусматривает отбор и продумывание программного содержания игр, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения.
  5. Организация подвижных игр должна быть направлена на развитие различных вариантов взаимодействия между детьми и поощрение активности к общению, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения сложных ситуаций, должна обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

1.  Абраменкова В. В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. М., 2006.

2.  Антонова  Т. В. Особенности социального  поведения детей в игре // Руководство  играми в дошкольных учреждениях  / Под ред. М. А. Васильевой. - М.: Педагогика, 2007. - 250 с.

3. Былеева  Л.В., Яковлев В.Г. Подвижные игры. - М.: ФиС, 2005. - 224 с.

4. Друшанова  А. Коммуникативное развитие: проблемы  и перспективы: О коммуникативном  развитии дошкольников // Дошкольное  воспитание. - 2009. - 6,7,8,11.

5. Дубина  Л. Развитие у детей коммуникативных способностей // Дошкольное воспитание. - 2005. - 10. С.26-35.

6. Курцева  3. Сила слова // Дошкольное воспитание. - 2008. - 12. С. 102-105.

7. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 2005.

8. Лисина М. И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М. И. Лисиной. М., 2006.

9. Мясищев В. Н. Психология отношений: Избр. психол. труды. Воронеж, 2005.  
10. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М.: Просвещение, 2008. - 128 с.

11. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2005. - 512 с.

12. Репина Т. А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. М., 2008.

13. Снегирева Л. А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников: методические рекомендации. Москва, 2008.

14. Смирнова Е.О. Ребенок - взрослый - сверстник. Методические рекомендации. - М.: МГППУ, 2003. - 140 с.

15. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2007. - 79 с.

16. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. - М.: Педагогика, 2006. - 258 с.  

.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Роль игры в жизни ребенка